С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

Темы занятий Стр.
Уровни организации живого. Формы живого. Строение вирусов, клеток прокариот и эукариот. Техника приготовления временных микропрепаратов. Микроскопирование. Правила оформления рисунков……………………………..     3 – 11
Структура и функции цитоплазматических мембран. Транспорт веществ через мембрану……………………………………………………………………………...   12 – 15
Строение эукариотических клеток. Цитоплазма и ее компоненты……………… 16 – 32
Строение и функции клеточного ядра. Уровни укладки хромосом. Кариотип человека. Митотический и жизненный циклы клетки. Способы репродукции клеток (митоз, амитоз, эндомитоз, эндоредупликация)…...………………………     33 – 37
Мейоз как процесс образования гаплоидных гамет. Биологическое значение мейоза. Размножение организмов как механизм, обеспечивающий смену поколений. Гаметогенез……………………………………………………………..     38 – 41
Итоговый контроль «Биология клетки».………………………………………….. 42 – 43
Структура и функции ДНК и РНК. Строение и функции генов и регуляция экспрессии генов прокариот и эукариот. Этапы биосинтеза белка……………………………………………………………………………….....     44 – 46
Закономерности наследования признаков при моногибридном скрещивании. Виды взаимодействия аллельных генов……………………………………….......   47 – 49
Закон независимого наследования признаков. Виды взаимодействия неаллельных генов…………………………………………………………………...   50 – 52
Сцепленное наследование генов и признаков. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом………………………………………………………………………………….     53 – 55
Изменчивость как свойство живого и ее формы. Фенотипическая (модификационная) и генотипическая (наследственная) изменчивость ……...…   56 – 60
Методы медицинской генетики: генеалогический, близнецовый………………………………………………………………………….   61 – 64
Методы медицинской генетики: биохимический, дерматоглифический и цитогенетический…………………….........................................................................   65 – 72
Методы изучения генетики человека: популяционно-статистический и молекулярно-генетический. Задачи, принципы и методы медико-генетического консультирования. Пренатальная диагностика наследственных заболеваний.....     73 – 82
Итоговый контроль «Основы общей и медицинской генетики»……………….. 83 – 84
Введение в биологию развития. Онтогенез, его сущность и периодизация. Постэмбриональный онтогенез. Закономерности и механизмы онтогенеза…….   85 – 91
Экология и биосфера………...…. 92 – 97
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…………... 106 – 107
Содержание ………………………………………………………………………….

 

 

Викторова Татьяна Викторовна

Измайлова Светлана Михайловна

Мусыргалина Фарзана Фаритовна

 

 

УЧЕБНЫЙ РАЗДЕЛ № 1. БИОЛОГИЯ КЛЕТКИ.

УЧЕБНЫЙ РАЗДЕЛ № 2. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ И МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ

 

Методические указания к аудиторным формам работы для студентов

 

 

Викторова Т.В.

Измайлова С.М.

Мусыргалина Ф.Ф.

«_____»_____________2013 г.

 

 

В Ы П И С К А

 

из протокола № 7-13 от « 26 »марта 2013 г.

заседания кафедры биологии

об утверждении методических указаний для студентов к аудиторным формам работы по разделам биологии «Биология клетки» и «Основы общей и медицинской генетики»

 

Методические указания к аудиторным формам работы по разделам биологии «Биология клетки» и «Основы общей и медицинской генетики» для студентов I курса по специальности 060103 – Педиатрия составлены д.м.н. профессором Викторовой Т.В., к.б.н. доцентом Измайловой С.М. и к.б.н. доцентом Мусыргалиной Ф.Ф.

На основании представленных материалов кафедра подтверждает, что:

1) рукопись подготовлена удовлетворительно с методической и научной точек зрения;

2) рукопись отвечают требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060103 – Педиатрия (2010 г.) и учебному плану.

3) рецензии содержат подробный разбор рукописей.

Рецензенты:

З.Г. Габидуллин, д.м.н., профессор, зав. каф. микробиологии БГМУ

Э.К. Хуснутдинова, д.б.н., профессор, зав. лабораторией молекулярной генетики человека ИБГ УНЦ РАН;

и рекомендует для использования в учебном процессе студентов I курса по специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения).

 

Р Е Ц Е Н З И Я

 

на методические указания к аудиторным формам работы по разделам биологии «Биология клетки» и «Основы общей и медицинской генетики» для студентов I курса по специальности 060103 – Педиатрия.

 

Методические указания к аудиторным формам работы по разделам биологии «Биология клетки» и «Основы общей и медицинской генетики» для студентов I курса по специальности 060103 – Педиатрия составлены д.м.н., проф. Викторовой Т.В., к.б.н. доцентом Измайловой С.М. и к.б.н., доцентом кафедры биологии Мусыргалиной Ф.Ф.

Практические занятия проводятся в соответствии с требованием Федерального государственного стандарта высшего медицинского образования с целью повышения познавательной активности студентов и усиления индивидуальной подготовки, а также для того, чтобы помочь углубить подготовку специалиста широкого профиля, отвечающего современным требованиям практического здравоохранения.

Определена актуальность, учебные цели и узловые вопросы тем, содержание учебного материала, оснащение и организация учебной деятельности студентов. Основной задачей практических занятий является повышение уровня теоретической подготовки студентов по цитологии и генетике, изучение современных методик в диагностике наследственных заболеваний человека.

Замечаний нет.

Вывод. Материал представлен с современных научно-педагогических позиций, оптимизирует организацию и управление обучения студентов.

Методические указания к аудиторным формам работы по разделам биологии «Биология клетки» и «Основы общей и медицинской генетики» для студентов I курса по специальности 060103 – Педиатрия рекомендуются для организации учебного процесса студентов I курса по специальности 060103 – Педиатрия (очное отделение).

 

Р Е Ц Е Н З И Я

 

на методические указания к аудиторным формам работы по разделам биологии «Биология клетки» и «Основы общей и медицинской генетики» для студентов I курса по специальности 060103 – Педиатрия.

 

Методические указания к аудиторным формам работы по разделам биологии «Биология клетки» и «Основы общей и медицинской генетики» для студентов I курса по специальности 060103 – Педиатрия составлены д.м.н., проф. Викторовой Т.В., к.б.н. доцентом Измайловой С.М. и к.б.н., доцентом кафедры биологии Мусыргалиной Ф.Ф.

Практические занятия проводятся в соответствии с требованием Федерального государственного стандарта высшего медицинского образования с целью повышения познавательной активности студентов и усиления индивидуальной подготовки, а также для того, чтобы помочь углубить подготовку специалиста широкого профиля, отвечающего современным требованиям практического здравоохранения.

Определена актуальность, учебные цели и узловые вопросы тем, содержание учебного материала, оснащение и организация учебной деятельности студентов. Основной задачей практических занятий является повышение уровня теоретической подготовки студентов по цитологии и генетике, изучение современных методик в диагностике наследственных заболеваний человека.

Замечаний нет.

Вывод. Материал представлен с современных научно-педагогических позиций, оптимизирует организацию и управление обучения студентов.

Методические указания к аудиторным формам работы по разделам биологии «Биология клетки» и «Основы общей и медицинской генетики» для студентов I курса по специальности 060103 – Педиатрия рекомендуются для организации учебного процесса студентов I курса по специальности 060103 – Педиатрия (очное отделение).

 

 


В Ы П И С К А

из протокола № 6 от «28» марта 2013 г.

заседания цикловой методической комиссии

по естественнонаучным дисциплинам

об утверждении методических указаний для студентов к аудиторным формам работы по разделам биологии «Биология клетки» и «Основы общей и медицинской генетики»

 

Методические указания к аудиторным формам работы по разделам биологии «Биология клетки» и «Основы общей и медицинской генетики» для студентов I курса по специальности 060103 – Педиатрия составлены д.м.н., проф. Викторовой Т.В., к.б.н. доцентом Измайловой С.М. и к.б.н., доцентом кафедры биологии Мусыргалиной Ф.Ф.

На основании представленных материалов кафедра подтверждает, что:

1) рукопись подготовлена удовлетворительно с методической и научной точек зрения;

2) рукопись отвечают требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060103 – Педиатрия (2010 г.) и учебному плану.

3) рецензии содержат подробный разбор рукописей.

Рецензенты:

З.Г. Габидуллин, д.м.н., профессор, зав. каф. микробиологии БГМУ

Э.К. Хуснутдинова, д.б.н., профессор, зав. лабораторией молекулярной генетики человека ИБГ УНЦ РАН;

и рекомендует для использования в учебном процессе студентов I курса по специальности 060103 – Педиатрия (очное отделение).