Приемы стиля вуданг
Тай-цзи цюань и духовный рост
Многие слышали о том, что конечной целью стиля вуданг является достижение духовного просветления, вне зависимости от религиозной принадлежности практикующегося. Однако лишь немногие имеют четкое представление о путях и возможностях этой школы. Эта глава познакомит вас с некоторыми деталями тай-цзи цюань стиля вуданг.
Родоначальником этого стиля, получившего развитие в XIII веке, стал Зан Сань Фен. Представленный ниже комплекс основан на методиках двух мастеров вуданг — Пей Си Ронь и Ли Чан Шень. Пей Си Ронь является прямым потомком признанных мастеров стиля вуданг и человеком, определившим современное лицо этой школы. Привожу подлинные слова этих учителей:
Выполняя комплекс, следите за тем, чтобы движения были не скованными, но свободными, исполнение грациозным и подвижным, а поток силы был подобен непрерывному течению реки. По завершении одной комбинации сразу же переходите к выполнению другой, дополняя мягкие формы жесткими. Пусть ваше тело управляет движением рук, сила воли — потоком энергии, а сам энергетический поток — всеми движениями тела. Выполнение комплекса должно быть медленным, грациозным и гармоничным. Проводя любой прием, используйте круговые движения и внутреннюю спиральную силу. Все движения должны находиться в согласии с непрерывным потоком жизненной энергии, протекающим по меридианам тела, так, чтобы ток крови и энергии наполнял все органы и части тела, воплощая принцип внутренней силы и внешней мощи.
Итак, практикуя комплекс стиля вуданг, не следует использовать грубую физическую силу и делать паузы между выполнением отдельных приемов или комбинаций. Исполнение должно быть подобным непрерывному течению водного потока. На продвинутом уровне изучения движения тела подчинены не сокращению мускулов, а энергетическому потоку, который, в свою очередь, управляется силой разума. Этот этап называется трансцендентальным или духовным уровнем тай-цзи цюань. На следующей ступени изучения, когда вы наконец почувствуете вселенскую истину и поймете, что ваше физическое тело — не что иное, как часть единой энергетической системы, знайте — вы достигли высшей цели тай-цзи цюань. Отметим, что углубленное изучение тай-цзи должно осуществляться только под руководством опытного мастера.
Названия приемов стиля вуданг (аналогично шаолиньскому кунг-фу) несут смысловую нагрузку и выражены в поэтической форме. Вследствие лингвистических различий выразительность и образность терминов теряют свою красоту. Поэтому некоторую неуклюжесть и расплывчатость русских названий следует отнести к издержкам перевода.
Комплекс тай-цзи цюань стиля вуданг состоит из 108 приемов, распределенных по восьми комбинационным наборам. Ученики, знакомые с названиями приемов стиля ян, будут удивлены, обнаружив существенные расхождения в терминологии. В самом деле, приведенные ниже названия больше напоминают термины кунгфу Шаолиня и не вписываются в схему стандартных представлений о тай-цзи.