Проявление инь — ян в форме и тренировке силы

Название «тай-цзи цюань» возникло на основе концепции инь — ян и, соответственно, символа Тай-цзи. Инь — ян заявляют о себе во всех четырех основополагающих аспектах тай-цзи цюань, как-то: в форме, тренировке силы, применении и теории.

Даосский мастер Зан Сань Фен творчески переработал арсенал приемов шаолиньского кунг-фу. Его версия стала называться вначале «длинные кулаки Вуданг», а впоследствии получила название «тай-цзи цюань». Для гармонизации относительно «жесткой» направленности школы Шаолиня мастер создал плавную технику «мягких» круговых движений. В качестве примера сравните «жесткую» атаку кунг-фу «Черный тигр похищает сердце» (рис. 2.2, а) и относительно «мягкий» удар тай-цзи «движение — перехват — удар» (рис. 2.2, б). Аналогичная эволюция техники также видна при сравнении шаолиньского приема «Красавица смотрится в зеркало» (рис. 2.2, в) и кругового движения тай-цзи «отражение» (рис. 2.2, г).


Рис. 2.2. «Жесткая» и «мягкая» формы кунг-фу

 

Таким образом, мы отметили плавность и «мягкость» движений тай-цзи цюань, принципиально отличающихся от быстрой и резкой техники школы монастыря Шаолинь. Обычно ученики выполняют все движения медленно, поскольку так легче контролировать поток внутренней энергии. Однако по достижении определенных навыков движения становятся быстрыми и мощными, символизируя гармонизацию инь (медленная и грациозная техника) и ян (быстрая и мощная).

Во времена, когда Чень Ван Тин разрабатывал философскую доктрину тай-цзи цюань, большинство школ боевых искусств придерживалось «жестких», внешних форм тренировки, таких как работа с мешками, поднятие тяжестей и отработка ударов по вбитым в землю кольям. Чень Ван Тин противопоставил жестким методам старой школы методику «внутренней» тренировки с использованием плавных круговых движении и нацеленную на достижение контроля за энергетическим потоком.

При использовании жесткой, внешней формы тренировок, например для отработки «железной ладони» кунг-фу, ученики на протяжении многих месяцев практиковались на мешках с песком, в то время как приверженцы новой, внутренней школы учились приему «ладони таи-цзи», выполняя грациозные движения для передачи внутренней силы в ударную точку руки. Последний метод предполагал соответствующий контроль за дыханием и использование образного мышления; механическое выполнение упражнений едва ли привело бы к ощутимым результатам.

Методика развития мощной «ладони тай-цзи» является прекрасной иллюстрацией концепции инь — ян и напоминанием того, что лучшие результаты достигаются путем гармонизации двух начал. В этом конкретном случае аспект ян проявляется во внешней форме круговых движений, а инь отвечает за координацию дыхания и активизацию образного мышления. Правильное дыхание и работа ума сами по себе способствуют достижению значительной силы, но эффективность техники ощутимо повышается при использовании соответствующих движений рук. В нашем случае начало упражнения характеризуется мягким, внутренним подходом, но, когда необходимая энергия сконцентрирована, применение техники трансформируется в жесткую, внешнюю форму.

Нельзя не заметить, что в наши дни многие ученики пошли на крайность, полагая, что исключительно жесткая, внешняя тренировка характерна для тай-цзи цюань. Именно поэтому осознание концепции инь — ян так важно для преодоления подобных заблуждений и развития внутреннего видения на тренировках.