Характеристика информационной базы и основные принципы ее формирования.

 

В условиях широкого распространения новых форм хозяйствования, анализ и оценка результатов деятельности организационно-правовых структур должны строиться на надежной информационной базе, что, в свою очередь, требует разработки общих принципов, приемов и методов ее получения.

В самом общем виде «информация» (от латинского разъяснение, изложение) общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире.

Существует «теория информации», в которой математическими методами изучаются способы измерения количества информации, содержащейся в каких-либо сообщениях и ее передача.

Из всех видов информации исследователей интересует прежде всего статистическая информация. Необходимо ее выделять, обобщать и анализировать.

Статистическая информация представляет собой совокупность сведений социального и экономического характера, на основе которых осуществляются такие функции, как учет и контроль, планирование, статистический анализ и управление.

Источниками статистической информации в настоящее время являются органы государственной статистики, предприятия и организации, специализированные организации и так далее.

Информация, в первую очередь, должна быть подвергнута критической оценке, что является основным из этапов прогнозирования и обеспечивает объективность, достоверность и научную обоснованность заключений и выводов.

Под критической оценкой информационного материала следует понимать полноту, качество и достоверность его соответствия целям и задачам исследования.

Надежность выводов и заключений по анализу статистических данных обеспечивается минимизацией, в исходной информации, пробелов, неточностей, несопоставимости, неопределенности и так далее.

Развитие новых организационно-правовых форм во всех сферах общественной жизни, наличие коммерческой тайны и так далее увеличивает вероятность получения преднамеренно искаженных фактов, затушевывающих результаты производственно-хозяйственной деятельности фирм, банков и других структур.

Внимательное отношение к статистическим данным позволит отобрать совокупность данных, которая может служить прочным фундаментом фактов.

Качественная однородность, достоверность, объективность и точность информации, подвергаемая статистическому анализу, может быть обеспечена, в первую очередь, надежностью схемы порядка сбора данных, которая должна реализовываться в следующей последовательности и содержать в себе полную и максимально точную характеристику:

· источника информации;

· программы сбора данных;

· способа сбора данных;

· содержания инструкции по проведению наблюдения;

· контрольных мероприятий за качеством собираемого материала в процессе наблюдения;

· временного аспекта сбора данных;

· степени репрезентативности данных (в случае не сплошного наблюдения).

Наряду с важностью соблюдения порядка собирания данных, существенным является интуитивно-логический анализ, включающий в себя рассмотрение, в каждом конкретном случае, экономического содержания того или иного показателя, методологии и порядка его определения и так далее.

Только после того, как определено содержание статистического материала, охарактеризованы его позитивные и негативные стороны, можно приступать к статистическому анализу, который, в свою очередь, осуществляется посредством сравнений и сопоставлений.

Большое значение уделяется прямому исследованию рынка, анализу его состояния, конъюнктуры, что в свою очередь предполагает организацию специальных обследований, обеспечение рационального сочетания различных видов статистического наблюдения, многоцелевое использование полученных результатов на основе постоянной актуализации статистических показателей с целью отражения новых процессов, тенденций и получения «моментального снимка» рынка.

Основная роль отводится качественному и количественному анализу.

Количественные исследования предполагают анализ сегментов рынка выборочным методом, когда определяются потенциальный заказчик продукции и факторы, влияющие на принятие решения по заключению договоров-контрактов.

Качественный анализ призван изучать мотивы, мнения и представления клиентуры.

Организация учета должна быть нацелена на получение информации о многих сторонах хозяйственной деятельности, в том числе о материально-техническом снабжении, о финансовых результатах и так далее.

В то же время рынок, рыночные отношения требуют учета влияния специфических факторов положения предприятий, таких, как: общее положение предприятия на рынке, конкурентоспособность, реноме и престиж предприятия и так далее.

Таким образом, рынок диктует создание новых форм получения статистической информации: отчеты фирм, отчеты представителей, отчеты аудиторов, балансы предприятий и так далее. Такого рода исходная информация частично имеется на предприятиях, в организациях (годовые отчеты, результаты единовременных обследований и так далее).

Аналогичную информацию можно получить и из других источников: торговых палат, ассоциаций и союзов предпринимателей, фондов, бирж и так далее.

В условиях перехода к рынку, многообразия форм собственности, целесообразно расширить практику проведения выборочных обследований с учетом использования статистических методов.

Необходимо анализировать потребности в информации, осуществлять ее классификацию и систематизацию.

Рынок предполагает, что некоторые аспекты экономики в целом, например, экономические кризисы, забастовки и так далее, не поддаются планированию. Их реакцию на развитие рынка нельзя предугадать. Возникает проблема неполноты информации.

В качестве причин возникновения проблемы неполноты информации, можно выделить следующие:

· аномальные процессы в экономике;

· многообразие форм собственности;

· несоответствие современных форм статистической отчетности условиям рыночной экономики;

· разрыв договорных обязательств по предоставлению статистической информации;

· неточности, проистекающие из-за приблизительности методов оценки данных;

· технические ошибки.

Ряд ученых на Западе в качестве важной причины неполноты информации выдвигают тезис о существовании так называемой «организованной» неполноты информации.

Ряд фирм считают нецелесообразным утаивать какую-либо информацию, так как действует ветто коммерческой тайны.

На практике при проведении конкретного статистического анализа проблема неполноты информации может решаться с помощью различных методов.

При анализе статистических совокупностей, когда для построения адекватных моделей недостаточен объем совокупности, прибегают к искусственному увеличению числа наблюдений, используя метод «заводо-год» («заводо-лет»).

Сущность данного метода заключается в том, что при небольшом числе исследуемых объектов, по наиболее характерным объектам используют наблюдения за ряд лет. Этот метод, хотя и увеличивает число наблюдений, тем не менее значительно усложняет сам анализ, например, в аспекте построения модели взаимосвязи вида:

Применение метода «заводо-год» приводит к появлению авторегрессии и значительно осложняет последующие расчеты.

Достичь соответствия количества и качества статистической информации требованиям данного этапа экономического развития, устранить ее дублирование, комплексно анализировать развитие экономики страны на основе применения макроэкономических, отраслевых и региональных статистических моделей, возможно лишь при соблюдении определенных требований к информационной базе:

· точность, полнота и представительность всех типов и групп;

· соответствие задачам проводимого исследования, то есть пригодность для реализации конкретных целей изучения, ограниченного во времени и пространстве объекта;

· одна и та же информация адекватна для решения одних задач и неадекватна для других;

· достоверность – степень соответствия статистической информации отображаемой ею действительности;

· оперативность информации;

· использование устаревшей информации о составе, структуре, основных характеристиках объекта, ведет к ошибкам в результатах исследования.

Чем больше период, отделяющий время применения данных о единицах генеральной совокупности от времени, на которое эти данные составлялись, тем меньше вероятность получить достоверную характеристику состояния изучаемого объекта;

· удобство работы с исходной информацией. Оно предполагает возможность быстро получить сведения о единицах генеральной совокупности, идентифицировать их, систематизировать;

· объект ивность;

· реальность исходной информации, так как она отражает различные стороны проявления процессов действительности, когда последние вовлекаются в сферу познания человека;

· систематичность сбора и обработки информации;

· научный подход к информации;

· масштабность и сложность подготовки, организации и проведения массовых наблюдений, требуют их научной организации на основе общенаучных методов познания действительности и общих положений статистики как науки;

· адекватность информации сущности и характеру изучаемых социально-экономических явлений.

Кроме статистической информации, исследователь должен использовать другие виды информации, основными из которых являются:

· бухгалтерская – сплошная, непрерывная регистрация наличия и движения всех материальных и финансовых средств организации;

· оперативно-техническая – совокупность зарегистрированных отдельных событий и фактов непосредственно в момент их совершения. Отражает технологическое состояние объекта на тот или иной момент времени;

· социологическая информация, для которой характерно сильное влияние субъективного фактора, необходимость учета классовых, групповых, социальных интересов, мотивов и так далее.

Таким образом, создание рынка предполагает появление новых субъектов экономической деятельности, основная задача которых заключается в полном использовании всех видов информации, сосредоточении и обобщении «разрозненных кусков» противоречивой информации с целью проведения комплексного экономико-статистического анализа их производственно-хозяйственной деятельности и представления развернутой картины происходящих в них процессов и существующих тенденций.

Характер и глубина изменений статистической информации обуславливаются реальными социально-
экономическими явлениями и процессами, развитием производительных сил общества и условиями рыночной экономики.