Конец ознакомительного фрагмента. 3 страница

[353]Намек на греческий миф о Кадме, который, по совету богини Афины, посеял зубы убитого им дракона, и из земли поднялись воины‑исполины.

 

[354]Один игрок, зажмурившись или отвернувшись, угадывает, сколько пальцев поднял другой.

 

[355]Орбилий – школьный учитель Горация, которого поэт вспоминает в «Посланиях» (II, I, 70–71) и называет «щедрым на удары». Его биография известна достаточно подробно по сочинению Светония «О грамматиках и риторах».

 

[356]Имена всех действующих лиц значимы (по‑гречески), и значение их непосредственно связано с заглавием и содержанием разговора: Евсевий – благочестивый, Тимофей – почитающий бога, Феофил – любящий бога, Хризогяотт – златоязыкий, Ураний – небесный, Софроний – благоразумный, Евлалий – хорошо говорящий, Нефалий – трезвый, сдержанный, Феодидакт – наученный богом.

 

[357]…Сократ… наставляет своего Федра… – в диалоге Платона «Федр», действие которого происходит на лоне природы, близ Афин.

 

[358]Квинт Гораций Флакк, «Эподы», II, 47–60.

 

[359]Об Острове Блаженных Лукиан повествует в «Правдивой истории» (часть вторая, главы 5–29).

 

[360]Линцей (Линкей) – в греческой мифологии герой, отличавшийся поразительной остротою зренья.

 

[361]Покайтесь и обратитесь. – «Деяния», глава третья.

 

[362]Праведный верою своею жив будет. «Книга пророка Аввакума», II, 4.

 

[363]«Евангелие от Иоанна», XIV, 6.

 

[364]Аз семь альфа и омега. «Откровение святого Иоанна Богослова», XXI, 6.

 

[365]Придите, дети мои, послушайте меня: страху господню научу вас. Псалом XXXIII, стих 12.

 

[366]Приап – греко‑римский бог плодородия и деторождения. Он был также покровителем садов и огородов, и его изображения, украшенные главным его символом – вздыбленным фаллосом, ставили в садах для защиты от птиц и воров.

 

[367]См. «Евангелие от Иоанна», IV, 4 сл. (Иисус и самарянка у колодца).

 

[368]Псалом XLI, стихи 2–3. Но о «змеиной плоти» говорится не в самом псалме, а в старинном комментарии к нему, широко известном в средние века.

 

[369]Турма – подразделение конницы в римском войске.

 

[370]Обилие надписей (а также, как мы убедимся далее, всевозможных изображений) – усвоенная гуманистами античная традиция. Древние считали зрение важнейшим из чувств и были убеждены, что все, усвоенное через зрение, запоминается всего крепче. Эразм советовал воспитателям украшать стены спален воспитанников картинами, вырезывать пословицы и изречения на кубках, перстнях и воротах.

 

[371]Будь благоразумен – не для всякого мой полет (греч.). Сова, священная птица богини Афины, была для греков символом мудрости и, одновременно, своего рода гербом или эмблемою древней Аттики.

 

[372]По Эзоповой басне, подробно (и со многими дополнениями от себя) пересказанной Эразмом в его сборнике пословиц («Адагии»), между орлом и навозным жуком существует смертельная вражда. Началась она с того, что заяц, преследуемый орлом, попросил защиты и убежища у навозного жука, а орел даже внимания не обратил на заступничество жука. Несмотря на ничтожные размеры, жук ухитрился причинить орлу немало самых тяжких неприятностей.

 

[373]Верблюжьи пляски – еще одна древняя пословица.

 

[374]Бог отыскал виновного (греч.). Начало одного стиха из Феокрита (X, 17).

 

[375]Эту фразу, принадлежащую древнему римскому драматургу Луцию Акцию, приводит Цицерон в сочинении «Об обязанностях», I, XXVIII, 97. Но в историю она вошла как любимое изречение римского императора Калигулы.

 

[376]Ядовитая змея, чей укус вызывал нестерпимую жажду (dipsa – по‑гречески «жажда»).

 

[377]Земноводных (греч.).

 

[378]Хватая, я схвачен (греч.).

 

[379]Либурна – легкое судно, конструкция которого была заимствована римлянами у жителей Либурнии, области на северо‑восточном побережье Адриатики.

 

[380]Алкиной – царь мифического племени феаков, которые обитают во всяческом изобилии и благополучии на мифическом же острове Схерии. Описание Алкиноева сада – см. Гомер, «Одиссея», VII, 112–128.

 

[381]«Книга Притчей Соломоновых», XXI, 1–3 (перевод отличен от синодального).

 

[382]Гай Плиний Секунд Старший (22–79 гг. н. э.) в предисловии к «Естественной истории», обращенном к императору Титу Флавию Веспасиану.

 

[383]Цицероновы «Обязанности» – философское сочинение Цицерона «Об обязанностях», посвященное теории государства и права, а также вопросам морали.

 

[384]См. «Четвертая книга царств» («Вторая царей»), XXIV–XXV. Взятие Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором (Небукаднецаром) – 588 г. до н. э.

 

[385]«Книга Иова», XXXIV, 30.

 

[386]Псалом L, ст. 6 (перевод отличен от синодального).

 

[387]Ахелой – речное божество у древних греков, сын Океана. Бог, давший имя крупнейшей в Греции реке (Ахелою), он считался одновременно владыкою всех пресных текучих вод.

 

[388]Чуть измененная цитата из Аристофана, «Лягушки», 1432.

 

[389]«Послание к Римлянам», XIV, 3–4.

 

[390]«Первое послание к Коринфянам», II, 15.

 

[391]По обычаю древних римлян, Евсевий начинает угощение с яиц и овощей.

 

[392]В «Первом послании к Коринфянам», IV сл.

 

[393]Там же, VI, 13 (цитата не вполне точна).

 

[394]См. «Книга притчей Соломоновых», XVIII, 22

 

[395]Богодухновенный (греч.).

 

[396]«Книга притчей Соломоновых», XXI, 3.

 

[397]Кармелиты – монашеский нищенствующий орден, основанный в 1121 г. Первая его обитель была поставлена на горе Кармель (Кармил) в Палестине; отсюда название ордена.

 

[398]В вине истина.

 

[399]Намек на исповедь.

 

[400]Святой Амвросий Медиоланский (340–397) – один из святых и Отцов западной церкви, епископ города Милана (Медиолана), крупный церковный деятель и талантливый писатель, автор многих сочинений в прозе и стихах.