Оснащение.

Актуальность темы.

Структура и функции цитоплазматических мембран. Транспорт веществ через мембрану.

Практическое занятие № 2

 

Клетка представляет собой структурно-функциональную единицу живого, внутренняя среда которой отличается от наружной. Это различие поддерживается на протяжении всей жизни, при помощи тонкой поверхностной мембраны. Появление цитоплазматической мембраны, мембраны органоидов и ограничение ими пространства – это один из важнейших этапов в возникновении и эволюции жизни на Земле.

2. Учебные цели:

  • продолжить формирование общебиологических понятий о единстве всего живого на Земле и специфических особенностях представителей различных царств, проявляющихся на клеточном уровне;
  • изучить строение универсальной биологической мембраны;
  • изучить закономерности пассивного транспорта веществ через мембраны;
  • изучить закономерности активного транспорта веществ через мембраны;
  • знать особенности экзоцитоза и эндоцитоза.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

ü схематично изображать молекулярную организацию мембраны;

ü отличать нормальные эритроциты человека от эритроцитов, находящихся в состоянии плазмолиза.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:

ü химический состав и молекулярную организацию биологических мембран;

ü пассивный и активный транспорт веществ через мембрану;

ü влияние различных факторов и веществ на проницаемость.

3. Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы:

1) Строение эукариотической клетки.

2) История развития представлений о строении клеточной мембраны.

3) Молекулярная организация биологической мембраны (модели Даниели и Даусона).

4) Современная жидкостно-мозаичная модель строения биологической мембраны Сингера-Николсона.

5) Химический состав плазматической мембраны.

6) Функции биологической мембраны.

7) Пассивный транспорт веществ через мембрану: осмос, простая диффузия, облегченная диффузия.

8) Активный транспорт. Принцип работы натриево-калиевого насоса.

9) Эндоцитоз. Этапы фагоцитоза. Пиноцитоз.Экзоцитоз.

 

4. Вид занятия: практическое.

5. Продолжительность занятия – 3 часа (135 мин).

6. 1.Дидактический материал: Таблицы: № 11 «Модели цитоплазматической мембраны»; № 12 «Жидкостно-мозаичная модель мембраны».

6. 2. Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, колбочки с 0,9% и 20% растворами NaCl, пипетки, полоски фильтровальной бумаги, дистиллированная вода, веточки элодеи.

7. Содержания занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

Выполнение тестовых заданий.

 

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

Преподаватель знакомит студентов с планом и методикой проведения практической работы.

7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя.