Самый популярный стиль тай-цзи цюань

Благодаря всеобщему заблуждению современных людей Запада относительно того, что созданный Ян Лу Чанем (1799–1872) стиль ян является единственной школой тай-цзи цюань, это направление получило наиболее широкое распространение.

Мастер тай-цзи во втором поколении Ян Бан Ху сформулировал сущность этого стиля в девяти стихотворениях, объединенных общим названием «Девять секретов тай-цзи цюань». Ниже приводится одно из них, озаглавленное «Тайна инь — ян».

Немногие владеют тайною инь — ян.

Двоякость твердости и мягкости проявит свой характер

В искусстве поглощения и извержения,

Всплытия и погружения.

Фронтальное или фланговое взаимодействие

Воспринимается или высвобождается.

И, трансформируясь, движение сменяется покоем,

А созидание заменит управленье, потребности реальной повинуясь.

Отход и наступленье — все в движенье

Тяжелого и легкого;

И пролегает явственная грань меж сущностным и видимым.

Поскольку перевод стихотворения не только искажает рифму и размер, но и сбивает с толку читателей, не знающих китайского языка и не знакомых со спецификой терминологии тай-цзи цюань, считаю необходимым дать более подробные построчные пояснения.

Очень немногие люди строят занятия по тай-цзи цюань на концепции инь — ян. Это одна из причин, по которой так мало учеников становятся настоящими мастерами. Концепция инь — ян, применительно к искусству тай-цзи цюань, отражена в дуалистическом единстве следующих понятий: твердое — мягкое, поглощение — извержение, всплытие — погружение, отход — наступление, созидание — управление (созданным), легкое — тяжелое и видимое — сущностное.

«Твердость» (жесткость) и «мягкость» применимы к понятиям техники и силы и используется в зависимости от конкретной ситуации. «Поглощение» соответствует отклонению корпуса назад с целью свести на нет инерцию атакующей силы противника, а «извержение» символизирует контратакующее движение вперед. «Всплытие» и «погружение» символизируют отклонение атаки противника вверх или вниз, которое, в свою очередь, в зависимости от конкретных обстоятельств, может быть «жестким» или «мягким».

Выполняя любое движение со стороны или лицом к лицу с противником, следуя за атакующим движением оппонента или проводя собственную контратаку, следует ориентироваться на баланс между инь и ян. В постоянно изменяющейся боевой обстановке состояния покоя и активности также должны чередоваться по принципу инь — ян. Например, выполняя стремительное движение (ян) вы должны быть абсолютно спокойны (инь); и наоборот, физический и духовный покой всегда сопровождается непрерывным движением потока внутренней силы.

Во время схватки можно перехватить у соперника инициативу и провести серию приемов, вынуждая его обороняться. Можно поступить иначе: отдать инициативу противнику, перейти к обороне и выжидать наиболее благоприятного момента для неожиданной контратаки. Когда «момент истины» настанет, вне зависимости от ситуации, вы можете осуществить как фронтальную, так и фланговую атаку.

Не менее важно осознавать смысл понятий «легкое — тяжелое» и «видимое — сущностное». Например, атака должна быть одновременно «легкой» (то есть стремительной) и «тяжелой» (мощной). Если удар не достиг цели, атака становится «видимой», и вам нет необходимости использовать возвратную силу в момент контакта; и наоборот, в случае удачного выполнения приема следует применить мощь. «Тяжесть» всегда должна сопровождаться «легкостью», то есть сильные руки должны быть ловкими, а стабильность стойки не влиять на свободу движений.