Куликовская битва. Дмитрий Донской

Москва и Литва в XIV – в начале XV вв.

К середине XIV в. Великое княжество Литовское было мощным государством с сильной княжеской властью, большая часть населения которого говорила на русском языке и исповедовала православие. В его состав входили многие бывшие западные уделы Киевской Руси. Именно поэтому в данный период Литва также претендовала на роль центра объединения русских земель. Однако она постепенно вовлекалась в сферу европейского политического и культурного влияния.

С 1360-х гг. в Золотой Орде происходила «великая замятня» — за двадцать лет сменилось более двадцати ханов. Этим обстоятельством воспользовался литовский князь Ольгерд (1345 — 1377 гг.) и отказался выплачивать ордынский выход. В 1368, 1370 и 1372 гг. войско Ольгерда подходило к Москве, но каменные стены нового кремля не позволили ему взять город. После третьего похода литовский князь был вынужден подписать с Дмитрием Ивановичем договор, по которому признавал Северо-Восточную Русь законным владением («отчиной») Москвы и отказывался от своих претензий на этот регион.

Наследник Ольгерда великий князь Ягайло (1377 — 1392 гг.) также проводил антимосковскую политику. Он заключил союз с Мамаем, однако в Куликовской битве его братья Дмитрий и Андрей Ольгердовичи участвовали на стороне Москвы. Именно в правление Ягайло началось быстрое сближение Великого княжества Литовского с Польшей и проникновение в Литву католичества.

Противостояние между Литвой и Москвой продолжилось и при великом князе Витовте (1392 –1430 гг.). Несмотря на то, что в 1390 г. Витовт выдал свою дочь Софью за московского князя Василия I Дмитриевича, а в 1399 г. литовские и московские рати пытались дать совместный отпор татарам на реке Ворскле, их отношения осложнялись частыми приграничными конфликтами и дипломатическими интригами Витовта.

После смерти хана Бердибека (1359 г.) в Золотой Орде начинается многолетняя (до 1381 г.) междоусобная борьба, в ходе которой государство раскололось надвое. С легкой руки летописца историки обычно называют эти события «великой замятней».

Особенно прославился в данный период честолюбивый и энергичный темник (крупный военачальник) Мамай, фактически правивший Ордой с помощью подставных лиц. Однако Мамай не мог претендовать на ханский престол, так как не принадлежал к роду Чингизидов. Вполне возможно, что он замышлял сместить старую выродившуюся правящую династию и создать новую — Мамаидов, но для этого ему было необходимо совершить подвиг, сопоставимый по масштабам с подвигом Чингисхана.

В период «великой замятни» Москва продолжала быстро усиливаться. Произошло объединение Московского и владимирского княжеств. В 1367 г. вокруг Кремля были возведены белокаменные стены, выдержавшие троекратную осаду со стороны литовского князя Ольгерда (1368, 1370, 1372 гг.). В 1375 г. Тверь вынуждена была признать верховенство Москвы в деле объединения Руси. Резко сократился размер ордынского выхода. Однако в 1377 г. хан Араб-шах («царевич Арапша») напал на Суздальские земли и разбил посланное ему на встречу совместное нижегородско-московское войско на реке Пьяне. Но уже в 1378 г. московский князь Дмитрий Иванович (1359 — 1389 гг.) наголову разгромил на реке Воже войско татарского мурзы Бегича, что стало первой крупной победой над монголами и вселило надежду в сердца русских людей.

Мамай решил организовать в 1380 г. грандиозный поход на Москву, для того чтобы вернуть Русь к тому положению, которое было после нашествия Батыя. Правитель Орды попытался создать антимосковскую коалицию. Его союзниками стали литовский князь Ягайло и рязанский князь Олег Иванович. Однако Ягайло не хотел усиления ни ордынской, ни русской стороны, и на поле сражения его войска так и не появились. Олег Рязанский пошел на союз с Мамаем, опасаясь за судьбу своего приграничного княжества, но именно он первый сообщил Дмитрию о продвижении ордынских войск. Известно, что рязанские дружины не принимали участия в Куликовской битве.

Несмотря на это, Мамай собрал огромную рать, в ее составе были покоренные народы Поволжья и Северного Кавказа, тяжеловооруженные пехотинцы из генуэзских колоний в Крыму.

В войске Дмитрия Ивановича собрались княжеские дружины и ополчения большинства русских земель (кроме Твери, Рязани и Новгорода). Ему помогали талантливые и опытные полководцы: воевода князь Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский, князь Владимир Андреевич Серпуховской, литовские князья Андрей и Дмитрий Ольгердовичи и др. Преподобный Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия на подвиг. Грядущее сражение воспринималось на Руси как дело правое и богоугодное не только потому, что врагами Дмитрия были «поганые агаряне, нехристи бусурмане», намеревающиеся разорить православную Русь. Не стоит забывать о том, что московский князь выступил против узурпатора власти, незаконного правителя Орды. В глазах многих людей князь Дмитрий выступал силой, призванной восстановить легитимный порядок и вернуть «царскую» (ханскую) власть законному суверену из династии Чингизидов.

Битва состоялась в день праздника Рождества Богородицы 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле у места впадения реки Непрядвы в Дон. Мамай атаковал русских по всей линии фронта. Ордынцы разгромили передовой и сторожевой полки, а затем обрушились на левый фланг русского войска. В этот момент в дело вступил засадный полк под командованием Дмитрия Боброка и Владимира Серпуховского. Это решило исход сражения. Мамай бежал в Крым, где и был убит в 1381 г. Власть в Орде перешла к законному наследнику престола — Тохтамышу.

Новый хан потребовал возобновления уплаты ордынского выхода, от которого русские княжества уклонялись в период узурпации ордынского престола Мамаем. Дмитрий Донской отказался платить долги по дани, хотя, в соответствии со многими сведениями, признавал власть «царя» Тохтамыша. Тогда хан решил покарать Москву и организовал поход на русские земли. В августе 1382 г. Тохтамыш, заручившись поддержкой нижегородского и рязанского князей, подошел к Москве. Князь Дмитрий Иванович со своей дружиной в это время находился в Костроме, возложив задачу защиты города на москвичей. Существует множество толкований такого поведения московского правителя: от признания его необходимым тактическим маневром для сбора войск до обвинения Донского в малодушии. Так или иначе, войска Тохтамыша вошли в Москву и разграбили ее, а затем разорили еще многие русские города. Таким образом, хан Тохтамыш заставил Русь возобновить уплату выхода.

Дмитрий Донской прожил недолго, в тридцать лет он совершил главное дело своей жизни — одержал победу на Куликовом поле. Ее значение состоит в том, что Москва ощутила в себе силы для продолжения борьбы за независимость. Резко возрос авторитет московского князя, которого стали именовать Дмитрием Ивановичем Донским. Хотя зависимость от Орды еще сохранилась, размер дани ордынскому хану был уменьшен. Московская княжеская династия добилась от Орды признания своего права на великое княжение как на «отчину». Куликовская битва дала импульс дальнейшему объединению русских земель под властью Москвы, были созданы предпосылки для освобождения Руси от ига. Дмитрий Донской умер в 1389 г., незадолго до смерти написав завещание. Оно носит не только хозяйственный (как у его предшественников), но и политический характер — Дмитрий Донской впервые передал власть своему сыну Василию I без ханского ярлыка.

Василий I Дмитриевич (1389-1425 гг.)

Основные направления деятельности:

· Сложные и противоречивые отношения с Ордой и с Литвой: 1408 г. –поход ордынского военачальника Едигея на Русь, осада Москвы, примирение с Ордой и получение ярлыка на великое княжение;

· С Литвой били установлены дипломатические отношения, Василий I был женат на литовской княжне Софье Витовтовне, однако противоречия с Литвой постепенно нарастали из-за борьбы за влияние на Новгород.

· Происходил дальнейший рост и усиления Московского княжества, присоединены Муромское и Нижегородское княжества и земли коми по реке Вычегда.

· В княжение Василия 1 в 1395 г. произошло вторжение на Русь войск правителя среднеазиатского государства Тамерлана (Тимура). Двухнедельное противостояние близ Коломны, после чего Тимур неожиданно покинул русские земли. Избавление было приписано заступничеству чудотворной иконы Владимирской Богоматери, перевезенной в это время из Владимира в Москву.