С О Д Е Р Ж А Н И Е
Темы занятий | Стр. |
Уровни организации живого. Формы живого. Строение вирусов, клеток прокариот и эукариот. Техника приготовления временных микропрепаратов. Микроскопирование. Правила оформления рисунков…………………………….. | 3 – 11 |
Структура и функции цитоплазматических мембран. Транспорт веществ через мембрану……………………………………………………………………………... | 12 – 15 |
Строение эукариотических клеток. Цитоплазма и ее компоненты……………… | 16 – 32 |
Строение и функции клеточного ядра. Уровни укладки хромосом. Кариотип человека. Митотический и жизненный циклы клетки. Способы репродукции клеток (митоз, амитоз, эндомитоз, эндоредупликация)…...……………………… | 33 – 37 |
Мейоз как процесс образования гаплоидных гамет. Биологическое значение мейоза. Размножение организмов как механизм, обеспечивающий смену поколений. Гаметогенез…………………………………………………………….. | 38 – 41 |
Итоговый контроль «Биология клетки».………………………………………….. | 42 – 43 |
Структура и функции ДНК и РНК. Строение и функции генов и регуляция экспрессии генов прокариот и эукариот. Этапы биосинтеза белка………………………………………………………………………………..... | 44 – 46 |
Закономерности наследования признаков при моногибридном скрещивании. Виды взаимодействия аллельных генов………………………………………....... | 47 – 49 |
Закон независимого наследования признаков. Виды взаимодействия неаллельных генов…………………………………………………………………... | 50 – 52 |
Сцепленное наследование генов и признаков. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом…………………………………………………………………………………. | 53 – 55 |
Изменчивость как свойство живого и ее формы. Фенотипическая (модификационная) и генотипическая (наследственная) изменчивость ……...… | 56 – 60 |
Методы медицинской генетики: генеалогический, близнецовый…………………………………………………………………………. | 61 – 64 |
Методы медицинской генетики: биохимический, дерматоглифический и цитогенетический……………………......................................................................... | 65 – 72 |
Методы изучения генетики человека: популяционно-статистический и молекулярно-генетический. Задачи, принципы и методы медико-генетического консультирования. Пренатальная диагностика наследственных заболеваний..... | 73 – 82 |
Итоговый контроль «Основы общей и медицинской генетики»……………….. | 83 – 84 |
Введение в биологию развития. Онтогенез, его сущность и периодизация. Постэмбриональный онтогенез. Закономерности и механизмы онтогенеза……. | 85 – 91 |
Экология и биосфера………...…. | 92 – 97 |
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…………... | 106 – 107 |
Содержание …………………………………………………………………………. |
Викторова Татьяна Викторовна
Измайлова Светлана Михайловна
Мусыргалина Фарзана Фаритовна
УЧЕБНЫЙ РАЗДЕЛ № 1. БИОЛОГИЯ КЛЕТКИ.
УЧЕБНЫЙ РАЗДЕЛ № 2. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ И МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ
Методические указания к аудиторным формам работы для студентов
Викторова Т.В.
Измайлова С.М.
Мусыргалина Ф.Ф.
«_____»_____________2013 г.
В Ы П И С К А
из протокола № 7-13 от « 26 »марта 2013 г.
заседания кафедры биологии
об утверждении методических указаний для студентов к аудиторным формам работы по разделам биологии «Биология клетки» и «Основы общей и медицинской генетики»
Методические указания к аудиторным формам работы по разделам биологии «Биология клетки» и «Основы общей и медицинской генетики» для студентов I курса по специальности 060103 – Педиатрия составлены д.м.н. профессором Викторовой Т.В., к.б.н. доцентом Измайловой С.М. и к.б.н. доцентом Мусыргалиной Ф.Ф.
На основании представленных материалов кафедра подтверждает, что:
1) рукопись подготовлена удовлетворительно с методической и научной точек зрения;
2) рукопись отвечают требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060103 – Педиатрия (2010 г.) и учебному плану.
3) рецензии содержат подробный разбор рукописей.
Рецензенты:
З.Г. Габидуллин, д.м.н., профессор, зав. каф. микробиологии БГМУ
Э.К. Хуснутдинова, д.б.н., профессор, зав. лабораторией молекулярной генетики человека ИБГ УНЦ РАН;
и рекомендует для использования в учебном процессе студентов I курса по специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения).
Р Е Ц Е Н З И Я
на методические указания к аудиторным формам работы по разделам биологии «Биология клетки» и «Основы общей и медицинской генетики» для студентов I курса по специальности 060103 – Педиатрия.
Методические указания к аудиторным формам работы по разделам биологии «Биология клетки» и «Основы общей и медицинской генетики» для студентов I курса по специальности 060103 – Педиатрия составлены д.м.н., проф. Викторовой Т.В., к.б.н. доцентом Измайловой С.М. и к.б.н., доцентом кафедры биологии Мусыргалиной Ф.Ф.
Практические занятия проводятся в соответствии с требованием Федерального государственного стандарта высшего медицинского образования с целью повышения познавательной активности студентов и усиления индивидуальной подготовки, а также для того, чтобы помочь углубить подготовку специалиста широкого профиля, отвечающего современным требованиям практического здравоохранения.
Определена актуальность, учебные цели и узловые вопросы тем, содержание учебного материала, оснащение и организация учебной деятельности студентов. Основной задачей практических занятий является повышение уровня теоретической подготовки студентов по цитологии и генетике, изучение современных методик в диагностике наследственных заболеваний человека.
Замечаний нет.
Вывод. Материал представлен с современных научно-педагогических позиций, оптимизирует организацию и управление обучения студентов.
Методические указания к аудиторным формам работы по разделам биологии «Биология клетки» и «Основы общей и медицинской генетики» для студентов I курса по специальности 060103 – Педиатрия рекомендуются для организации учебного процесса студентов I курса по специальности 060103 – Педиатрия (очное отделение).
Р Е Ц Е Н З И Я
на методические указания к аудиторным формам работы по разделам биологии «Биология клетки» и «Основы общей и медицинской генетики» для студентов I курса по специальности 060103 – Педиатрия.
Методические указания к аудиторным формам работы по разделам биологии «Биология клетки» и «Основы общей и медицинской генетики» для студентов I курса по специальности 060103 – Педиатрия составлены д.м.н., проф. Викторовой Т.В., к.б.н. доцентом Измайловой С.М. и к.б.н., доцентом кафедры биологии Мусыргалиной Ф.Ф.
Практические занятия проводятся в соответствии с требованием Федерального государственного стандарта высшего медицинского образования с целью повышения познавательной активности студентов и усиления индивидуальной подготовки, а также для того, чтобы помочь углубить подготовку специалиста широкого профиля, отвечающего современным требованиям практического здравоохранения.
Определена актуальность, учебные цели и узловые вопросы тем, содержание учебного материала, оснащение и организация учебной деятельности студентов. Основной задачей практических занятий является повышение уровня теоретической подготовки студентов по цитологии и генетике, изучение современных методик в диагностике наследственных заболеваний человека.
Замечаний нет.
Вывод. Материал представлен с современных научно-педагогических позиций, оптимизирует организацию и управление обучения студентов.
Методические указания к аудиторным формам работы по разделам биологии «Биология клетки» и «Основы общей и медицинской генетики» для студентов I курса по специальности 060103 – Педиатрия рекомендуются для организации учебного процесса студентов I курса по специальности 060103 – Педиатрия (очное отделение).
В Ы П И С К А
из протокола № 6 от «28» марта 2013 г.
заседания цикловой методической комиссии
по естественнонаучным дисциплинам
об утверждении методических указаний для студентов к аудиторным формам работы по разделам биологии «Биология клетки» и «Основы общей и медицинской генетики»
Методические указания к аудиторным формам работы по разделам биологии «Биология клетки» и «Основы общей и медицинской генетики» для студентов I курса по специальности 060103 – Педиатрия составлены д.м.н., проф. Викторовой Т.В., к.б.н. доцентом Измайловой С.М. и к.б.н., доцентом кафедры биологии Мусыргалиной Ф.Ф.
На основании представленных материалов кафедра подтверждает, что:
1) рукопись подготовлена удовлетворительно с методической и научной точек зрения;
2) рукопись отвечают требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060103 – Педиатрия (2010 г.) и учебному плану.
3) рецензии содержат подробный разбор рукописей.
Рецензенты:
З.Г. Габидуллин, д.м.н., профессор, зав. каф. микробиологии БГМУ
Э.К. Хуснутдинова, д.б.н., профессор, зав. лабораторией молекулярной генетики человека ИБГ УНЦ РАН;
и рекомендует для использования в учебном процессе студентов I курса по специальности 060103 – Педиатрия (очное отделение).