Комбинация № 1. Тройной удар кулаком — отражение

X и Y стоят друг против друга; X — в шаолиньской стойке «лохань ищет дорогу», а Y — в позе приема тай-цзи «поднятие рук» (рис. 10.2, а). Таким положением противников начинается и заканчивается отработка комбинации.

X делает шаг вперед левой ногой, левой рукой пробивает брешь в обороне Y, отклоняя его левую руку в сторону, и наносит три удара кулаком справа, слева и снова справа приемами, известными в шаолиньском кунг-фу как «черный тигр похищает сердце» (рис. 10.2, б), «свирепый тигр мчится через долину»(рис. 10.2, в) и «черный тигр похищает сердце» (рис. 10.2, г). Y отводит левую ногу назад, встает в правостороннюю стойку «лук и стрела», отвечает правой техникой пень, левой техникой пень и завершает контратаку приемом «зеленый дракон выстреливает жемчужину» (рис. 10.2, б-г). Для исполнения приема «зеленый дракон…» Y на мгновение отводит впереди стоящую ногу назад, встает в левостороннюю стойку «обманной ноги» и этой же ногой перемещается в левостороннюю стойку «лук и стрела» (рис. 10.2, 5).

X подтягивает переднюю ногу, встает в левостороннюю стойку «обманной ноги» и отвечает приемом «одинокий тигр появляется из пещеры» (рис. 10.2, е). Y делает шаг назад стоящей впереди ногой, встает в левостороннюю стойку «четыре — шесть» и ожидает атаки противника в позе «поднятия рук». X раскрывает «тигриную лапу», которой он до этого блокировал атаку Y, и занимает позицию «лохань ищет дорогу».

Итак, мы рассмотрели первый пример последовательной комбинации трех атакующих приемов. Тремя важнейшими факторами такой тактики нападения являются правильный выбор времени атаки, скорость и плавность перехода от одного приема к другому. Без учета перечисленных факторов атака не получит успешного развития и завершения. И напротив, выполнив эти три условия, вы сможете применять и другую технику ведения боя, поскольку зачастую определяющее значение имеет не сама техника исполнения, а тактическое преимущество в поединке.


Рис. 10.2. Отражение тройного удара кулаком

Комбинация № 2. Атака на трех уровнях — «зеленый дракон»

X атакует горло Y из позы «лохань ищет дорогу» ударом пальцев правой руки, известным как «белая змея выбрасывает яд». Y отвечает техникой пень (рис. 10.3, а). X переходит к приему «драгоценная утка проплывает через лотос» низким ударом левого кулака в живот Y. Последний отступает в левостороннюю стойку «обманной ноги» и контратакует приемом «белый журавль хлопает крыльями» (рис. 10.3, б).

X продолжает атаку, на этот раз ударом «черный тигр похищает сердце». Y отводит впереди стоящую ногу назад и встает в «позу кошки», тем самым «поглощая» атаку противника, отводит в сторону его ударную руку, делает шаг вперед ближе стоящей ногой и бьет соперника в грудь приемом «зеленый дракон выстреливает жемчужину» (рис. 10.3, в).

X делает шаг назад впереди стоящей ногой и блокирует удар противника приемом «одинокий тигр появляется из пещеры» (рис. 10.3, г). Y меняет позицию стойки «лук и стрела» на стойку «четыре — шесть» с использованием техники «поднятия рук». X разжимает «тигриную лапу» и ожидает атаки противника в позе «лохань ищет дорогу (10.2, а).

Эта комбинация демонстрирует еще одну разновидность тактических приемов — атаку противника на трех уровнях (верхнем, среднем и нижнем). Помимо трех основных факторов, составляющих тактическое мастерство, в этом примере решающую роль играет отвлечение внимания соперника. Непременным атрибутом этой тактики является совмещение аспектов «сю-ши», или «видимого — сущностного». Если атакуемый на «верхнем уровне» противник успешно обороняется, атака становится «сю», или «видимой»; истинным намерением нападающего становится введение соперника в заблуждение и проведение эффективной атаки «ши» («сущностной») снизу. Однако, если оппонент не сумел отразить верхнюю атаку, она становится «сущностной».


Рис. 10.3. Отражение атаки на трех уровнях.

Комбинация № 3. Ураганный удар ногой — «низкая стойка кнута»

Находясь в исходной позиции, X продвигается вперед, атакуя приемом «черный тигр похищает сердце». Вместо того чтобы в ответ применить технику пень (как в предыдущих двух примерах), Y делает небольшой шаг назад впереди стоящей ногой, отбивает удар приемом «зеленый дракон выстреливает жемчужину» (рис. 10.4, а) и, перемещая ту же ногу вперед, наносит X удар ладонью (рис. 10.4, б).

В ответ X принимает левостороннюю стойку «обманной ноги» и одновременно «протягивает нить» левой рукой, отбивая левую руку соперника в сторону (рис. 10.4, в). Не останавливаясь, X круговым движением правой ноги наносит Y удар по ребрам приемом «ураган подхватывает упавшие листья» (рис. 10.4, г). Уходя от удара, Y встает в «низкую стойку кнута» и, по завершении атакующего движения противника, проводит «удар кнутом» (рис. 10.4, д). X отводит правую ногу в исходное положение так, что она становится впереди стоящей ногой, и ставит блок «красавица смотрится в зеркало». После этого противники принимают исходное положение в ожидании продолжения поединка.

Приведенная комбинация демонстрирует тактику «атаки от обороны» приемом «зеленый дракон выстреливает жемчужину». В отличие от двух предыдущих комбинаций, где обороняющийся сначала отражает атаку и лишь потом контратакует, в этом случае оборонительный и атакующий приемы сливаются в одно целое и осуществляются одновременно.


Рис. 10.4. Нижняя стойка в противовес ураганному удару.

Комбинация № 4. «Тайные цветы» — «игра на лютне»

X атакует приемом «черный тигр похищает сердце» (рис. 10.5, а). Этот прием используется очень часто, а в данном случае он представлен как атака корпуса противника на среднем уровне. Если вы в состоянии отразить подобный удар, вам не страшны и такие приемы, как «вертикальный кулак», «удар леопарда», «глаз феникса» и «удар копьем» (прямой ладонью).

Вместо того чтобы обороняться, У разворачивает сначала правую, а затем левую ногу немного назад, оставаясь в левосторонней стойке «четыре — шесть», и наносит удар правой ладонью по правой кисти X приемом «игра на лютне» (рис. 10.5, а). Исполняя эту технику, следует соблюдать осторожность, чтобы не выбить локтевой сустав партнера по тренировке.

Для нейтрализации этой атаки X делает шаг передней (левой) ногой по диагонали в левую сторону, одновременно резко опуская локоть вниз и принимая правостороннюю стойку «обманной ноги» приемом «прятать цветы в рукаве» (рис. 10.5, б). В это же время X проводит удар правым кулаком, известный как «драгоценная утка проплывает через лотос». На рис. 10.5, в показано, что произойдет, если Y не сумеет отразить атаку.

На самом деле Y следует немного подать правую ногу назад и, выполняя прием «белый журавль хлопает крыльями», провести удар левой ладонью по кисти X (рис. 10.5, г). Следует иметь в виду, что последнее движение не является просто блоком — для отражения атаки ему достаточно развернуть правую ногу — он наносит противнику контратакующий удар по руке. Точно так же приведенный ранее прием «игра на лютне» имеет не оборонительное, а наступательное значение (с его помощью выводится из строя локтевой сустав противника).


Рис. 10.5. «Тайные цветы» и «игра на лютне»

 

Приведенная комбинация демонстрирует принцип «не обороняйся, но контратакуй без промедления». Подобная тактика имеет явные преимущества по сравнению с предыдущими боевыми комбинациями. Словосочетание «не обороняйся» не слишком удачно, так как, несмотря на то что Y фактически не блокирует и не отражает атаки X, искусная перемена стойки сама по себе является эффективным способом, обороны. В то же время следует отметить, что разворот корпуса осуществляется одновременно с контратакой. Y поступает следующим образом: вместо того чтобы сначала изменить стойку и лишь затем атаковать (что соответствовало бы принципу «сначала обороняйся, затем контратакуй»), он объединяет движения в единое целое. Если подобная тактика ведения боя применена грамотно, у противника не останется шансов для продолжения атаки.

Совершенно очевидно, что такие действия имеют неоспоримое преимущество по сравнению с предыдущими примерами тактического взаимодействия. Однако они потребуют больших усилий и времени. В то же время у читателей может возникнуть закономерный вопрос: означает ли вышесказанное, что отработка тактических приемов по принципу «обороняйтесь, затем атакуйте» бесперспективна? Ответ однозначен — нет!

Перед тем как переходить к изучению сложных комбинаций, следует хорошо усвоить базовые тактические комбинации. Без должного внимания к технике «обороняйтесь, затем атакуйте» разучивание двух других комбинаций займет очень много времени. Кроме того, даже владея всеми тремя комбинационными сериями приемов, в некоторых случаях использование более простой техники предпочтительнее.

Таким образом, изучение тактических комбинаций не только сводится к чисто механическому исполнению серии приемов, но и подразумевает приобретение навыков и мастерства, наличие которых (особенно на продвинутых уровнях) зачастую имеет большее значение, чем владение техникой. Следующая глава также посвящена развитию мастерства и тактических навыков.

Глава 11. Последовательность действий и тактика боя (II) Наука побеждать

Тем, кто сомневается в эффективности использования силы соперника себе на пользу и принципа «начинать позже, успевать раньше», следует на собственном опыте убедиться в тактическом преимуществе комбинаций боевых приемов тай-цзи цюань, при условии их грамотного исполнения.