Средневековые цивилизации 5-10вв.
Тема 6. Период раннего средневековья.
Римляне воспринимали распад своей империи как торжество «варваров», начало «темных веков». Отношение к раннему Средневековью в Европе как периоду упадка культуры стало преобладающим в эпоху Возрождения. Оно было типично также для воззрений просветителей XVIII века, оказавших влияние и на взгляды исторической науки XIX—XX вв.
Между тем именно в период раннего Средневековья закладывался фундамент быстрого изменения облика Европы в Новое время, стремительной экспансии европейской цивилизации.
Социально-экономические отношения раннего Средневековья
В V—X вв. сблизился характер социально-экономического развития европейских народов.
На территории Римской империи еще в III—IV вв. утвердилось крупное землевладение, в котором использовался труд рабов и свободных граждан (колонов). Они должны были отдавать часть урожая ее владельцу (оброк), нести иные повинности за право пользования землей. С падением империи многие поместья перешли к новым хозяевам — королям и знати «варварских» государств, Однако система хозяйствования не изменилась.
Основные перемены произошли в Северной и Центральной Европе, где первоначально преобладали сельские родовые общины, в которых земля находилась в общей собственности. В IV—VI вв. родовая община была вытеснена соседской. Она характеризовалась не столько родственными связями, сколько совместным проживанием. Вероятно, это было следствием Великого переселения народов, когда многие племена перешли на новые земли, где уже было оседлое население.
Собственностью соседской общины считались лишь угодья совместного пользования (леса, луга). Пахотная земля принадлежала непосредственно обрабатывающим ее малым семьям, которые могли передавать ее по наследству, продавать, сдавать в аренду.
В VII—X вв. на землях от Рейна до Дуная широкое распространение получило (преобладающее и на юге Европы) крупное землевладение. Одним из источников его развития было имущественное расслоение в соседских общинах. Другим — политика военных вождей, ставших королями и князьями, которые раздавали захваченные в походах земли вместе с их жителями своим дружинникам, приближенным, церкви. Нередко мелкие собственники и целые общины в тяжелые годы (они были связаны с неурожаями, войнами) сами обращались за помощью к землевладельцам, передавая им право собственности на свои земли.
Крупные земельные владения обычно делились на две части: господскую землю (домен, от лат. «dominus» — «господин») и угодья, находившиеся в пользовании крестьян. К числу выполнявшихся ими повинностей относились обработка господской земли (барщина), выплата оброка, служба в ополчении. Повинности различных категорий земледельцев (посаженных на землю военнопленных-рабов, лично свободных арендаторов, общинников, угодья которых перешли к собственнику) были неодинаковыми, но со временем их положение сравнялось.
Роль общинного самоуправления уменьшалась. Старосты обычно назначались собственником земли. Ему же постепенно перешли осуществление судебных функций на своей территории, сбор ополчения в случае войны и обеспечение поступления налогов в пользу казны.
Крупные землевладельцы были заинтересованы в прикреплении к земле тех, кто ее обрабатывает. Однако в Западной Европе не сложилось крепостного права. Большинство крестьян, кроме немногочисленных рабов, были лично свободными. Их привязывала к земле собственность на дом, инструменты труда. Кроме того, многие из них задолжали хозяевам и не могли уйти с земли, не расплатившись.
И наконец, отсутствовали свободные земли, куда крестьяне, недовольные своим положением, могли бы переселиться.
В хрониках раннего Средневековья упоминаются крестьянские волнения. Однако они были редкими и вызывались попытками землевладельцев увеличить продолжительность барщины или размер оброка. При сохранении тех повинностей, которые были для крестьян привычными, поводов для протеста не возникало.
Особенности феодальных отношений
Крупных землевладельцев в Европе называли феодалами — от латинского слова «feodum» — «земельное владение, пожалованное за службу». Условием владения землей было выполнение вассальных обязательств ее держателя (от лат. «vassus» — «слуга») перед государем: несение военной службы и обеспечение сбора налогов с феода. Со своей стороны, государь, сеньор (от лат. «senior» — «старший»), должен был защищать своего вассала в случае нападения на его земли, от обид и ущерба, причиненных ему другими властителями.
Обязательства сеньора и вассала были взаимными. Феодальное владение первоначально давалось в пожизненное пользование и отбиралось при нарушении вассальных обязательств (впоследствии оно стало наследственным). В то же время, если сеньор не мог или не хотел защитить своего вассала, тот также был вправе считать себя свободным от обязательств.
Система вассальных отношений распространилась по всей Европе. Вассалами не были лишь суверенные (от франц. «souverein» — «высший, верховный») монархи — императоры и короли. Признающие их сеньорами держатели крупных феодов наделяли землей собственных приближенных, которые становились уже их вассалами. Чем больше вассалов имел сеньор, тем больше войск он мог выставить в случае войны, тем большим было его влияние при дворе, т. е. количество земель и вассалов определяло статус землевладельца, который отражался в его титуле. Жалуя соответствующий титул отличившемуся подданному, суверен тем самым наделял его землей с проживающими на ней крестьянами.
По мере того как все больше земель переходило в руки вассалов, они все меньше зависели от милостей королей. Стремления крупнейших землевладельцев к полной власти над своими владениями ослабляли возникшие после распада Римской империи раннефеодальные державы. Суверены далеко не всегда могли положиться на безоговорочную поддержку своих вассалов. Монархи, чтобы сохранить свою власть, использовали соперничество между феодалами, прибегали к методам придворной интриги, заключению династических браков.
Только возникновение общей для всех угрозы побуждало вассалов к повиновению. Так, покорение в начале VIII века Испании арабами-мусульманами и их вторжение в Галлию способствовали укреплению Франкского королевства, оказавшегося перед необходимостью дать отпор завоевателям.
Постепенно сложились общие нормы поведения и правила соперничества, рыцарский кодекс чести (на деле он не исключал коварства, предательства, убийств, но побуждал хотя бы внешне соблюдать приличия).
В среде рыцарей наибольшим уважением пользовались физическая сила, выносливость, ловкость, умение владеть оружием. Так, Карл Великий, судя по данным летописей, мог перепрыгнуть через двух лошадей, поставленных рядом. Английский король Ричард Львиное Сердце на конце копья поднимал взрослого человека.