От духовности к здоровью

Для тех, кто хочет проследить эволюцию тай-цзи цюань, начиная с шаолиньского кунг-фу до самого распространенного в наши дни стиля ян, особенности школы чень представляют- несомненный интерес. Демонстраторам рукопашных приемов также будет весьма полезно познакомиться с этой техникой, поскольку по сравнению с другими школами тай-цзи стиль чень получил известность в основном благодаря своим боевым качествам. Основанная Чень Ван Тином (1660–1680) школа представляет технику, внешне схожую с шаолиньским кунг-фу.

Приведенный в этой главе комплекс разработан мастерами Гу Лью Сианем и Шен Дзиа Женом и утвержден китайским национальным комитетом по ушу. Мастера подчеркивают восемь основных характеристик этого стиля.

1. Тай-цзи цюань воспитывает ум и развивает энергетику. Во время тренировок направляйте поток энергии волевым усилием по принципу «сила воли порождает энергию, энергия порождает внутреннюю силу».

2. Амплитуда движений корпуса и конечностей должна быть максимальной, но в то же время позволяющей легко принимать исходное положение. Это достигается направлением энергии в голову, накоплением силы в дан тьян, втягиванием грудной клетки при прямой спине, опусканием плеч и локтей, расслаблением и вращением бедер и сгибанием колен.-

3. Движение по спирали определяет стратегию техники тай-цзи цюань, и полученная в результате сила называется «силой кручения кокона» (по-китайски — «си дзинь»). Для обретения спиральной силы следует полностью расслабиться и, двигаясь всем телом, объединить разум и энергию в единое целое.

4. В тай-цзи очень важной считается концепция «видимого» и «сущностного»; правильно применяя это понятие на практике, можно сберечь много энергии. Для достижения равновесия между «видимым» и «сущностным» держите корпус прямо и устойчиво; движения верхней и нижней частей тела должны быть скоординированы.

5. «Начав движение, не останавливайтесь». Это правило означает, что, как только вы сделали первое движение, к нему подключается инерция всего тела, при поддержке разума и энергетического потока. Внешняя форма исполнения техники должна быть скоординирована с потоком ци так, чтобы внутренняя сила не встречала препятствий на своем пути.

6. Все движения плавно и без перерыва переходят одно в другое, подчиняясь бесконечному потоку энергии. При отработке комплекса следует не останавливаться после выполнения отдельных приемов, а плавно переходить к проведению следующего.

7. На начальных этапах обучения следует быть «мягким» настолько, насколько это возможно, а именно: иметь безмятежный ум, расслабленное тело и полностью избегать использования физической силы. Со временем, когда вы научитесь фокусировать мысль, управлять энергетическим потоком и освоите движение по спирали, ваши действия станут «жесткими» и мощными. Овладев техникой, вы сможете быть «мягким» или «жестким» по собственному желанию.

8. В начале учебы двигайтесь медленно. Это необходимо как для развития способности к управлению внутренним энергетическим потоком, так и для корректировки неправильного выполнения приемов и стоек. На продвинутом уровне необходимо увеличить скорость. Однако не все приемы следует выполнять быстро. Например, техника пробуждения энергетического потока и приемы по изменению направления вектора силы противника практикуются в медленном темпе.