Методические рекомендации

Настоящее издание подготовлено на основе нового Уголовного кодекса и в соответствии с типовой программой по уголовному праву для высших учебных заведений. Оно может быть использовано в качестве пособия для изучения данного предмета в юридических высших учебных заведениях и на юридических факультетах.

Одной из основных проблем процесса преподавания в высших учебных заведениях является необходимость тратить значительное количество лекционного времени на конспектирование студентами основных положений темы лекции. При этом лектор превращается в диктора, а студенты пишут под диктовку. Чтение же лекции без диктовки под запись приводит к тому, что либо студенты не успевают конспектировать и остаются без конспекта лекции, либо, отвлекаясь на записывание, не успевают следить за ходом изложения материала. Кроме того, количество лекционных часов, отводимых учебными программами для столь больших по объёму отраслей права как уголовное, не позволяет лектору изложить с достаточной полнотой все темы, и в результате студенческие конспекты оказываются весьма не полными.

Настоящее издание является попыткой решения указанных проблем. Изложение тем курса уголовного права носит конспективный характер: вопросы излагаются в сжатом, концентрированном виде.

Следует отметить, что, хотя в данном конспекте изложены практически все основные понятия Общей части уголовного права, при изучении этой учебной дисциплины нельзя ограничиваться заучиванием только содержащихся в конспекте определений и понятий. Многознание, как известно, уму не научает. Поэтому конспект носит вспомогательный характер для последующего уяснения студентами содержательной, сущностной стороны этих понятий, для изучения их во взаимосвязи и переплетении, т.е. для понимания живой ткани уголовно-правового механизма.

Полагаем возможным рекомендовать следующую последовательность использования конспекта лекций в процессе изучения уголовного права. Непосредственно перед лекцией студентам необходимо прочесть соответствующую тему в конспекте, выяснить, какие понятия представляют сложность, и постараться сформулировать свои вопросы. Таким образом, студент приходит на лекцию уже обладая определёнными знаниями базовых положений. Наличие конспекта избавит его от необходимости писать и отвлекаться от вдумчивого прослушивания лекции. В свою очередь лектор будет иметь подготовленного к восприятию материала слушателя и не будет вынужден прерываться для диктовки под запись. Это позволит читать лекцию в форме разъяснения сложных положений и анализа противоречий, используя историю права, сравнительное правоведение, различные схемы, широко привлекая примеры из судебной практики, иллюстрируя художественными и публицистическими материалами и отвечая на вопросы студентов по ходу лекции. Всё это позволит преподавателю превратить лекцию в живое общение, а студентам – усваивать методику анализа и научаться думать, дабы в последующем самостоятельно принимать верные, научно обоснованные решения.

В конспекте особое внимание уделено разъяснению ряда наиболее сложных теоретических положений, которые, тем не менее, имеют весьма существенное значение для практического применения уголовного закона. Представляется в связи с этим, что книга будет не бесполезной и для практических работников в изучении новелл Общей части уголовного права. С ознакомления с конспектом целесообразно начать и всем тем, кто самостоятельно интересуется уголовным правом.

Краткость изложения понятийного аппарата, имея свои преимущества при восприятии содержания определений, таит в себе значительные сложности при формулировании таких определений. Любые замечания и предложения по совершенствованию конспекта будут восприняты с благодарностью.