Основные функции, функциональные задачи страхования, реализуемые в условиях АИТ

Техническое обеспечение автоматизированных информационных систем страхового дела.

Основные функции, функциональные задачи страхования, реализуемые в условиях АИТ.

4. Автоматизированная информационная система страховой фирмы и технология её функционирования

1. Понятие страховой деятельности и её организации.

Страхование — система экономических отношений, предназначенная для преодоления и возмещения разного рода потерь, ущерба в резуль­тате непредвиденных случайностей. Оно представляет всем хозяйст­вующим субъектам и членам общества гарантии в возмещении ущерба, полученного в результате несчастных случаев, причинен­ного стихийным бедствием, вызванным непредвиденными обстоя­тельствами в деятельности предприятии, фирм, банков.

Многовековой опыт страхования убедительно доказал, что оно является мощным фактором положительного воздействия на экономику. Именно страхование повышает инвестиционный потенци­ал и дает возможность увеличить состояние и богатство нации. Это важно для российской экономики, которая пока пребывает в сложном положении. Поэтому налаживание непрерывного и бес­перебойного производственного процесса, поддержание стабиль­ности и устойчивости экономического развития, повышение уров­ня жизни населения требуют формирования системы страховой защиты.

Страхование включает совокупность форм и методов формиро­вания целевых фондов денежных средств и их использование на возмещение ущерба при непредвиденных рисках, а также на ока­зание помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни.

Переход к рыночной экономике обеспечивает существенное возрастание роли страхования в общественном воспроизводстве, значительно расширяет сферу страховых услуг и выступает, с од­ной стороны, средством защиты бизнеса и благосостояния людей, а с другой - видом деятельности, приносящим доход. Источника­ми прибыли страховой организации служат доходы от страховой деятельности, от инвестиций временно свободных средств в объек­ты производственной и непроизводственной сфер деятельности, акции предприятий, банковские депозиты, ценные бумага и т.д.

Сфера экономических отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируются спрос и предложения на нее, получила название страховой рынок. Обязательным условием су­ществования страхового рынка является наличие общественной по­требности на страховые услуги и наличие страховщиков, способных удовлетворить эти потребности. Переход отечественной экономики к рынку существенно меняет роль и место страховщика в системе эко­номических отношений. Страховые компании превращаются в пол­ноправных субъектов хозяйственной жизни.

Функционирующий страховой рынок представляет собой сложную, интегрированную систему экономических, финансовых, информационных связей, включает различные взаимодействующие структурные звенья (рис 17).

Страховой рынок как часть финансово-кредитной сферы явля­ется объектом государственного регулирования и контроля в целях обеспечения его стабильного функционирования с учетом значи­мости страхования в процессе общественного воспроизводства. Го­сударственное регулирование страхового рынка осуществляется посредством специальной налоговой 'политики, принятия по отдель­ным видам предпринимательской деятельности законов, отражаю­щих порядок заключения договоров страхования и решения возни­кающих споров.

 

 


Рисунок 17- Общая структура страхового рынка

Основное звено страхового рынка — страховое общество или страховая компания.

Страховая компания — определенная общественная форма функ­ционирования страхового фонда, представляющая собой обособлен­ную структуру, осуществляющую заключение договоров страхова­ния и их обслуживание. Страховой компании свойственны техни­ко-организационное единство и экономическая обособленность ее ресурсов, их самостоятельный полный оборот. Страховая компания функционирует в экономической системе в качестве самостоятель­ного хозяйствующего субъекта и «встроена» в определенную систе­му производственных отношений. Экономически обособленные страховые компании строят свои отношения с другими страховщи­ками на основе перестрахования и сострахования.

Новая роль страховых компаний заключается в том, что они все больше выполняют функции специализированных кредитных институтов — занимаются кредитованием определенных сфер и от­раслей хозяйственной деятельности. Страховые компании занима­ют ведущие после коммерческих банков позиции по величине ак­тивов и по возможности применения их в качестве ссудного капи­тала. Характер аккумулируемых ими ресурсов позволяет использо­вать их для долгосрочных производственных капиталовложений через рынок ценных бумаг. Такими возможностями банки, опи­рающиеся на сравнительно краткосрочно привлекаемые средства, не располагают. Поэтому страховые компании могут занять веду­щее положение на рынке капиталов.

Страховые компании подразделяются на ряд типов.

- Акционерные страховые общества, т. е. формы организации страховых фондов на основе централизации денежных средств по­средством продажи акций.

- Перестраховочные компании, осуществляющие вторичное страхование наиболее крупных и опасных рисков.

- Общества взаимного страхования, предусматривающие орга­низацию страхового фонда на основе централизации средств по­
средством паевого участия его членов, создание, как правило, сою­
зов средних и крупных собственников (домовладельцев, собствен­ников гостиниц и т. д.).

- Государственная страховая компания — публично-правовая форма организации страхового фонда, основанная государством.

- Негосударственный пенсионный фонд — особая форма органи­зации личного страхования, гарантирующая рентные выплаты страхователям по достижении ими пенсионного возраста. В стра­нах с развитой экономикой пенсионные фонды являются не толь­ко источником существенных инвестиций, но и неотъемлемым элементом системы «встроенных стабилизаторов», сглаживающих влияние экономических циклов на социальную сферу.

Итак, страховой рынок — это особая социально-экономическая среда, определенная сфера экономических отношений, где объектом ку­пли-продажи выступает страховая защита, формируются спрос и предложение на нее.

Страховой рынок тесно связан со всеми звеньями процесса воспроизводства. Будучи составной частью экономики, страховой рынок отражает состояние и уровень развития производительных сил общества и в то же время активно влияет на развитие эконо­мики. Страховые рынки подразделяются по отраслевому признаку, до масштабам — на национальный, региональный и международ­ный. Страховой рынок — это и поле активных информационных связей, где информационные потоки обеспечивают реализацию управленческих решений по всем ключевым вопросам его деятель­ности.

 

По происхождению и содержанию страхование имеет черты, со­единяющие его с категориями «финансы» и «кредит» (перераспре­деление денежного фонда, возвратность полученной ссуды) и в то же время принципиальные отличия от финансов и кредита, харак­терные только для него функции.

Функции страхования и его содержание органически связаны. К числу важнейших функций относятся:

• формирование специализированного страхового фонда де­нежных средств;

• возмещение ущерба и личное материальное обеспечение гра­ждан;

• предупреждение страхового случая и минимизации ущерба.
Первая функция — это формирование специализированного

страхового фонда денежных средств как платы за риски, которые берут на свою ответственность страховые компании. Этот фонд может формироваться как в обязательном, так и в добровольном порядке. Государство, исходя из экономической и социальной об­становки, регулирует развитие страхового дела в стране.

Вторая функция страхования — возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граждан. Право на возмещение ущерба в имуществе имеют только физические и юридические лица, кото­рые являются участниками формирования страхового фонда. Воз­мещение ущерба через указанную функцию осуществляется физи­ческими или юридическими лицами в рамках имеющихся догово­ров имущественного страхования.

Третья функция страхования - предупреждение страхового слу­чая и минимизация ущерба — предполагает широкий комплекс мер, в том числе финансирование мероприятий по недопущению или уменьшению негативных последствий несчастных случаев, стихийных бедствий и т.п.

Имея дело с массовыми явлениями, в отношении которых ор­ганизуется страховая защита, страхование собирает, группирует и обобщает информацию с целью выработки оптимальной стратегии своей Деятельности. В настоящее время все информационные про­цедуры управления страховой деятельностью основываются на ав­томатизированных информационных технологиях и системном подходе к рассмотрению страхования. В частности, многообразие функций и функциональных задач может быть упорядочено и представлено в виде взаимосвязанной системы.

Страхование можно классифицировать по сферам деятельно­сти, формам проведения, видам (отраслям) страхования.

Сфера деятельности страховых организаций различается по сферам экономической деятельности: внутренний, внешний и смешанный страховые рынки. Это организационная классифика­ция страхования как вида экономической деятельности.

Форма проведения страхования может быть обязательной (в силу закона) и добровольной.

По форме организации страхование выступает как государствен­ное, акционерное, взаимное и кооперативное.

В условиях рыночной экономики, исходя из характеристики объектов страхования, выделяются четыре основные вида страхо­вания:

• страхование имущественное;

• личное;

• страхование ответственности;

• страхование экономических рисков.

Необходимость выделения четырех видов (отраслей) страхова­ния характерна для российского национального страхового рынка. Подобная классификация определяется перечнем объектов и рис­ками, подлежащими страхованию.

Личное страхование трактуется как отрасль страхования, где в качестве объектов страхования выступают жизнь, здоровье и трудо­способность человека.

Имущественное страхование трактуется как отрасль страхова­ния, в которой объектом страховых правоотношений выступает имущество в различных видах; его экономическое назначение — возмещение ущерба, возникшего вследствие страхового случая.

Страхователями в таких случаях выступают не только собственни­ки имущества, но и другие юридические и физические липа, несу­щие ответственность за его сохранность.

Страхование ответственности — отрасль страхования, где объ­ектом выступает ответственность перед третьими (физическими и юридическими) лицами, которым может быть причинен ущерб (вред) вследствие какого-либо действия или бездействия страхова­теля. Через страхование ответственности реализуется страховая за­щита экономических интересов возможных причинителей вреда, которые в каждом данном страховом случае находят свое конкрет­ное денежное выражение.

В страховании экономических рисков (предпринимательских рис­ков) выделяются два подвида: страхование риска прямых и косвен­ных потерь. К прямым потерям относятся, например, потери от недополучения прибыли, убытки от простоев оборудования вслед­ствие непоставок сырья, материалов и комплектующих изделий, забастовок и других объективных причин. Косвенные потери свя­заны со страхованием упущенной выгоды, банкротством предпри­ятия и пр.

Автоматизированные информационные технологии деятельно­сти страховой компании направлены на внедрение систем, охваты­вающих все основные элементы технологического процесса и га­рантирующих полную безопасность данных на всех этапах обра­ботки информации. Реализация автоматизированной информаци­онной системы страховой компании заключается в автоматизации решения задач страховой, финансовой, бухгалтерской и других ви­дов деятельности.

Рассмотрим кратко основные функциональные задачи, реали­зуемые в условиях автоматизированной информационной техно­логии.

- Процесс заключения договора страхования. Проверка наличия предыдущих договоров по каждому страхователю, случаев страхо­вых выплат, расчет поправочных коэффициентов к тарифной став­ке и особых условий, расчет комиссии агенту, занесение договора в базу данных для последующей обработки, выдача необходимых до­кументов.

- Заключение дополнительного договора. Расчеты по изменив­шимся условиям или объектам страхования с учетом основного договора, пополнение базы данных о вновь заключаемых или из­меняемых договорах.

- Заключение договора перестрахования. Проверки соответст­вующей информации, расчет комиссионных.

- Внесение страховой премии (или ее части). Перечисление де­нежных средств по счетам, в случае наличия перестрахования — расчеты с перестраховщиками.

- Окончание договора страхования. Перемещение информации в базы для формирования резервов и других расчетов.

- Наступление страхового события. Расчет возмещения, провод­ка выплат, перерасчет по договору или его прекращение, ведение
базы, страховых событий.

- Расторжение договора страхования. Расчеты со страхователем, проводка денежных средств, осуществление изменений в базе до­говоров.

- Расчет базовых тарифных, ставок по видам страхования. Про­смотр в базе данных всех договоров по конкретному воду страхо­вания, по страховым событиям, расчет с использованием статисти­ческих таблиц.

- Расчет резервного фонда. Анализ текущего состояния счетов, отслеживание изменений в количестве и суммах договоров по ви­дам страхования, расчет по требованиям и текущему состоянию.

-Анализ страхового портфеля. Определение тенденций страхо­вого рынка, анализ собственной деятельности, прогнозирование дальнейшего развития, анализ вариантов возможных управленче­ских решений.

- Анализ финансового состояния компании. Выявление тенденций
и взаимосвязей в показателях, анализ возможных вариантов разви­тия.

- Ведение внутренней бухгалтерии. Расчет зарплат сотрудников компании, учет собственности и т.д.

Полная технология страхования предусматривает обработку больших и взаимосвязанных массивов данных:

• договоров страхования и перестрахования;

• страховых полисов;

• брокерских договоров;

• документов по зарплате страховых представителей;

• платежных поручений;

• кассовых ордеров и бухгалтерских проводок;

• заявлений на выплату страхового возмещения;

Накопление и обработка информации происходит в различных подразделениях и службах страховой компании: бухгалтерии, отде­лах финансово-экономическом, владельцев полисов, выплат, пе­рестрахования, кадров, агентствах и пр.

Переход к автоматизированным информационным технологиям сопровождается изменением характера и качества управления, ана­литическая работа менеджеров становится главной, формирует у них новые представления и приоритеты, превращает информацию в один из ключевых и реально доступных ресурсов компании, а дальнейшее развитие автоматизированных информационных тех­нологий — в важный элемент ее стратегии.

Однако автоматизированные информационные технологии эф­фективны и рентабельны при существовании достаточно устояв­шегося делопроизводства, ибо автоматизации подлежат только ста­бильные, подчиняющиеся известным правилам процессы. Если каждая рабочая ситуация уникальна, если исключения и поправки размывают и маскируют закономерности и правила, то попытки внедрения автоматизированных информационных технологий не дают ничего, кроме расходов средств и времени. Для страховых компаний это означает, что прежде всего должны быть разработа­ны и утверждены с расчетом на использование в течение достаточ­но продолжительного времени формы всех первичных и отчетных документов, связанных со страхованием. От таких, например, как заявление на страхование, полис, договор страхования, акт о стра­ховом случае, и до вида счетов прибылей и убытков бухгалтерского баланса.

Должны быть также тщательно продуманы, отлажены и доку­ментально оформлены в виде правил, инструкций и положений все рабочие процедуры. В частности должно быть определено, кто, как, когда и на каких условиях подписывает полис от имени компа­нии, как производятся расчеты с брокерами, как и кем производят­ся выплаты, кто и как оценивает ущерб и т.д. Должны быть опи­саны в инструкциях (а еще лучше — описаны и изображены на схемах) пути и условия движения всех документов, а если это до­кументы финансового характера, то и движение денег. В совокуп­ности такие схемы документопотоков позволят полностью просле­дить жизненный цикл каждого документа и проанализировать до­кументооборот в компании, а затем улучшить его — ускорить, упростить, а при необходимости дополнить или развить на базе новых технологических решений. Если эта работа не проведена, то разработка эффективной автоматизированной информационной технологии страховой компании становится практически невоз­можной.