Установление диктатуры Кромвеля

Пленение короля углубило противоречия в лагере сторонников пар­ламента. Пресвитерианское большинство продолжало надеяться на компромисс с Карлом I, избегало мер, которые помешали бы согла­шению с монархом. В то же время в армии и средних слоях общест­ва стали усиливаться позиции сторонников установления республи­канского строя. Возникло движение левеллеров (от англ. level «уровень», «равный»), главным идеологом которого был сторонник пуританизма Д. Лильберн (1618—1657). Согласно его взглядам, вер­ховная власть должна принадлежать народу, все люди провозглаша­лись равными по рождению. Левеллеры требовали отмены всех со­словных привилегий, введения всеобщего избирательного права для мужчин с 21 года, ликвидации палаты лордов, возвращения огоро­женных общинных земель, введения справедливого налогообложе­ния, выделения средств на помощь бедным.

Опасаясь роста влияния левеллеров в войсках, Долгий парла­мент, считающий гражданскую войну оконченной, принял поста­новление о роспуске армии Кромвеля. Но она отказалась подчи­няться парламенту, и Кромвель после длительных колебаний в августе 1647 г. занял Лондон. Однако он не был готов к разрыву с парламентом. Начавшиеся переговоры с королем об установлении конституционной монархии прервались вторым бегством Карла I из столицы и возобновлением гражданской войны. На стороне ко­роля на сей раз выступили не только английские роялисты, но и шотландская знать.

Роялистское выступление было быстро подавлено армией, пред­принявшей также чистку парламента от сторонников соглашения с королем. Вновь попавшего в плен Карла I, несмотря на возражения членов палаты лордов, предали суду. 27 января 1649 г. он был при­говорен к смертной казни. Англия стала республикой, управляемой однопалатным парламентом, в котором после чисток осталось около 100 членов. Это, однако, не решило проблем английского общества.

Левеллеры отказывались признать законность власти Долгого парламента, требовали изменения избирательного права и проведе­ния новых выборов. Верные Кромвелю войска подавили начавший­ся в 1649 г. мятеж сторонников левеллеров в армии, их лидеры были казнены. Затем новому режиму пришлось подавлять движение диг­геров (от англ. «dig» —«копать»), сельской бедноты, добивавшейся передела земли и начавшей захватывать и распахивать угодья круп­ных земельных собственников.

Сохранялась угроза реставрации монархии. Сын Карла I Карл II выдвинул претензии на английский престол. Он получил поддержку в Шотландии, его власть признала Ирландия (большая ее часть бы­ла колонией Англии), основную массу населения которой составля­ли католики.

В 1649 г. армия Кромвеля высадилась в Ирландии, подвергнув ее беспощадному опустошению. Было уничтожено не менее трети жи­телей «Зеленого острова». В 1650 г. Кромвель выступил на усмире­ние Шотландии. В 1652 г. война завершилась. Карл II бежал во Францию, шотландский парламент был распущен, Шотландия пол­ностью перешла под контроль английских властей.

Рост авторитета Кромвеля беспокоил парламентариев. Однако Долгий парламент, власть которого опиралась исключительно на военную силу и принуждение, полностью зависел от армии. В 1653 г. в ответ на попытку правительства поставить ее под свой контроль Кромвель, не встретив сопротивления, распустил Долгий парламент.

 

Режим протектората и реставрация

Новая конституция, разработанная офицерами Кромвеля, передала ему верховную власть в государстве. Приняв титул лорда-протекто­ра, он остался главнокомандующим, получил право роспуска и созы­ва парламента, издания законов без его согласия. Такой властью в других странах обладали только абсолютные монархи. Англия была разделена на округа. Во главе их стояли военные губернаторы, наде­ленные особыми полномочиями. Вводилась строжайшая цензура, запрещались собрания, за неуважение к протектору полагалось тю­ремное заключение. Парламент, избиравшийся на основе строгого имущественного ценза, стал послушным инструментом в руках Кромвеля.

Несмотря на террор, режим протектората оказался неустойчив. Оппозиция не решалась выступать открыто, но в стране сохраняли влияние роялисты. В городских и сельских низах пользовались симпатией идеи левеллеров и диггеров. Не была решена проблема политической преемственности. Парламент предлагал Кромвелю стать королем и учредить новую династию, но он не решился на та­кой шаг. После его смерти в 1658 г. власть ненадолго перешла к его сыну Ричарду, затем власть захватил генерал Монк. Он в 1659 г. за­нял Лондон и при поддержке большинства парламента начал пере­говоры с Карлом По реставрации монархии. В 1660 г. король вер­нулся в Лондон, однако полное восстановление абсолютизма было невозможно.

Король воссоздал палату лордов, земли короны и церкви, конфи­скованные в годы революции, были возвращены прежним владель­цам. Но король уже не покушался на власть и права парламента. В 1679 г. парламент принял акт о гражданских правах (Habeas Corpus Act), по которому никто не мог быть арестован без постанов­ления суда. Тем самым признавались права не только знати, но и граждан, получивших правовую защиту от произвола. Прекратились попытки ущемления прав собственников и введение особых налогов на торговлю и производство.

 

Вопросы и задания

· Что позволяет характеризовать происходящие в обществе перемены как революцию?

· Назовите причины кризиса абсолютистского режима в Англии.

· Какое значение в революционных событиях в Англии имели религиозные разногласия?

· Составьте таблицу «Развитие английской буржуазной революции»

· В чем состояли причины установления диктатуры Кромвеля?

· Как вы думаете, почему реставрация монархии в Англии прошла без серьезного сопротивления? Каковы были особенности режима, установившегося после реставрации?

 

 

Тема 17. Эпоха просвещения. Просвещенный абсолютизм.

XVIII век вошел в историю как время духовного вызова устоям сословного общества и абсолютной власти монархов в странах Евро­пы. Идеи Просвещения, завоевав умы, стали материальной силой, изменившей облик европейской цивилизации. Она окончательно ут­вердилась на пути буржуазного развития.

Просветители не отказались от представлений Фомы Аквин-ского о существовании норм естественного права и порядка ве­щей, но придали им светский характер. Мыслители XVIII века бы­ли убеждены, что мир подчиняется относительно простым законам, которые могут быть выражены языком строгих фор­мул. В соответствии с воззрениями просветителей, обществен­ная жизнь также должна строиться на разумных, рациональных началах.

Политический идеал просветителей Англии и Франции

Родоначальником идей Просвещения принято считать английского философа Джона Локка (1632—1704), взгляды которого отразили опыт английской буржуазной революции (в частности, многие пред­ставления левеллеров). Согласно его точке зрения, каждый человек от природы обладает равным правом на свободу выбора своего жиз­ненного пути, правом распоряжаться своим имуществом, трудом и его результатами. Государство, по Локку, является продуктом обще­ственного договора, т.е. добровольного согласия людей на передачу ему функций защиты их естественных прав. Оно издает законы и обеспечивает их соблюдение, представляет общество на между­народной арене, сохраняет ему мир и безопасность. При этом власть не должна вмешиваться в дела граждан без необходимости (если не существует угрозы общественному благу).

Нарушая общественный договор, вводя привилегии для отдель­ных слоев населения, противоречащие принципу равенства граждан перед законом, ущемляя их свободы, власть, полагал Локк, дает на­роду основание для восстания и свержения тирании.

Идеальным для общества английский философ считал государст­во, основанное на разделении законодательной и исполнительной власти. При этом исполнительная власть, монарх и правительство должны строго следовать законам, право принятия которых пред­ставляется исключительно избираемому народом парламенту.

Духовным центром европейского Просвещения стала Франция. Феодально-абсолютистские порядки в этой стране встречали осуж­дение даже в привилегированных сословиях, среди аристократии и духовенства. В то же время во Франции большое влияние имело пе­чатное слово, почти половина взрослого мужского населения была грамотной. Обладание библиотекой, включающей книги, запрещен­ные цензурой, в среде аристократии считалось признаком хорошего тона и достатка.

Одним из ведущих мыслителей французского Просвещения был писатель и философ Вольтер (настоящее имя — Ф. Аруэ, 1694—1778). Вольтер исходил из идеи естественных прав человека. Он выступал с критикой абсолютизма, а также политики католиче­ской церкви (ему принадлежит лозунг «Раздавите гадину!»). В то же время он допускал, что сама по себе религия необходима для приуче­ния людей к нравственному поведению.

Взгляды Вольтера неоднократно приводили его к конфликту с властями. Представления о том, что люди не являются лишь поддан­ными, обязанными выполнять волю суверенов, а являются гражда­нами, обладающими такими же человеческими правами, как и мо­нарх, для континентальной Европы того времени были революционными. Они подрывали существующий порядок вещей. В молодости Вольтер был заточен в королевскую тюрьму Бастилию, последние годы жизни провел в поместье на границе Франции и швейцарского кантона Женевы, куда можно было скрыться в случае попытки нового ареста.

Тюремному заточению подвергался и Д. Дидро (1713—1784), ини­циатор фундаментального издания «Энциклопедия наук, искусств и ремесел», 28 основных и 5 дополнительных томов которой выходи­ли с 1751 по 1776 г. По замыслу Дидро, «Энциклопедия» должна была не только обобщить естественнонаучные взгляды на мир, включить практические сведения о технических достижениях, но и представить передовые воззрения на общество и государство. В ра­боте над статьями энциклопедии приняли участие блестящие мысли­тели того времени — Вольтер, ШЛ. де Монтескье (1689—1775), ЖЖ. Руссо (1712-1778), КА. Гельвеций (1715-1771), П. Гольбах (1723—1789) и др.

Энциклопедисты полагали, что просвещение, нравственное вос­питание народа, методы убеждения создадут условия для проведе­ния законодательных реформ, изменения существующих порядков. У них не было единой политической программы, но большинство из них исходило из теорий естественного права и общественного дого­вора, которые получили в их трудах дальнейшее развитие.

Ж.Ж. Руссо считал, что на ранних этапах истории люди, обладая свободой морального выбора, исходили из общечеловеческих пред­ставлений о справедливости. С возникновением имущественного не­равенства, разделением общества на управляющих и управляемых законы уничтожили естественную свободу. Это породило тиранию, при которой все бесправны перед тираном. Свержение тирании, об­ретение свободы создадут возможность заключения подлинного об­щественного договора, утверждающего суверенитет (верховную власть) народа в согласии с мнением большинства граждан.

Будучи сторонником республиканской формы правления, Руссо допускал, что в определенных случаях она совместима и с сохранением института монархии, но тогда функции монарха должны быть сведены до минимума. Ш.Л. де Монтескье счи­тал, что утверждение конституционной монархии или респуб­ликанского строя само по себе еще не создает гарантий от произвола. Для предотвращения злоупотреблений, по его мнению, необходимо не только разделение властей на законо­дательную, исполнительную и судебную, но и создание систе­мы сдержек и противовесов, чтобы одна власть контролирова­ла и ограничивала другую. В отличие от других просветителей, считавших, что республика может существовать только на не­большой территории, Монтескье полагал, что при принятии принципа федерализма даже в крупных государствах может утвердиться республиканский строй.

Некоторые из просветителей (французский сельский свя­щенник Ж Мелье, 1664—1729, историк и философ Г. Б. де Мабли, 1709—1785) считали, что достижению естественного равенства людей препятствует институт частной собственности. Они пред­лагали упразднить или ограничить ее. Правда, подобные взгля­ды не были характерны для большинства их современников.

В германских государствах распространение идей Просвещения носило более ограниченный характер, чем в Англии и Франции. В условиях раздробленности Германии на мелкие княжества и коро­левства со своими диалектами образованные люди предпочитали об­щение на французском языке или на латыни. На этих языках издава­лось многие работы немецких просветителей. В отличие от Франции, они были недоступны большинству населения.

Взгляды немецких просветителей носили более абстрактный ха­рактер, чем их французских единомышленников. Более сдержанной была и критика существующих порядков. Она обращалась скорее к просвещенному государю, чем к обществу.

Характерной для немецкого Просвещения была апелляция не только к общечеловеческим идеям и ценностям естественных прав. Акцент делается на национальных традициях, самобытности культу­ры народов. В частности, такой подход был свойствен историку, по­эту и философу ИТ. Гердеру (1744—1803).

 

Просвещенный абсолютизм

Обращение просветителей к государям, власть которых они предла­гали ограничить, на первый взгляд может показаться наивным. Од­нако в середине XVIII века надежды на частичную поддержку идей Просвещения монархами не были утопией.

В это время в большинстве стран континентальной Европы еще не сложились общественно-политические силы, способные бросить вызов абсолютизму. В то же время заинтересованность центральной власти в увеличении налоговых поступлений в казну вступала в про­тиворечие со стремлениями провинциальной знати и монастырей к сохранению феодальных вольностей, таких, как право не платить на­логи, вводить собственные таможенные пошлины, поборы с кресть­ян. Нередкие в этот период крестьянские волнения преимуществен­но вызывались произволом со стороны местной знати, не носили антимонархического характера.

Образ просвещенного государя, заботящегося о своих подданных, ° развитии торговли и ремесел, покровительствующего наукам и искусству, был выгоден для центральной власти европейских госу­дарств, позволял ей начать наступление на привилегии мелких и средних феодалов.

В Австрии период просвещенного абсолютизма связан с царство­ванием Марии Терезии (правила в 1740—1780) и, особенно, Иосифа II (правиле 1780-1790).

Они провели наиболее глубокие преобразования за все время существования империи Габсбургов. Был упорядочен набор рекрутов. Финансовая реформа началась с введения всеобщего подоходного налога и налога на наследство, что в первую очередь ущемило интересы высших сословий, поме­щиков и церкви. Впервые состоялась перепись населения, произведен учет земельных угодий и поголовья скота. Все это позволило повысить эффективность фискальной политики.

Шагом к созданию единых правовых норм для всех сосло­вий стало принятие новых уголовного и гражданского кодексов. Применение смертной казни свелось до минимума. Была со­здана система централизованного управления государством. Осуществление судебных функций стало исключительной пре­рогативой государства, помещики лишились права творить суд над крестьянами.

С принятием ряда императорских указов положение крестьян­ства в целом значительно улучшилось. В 1770-е гг. барщина (отра­ботка на помещика за право пользования его землей) сократилась до трех дней в неделю, крестьянам было предоставлено право выкупа земельных наделов. В 1781 г. Иосиф отменил крепостную зависи­мость крестьян Чехии, Моравии, Силезии и Галиции, затем она бы­ла ликвидирована и в других областях империи. Крестьяне стали лично свободными: они получили право уходить в город, создавать семью, заниматься любым ремеслом, заключать торговые сделки без разрешения помещика. В 1789 г. барщину заменили денежным нало­гом, размер его строго ограничивался — не выше 17 % дохода кресть­янского хозяйства.

Эти меры содействовали развитию товарно-денежных отноше­ний, росту внутреннего рынка, возникновению новых мануфактур. Большую роль также имела отмена внутренних таможенных границ и пошлин. Проводилась протекционистская политика, особенно в отношении производства предметов роскоши. Был принят закон об освобождении вновь создаваемых промышленных предприятий от уплаты налогов на срок до десяти лет.

В Вене начали работать Горная и Торговая академии, на средства короны открывались школы. Иосиф ввел обязательное обучение детей в возрасте до 12 лет. Цензура свелась до мини­мума. Право ее осуществления было изъято у католической цер­ковной иерархии, отрицательно относящейся к идеям Просве­щения. Декрет о веротерпимости отменил ограничения на деятельность других церквей, в том числе протестантской и пра­вославной. Поощрение искусств сделало Вену одним из цент­ров европейской музыкальной и театральной жизни. С Веной было связано творчество великих композиторов В.А. Моцарта (1759-1791), Й. Гайдна (1732—1809), Х.В. Глюка (1714—1787).

Влияние идей Просвещения сказалось и на втором крупнейшем германском государстве XVIII века — королевстве Пруссия. Фрид­рих II(правил в 1740—1786), вошедший в историю как Фридрих Ве­ликий, с юных лет интересовался идеями просветителей. Он вступил в переписку с Вольтером и пригласил французского мыслителя в гости в королевский дворец в Потсдаме.

Проведенные Фридрихом II реформы были близки к преобразо­ваниям, осуществленным в Австрии, хотя носили более ограничен­ный характер.

В их числе — введение нового уголовного законодательст­ва, отмена пыток, упорядочение налоговой системы, расшире­ние системы начального образования, принятие принципа ве­ротерпимости. Отмену крепостного права король считал несвоевременной. Тем не менее им были приняты законы, ог­раничивающие возможность произвола помещиков в отноше­нии крестьян, в частности их насильственный сгон с земли. Крестьяне на землях короны получили право собственности на обрабатываемые ими участки, передачи их в наследство детям.

Проводилась политика поощрения развития торговли и промыш­ленности. Фридрих II основал Прусский государственный банк, вы­делял субсидии на строительство дорог и мостов, проводил протек­ционистскую политику, вводя высокие пошлины на зарубежные товары, содействовал развитию мануфактур.

Реформы в духе просвещенного абсолютизма осуществлялись также в таких германских государствах, как Саксония, Баден, Вюр-темберг, Бавария. Идеи преобразований были популярны в государ­ствах Италии, в частности, Тоскане, Парме, Пьемонте, Неаполитан­ском королевстве.

Порой идеи просветителей о разделении властей брались на вооружение знатью, господствующим сословием, с тем что­бы защитить свои интересы от опасности установления или реставрации деспотического режима. Так, в Швеции по иници­ативе аристократии после смерти Карла XII была принята кон­ституция 1719 г., введена система разделения властей. В ней особую роль играл парламент, формирующийся по принципу сословного представительства.

Просвещенные монархи и высшая знать не намеревались в пол­ном объеме реализовывать идеи просветителей об отмене сословных привилегий. Они выражали симпатию лишь тем из них, мысли кото­рых они находили «разумными».

Политика просвещенного абсолютизма служила подъему ману­фактурного производства, в какой-то мере улучшала положение крестьянства. В то же время льготы и привилегии, будучи дарованы монархами своим подданным, при изменении обстоятельств могли быть отменены, поскольку не существовало никаких гарантий ста­бильности политики реформ.

Значительно более полную реализацию воззрения просветителей нашли лишь в конце века. Они обрели массовую поддержку в годы войны за независимость в Северной Америке, во время Великой французской революции. Многие из представлений эпохи Просве­щения стали основой политической практики, базой правовых норм, нашедших широкое признание в XIX и особенно в XX веке в странах демократии

Вопросы и задания

· Как мыслители эпохи Просвещения объясняли явления общественной жизни?

· С чем теория общественного договора связывала появление и функции государства? Какое государственное устройство Д. Локк считал идеальным?

· Охарактеризуйте взгляды Вольтера, Руссо, Дидро.

· Кто из просветителей придерживался республиканских идей? Как просветители объясняли необходимость разделения властей?

· Почему в германских государствах распространение идей Про­свещения носило более ограниченный характер, чем в Англии и Франции? В чем состояли особенности немецкого Просвеще­ния?

·

Страны Правители Реформы Результаты
Австрия      
Пруссия      

 

Таблица Политика просвещенного абсолютизма

Как вы объясните распространение идей просвещенного абсо­лютизма в Европе XVIII века?

· Заполните таблицу.

· Сделайте вывод о том, насколько последовательно воплоща­лись в жизнь идеи Просвещения в деятельности правителей. Какие из этих идей не могли быть реализованы просвещенны­ми монархами?