Средневековые цивилизации 5-10вв.

Тема 6. Период раннего средневековья.

Римляне воспринимали распад своей империи как торжество «варваров», начало «темных веков». Отноше­ние к раннему Средневековью в Европе как периоду упадка культуры стало преобладающим в эпоху Возрож­дения. Оно было типично также для воззрений просве­тителей XVIII века, оказавших влияние и на взгляды исто­рической науки XIX—XX вв.

Между тем именно в период раннего Средневековья закладывался фундамент быстрого изменения облика Европы в Новое время, стремительной экспансии евро­пейской цивилизации.

Социально-экономические отношения раннего Средневековья

В V—X вв. сблизился характер социально-экономического развития европейских народов.

На территории Римской империи еще в III—IV вв. утверди­лось крупное землевладение, в котором использовался труд ра­бов и свободных граждан (колонов). Они должны были отдавать часть урожая ее владельцу (оброк), нести иные повинности за право пользования землей. С падением империи многие поме­стья перешли к новым хозяевам — королям и знати «варварских» государств, Однако система хозяйствования не изменилась.

Основные перемены произошли в Северной и Центральной Европе, где первоначально преобладали сельские родовые об­щины, в которых земля находилась в общей собственности. В IV—VI вв. родовая община была вытеснена соседской. Она ха­рактеризовалась не столько родственными связями, сколько совместным проживанием. Вероятно, это было следствием Великого переселения народов, когда многие племена пере­шли на новые земли, где уже было оседлое население.

Собственностью соседской общины считались лишь угодья совместного пользования (леса, луга). Пахотная земля при­надлежала непосредственно обрабатывающим ее малым семьям, которые могли передавать ее по наследству, прода­вать, сдавать в аренду.

В VII—X вв. на землях от Рейна до Дуная широкое распростране­ние получило (преобладающее и на юге Европы) крупное землевла­дение. Одним из источников его развития было имущественное рас­слоение в соседских общинах. Другим — политика военных вождей, ставших королями и князьями, которые раздавали захваченные в по­ходах земли вместе с их жителями своим дружинникам, приближен­ным, церкви. Нередко мелкие собственники и целые общины в тяже­лые годы (они были связаны с неурожаями, войнами) сами обращались за помощью к землевладельцам, передавая им право собственности на свои земли.

Крупные земельные владения обычно делились на две ча­сти: господскую землю (домен, от лат. «dominus» — «госпо­дин») и угодья, находившиеся в пользовании крестьян. К чис­лу выполнявшихся ими повинностей относились обработка господской земли (барщина), выплата оброка, служба в опол­чении. Повинности различных категорий земледельцев (по­саженных на землю военнопленных-рабов, лично свободных арендаторов, общинников, угодья которых перешли к собст­веннику) были неодинаковыми, но со временем их положение сравнялось.

Роль общинного самоуправления уменьшалась. Старосты обычно назначались собственником земли. Ему же постепен­но перешли осуществление судебных функций на своей тер­ритории, сбор ополчения в случае войны и обеспечение по­ступления налогов в пользу казны.

Крупные землевладельцы были заинтересованы в прикреплении к земле тех, кто ее обрабатывает. Однако в Западной Европе не сложилось крепостного права. Большинство крестьян, кроме немного­численных рабов, были лично свободными. Их привязывала к земле собственность на дом, инструменты труда. Кроме того, многие из них задолжали хозяевам и не могли уйти с земли, не расплатившись.

И наконец, отсутствовали свободные земли, куда крестьяне, недо­вольные своим положением, могли бы переселиться.

В хрониках раннего Средневековья упоминаются крестьян­ские волнения. Однако они были редкими и вызывались попыт­ками землевладельцев увеличить продолжительность барщи­ны или размер оброка. При сохранении тех повинностей, которые были для крестьян привычными, поводов для проте­ста не возникало.

Особенности феодальных отношений

Крупных землевладельцев в Европе называли феодалами — от ла­тинского слова «feodum» — «земельное владение, пожалованное за службу». Условием владения землей было выполнение вассальных обязательств ее держателя (от лат. «vassus» — «слуга») перед госуда­рем: несение военной службы и обеспечение сбора налогов с феода. Со своей стороны, государь, сеньор (от лат. «senior» — «старший»), должен был защищать своего вассала в случае нападения на его зем­ли, от обид и ущерба, причиненных ему другими властителями.

Обязательства сеньора и вассала были взаимными. Феодальное владение первоначально давалось в пожизненное пользование и от­биралось при нарушении вассальных обязательств (впоследствии оно стало наследственным). В то же время, если сеньор не мог или не хотел защитить своего вассала, тот также был вправе считать себя свободным от обязательств.

Система вассальных отношений распространилась по всей Евро­пе. Вассалами не были лишь суверенные (от франц. «souverein» — «высший, верховный») монархи — императоры и короли. Признаю­щие их сеньорами держатели крупных феодов наделяли землей соб­ственных приближенных, которые становились уже их вассалами. Чем больше вассалов имел сеньор, тем больше войск он мог выста­вить в случае войны, тем большим было его влияние при дворе, т. е. количество земель и вассалов определяло статус землевладельца, ко­торый отражался в его титуле. Жалуя соответствующий титул отли­чившемуся подданному, суверен тем самым наделял его землей с проживающими на ней крестьянами.

По мере того как все больше земель переходило в руки вассалов, они все меньше зависели от милостей королей. Стремления круп­нейших землевладельцев к полной власти над своими владениями ослабляли возникшие после распада Римской империи раннефео­дальные державы. Суверены далеко не всегда могли положиться на безоговорочную поддержку своих вассалов. Монархи, чтобы сохра­нить свою власть, использовали соперничество между феодалами, прибегали к методам придворной интриги, заключению династичес­ких браков.

Только возникновение общей для всех угрозы побуждало васса­лов к повиновению. Так, покорение в начале VIII века Испании арабами-мусульманами и их вторжение в Галлию способствовали укреплению Франкского королевства, оказавшегося перед необхо­димостью дать отпор завоевателям.

Постепенно сложились общие нормы поведения и правила соперничества, рыцарский кодекс чести (на деле он не исключал коварства, предательства, убийств, но побуждал хотя бы внешне соблюдать приличия).

В среде рыцарей наибольшим уважением пользовались физическая сила, выносливость, ловкость, умение владеть оружием. Так, Карл Великий, судя по данным летописей, мог перепрыгнуть через двух лошадей, поставленных рядом. Анг­лийский король Ричард Львиное Сердце на конце копья подни­мал взрослого человека.