Применение закона Харди-Вайнберга для расчета частот генотипов, аллелей и характеристики генетической структуры популяции (группы), используя тест на праворукость и леворукость
Практическая работа № 1
Изучение распределения профилей моторной ассиметрии у студентов в группе
Цель работы: определение частоты аллелей праворукости и леворукости.
Выполнение работы: Студенты проводят тестирование по моторным пробам, результаты записывают в виде таблицы. Анализ результатов позволяет оценить профиль моторной ассиметрии студента, а также определить количество студентов, преимущественно владеющих правой рукой (правши), левой (левши) и число амбидекстеров (одинаково успешно владеющих обеими руками).
Серию тестов проводить без пауз. Между сериями желательно делать проводить не менее 5 минут. Внутри серии порядок тестов должен быть разным. Например, в первой серии предлагается: похлопать в ладоши, скрестить пальцы рук и принять позу «Наполеона». После этого студенты должны отметить, какая рука была ведущей в выполненных тестах. Делается пятиминутный перерыв и в другом порядке предлагается следующая серия, например, поза «Наполеона», хлопанье в ладоши, скрещивание пальцев и т.д. (всего пять серий проб). Итог оценивается большинством случаев.
Примечание:
ü в позе «Наполеона» ведущей считается рука, кисть которой оказывается сверху;
ü бывают случаи, когда кисти оказываются или обе сверху или обе снизу – это амбидекстры;
ü при скрещивании пальцев рук ведущая считается та рука, большой палец которой оказался сверху;
ü хлопанье в ладоши; ведущей считается рука, оказывающаяся сверху при хлопанье.
Если нельзя выделить ведущую руку, то это амбидекстры.
Вычислите частоту встречаемости рецессивного и доминантного аллелей.
Правши – гомозиготы доминантные (АА); левши – гомозиготы рецессивные (аа); амбидекстры - гетерозиготы (Аа).
ü Используя тесты на праворукость и леворукость, составляем таблицу и определяем свой генотип (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Порядковый номер теста | Наименование теста | Результаты 3-х кратного повторения каждого теста | |||
«Аплодисменты» | «Поза Наполеона» | «Скрещенные пальцы» | Пр. рука | Лев. рука | |
правая | левая | лев | |||
правая | левая | лев | |||
правая | левая | лев | |||
Сумма |
ü Проводим анализ результатов тестирования. Помня, что праворукость является доминантным признаком, определяем генотип каждого индивида.
Гомозиготный генотип устанавливается в случае преобладания одной из рук более, чем в 2 раза: при соотношениях (пр.рука) : (лев.рука) равных 7 : 2; 8 : 1; 9 : 0, устанавливается генотип «АА», при обратных соотношениях, т.е. 2 : 7; 1 : 8; 0 : 9 устанавливается генотип «аа». В остальных случаях устанавливается гетерозиготный генотип «Аа».
Полученное в нашем примере соотношение равно 3 : 6, следовательно, у данного индивида гетерозиготный генотип «Аа».
ü Составляем суммарную таблицу генотипов всех студентов группы (табл. 1.2):
Таблица 1.2