Обретение неподвижности в движении

Непрерывность

Союз внутреннего и внешнего

Тай-цзи цюань постигается умом, то есть «ум — начальник, тело — подчиненный». Когда разум достаточно натренирован, движения становятся быстрыми и непринужденными. Техника проведения приемов тай-цзи цюань выполняется в строгом соответствии с принципом «видимого» и «сущностного», «открытия» и «закрытия». Под «открытием» подразумеваются не только движения рук и ног в сторону оппонента, но и расширение сознания; «закрытие» состоит не только в возвратном движении конечностей, но и в возврате сознания и воли в первоначальное (сфокусированное) состояние. Если внешнее и внутреннее объединены в «одно ци»[5] (или энергетическое тело), это означает единство и неделимость космоса.

 

Во внешних школах боевых искусств сила является результатом «послеродового эффекта» (достигнутого искусственным путем), следовательно, есть начало и завершение, процесс и его прекращение. Когда момент силы исчерпан, а новый потенциал не задействован, у противника больше всего шансов использовать вашу слабость. В тай-цзи цюань используется воля, но не сила; поэтому на протяжении всей схватки энергетический поток течет непрерывно, начиная очередной цикл по завершении предыдущего без каких-либо остановок. Согласно первоисточникам, присутствие волевого начала напоминает волны Длинной Реки (Янцзы Киань, самой длинной реки Китая). Применение силы в тай-цзи цюань уподобляется процессу создания шелка (долгому и непрерывному) и выражается в аккумулировании и поддержании одной ци (непрерывный ток внутренней энергии, регулируемый правильным дыханием).

 

Внешние боевые искусства подчеркивают важность быстрого бега и прыжков, во время которых растрачивается значительное количество энергии, а занимающиеся начинают задыхаться от недостатка кислорода. В тай-цзи покой направляет движение. Двигаясь, мастер тай-цзи цюань всегда спокоен, и чем медленнее его движения, тем лучше. Когда движение неторопливо, дыхание становится глубоким и продолжительным, ци опускается в дан тьян (энергетическое поле в области живота) и ничто не затрудняет свободную циркуляцию крови и ци. Ученикам следует уделить этому моменту особое внимание; только убедившись на собственном опыте в справедливости сказанного, они добьются успеха.

Вышеприведенные наставления представляют несомненный интерес не только для новичков, но и для опытных адептов учения.

Несмотря на то что Ву Ю Шиань говорит о достижении «здоровья, жизнестойкости и продолжительной жизни», все три мастера подчеркивают первостепенность боевого аспекта искусства. Своими советами основоположники преследуют главную цель — помочь ученику стать прекрасным бойцом. Целью таких методик, как разграничение «видимого» от «сущностного», накопление ци в области живота и направление духа (шен) в область головы, является поддержание и совершенствование равновесия, внутренней силы и свежести ума, то есть бойцовских качеств практикующих искусство тай-цзи. Нисколько не умаляя значения этих качеств в повседневной жизни, следует иметь в виду, что ученикам и инструкторам, уделяющим основное внимание оздоровительному эффекту, но пренебрегающим боевым аспектом искусства, никогда не удастся достигнуть желаемого результата в полной мере.

Многие ученики во время тренировок перегибают палку, воплощая тезис о «сжатии груди и выпрямлении спины», так что дыхание становится затруднительным, а на спине «вырастает» горб. Истинной целью этой техники отнюдь не является разрушение сердца и стеснение легких; она направлена на беспрепятственное прохождение ци в энергетическое поле области солнечного сплетения. По этому поводу современный мастер тай-цзи цюань Чень Ман Чин заявил: «Сжимать грудь вовсе не означает ее выпячивание или чрезмерное напряжение. Совсем наоборот, грудная клетка должна быть расслаблена. Только так вы достигнете желаемого результата».

Глава 5. Основы техники рук и ног Достижение равновесия и изящества движений тай-цзи цюань

Опыт доказал, что тщательная а упорная тренировка базовых движений рук и ног не только не задерживает развитие навыков, но и способствует ускоренному переходу на последующие уровни изучения искусства тай-цзи.