Барбара Пиз Аллан Пиз 1 страница

Права и обязанности граждан Российской Федерации в сфере государственного управления.

Права граждан в сфере государственного управления делятся:

1. В зависимости от механизмов реализации на абсолютные(граждане пользуются ими по своему усмотрению, а субъекты власти их защищают)и относительные права(для реализации нужен акт государственного органа – лицензия, приказ и т.д.)

2. В зависимости от круга лиц, которым они предоставлены и оснований возникновения на общие(распространяются на все отрасли управления – право на обжалование) и специальные (в конкретной сфере управления – право на предпринимательство)

3. По содержанию на право на участие в государственном управлении, право на помощь компетентных органов (медицина), право на защиту (основная форма - жалоба)

Обязанности граждан в сфере государственного управления делятся:

1. По степени возможности реализации на абсолютные(возлагаются на всех и не зависят от обстоятельств - налоги) и относительные(возникают из правомерных действий направленных на их приобретение – обязанность собственника автомобиля платить налог)

15.Административно-правовое обеспечение механизма реализации прав, свобод и законных интересов граждан. Обеспечение нормами административного права прав, свобод, законных интересов граждан и механизма их реализации осуществляется в следующих основных направлениях:

1) нормы административного права обеспечивают необходимую полноту и определенную законченность в правовом урегулировании конкретных оснований, условий и порядка реализации основных конституционных и производных от них прав и обязанностей граждан, потому что административно-правовые нормы развивают, детализируют, наполняют конкретным содержанием конституционные нормы, закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, а также устанавливают и регламентируют в сфере управления права и обязанности, составляющие особенные и специальные административно-правовые статусы отдельных категорий граждан;2) нормами административного права устанавливается правовой статус и компетенция государственных органов, их структурных подразделений и должностных лиц, призванных обеспечивать соблюдение прав и свобод человека и гражданина во всей их совокупности или по отдельным вопросам. 3) административно-правовыми нормами установлена дисциплинарная и в некоторых случаях административная ответственность за нарушение прав, свобод и законных интересов граждан государственными и муниципальными органами исполнительной власти, их должностными лицами и служащими. 4) административно-правовые нормы регулируют порядок рассмотрения и разрешения обращений граждан во всевозможные органы публичной власти и организации в связи и по поводу реализации своих прав и свобод. Граждане Российской Федерации, говорится в ст. 33 Конституции РФ, имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Основными юридически значимыми формами устных и письменных обращений граждан как участников управленческих административно-правовых отношений к аппарату публичной власти являются их предложения, заявления и жалобы

16.Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц б/гражданства:1) не могут быть приняты на государственную службу, занимать должности в органах государственной власти и МСУ, связанные с наличием гражданства РФ;2) не допускаются к деятельности, связанной с гос. тайной;3) не могут участвовать в отправлении правосудия;4) не обладают как активными, так и пассивными избирательными правами;5) не имеют права участвовать в референдуме;6) не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу), но могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в ВС РФ, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала в соответствии с ФЗ и иными нормативными правовыми актами РФ;7) не могут быть членами политических общественных объединений;8) за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться только иностранные граждане и лица без гражданства (нарушение режима пребывания);9) только к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются некоторые административные взыскания (КоАП предусматривает особую меру АО иностранцев и лиц без гражданства — административное выдворение за пределы РФ);10) могут въезжать на территорию РФ при наличии специальных разрешений (исключение составляют граждане СНГ, с которыми заключено соглашение о безвизовом порядке въезда и выезда);11) проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных разрешений;12) в интересах обеспечения безопасности и охраны общественного порядка устанавливаются ограничения в передвижении и в выборе места пребывания и жительства (пограничная зона, специальные охраняемые территории);13) по территории, открытой для иностранцев, они могут свободно перемещаться при условии уведомления об этом органов внутренних дел;14) могут приобретать гражданское оружие по лицензии, выданной органами внутренних дел, но только на основании ходатайств представительств государств, гражданами которых они являются, и при условии вывоза ими оружия с территории РФ — в течение пяти дней со дня приобретения;15) при наличии обстоятельств, установленных законодательством, выезд из РФ может быть не разрешен .Иностранцы и лица без гражданства несут такие же общие юридические обязанности, что и граждане России. Для постоянного пребывания на территории РФ они обязаны зарегистрироваться в органах внутренних дел и получить у них вид на жительство .Нарушение обязанностей (например, проживание без регистрации) влечет за собой юридическую ответственность. Поскольку нарушаться могут в основном общеобязательные правила, основным видом ответственности иностранцев и лиц без гражданства является административная. При этом они отвечают на общих основаниях с гражданами РФ. Исключение установлено только для лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом.

17.Общественные объединения граждан: понятие, правовое регулирование. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое ,некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе объединения. Государственная регистрация общероссийских и международных общественных объединений производится Министерством юстиции РФ, межрегиональных общественных объединений — органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, региональных и местных общественных объединений — органами юстиции соответствующих субъектов Федерации. Для государственной регистрации в органы юстиции подаются необходимые документы: заявление, устав, выписка из протокола учредительного съезда и др. Основополагающее значение в определении статуса общественного объединения имеет его устав. Основные черты общественных объединений:являются видом некоммерческой организации, т.к. не преследуют цели извлечения прибыли;образуются как физическими, так и юридическими лицами;формируются на добровольной основе, принуждения к вступлению преследуются законом;не наделены государственно-властными полномочиями, но могут их получить от государственных органов и органов местного самоуправления;действуют от своего имени.Права общественных объединений:свободно распространять информацию о своей деятельности;участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными ФЗ «Об общественных объединениях» и другими законами;проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования;учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;участвовать в избирательных компаниях в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ о выборах;выдвигать кандидатов (списки кандидатов) при проведении выборов в органы государственной власти и органы ме6стного самоуправления (в случае государственной регистрации общественного объединения как политического общественного объединения).Федеральным законом «Об общественных объединениях» могут быть предусмотрены дополнительные права для конкретных видов общественных объединений.

18.Органы исполнительной власти: понятие, признаки, правовое регулирование их деятельности. Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.Признаки органов исполнительной власти:Наличие административной правоспособности и дееспособности (возникают с момента образования, прекращается с моментом упразднения).Порядок образования, деятельности и компетенция закреплены в соответствующих законах.Осуществляют организационно-распорядительную деятельность.Образуются и подотчётные вышестоящим органамКонтроль за деятельностью государственной администрации – деятельность субъектов контроля по проверке соответствия действий органов исполнительной власти и должностных лиц установлениям правовых норм, для обеспечение соблюдения законов и подзаконных актов.Виды (субъекты) контроля: президентский контроль, судебный контроль и прокурорский надзор. 2 вида президентского контроля: Непосредственный контроль – подбор кадров на федеральном уровне, право на отмену постановлений и распоряжений Правительства Контроль через президентские структуры – Администрацию и полномочных представителей (исполнение в федеральном округе постановлений правительства)

. 19.Административно-правовой статус муниципальных органов местного самоуправления. В Российской Федерации, говорится в ст. 12 Конституции РФ, признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, а также решают иные вопросы местного значения. Местное самоуправление в Российской Федерации, согласно ст. 133 Конституции РФ, гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами. В самых общих чертах конституционная модель местного самоуправления — одна из основ конституционного строя Российской Федерации. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей этой территории. Поэтому местное самоуправление является одной из фундаментальных основ российской системы народовластия. Одновременно местное самоуправление признается и гарантируется государством как форма самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения, обеспечения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения муниципального образования в целом.

20.Административно – правовой статус предприятий и учреждений. Административно-правовой статус всех видов предприятий и учреждений включает в себя совокупность всех их прав и обязанностей, реализуемых ими в управленческих административно-правовых отношениях, которые складываются прежде всего во взаимоотношениях предприятий и учреждений с государственными и муниципальными органами исполнительной власти. Административно-правовые отношения выражают прежде всего процесс принятия управленческих решений о создании, реорганизации, ликвидации предприятий и учреждений, определении предмета и целей их деятельности, соответствующей целям государства или общественного самоуправления; отношения в связи и по поводу утверждения уставов предприятий и учреждений исполнительными органами власти и местного самоуправления, а также ведения учета, государственного кадастра зарегистрированных и действующих предприятий и учреждений — юридических лиц; отношения по заключению исполнительными органами государственной и муниципальной власти различного рода административных соглашений и договоров с подведомственными предприятиями и учреждениями, выдаче им государственных и муниципальных заказов на производство определенной продукции, выполнение работ или оказание услуг; отношения, связанные с государственной регистрацией и лицензированием осуществляемой предприятиями и учреждениями деятельности; отношения по согласованию предложений по распоряжению государственным и муниципальным имуществом и реализации иных решений в соответствии с полномочиями собственника; многочисленные отношения, порождаемые осуществлением государственного контроля и надзора за соблюдением всеми предприятиями и учреждения ми установленных правил хозяйствования, осуществления ими различных видов деятельности и многих других правил охраны государственного, общественного порядка и общественной безопасности во всех ее разновидностях. Все эти взаимоотношения, складывающиеся между органами исполнительной власти и подведомственными им в отраслевом, функциональном или территориальном отношении унитарными предприятиями и учреждениями, составляют основы содержательной характеристики их административно-правового статуса.

21.Характеристика видов службы и служащих в соответствии с действующим законодательством России. Существует очень много видов службы: государственная и муниципальная служба, гражданская служба в общественных организациях, на предприятиях и в социально-культурных учреждениях, частная служба по различным видам обслуживания физических и юридических лиц, причем в каждом из этих видов службы по различным классификационным основаниям можно выделить много их разновидностей. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в редакции от 1 декабря 2007 г.) выделяет три главных вида государственной службы: государственная гражданская служба — это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Общей правовой основой организации и функционирования данной службы является Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в редакции от 29 марта 2008 г.), имеет ряд своих разновидностей по сферам, отраслям и видам государственной деятельности;государственная военная служба — профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания;государственная правоохранительная служба — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

 

22.Принципы организации государственной и муниципальной службы в Российской Федерации. Принципы службы — это основополагающие идеи, которые положены в основу ее построения и функционирования.
Принцип федерализма - государственная служба осуществляется на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации. Правовое регулирование государственной службы находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а организация государственной службы — в ведении субъектов Федерации. Принцип законности - Законодательство субъектов Федерации по вопросам государственной службы, принимаемое с учетом своих национальных особенностей, должно в полной объеме соответствовать федеральному законодательству о государственной службе. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина .Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы означает, что для всех государственных служащих установлен единый порядок прохождения и прекращения государственной службы, формирование кадрового состава государственной службы, условия присвоения, сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий.Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной служб - Взаимосвязь обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования. В частности, в соответствии со ст. 14 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» при определении стажа государственной службы учитывается продолжительность государственной службы других видов, в том числе продолжительность муниципальной службы. Принцип открытости государственной службы - Состоит в объективном информировании общества о деятельности государственных служащих.Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность Лица, допустившие подобные действия, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В частности, Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за воспрепятствование явке в суд народного или присяжного заседателя, воспрепятствование законной деятельности судебного пристава-исполнителя. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих.

23. Административно – правовые формы: понятие и виды. Правовая форма государственного управления – это юридически оформленное деяние органа исполнительной власти (иного властного субъекта), его представителя (должностного лица), осуществленное в рамках компетенции и влекущее юридические последствия, т. е. обладающее свойствами юридического факта.

Признаки:

– государственное управление – это деятельность органов государственной власти по регулированию общественных отношений с целью придания им организованной правовой формы;

– государственное управление – это одновременно форма осуществления одной из ветвей государственной власти – исполнительной, заключающейся в деятельности вполне определенных органов государства (исполнительных органов) по его управлению.

Особенности государственного управления:

– государственное управление имеет ярко выраженный правовой характер, направлено на реализацию законов и подзаконных актов;

– государственное управление осуществляется непрерывно;

– государственное управление имеет свою структуру, включающую в себя: объект государственного управления (различные системы, люди, предметы, явления и т. д.), субъект (органы исполнительной власти), сферы государственного управления, процесс государственного управления (функции, формы, методы управления);

– государственное управление – подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнение закона», она вторична по отношению к законодательной власти.

Государственное управление включает в себя исполнительную ветвь власти и имеет ряд особенных черт:

– являясь самостоятельной ветвью власти, тесно взаимодействует с законодательной и судебной;

– основная задача исполнительной власти – реализация законов и иных нормативных актов;

– специальные субъекты – органы исполнительной власти РФ, круг и полномочия которых закреплены законодательно;

– данная ветвь власти имеет исполнительно-распорядительный характер. По отношению к вышестоящему тот или иной орган или должностное лицо является исполнительным, по отношению к нижестоящему– распорядительным, по этому принципу строится вертикаль исполнительной власти.

24.Правовые акты управления: понятие, юридическое значение и характерные особенности. Правовые акты управления являются основной юридической (административно-правовой) формой реализации задач и функций исполнительной власти. Наиболее значимые качества, определяющие их юридическую природу, следующие:правовой акт управления (таково его наиболее распространенное обозначение) представляет собой юридический вариант управленческого решения. Путем его издания исполнительный орган (должностное лицо) решает тот или иной вопрос (общий или индивидуальный), возникающий в процессе его деятельности, в интересах реализации задач и функций исполнительной власти;правовой акт управления издается только полномочным субъектом исполнительной власти или государственно-управленческой деятельности в пределах его компетенции, определенной действующим законодательством либо административно-правовыми нормами;правовой акт управления - юридически-властное волеизъявление соответствующего субъекта исполнительной власти, в котором находит свое выражение властная природа государственно-управленческой деятельности;

правовой акт управления - одностороннее волеизъявление указанного субъекта, предопределенное началами, характеризующими исполнительную власть в целом;правовой акт управления содержит в себе юридически-властное предписание субъекта исполнительной власти, обязательное для адресата; он императивен;правовой акт управления определяет правила должного поведения в сфере государственного управления;

правовой акт управления может либо создавать юридическую основу для возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений (административно-правовые нормы), либо служит юридическим фактом, непосредственно порождающим, изменяющим или прекращающим конкретные правовые отношения подобного типа;правовой акт управления подзаконен, т.е. он может быть издан полномочным субъектом исполнительной власти в соответствии с Конституцией Российской Федерации, другими законодательными актами в интересах обеспечения их исполнения;правовой акт управления занимает определенное место в иерархической системе такого рода актов, что означает соответствие акта данного органа исполнительной власти (должностного лица) актам вышестоящих звеньев системы исполнительной власти;

правовой акт управления представляет собой юридическую разновидность служебных документов, постоянно используемых в процессе деятельности исполнительных органов (должностных лиц). Эти документы (различного рода справки, отчетные материалы, докладные записки, удостоверения, протоколы, акты ревизий и проверок и т.п.) выражают определенные обстоятельства, имеющие юридическое значение, но не превращаются тем самым в правовые акты управления со всеми присущими им юридическими качествами;

правовой акт управления, как правило, издается в качестве письменного юридического документа, но может быть выражен и устно (например, в системе военного управления, в рамках служебных отношений между руководителем и непосредственно подчиненными ему работниками аппарата управления);правовой акт управления с учетом ранее изложенных его качеств издается с соблюдением определенных, официально установленных правил (процедур), предусматривающих порядок подготовки проекта, его обсуждения, экспертизы, утверждения и пр.существуют правила ведомственного характера либо предусматривающие процедуру подготовки и утверждения управленческих актов применительно к отдельным органам исполнительной власти (например, они содержатся в Регламенте заседаний Правительства Российской Федерации, в Положении о подготовке проектов его постановлений и распоряжений);правовой акт управления может быть в установленном действующим законодательством, или подзаконными административно-правовыми нормами порядке опротестован или обжалован;правовой акт управления в случае несоблюдения содержащихся в нем юридически-властных предписаний вызывает особое юридическое последствие правоохранительного характера, а именно наступление ответственности виновной стороны (как правило, наступает дисциплинарная или административная ответственность).

25. Понятие и виды административно – правовых методов. Административный метод- это властный метод, осуществляемый от имени государства органами исполнительной власти, государственного управления и их уполномоченными должностными лицами, гарантируется и обеспечивается его реализация государственными мерами убеждения и принуждения. В определенных случаях законодательством этот властный метод может делегироваться иным негосударственным органам на основании и в порядке, определенных законом (напр., ДНД для доставления правонарушителя и составления административного протокола).Понятие административно-правовых методовСледовательно, административно-правовой метод управления есть средство практического осуществления функций государственно-управленческой деятельности, достижения ее целей.Следует различать:методы управляющего воздействия, они всегда имеют внешнее юридически-властное значение и выражение и являются собственно методами управления;методы организации работы аппарата управления, они имеют чисто внутриаппаратное значение;методы совершения отдельных управленческих действий, это методы процедурного характера.Виды административно-правовых методовМетод убеждения - административно-правовой метод, применяемый субъектами исполнительной власти в виде поощрения, стимулирования, морального воздействия, воспитания. Принуждение традиционно рассматривается в качестве вспомогательного метода воздействия, используемого в силу нерезультативности убеждения. В случае нарушения требований административно-правовых норм оно выражается в применении дисциплинарной или административной ответственности.Из множества классификационных вариантов, как правило, наиболее распространенным является выделение двух групп методов, а именно -административных и экономических. Акцент именно на этих вариантах порождает до сегодняшнего дня немало противоречивых суждений, разночтении, а потому проблема методов управления нуждается в детальном освещении.

 

26. Административное принуждение: понятие, сущность и характеристика видов. Административное принуждение - административно-правовой метод, применяемый субъектами исполнительной власти в рамках внеслужебного (функционального) подчинения в целях осуществления правоохранительной функции, обеспечения правопорядка и общественной безопасности во внесудебном порядке.Меры административного принуждения разнообразны. По целевому назначению выделяют следующие виды мер административного принуждения:административно-предупредительные меры;административно-пресекательные меры;меры административной ответственности.

Наиболее типичными являются следующие административно-предупредительные меры:контроль и надзорные проверки;досмотр вещей и личный досмотр (таможенный, милицейский);проверка документов, удостоверяющих личность;административное задержание;введение карантина (при эпидемиях и эпизоотиях);прекращение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности;освидетельствование медицинского состояния лиц и санитарного состояния предприятий общественного питания;реквизиция имущества;закрытие участков государственной границы.

Административно-пресекательные меры своим назначением имеют прекращение противоправных действий и предотвращение их вредных последствий. Они также разнообразны и применяются различными исполнительными органами (должностными лицами).

К их числу, например, относятся:требования прекратить противоправные действия (например, милиция вправе требовать от граждан и должностных лиц прекращения административных правонарушений, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции);непосредственное физическое воздействие;применение специальных средств (резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, водометы и т.п.) для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий и учреждении;административное задержание лица для составления протокола об административном правонарушении;