Тема 3.Деспотии Востока

Время, начавшееся с возникновения первых госу­дарств, называют эпохой Древнего мира. Она обычно разделяется на три периода. В IV—II тысячелетиях до н.э. возникают первые государственные образования (период раннего Древнего мира). В конце II—I тысяче­летий до н.э. наступает период расцвета древних госу­дарств. В первой половине I тысячелетия до н.э. эти государства вступают в период упадка (период поздней древности), возрастает роль новых государств, возник­ших на периферии Древнего мира — античной Греции и Древнего Рима.

 

Предпосылки возникновения государства

В эпоху неолита все основные вопросы жизни племени решались не­посредственно его членами. При возникновении споров выход нахо­дили на основе традиции, обычая. Особенным уважением пользова­лось мнение старейшин, обладавших большим опытом. При столкновении с другими племенами за оружие брались все мужчи­ны, а иногда и женщины. Роль вождей, колдунов, как правило, была ограниченной. Их власть распространялась на узкий круг вопросов и опиралась на силу авторитета, а не принуждения.

Возникновение государства означало, что права принятия и ис­полнения решений переходят к специально созданным для этого ин­ститутам. Обычаи и традиции заменяются законом, соблюдение ко­торого обеспечивается вооруженной силой. Убеждение дополняется, а то и заменяется принуждением. Общество делится по новому при­знаку — на управляемых и управляющих. Возникает новая группа людей — чиновников, судей, военных, олицетворяющих собой власть и действующих от ее имени.

Материальные основы создания государства были заложены с пе­реходом к обработке металлов. Это повысило производительность труда, обеспечило достаточный излишек продуктов, чтобы содер­жать аппаратвласти и подавления.

Существуют различные объяснения причин возникновения государства. Среди них выделяются следующие: заинтересо­ванность зажиточной родоплеменной верхушки в укреплении своей власти и защите богатства от малоимущих соплеменни­ков; необходимость удерживать в повиновении покоренные племена, обращенные в рабство; потребности организации крупномасштабных общих работ по ирригации и защите от ко­чевых племен.

Вопрос о том, какая из этих причин была основной, необхо­димо рассматривать применительно к конкретным ситуациям. Важно также учитывать, что ранние государства развивались, с течением времени у них возникали новые функции.

Первые государственные образования сложились в субтропиках, в долинах таких рек, как Нил, Тигр и Евфрат, Инд, Хуанхэ.

Обилие влаги и исключительное плодородие почвы в сочетании с теплым климатом позволяли получать несколько богатых урожаев в год. В то же время в низовьях рек на поля наступали болота, выше по течению плодородные земли поглощала пустыня. Все это требовало проведения крупномасштабных ирригационных работ, строительст­ва дамб и каналов. Первые государства возникли на основе союзов племен, нуждающихся в четкой организации труда масс людей. Наи­более крупные поселения стали центрами не только ремесла, торгов­ли, но и административного управления.

Ирригационные работы в верховьях рек влияли на условия земледелия ниже по течению, плодородная земля стала ценно­стью. В результате развернулась ожесточенная борьба между пер­выми государствами за контроль над всем течением реки. В IV ты­сячелетии до н.э. в долине Нила сложились два крупных царства — Нижний и Верхний Египет. В 3118 г. до н.э. Верхний Египет был завоеван Нижним. Столицей нового государства стал город Мем­фис, лидер завоевателей Мен (Мина) стал основателем I династии фараонов (царей) Египта.

В Месопотамии, в междуречье Тигра и Евфрата (его иногда на­зывают также Двуречьем), где жили родственные племена шумеров, на верховенство претендовало несколько городов (Аккад, Умма, Ла-гаш, Ум, Эриду и др.). Централизованное государство здесь сложи­лось в XXIV веке до н.э. Царь города Аккад Саргон (правил в 2316—2261 до н.э.), первым в Месопотамии создавший постоянное войско, объединил ее под своей властью и создал династию, царст­вовавшую полтора столетия.

На рубеже III—II тысячелетий до н.э. возникают первые государ­ственные образования в Индии, Китае, Палестине. Финикия (нахо­дилась на территории нынешнего Ливана) стала основным центром средиземноморской торговли.

 

Рабовладение и общественные отношения в древних государствах

В условиях родоплеменного строя пленных или убивали, или остав­ляли в семейной общине, где они работали вместе со всеми на правах младших членов семьи. Подобное рабство получило название патри­архального. Оно было широко распространено, но не имело большо­го значения для жизни племен.

С возникновением первых государств, ведущих постоянные вой­ны друг с другом, число пленных значительно возросло. Так, в ходе одной из войн Верхнего Египта с Нижним было захвачено 120 тыс. человек, обращенных в рабство. Рабы становились собственностью центральной и местной власти, знати, храмов, ремесленников. Ис­пользование их труда приобретало большое значение для проведе­ния ирригационных работ, строительства дворцов и пирамид. Рабы превратились в товар, в «говорящее орудие», которое продавалось и покупалось. При этом рабы, обладающие навыком ремесла, письма, молодые женщины ценились выше. Походы в соседние страны для захвата новых пленных стали регулярными. Например, египтяне неоднократно вторгались в Эфиопию, Ливию, Палестину, Сирию.

Завоеванные земли переходили в собственность храмов, фараона, раздавались им своим приближенным. Их жители либо обращались в рабство, либо оставались формально свободными, но лишались собственности. Их называли хему. Они зависели от воли чиновников фараона, направлявших их на общественные работы, в мастерские или выделявших им земельный надел.

Большую хозяйственную роль играло сохраняющееся общинное землевладение. Влияние кровнородственных связей на обеспечение единства общины постепенно уменьшалось. Более важным было совместное пользование землей и выполнение общих повинностей (уплаты податей, службы в войсках фараона во время походов, выполнения ирригационных и иных работ).

Принадлежность к общине давала определенные привилегии. Сохранялось оставшееся со времен родоплеменного строя общинное самоуправление. Члены общины пользовались ее защитой, она кол­лективно отвечала за совершенные ими проступки.

Высшая власть в Древнем Египте принадлежала фараону, кото­рый считался живым богом, его воля была абсолютным законом для подданных. Ему принадлежала значительная часть земель и ра­бов. Наместниками фараона чаще всего назначались его родствен­ники. Они управляли провинциями и одновременно, владея пожа­лованными или принадлежащими им землями, являлись крупными собственниками. Это придавало египетской деспотии патриархальный характер.

В Египте были сильными традиции матриархата. Первона­чально право на престол передавалось по женской линии, и многие фараоны вынуждены были заключать браки со своими родными или двоюродными сестрами, чтобы их власть призна­валась законной.

Большую роль в обществе Древнего Египта играли чиновни­ки, осуществляющие сбор налогов, непосредственно управляю­щие имуществом фараона и его приближенных, отвечающие за строительство

Значительным влиянием пользовались жрецы. Они вели наблюде­ния за погодой, солнечными и лунными затмениями, их благослове­ние считалось необходимым при любом начинании. В Древнем Егип­те особое значение придавалось похоронным ритуалам, что также обеспечивало особое уважение к жрецам. Они были не только слу­жителями культов, но и хранителями знаний. Строительство пира­мид, как и проведение ирригационных работ, расчеты времени разли­вов Нила требовали довольно сложных математических выкладок.

Примерно такой же характер носили общественные отношения в Древней Месопотамии, где цари обожествлялись, а храмам принад­лежала особая роль в жизни государства.

 

Культура и верования в Древнем Египте

Наибольшую известность культура Древнего Египта приобрела бла­годаря усыпальницам фараонов — пирамидам. Как полагают ученые, их сооружение началось в XXVII веке до н.э. при фараоне Джосере.

Самая крупная из пирамид—Хеопса — считалась в античные времена одним из чудес света. Ее высота составляет 146,6 м, ширина каждой стороны — 230 м, общий вес каменных глыб, из которых сооружена пирамида, — около 5 млн. 750 тыс. тонн. Внутри пирамид размещалась сложная система проходов, веду­щих к гробнице фараона. После его смерти тело бальзамирова­ли, украшали золотом, серебром, драгоценными камнями и по­мещали в саркофаг в погребальной камере. Считалось, что после смерти душа фараона продолжает жить вместе с богами.

Пирамиды столь велики, что даже в XX веке многим казалось немыслимым, чтобы их могли соорудить древние жители Егип­та. Рождались гипотезы об инопланетянах, высказывались предположения, что пирамиды строились в Новое время, а вся хронология Древнего мира ошибочна. Между тем, если учесть, что каждая пирамида строилась два-три десятилетия (работа над ней начиналась при воцарении нового фараона и должна была завершиться ко времени его смерти), а в распоряжении строителей находились все ресурсы довольно крупного госу­дарства, создание пирамид не представляется невозможным.

Гигантские размеры пирамид, производящие впечатление даже на людей XXI века, подавляли современников своим величием и масштабами, они служили наглядной демонстрацией безгранично­сти власти фараонов. В глазах земледельцев, пленных рабов те, по воле которых воздвигались такие махины, действительно должны были быть сродни богам.

Вера в загробную жизнь отражалась и в религиозных воззре­ниях древних египтян. Они верили в существование богов, оли­цетворяющих собой различные силы природы, главным из них считался бог Солнца Ра. Однако любимым богом был Осирис, который, согласно египетской мифологии, научил людей земле­делию, обработке руды, хлебопечению. Злой бог пустыни Сет, согласно легенде, погубил Осириса, но он воскрес и стал царем загробного мира.

Каждому из богов посвящались отдельные храмы, и, в зави­симости от предстоящих дел, им требовалось вознести молитву, сделать жертвоприношение. Кроме того, наряду с богами, почи­тавшимися во всем Египте, в отдельных провинциях сохраня­лись свои, местные, верования.

В XIV веке до н.э. при фараоне Аменхотепе /К(Эхнатоне) бы­ла предпринята попытка провести реформу культов и утвердить веру в единого бога, но она встретила сопротивление жрецов и завершилась неудачей.

Широко была распространена грамотность. Египтяне использо­вали иероглифическую систему письма (употребление отдельных знаков для написания каждого слова).

Французский ученый Ж. Шампольон (1790—1832) сумел понять значение иероглифов, что дало ключ к прочтению и других надписей.

Значительного развития в Египте достигла медицина. Широко использовались лекарства растительного и животного происхожде­ния, косметические средства. Были накоплены знания в области хи­рургии и стоматологии.

Начала развиваться техника мореплавания, хотя она и уступала финикийской. Египтяне умели строить корабли длиной до 50 м, ко­торые ходили под парусом и на веслах. Они плавали не только по Нилу, но и по морю, хотя при слабом развитии навигации не удаля­лись далеко от берега.

Во II—I тысячелетиях до н.э. первые государства Древ­него мира вступили в полосу упадка. В то же время в этот период возникли новые государственные образования, возросло многообразие социальной, духовной, культур­ной жизни народов.

Истоки слабости деспотий древности

Древнеегипетское государство просуществовало более двух тысяч лет, что в динамичное Новое и особенно Новейшее время пред­ставляется почти невероятным. Необходимо, однако, учитывать характер общественного развития в Древнем мире. Жизнь циви­лизаций шла как бы по замкнутому кругу, подчиняясь природному ритму, циклу сельскохозяйственных работ. Незначительные улуч­шения техники изготовления посуды, инструментов не могли ка­чественно изменить сложившийся уклад. Если и появлялись но­вые знания, то они становились достоянием узкого круга жрецов, которые сохраняли их в секрете, используя для укрепления влия­ния своих храмов.

Исключительно редкими были выступления рабов, слуг фараона и знати против своего зависимого положения. Пленные из других зе­мель понимали, что протест или побег не вернет их в родное племя, отдаленное сотнями километров пустынных земель. Господствую­щие религиозные воззрения побуждали воспринимать невзгоды жизни как немилость судьбы и высших сил.

Притеснения со стороны власть имущих были типичным явлением. Значительную часть переписки в Древнем Египте и Шу­мере составляли жалобы на поборы и произвол чиновников. В то же время в государствах древности уже сложилась система правовых норм, которые обеспечивали определенную защиту всем слоям насе­ления, в том числе и малоимущим. Многие из них отражали племен­ные традиции, сформировавшиеся в глубокой древности.

Первые дошедшие до наших времен писаные законы были изданы в Шумере в XXI веке до н.э. Наибольшую известность приобрели законы вавилонского царя Хаммурапи (правил в 1792—1750до н.э.), создавшего в Месопотамии мощную держа­ву. Они делили население Вавилонии на такие категории, как свободные общинники, люди, работающие в государственном (царском) хозяйстве, и рабы. За одинаковые преступления уста­навливались разные наказания, наиболее суровые—для рабов. При этом рабы не были бесправными: они могли жаловаться на жестокость своего хозяина. Им дозволялось иметь свой дом и свою семью. Рабы не платили податей. Обеспечение их едой, жильем, одеждой было обязанностью их собственника (храма, вельможи или государства).

Основную угрозу стабильности древних деспотий представляли сепаратизм отдельных провинций, борьба знати за высшую власть, конфликты между светскими и духовными властителями, резко обо­стрявшиеся при внешних вторжениях.

В XVIII веке до н.э. Египет подвергся нашествию кочевников гиксосов, разгромивших войска фараона и поселившихся в плодо­родной долине Нила. Единое государство распалось на соперничаю­щие провинции (номы). Лишь через два века власть фараонов была восстановлена. В XII веке до н.э. в Египет вторглись ливийские племе­на и так называемые «народы моря», живущие на Балканском полу­острове и в Малой Азии. Они уже овладели мастерством изготовле­ния оружия из железа и были грозным противником. Египту удалось отбить это нападение, но его силы были подорваны. Начался упадок центральной власти. Страна вновь распалась на два царства — Ниж­ний и Верхний Египет, которые были завоеваны более сильными соседями.

С наступлением железного века — появлением первых орудий из желе­за — производительность труда земледельцев возросла. Стало воз­можно распахивать земли, которые раньше не поддавались обработке, а использовались как пастбища. Земледельцы начали теснить сосед­ние пастушеские племена. Расширяющиеся земледельческие террито­рии необходимо было охранять от набегов кочевников, что требовало создания новых государств. В отличие от первых царств древности их функции не были связаны с организацией орошения земли. С этой за­дачей, благодаря более совершенным орудиям труда, сельские общи­ны уже справлялись.

Новые государственные образования представляли собой воен­ные деспотии. Они обеспечивали земледельческим общинам, ремес­ленникам и торговцам городов защиту от внешних врагов. Соби­раемые налоги шли на содержание армии, аппарата управления, придворной знати. Чем больше земель контролировала военная дес­потия, тем большие средства оказывались в распоряжении ее пове­лителей. Это стимулировало постоянную экспансию. Войны во имя расширения территории велись непрерывно.

Возникавшие империи были непрочными, опирались лишь на во­енную силу. Хозяйственная, религиозная разнородность входящих в них земель, стремление местной знати к самостоятельности при серь­езных военных поражениях приводили к их распаду.

Центрами первых военных деспотий стали государства, образо­вавшиеся в Малой Азии, на Иранском нагорье (держава хеттов, Ас­сирия, Урарту). Между ними развернулась борьба за контроль над плодородными землями Месопотамии. В XIV—XIII вв. до н.э. наи­больших успехов добились хетты, небезуспешно воевавшие с егип­тянами. Затем на роль первой военной деспотии выдвинулась Асси­рия. Она еще с XIX века до н.э. соперничала с Вавилоном за господство над плодородными землями Междуречья. В X—VII вв. до н.э. Ассирия распространила свою власть на всю Малую Азию, поко­рила не только Вавилон, но и Финикию, Дамасское царство, Иудей­ское и Израильское царства в Палестине, Египет, земли хеттов, пер­сидских и мидийских племен.

В VII веке до н.э. союз мидийских племен отказался подчиняться Ассирии и начал против нее войну. Ослаблением Ассирии восполь­зовался Вавилон, захвативший большую часть ее владений.

В VI веке до н.э. началось возвышение Персидской державы. Пер­сы, при царе Кире II (правил в 558—530 до н.э.) освободившиеся от власти Мидии, начали завоевательные походы. Им удалось поко­рить Месопотамию, Сирию, Палестину, Финикию, Малую Азию. При царе Камбизе они овладели Египтом. При царе Дарий / (правил в 522—486 до н.э.), завоевавшем запад Индии, сложилась новая адми­нистративная система управления. Его империя была разделена на 20 провинций (сатрапий), каждая из которых платила подати в зави­симости от размера и плодородия обрабатываемой земли. Для удобст­ва расчетов и торговли впервые в мире началась чеканка серебряной монеты, в качестве платежного средства использовались также слитки серебра. Ежегодно в казну Дария поступало около 400 т серебра.

Персидская империя оказалась непрочной: после поражения в войне с городами-государствами Греции, в IV веке до н.э., она рухну­ла под ударами войск Македонии.

 

Древняя Индия

В Индии также сменилось несколько крупных государственных образований. В III—II вв. до н.э. большую часть ее территории

Персидская империя при Дарий I

контролировала империя Мауръев. После ее распада начался дли­тельный период соперничества небольших государств, завершив­шийся лишь в IV веке, когда расширились границы державы ди­настии Гуптов. Однако под ударами кочевых племен в VI веке распалась и эта империя. На территории Индии вновь возникло множество мелких государств.

Сложность создания в Индии крупных военных деспотий отча­сти объяснялась обширностью ее территории, значительную часть которой занимали труднопроходимые джунгли, пустыни и горы. Большую роль играла здесь уникальная система общественных от­ношений.

Еще в рамках родоплеменного строя, на базе ведущих натураль­ное хозяйство общин (они обычно включали несколько поселений), сложилась жесткая система наследования профессий. Общество раз­делилось на варны — замкнутые группы людей. К высшим относи­лись варны брахманов (жрецов) и кшатриев (вождей и воинов). Наи­более многочисленная варна вайшьи объединяла рядовыхобщинников. Чужаки (отбившиеся от своих общин, пленные и их потомки) составляли низшую варну — шудр. Браки между предста­вителями различных варн, переход из одной варны в другую были невозможны.

Происхождение варновой системы точно неизвестно. Одна из гипотез состоит в том, что оно было связано с завоеванием Индии индоевропейскими арийскими племенами. Как считают индийские ученые, прародиной ариев была Центральная Евро­па. В начале II тысячелетия до н.э. некоторые из их племенных союзов начали двигаться на Восток. Часть осела на территории современного Ирана (в частности, мидийцы и персы являются их потомками). Другие двинулись южнее, в Индию, подчиняя местные племена. Относительно немногочисленные завоевате­ли — вожди, воины, жрецы, не желая полностью сливаться с по­коренным населением, стремились сделать свою власть на­следственной. Заложенная ими традиция наследования социальной роли со временем укоренилась в обществе.

Варновая система, зародившаяся в долине Ганга, постепенно рас­пространилась на большую часть территории Индии. С появлением новых профессий варны в начале новой эры, особенно у вайшьи, раз­делились на касты ремесленников, торговцев, земледельцев и т.д.

Система каст, которых насчитывалось более сотни (она была от­менена лишь в XX веке), делила общество на множество мелких сег­ментов, избегавших контактов друг с другом. Она была крайне кон­сервативна, исключала возможность каких-либо перемен. Представители каждой касты имели различные, жестко определен­ные привилегии, права и обязанности. Сильной была традиция внутрикастовой солидарности и взаимной поддержки.

Сменявшие друг друга завоеватели могли облагать налогами об­щинные хозяйства, но были не в состоянии повлиять на сложившие­ся нормы кастового поведения, обеспечить себе поддержку в индий­ском обществе, живущем по своим законам. Решающую роль играла местная духовная и светская знать — брахманы и кшатрии. Это опре­деляло непрочность возникавших в Индии империй.

Китай в эпоху древности

Свои особенности имело развитие государства в Древнем Китае. На обширной территории между реками Янцзы и Хуанхэ издавна проживали земледельческие племена, которые постепенно рассели­лись на равнинной части территории современного Китая.

В процессе соперничества между небольшими государственными образованиями, возглавлявшимися возвысившейся племенной зна­тью (ее число достигало нескольких сот), постепенно выделился ряд крупных держав. На рубеже II—I тысячелетий до н.э. наиболее влиятельным было Западное Чжоу, глава которого, ван (импера­тор), считался сыном Неба, стоящим между богами и людьми. В VIII веке до н.э. Чжоу приходит в упадок, на территории Китая воз­никают семь крупных соперничающих государств. Самое могущест­венное из них, империя Цинь, в III веке до н.э. на непродолжительное время объединяет почти всю страну. Считается, что именно в это вре­мя по повелению императора Цинь Ши Хуанди для защиты от кочев­ников завершается строительство Великой Китайской стены.

Гигантские размеры стены (ее длина достигает 5000 км, вы­сота — от 6,6 до 10 м, толщина в нижней части — 6,5 м, в верх­ней — 5,5 м, через каждые несколько сот метров возвышаются сторожевые башни) породили немало гипотез о времени ее строительства, однако их достоверность сомнительна. По­скольку кочевые племена постоянно подступали к границам древнекитайских государств, не исключено, что стена сооружа­лась ими на протяжении нескольких столетий, неоднократно достраивалась и ремонтировалась.

Со II века до н.э. до III века н.э. главенство в Китае переходит к империи Ханъ. В этот период организуются завоевательные походы в Корею и Вьетнам, устанавливаются торговые отношения со многими государствами Центральной Азии и Ближнего Востока (Великий шелковый путь).

Особенность Китая состояла в том, что главную опасность его це­лостности создавали сепаратистские стремления местной знати. С развитием товарно-денежных отношений ее позиции укрепля­лись, она захватывала контроль над общинными землями, многие земледельцы попадали в долговое рабство.

Китай был единственной страной Древнего мира, где предприни­мались попытки ослабить значение знати, в частности освободить государственный аппарат от ее влияния. Получила распространение практика, при которой назначение на государственную должность требовало определенных знаний, сдачи экзамена. К нему допуска­лись выходцы из всех слоев населения. За службу чиновники на­граждались не землей, а получали регулярное жалованье.

Власти нередко стремились опереться на поддержку рядовых об­щинников, выступая в защиту их интересов, привычного для них (традиционного) уклада. Неоднократно предпринимались попытки ограничить развитие товарно-денежных отношений, затруднить пере­распределение земли в пользу знати. Так, во времена государства Чжоу земля считалась принадлежащей государству, которому земле­дельцы платили налоги. В империи Хань в I веке были отменены все наследственные титулы, запрещена купля и продажа земли. Государ­ство регламентировало цены на рынках, контролировало выпуск продукции ремесленниками. Предельный размер земельных владе­ний, как и количество рабов, которые могли находиться в распоря­жении одного собственника, ограничивались.

Первоначально максимальный размер поместья составлял 138 га, затем он был урезан до 2 га. Вводился налог на частных лиц, имеющих рабов. В то же время государственное рабовла­дение приобретало возрастающие масштабы.

Злоупотребления чиновников властью, казнокрадство и низкая эффективность их деятельности (в частности, пришла в упадок ир­ригационная система реки Хуанхэ, что стало причиной наводнений и голода), постоянный рост налогов (средства тратились на содержа­ние государственного аппарата) привели в I веке к восстанию, во­шедшему в историю как движение «красных бровей». Оно было по­давлено с большим трудом, однако политика властей не изменилась.

Новый этап духовной жизни

С наступлением железного века, совершенствованием орудий труда степень зависимости человека от природы уменьшилась. Это привело к падению влияния религий, основанных на обожествлении ее стихийных сил. В то же время таинство смерти по-прежнему оста­валось загадкой для человека. Это способствовало возникновению и подъему новых религий — зороастризма, буддизма, конфуцианства, иудаизма. При больших различиях между ними выделялась общая черта: жизненный путь человека на Земле рассматривался как свое­го рода испытание, и тот, кто достойно проходил его, получал возна­граждение после смерти.

Распространение зороастризма связывается с учением Зо-роастра (Заратуштры), (VII—VI вв. до н.э.), жившего в Иране. Согласно его взглядам, в мире идет борьба двух сил — Добра и Зла. Человек рассматривался как порождение сил Добра, но при этом считалось, что, обладая свободой воли, он может вы­брать и путь Зла, на который его толкают темные силы. Люди, вступившие на путь Добра, после смерти попадали в рай. Те, кто предались Злу, обрекали себя на вечные муки в аду. Зороаст­ризм предполагал победу сил Добра и утверждение на земле идеального царства. Учение Зороастра широко распространи­лось среди иранских племен в III—VII вв.

Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама (623—544 до н.э.). По его учению, после смерти человека ждет новое возрождение, форма которого определяется законом кармы (воздаяния) за дела, совершенные в этой и предыдущих жизнях. Грешник может возродиться в теле животного или на­секомого, праведник — в ребенке высшей касты. Достижение абсолютной праведности ведет к нирване — прекращению цикла перерождений, вечному блаженству. Буддизм в 1-11 вв. широко распространился не только в Индии, но и в Китае, Корее, Японии.

Конфуцианство — это скорее не религия, а система мораль­но-этических норм, разработанных китайским мыслителем Конфуцием (551—479до н.э.). Эти нормы он считал обязательны­ми для соблюдения всеми уважающими себя людьми. Они вклю­чали строгое соблюдение традиций, почтительность к старшим, повиновение власти, соблюдение порядка, установленного выс­шими силами, Небом. Государство рассматривалось Конфуцием как большая семья, в которой старшие, т.е. власти, должны про­являть заботу о народе, управлять не с помощью принуждения, а на основе добродетели. Многие последователи Конфуция счита­ли, что народ имеет право на восстание против власти, если она ущемляет его права, прибегает к произволу.

Иудаизм утвердился в древнееврейском государстве Пале­стине в X—VII вв. до н.э. Он строился на вере в единого бога Ях­ве, который обещал спасение избранному им народу Израиля в случае, если он будет следовать заветам, изложенным в священ­ных книгах. Согласно Ветхому Завету, Страшный суд постигнет всех живых и мертвых. Праведники же обретут вечную жизнь.

В отличие от верований прошлого, которые предполагали, что че­ловек может лишь молить о поддержке у высших сил, умиротворяя их жертвоприношениями, новые религии ставили судьбу человека в зависимость от его действий, в том числе и по отношению к окружа­ющим. Это было отражением возросшей роли социальных факторов развития человечества.

 

Вопросы и задания

o Укажите, в чем отличия государственной власти от родопле-менного устройства. Перечислите признаки государства.

o В каких регионах мира сложились первые государственные образования? Как климатические и природные условия влияли на становление древних государств? Приведите примеры.

o Почему крайняя форма социального неравенства (рабство) бы­ла присуща всем древним государствам? Каким было положе­ние рабов в Древнем Египте? Укажите источники рабства.

o Подумайте, почему правители восточных государств провоз­глашались живыми богами. Какое место в общественной иерархии занимали жрецы? Почему строительству пирамид и другим погребальным обрядам придавалось большое значе­ние в Древнем Египте?

· Расскажите о культурных достижениях Древнего Египта

· Укажите причины слабости деспотических государств древно­сти. Как долго существовало Древнеегипетское государство? В чем причины его упадка?

· Какие отношения регулировали древнейшие системы право­вых норм? Кто из древних восточных владык впервые подкре­пил свою власть силой закона?

· Дайте характеристику деспотиям, сложившимся в начале же­лезного века. Почему войны за расширение территории ве­лись непрерывно? Какие военные деспотии возникли на терри­тории Передней Азии? Почему они распадались сравнительно быстро?

· Расскажите об особенностях развития Древней Индии. Что такое варны и касты?

· Сделайте вывод об отличиях новых религий от прежних верований. Заполните таблицу

Религии Основные идеи
зороастризм  
буддизм  
конфуцианство  
иудаизм  
   

 

 

Тема 4. Античная эпоха в истории человечества.Города-государства Греции и Италии

 

История античного мира издавна привлекала особое внимание европейских ученых. Дело не только в том, что из всех периодов древности она лучше всего изучена. Считается, что цивилизации Греции и Рима стояли у исто­ков европейских традиций политической, экономической и духовной жизни.

 

Античная Греция

На рубеже III—II тысячелетий до н.э. жители Греции и прилегающих островов научились изготовлять орудия из бронзы — сплава меди и олова. В этот период на острове Крит складывается первое в Евро­пе государственное образование. Археологи нашли на острове руи­ны дворцов, доказательства существования развитой системы письменности.

В 1450 г. до н.э. цивилизация Крита была уничтожена в результа­те извержения вулкана и землетрясений. Примерно в это же время на Крит вторглись микенские (ахейские) племена, жившие тогда в Греции. Они переняли критскую систему письма, стали играть за­метную роль в торговле Восточного Средиземноморья. Однако в XII веке до н.э. развивающаяся ахейская цивилизация была разру­шена союзами греко-дорийских, фессалийских, беотийских, ионий­ских племен Балканского полуострова и Малой Азии (они были из­вестны египтянам как «народы моря»). Переселившись в Грецию, эти племена частично слились с ахейцами, частично поработили их.

Происшедшие тогда события нашли отражение в эпосе. В частности, существует гипотеза, что Платон под погибшей Ат­лантидой имел в виду цивилизацию Крита. Не исключено, что Го­мер, описывая Троянскую войну, обратился к эпосу времен войн ахейцев с «народами моря».

После завоевания хозяйство Греции пришло в упадок, резко со­кратилась численность населения. Лишь с VIII века до н.э. нача­лось возвышение греческих городов-государств. Особенности ихразвития во многом определялись природными условиями, гео­политическим положением Греции.

Относительно небольшая, гористая территория была благопри­ятна для садоводства и скотоводства, но не земледелия. Здесь боль­шую роль играло море: рыболовство и морская торговля позволяли восполнить недостаток продуктов. С V века до н.э. возрастающее значение стала приобретать колонизация побережья Малой Азии, Причерноморья, Италии. В колонии устремлялся избыток населе­ния, они снабжали Грецию недостающей продукцией. Первая гре­ческая колония, город Кум, была основана в 750 г. до н.э. на побере­жье Италии.

Особая роль мореплавания, требовавшая от людей смело­сти и выносливости, содействовала распространению в Гре­ции культа физической силы и красоты тела. Начиная с 776 г. до н.э. в области Олимпия, считавшейся местом пребывания бо­гов, каждые четыре года проводились соревнования атлетов городов-государств Греции. Олимпийские игры рассматрива­лись как священные, на время их проведения прекращались войны, их победители пользовались величайшим уважением. Игры включали соревнования по бегу, скачки, пятиборье, кулачный бой и борьбу.

Города-государства Греции

В античной Греции не сложилось крупного, единого государства. По­степенное развитие родоплеменных общин привело к формированию на их основе нескольких сот небольших самостоятельных госу­дарств — полисов, включающих поселение (город) и прилегающие зе­мельные угодья. Каждый полис имел свои законы, особую систему управления, хотя сохранялись и общие черты, унаследованные от родоплеменного строя. Так, особую роль играли советы старейшин, представлявшие собой родовую аристократию и собрания членов пле­мени, за которыми признавались права граждан. Иноземцы, даже за­житочные, и рабы не имели права участвовать в общественной жизни.

Земля рассматривалась как общая собственность полиса, его до­стояние. С развитием товарно-денежных отношений стали возмож­ными купля и продажа участков земли (правда, в некоторых полисах она ограничивалась), но только гражданами данного полиса.

Античную Грецию принято считать родиной демократии. Дейст­вительно, с течением времени в крупнейших городах-государствах, особенно в Афинах, которые избежали дорийского завоевания, в об­щественной жизни произошли существенные изменения.

Вместо наследственной власти племенных вождей (царей) был введен принцип выборности верховного правителя (архонта), его отчетности перед советом глав родов (ареопагом). Власть традиции и обычая постепенно заменили законы (первые из них, устанавли­вающие общие нормы поведения для всех граждан и наказание за их нарушение, были приняты в 621 г. до н.э.).

В начале VI века до н.э. по инициативе архонта Солона (635 — 559 до нз.) все население полиса было разделено на четыре разряда в зависимости от имущественного положения. Это ослабило пози­ции родовой знати. Разбогатевшие торговцы и ремесленники урав­нялись с нею в правах.

В конце VI века до н.э. вместо разделения полиса на родовые владения был принят принцип его разграничения на 10 округов, каждый из которых избирал своих представителей в новый совет (совет пятисот), занимавшийся всеми текущими делами. За арео­пагом сохранялись лишь судейские функции по делам, не затраги­вавшим имущественных споров. Чужеземцы, успешно ведущие де­ла в Афинах, получили права граждан. Общее число граждан составило около 30 тыс. человек.

Согласно утвердившейся в Афинах традиции, активное участие в делах полиса, защита демократии были важнейшим правом и обя­занностью граждан. На собраниях решались вопросы войны и мира, избирались должностные лица. Собрание могло приговорить к из­гнанию из полиса лиц, представлявших угрозу народовластию и склонных к тирании.

На общем собрании граждан округа ставился вопрос: «Есть ли в государстве человек, угрожающий существующим поряд­кам?» Присутствующие писали на черепках битой глиняной по­суды (остраках) имя того политика, который представлялся им врагом демократии. Тот, кто получал больше половины голосов, приговаривался к остракизму (изгнанию).

Таким образом, к V веку до н.э. родоплеменной строй в Афинах был окончательно вытеснен новой государственной организацией, которая получила название демократия.

Другой путь развития полиса продемонстрировала Спарта. Это государство было основано дорийским племенем, которое, поселив­шись на юге Пелопоннесского полуострова, превратило местное на­селение в бесправных рабов (илотов). Спартанцы считали недостой­ным для себя возделывать землю, заниматься торговлей, ремеслом. Это был удел рабов и пришлых из окрестных поселений. Единствен­ным заслуживающим уважения занятием для мужчин считалась вой­на. Система воспитания была подчинена одной цели — подготовке выносливых, немногословных, дисциплинированных воинов. В исто­рию вошла традиция спартанцев убивать детей, рождавшихся слабы­ми, из которых, как они считали, не получилось бы хороших солдат.

В Спарте неизменными остались порядки родоплеменного строя. Ею управляли совет старейшин и сходка воинов, роль вождей (царей) была ограничена. Сохранялось уравнительное распределе­ние. Все спартанцы носили простую одежду, питались сообща, день­ги ими не признавались.

Спартанское государство вело постоянные войны против сосед­них полисов, захватывая рабов, собирая дань и постепенно расширяя свою территорию. Если в Афинах труд рабов использовался ограни­ченно, лишь на рудниках и в мастерских, то в Спарте он был основой экономики.

 

 

Города-государства Италии. Основание Рима

В развитии городов Италии и Греции проявилось много сходных черт. В VIII—VI вв. до н.э. греки колонизировали побережье Юж­ной и Средней Италии, построили Неаполь и Сиракузы, ставшие важными торговыми центрами Средиземноморья. Это оказало большое влияние на населявшие Италию племенные образования.

На севере Италии (на территории нынешней Тосканы) господ­ствовали этруски. Их происхождение точно неизвестно, предполага­ется, что, как и дорийцы, они принадлежали к «народам моря» и при­шли с Востока, покорив местное население.

Письменность этрусков до сих пор не расшифрована. Судя по остаткам захоронений, это была довольно развитая цивилиза­ция, включавшая не менее 12 городов, торговавших со всем Сре­диземноморьем. Особую роль у этрусков играла племенная знать. Существует гипотеза, что устройство их городов-госу­дарств (спур) напоминало спартанское.

В 753 г. до н.э. тремя племенами латинов, жившими в районе реки Тибр, был основан город Рим.

Согласно легендам, Рим был построен потомком троянского героя Энея Ромулом, который вместе с братом Ремом в младен­ческом возрасте чудом спасся от убийц и был вскормлен волчи­цей. Поссорившись с Ремом, Ромул убил его и поселился с дру­зьями на холме Палатин.

Первоначально, как и в Афинах, общественная жизнь Рима строилась на основе родоплеменных традиций. Высшим органом управления был сенат (от лат. «senex» — «старик»), состоявший из 300 человек, старейшин родов, основавших город. Рядовые члены племени, объединенные в курии по родовому принципу, также могли высказывать свое мнение по обсуждаемым вопросам. Роль верховного правителя отводилась избиравшемуся царю, ко­торый должен был править в соответствии с традицией и волей сената. С 616 г. до н.э. царями избирались выходцы из знатной эт­русской семьи Тарквиниев, что отражало особую роль этрусков в Италии.

Потомки основателей города называли себя патрициями («patres» — «отцы»), им принадлежали земли, примыкающие к Ри­му. Эти земли обрабатывались отдельными семьями, в которых действовал жесткий принцип патриархата: глава семьи владел всем имуществом, мог казнить или продать в рабство ее провинившегося члена. В то же время земли считались общим достоянием римлян, они не могли принадлежать чужакам. Поскольку Рим часто вел завое­вательные войны против соседних племен и городов-государств, ко­личество земель, которые находились в распоряжении патрициан­ских родов, постоянно возрастало.

Пришлое население, члены других племен, поселившиеся в Риме, назывались плебеями. Они не имели права участвовать в жизни горо­да, хотя и привлекались к военной службе во вспомогательных отря­дах. Они могли просить покровительства у патрициев, становясь их «клиентами», и получать работу в их хозяйствах, быть ремесленни­ками, торговцами.

Родоплеменные традиции ограничивали царскую власть. При Сервии Туллии (правил в 578—534 до н.э.) были проведены реформы, аналогичные преобразованиям Солона в Афинах, нанесшие серьез­ный удар по привилегиям родовой знати.

Все мужское население, включая плебеев, было разделено на пять разрядов, в зависимости от имущественного положе­ния и соответственно способности приобрести легкое или бо­лее дорогое тяжелое вооружение. Каждый разряд делился на центурии (сотни), которые в случае войны выступали на поле боя. Всего было 193 центурии, патриции выставляли 19 центу­рий всадников. (Для оснащения конных воинов требовались наибольшие расходы.) В мирное время члены каждой центу­рии получали право обсуждать текущие дела города, стано­вясь органом управления.

Беднейшие римляне, неспособные купить оружие, объеди­нялись, вне зависимости от их числа, в центурию «пролетари­ев» (от лат. «proles» — «потомство»). Подразумевалось, что они годны только на его воспроизводство.

Ущемление интересов родовой знати вызвало сопротивление. Туллий был убит, новый царь, Тарквиний Гордый, отменил прове­денные реформы. Однако тиранический характер его правления так­же вызвал гнев сената. В 509 г. до н.э. он был изгнан. В Риме устано- вилась республика. Верховная власть перешла в руки двух консулов, которые избирались сенатом из числа патрициев сроком на год. В начавшейся войне с этрусками римлянам удалось отстоять незави­симость.

В 494 г. до н.э. плебеи, недовольные своим положением, отказа­лись участвовать в очередном военном походе и в полном вооруже­нии покинули Рим. Патриции вынуждены были восстановить по­рядки, введенные Туллием. Плебеи получили право выбирать народных трибунов, отстаивающих их интересы перед сенатом. В частности, трибуны могли приостанавливать выполнение приня­тых им решений.

В 451—450 гг. до н.э. в Риме впервые были приняты единые для всех законы (до этого споры решались на основе племенных обы­чаев и традиций). С 445 г. до н. э. разрешались браки между пат­рициями и плебеями. Еще через столетие плебеям предоставили доступ к выборным должностям, в том числе и консульским. В то же время в Риме должностные лица не получали жалованья, все расходы, связанные с несением службы, они покрывали за свой счет. Это обеспечивало доступ к власти только состоятельным гражданам.

Происшедшие перемены означали, что в V веке до н.э. в Риме, как ранее и в Афинах, сложилась новая политическая система общест­венной организации, в которой гражданство имело большее значе­ние, чем родоплеменные связи.

Эти перемены содействовали превращению городов-государств в крупные центры торговли и ремесла. Они принялись наращивать военную мощь и начали борьбу за господство над Средиземноморьем.