Оснащение.

Актуальность темы.

Структура и функции ДНК и РНК. Строение генов и регуляция экспрессии генов прокариот и эукариот. Биосинтез белка

Практическое занятие № 7

 

Знание этапов биосинтеза белка позволяет понять механизм реализации наследственной информации на молекулярном уровне в норме и возможные молекулярные механизмы генных мутаций, а также взаимосвязь генотипа и фенотипа.

 

2. Учебные цели:

· сформировать понятие о материальных основах наследственности и изменчивости;

· изучить принципы кодирования генетической информации;

· изучить строение нуклеиновых кислот и белков;

· ознакомиться сособенностми организации генетического аппарата у прокариот и эукариот;

· изучить принципы генетического контроля экспрессии генов.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

ü расшифровать этапы биосинтеза белка;

ü решать ситуационные задачи по молекулярной биологии;

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:

ü структурную организацию ДНК И РНК;

ü структуру генов прокариот и эукариот;

ü свойства генетического кода;

ü регуляцию экспрессии генов прокариот и эукариот.

 

3. Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы:

 

1) Химический состав и строение ДНК (I, II и III структура). Пространственная модель ДНК Уотсона-Крика.

2) Отличия ДНК от РНК. Структура и функции разных видов РНК (рибосомная – рРНК, транспортная – тРНК, информационная – иРНК).

3) Генетический код – способ хранения наследственной информации. Свойства генетического кода.

4) Строение генов прокариот и эукариот. Экзон-интронная организация генов эукариот.

5) Классификация генов: структурные и функциональные (регуляторы и модификаторы: индукторы, супрессоры).

6) Центральная догма молекулярной биологии. Основные этапы биосинтеза белка.

7) Экспрессия генов прокариот. Транскрипция (инициация, элонгация, терминация).

8) Особенности и основные отличия экспрессии генов прокариот и эукариот. Этапы созревания (процессинг) иРНК: сплайсинг, модификация.

9) Трансляция (инициация, элонгация, терминация).

10) Посттрансляционная модификация белка.

11) Понятие о дифференциальной экспрессии генов. Активные и репрессированные гены.

12) Особенности биосинтеза белка в прокариотических и эукариотических клетках.

 

4. Вид занятия: практическое.

 

5. Продолжительность занятия – 3 часа (135 мин.).

 

6. 1. Дидактический материал: Таблицы: № 49 «Генетический код», № 50 «Биохимический код наследственности» № 51 «Биосинтез белка», № 52 «Белки», № 53 «Регуляция синтеза белка (оперон)», № 54 «Передача генетической информации», № 55 «Строение ДНК», № 56 «Передача генетической информации с ДНК НА РНК», № 57 «Редупликация молекулы ДНК, синтез и-РНК», № 58 «Перенос генетической информации в биологических системах», № 59 «Репарация ДНК», № 60 «Схема строения оперона у эукариот», № 61 «Схема регуляции транскрипции структурных генов прокариотической клетки по типу индукции (оперон), по типу репрессии». «Схема регуляции транскрипции у эукариот».

6. 2. Оборудование: микроскопы; постоянный микропрепарат: ДНК и РНК в клетке.

 

7. Содержания занятия:

7. 1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

Выполнение тестовых заданий.

7. 2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7. 3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

Преподаватель знакомит студентов c методикой решения задач.

7. 4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя.