Учебные цели

ü сформулировать понятия паразитизма как экологического явления; организма как среды обитания и о принципах функционирования системы «паразит-хозяин»;

ü акцентировать внимание на взаимосвязи проблем охраны экосистем с проблемами социальной экологии, значение охраны природы для здоровья человека;

ü изучить формы взаимоотношений между организмами;

ü ознакомиться с основными понятиями паразитологии;

ü ознакомиться с трансмиссивными болезнями как объектами медицинской паразитологии и компонентами природного очага; эпидемиологией и профилактикой природноочаговых трансмиссивных болезней.

 

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

ü сформулировать понятия паразитизма как экологического явления; организма как среды обитания и о принципах функционирования системы «паразит-хозяин».

 

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:

ü понятия паразитарная система, паразитоценоз, паразитарные болезни, трансмиссивные болезни, природноочаговые болезни, компоненты природного очага;

ü формы взаимоотношений между организмами;

ü основные понятия паразитологии;

ü понятие патогенности паразитов как причину клинических проявлений заболеваний.

 

 

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

1) История становления паразитологии как науки. Паразитизм как экологический феномен. Происхождение паразитизма.

2) Организм как среда обитания. Морфофункциональные особенности паразитов.

3) Влияние паразита на своего хозяина. Ответные реакции организма хозяина на воздействие паразитов.

4) Формы взаимоотношений паразита и хозяина. Паразитарная система и паразитоценоз.

5) Трансмиссивные болезни как объект медицинской паразитологии.

6) Ареалы трансмиссивных болезней и особенности их эпидемиологии.

4. Вид занятия:практическое

5. Продолжительность занятия: 3 часа (135 минут)

6. Оснащение:

6. 1. Дидактический материал: видеофильм «Экосистема», мультимедийные атласы, таблицы, схемы, рисунки, учебные пособия, наборы контролирующих тестов по теме.

6. 2. Технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор.

7. Содержание занятия

7. 1. Контроль исходного уровня знаний и умений: тесты.

7. 2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия (по таблицам и слайдам).

7. 2. 1. История становления паразитологии как науки.

7. 2. 2. Типы взаимоотношений между организмами.

7. 2. 3. Паразитизм и его экологические основы. Классификация паразитов.

Классификация хозяев паразитов.
7. 2. 4. Характеристика системы «паразит-хозяин». Морфофизиологические и

биологические адаптации паразитов. Ответные реакции организма

хозяина.

7. 2. 5. Характеристика «паразитарной системы».

7. 2. 6. Трансмиссивные болезни как объект медицинской паразитологии.

7. 2. 7. Ареалы трансмиссивных болезней и особенности их эпидемиологии. Профилактика и меры борьбы.

7. 4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя.

Выполнить задания.

 

Задание 1. Дайте определения понятий: конкуренция, антибиоз, нейтрализм, хищничество, симбиоз, синойкийя, комменсализм, протокооперация, мутуализм, паразитизм.

 

Задание 2. Приведите примеры различных форм паразитизма. Чем этот вид биотических взаимоотношений принципиально отличается от хищничества?

 

Задание 3. Выскажите свое мнение. В 1932 г. отечественный ученый Г.Ф. Гаузе предложил принцип исключения: два вида не могут существовать в одной и той же местности, если их экологические потребности идентичны. К какому типу биотических взаимодействий относится этот принцип?

 

Задание 4. В экологии межвидовые взаимодействия обозначаются следующим образом: «0» – безразличные; «+» – полезные; «–» – вредные. Ис­пользуя эти обозначения, можно дифференцировать множество раз­личных типов взаимодействий.

Ознакомьтесь с материалом таблицы и дополните ее примерами из списка, приведенного ниже.