Настольные лампы

Дорожная песня

Полдень в деревне

(поэма)

 

Вл. Соколову

 

 

 

У дороги карета застыла.

Изогнулся у дверцы лакей.

За дорогой не то чтоб пустыня –

но пейзаж без домов и людей.

Знатный баловень сходит с подножки,

просто так, подышать тишиной.

Фрак малиновый, пряжки, застежки

и платочек в руке кружевной.

 

 

 

У оврага кузнечик сгорает,

рифмы шепчет, амброзию пьет

и худым локотком утирает

вдохновенья серебряный пот.

Перед ним – человечек во фраке

на природу глядит свысока

и журчанием влаги в овраге

снисходительно дышит пока.

 

 

Ах, кузнечик, безумный и сирый,

что ему твои рифмы и лиры,

строк твоих и напевов тщета?

Он иной, и иные кумиры

перед ним отворяют врата.

 

Он с природою слиться не хочет…

Но, назойлив и неутомим,

незнакомый ему молоточек

монотонно стрекочет пред ним.

 

 

 

Вдруг он вздрогнул. Надменные брови

вознеслись неизвестно с чего,

и гудение собственной крови

докатилось до слуха его.

 

Показалось смешным все, что было,

еле видимым сквозь дерева.

Отголоски житейского пира

в этот мир пробивались едва.

Что‑то к горлу его подступило:

то ли слезы, а то ли слова…

 

Скинул фрак. Закатал рукава…

На платке оборвал кружева…

 

То ли клятвы, а то ли признанья

зазвучали в его голове…

 

 

 

И шагнул он, срывая дыханье,

спотыкаясь о струны в траве,

закружился, цветы приминая,

пятерней шевелюру трепля,

 

рифмы пробуя, лиру ломая

и за ближнего небо моля.

Он не то чтобы к славе стремился –

просто жил, искушая судьбу…

 

И серебряный пот заструился

по его невеликому лбу.

Ручка белая к небу воздета.

В глазках карих – ни зла, ни обид…

 

 

 

Заждалась у дороги карета,

и лакей на припеке храпит.

 

 

 

 

Еще он не сшит, твой наряд подвенечный,

и хор в нашу честь не споет…

А время торопит – возница беспечный, –

и просятся кони в полет.

 

Ах, только бы тройка не сбилась бы с круга,

не смолк бубенец под дугой…

Две вечных подруги – любовь и разлука –

не ходят одна без другой.

 

Мы сами раскрыли ворота, мы сами

счастливую тройку впрягли,

и вот уже что‑то сияет пред нами,

но что‑то погасло вдали.

 

Святая наука – расслышать друг друга

сквозь ветер, на все времена…

Две странницы вечных – любовь и разлука –

поделятся с нами сполна.

 

Чем дольше живем мы, тем годы короче,

тем слаще друзей голоса.

Ах, только б не смолк под дугой колокольчик,

глаза бы глядели в глаза.

 

То берег – то море, то солнце – то вьюга,

то ангелы – то воронье…

Две вечных дороги – любовь и разлука –

проходят сквозь сердце мое.

 

 

 

Арсению Тарковскому

 

 

Обожаю настольные лампы,

угловатые, прошлых времен.

Как они свои круглые лапы

умещают средь книг и тетрадей,

под ажурною сенью знамен,

возвышаясь не почестей ради,

как гусары на райском параде

от рождения до похорон!

 

Обожаю на них абажуры,

кружевные, неярких тонов,

нестареющие их фигуры

и немного надменные позы.

И путем, что, как видно, не нов,

ухожу от сегодняшней прозы

и уже настоящие слезы

проливать по героям готов.

 

Укрощает настольные лампы

лишь всесильного утра река.

Исчезает, как лиры и латы,

вдохновенье полночной отваги.

Лишь вздымают крутые бока

аккуратные груды бумаги,

по которым знакомые знаки

равнодушно выводит рука.

 

Свет, растекшийся под абажуром,

вновь рождает надежду и раж,

как приветствие сумеркам хмурым,

как подобье внезапной улыбки…

Потому что чего не отдашь

за полуночный замысел зыбкий,

за отчаяние, и ошибки,

и победы – всего лишь мираж?

 

 

«Глас трубы над городами…»

 

 

Глас трубы над городами,

под который, так слабы,

и бежали мы рядами,

и лежали как снопы.

 

Сочетанье разных кнопок,

клавиш, клапанов, красот;

даже взрыв, как белый хлопок,

безопасным предстает.

 

Сочетанье ноты краткой

с нотой долгою одной –

вот и все, и с вечной сладкой

жизнью кончено земной.

 

Что же делать с той трубою,

говорящей не за страх

с нами, как с самой собою,

в доверительных тонах?

 

С позолоченной под колос,

с подрумяненной под медь?..

Той трубы счастливый голос

всех зовет на жизнь и смерть.

 

И не первый, не последний,

а спешу за ней, как в бой,

я – пятидесятилетний,

искушенный и слепой.

 

Как с ней быть? Куда укрыться,

чуя гибель впереди?..

Отвернуться?

Притвориться?

Или вырвать из груди?..