Оснащение.
Актуальность темы.
Структура и функции цитоплазматических мембран. Транспорт веществ через мембрану.
Практическое занятие № 2
Клетка представляет собой структурно-функциональную единицу живого, внутренняя среда которой отличается от наружной. Это различие поддерживается на протяжении всей жизни, при помощи тонкой поверхностной мембраны. Появление цитоплазматической мембраны, мембраны органоидов и ограничение ими пространства – это один из важнейших этапов в возникновении и эволюции жизни на Земле.
2. Учебные цели:
- продолжить формирование общебиологических понятий о единстве всего живого на Земле и специфических особенностях представителей различных царств, проявляющихся на клеточном уровне;
- изучить строение универсальной биологической мембраны;
- изучить закономерности пассивного транспорта веществ через мембраны;
- изучить закономерности активного транспорта веществ через мембраны;
- знать особенности экзоцитоза и эндоцитоза.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:
ü схематично изображать молекулярную организацию мембраны;
ü отличать нормальные эритроциты человека от эритроцитов, находящихся в состоянии плазмолиза.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:
ü химический состав и молекулярную организацию биологических мембран;
ü пассивный и активный транспорт веществ через мембрану;
ü влияние различных факторов и веществ на проницаемость.
3. Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы:
1) Строение эукариотической клетки.
2) История развития представлений о строении клеточной мембраны.
3) Молекулярная организация биологической мембраны (модели Даниели и Даусона).
4) Современная жидкостно-мозаичная модель строения биологической мембраны Сингера-Николсона.
5) Химический состав плазматической мембраны.
6) Функции биологической мембраны.
7) Пассивный транспорт веществ через мембрану: осмос, простая диффузия, облегченная диффузия.
8) Активный транспорт. Принцип работы натриево-калиевого насоса.
9) Эндоцитоз. Этапы фагоцитоза. Пиноцитоз.Экзоцитоз.
4. Вид занятия: практическое.
5. Продолжительность занятия – 3 часа (135 мин).
6. 1.Дидактический материал: Таблицы: № 11 «Модели цитоплазматической мембраны»; № 12 «Жидкостно-мозаичная модель мембраны».
6. 2. Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, колбочки с 0,9% и 20% растворами NaCl, пипетки, полоски фильтровальной бумаги, дистиллированная вода, веточки элодеи.
7. Содержания занятия:
7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.
Выполнение тестовых заданий.
7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.
7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.
Преподаватель знакомит студентов с планом и методикой проведения практической работы.
7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя.