Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)

 

Минимальный размер оплаты труда – одна из ключевых, базисных единиц отечественного законодательства. С ней связано решение таких вопросов, как оплата труда, выплата пенсий, пособий, расчет финансирования иных социальных мероприятий, затраты на которые погашаются за счет средств бюджетов всех уровней. Минимальный размер оплаты труда – гарантируемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.

Особенностями правовой регламентации минимального размера оплаты труда являются множественность нормативных актов, регулирующих соответствующий правовой институт (Трудовой кодекс РФ; законы о минимальном размере оплаты труда); отсутствие четкого представления о его размерах. В частности, ФЗ от 19 июня 2000 г. № 82‑ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»[5](с изм. и доп. от 29 апреля, 26 ноября 2002 г., 1 октября 2003 г., 22 августа 2004 г.) определяет, что установленный с 1 октября 2003 г. МРОТ в размере 600 рублей применяется исключительно в целях регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности; во всех остальных случаях (выплата стипендий, пособий, иных обязательных социальных выплат) производится исходя из базовой суммы, равной 100 рублям).

В новой редакции Трудового кодекса РФ сохранила свое существование норма, провозглашающая, что на всей территории Российской Федерации минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. Здесь же законодатель провозгласил, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, т. е. ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. Иными словами, в многолетнем споре о конкретном размере «минималки», обеспечивающем возможность нормального существования человека в современных условиях российской действительности была поставлена точка. Чаша весов была склонена в пользу доводов, обосновывающих производить расчет МРОТ с учетом действующего на конкретный период времени величины прожиточного минимума.

Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2004 г. № 456 установлена величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за II квартал 2004 г. в расчете на душу населения – 2363 рубля, для трудоспособного населения – 2588 рублей, пенсионеров – 1793 рубля, детей – 2313 рублей. Таким образом, автоматически идет повышение минимального размера оплаты труда в обход основного законодательного акта, регулирующего соответствующий вопрос. Однако не следует питать иллюзий по поводу глобального повышения заработной платы и иных пособий в связи с существенным ростом «минималки». Номинальность данного нововведения, во‑первых, обусловлена тем обстоятельством, что Правительством РФ предложено увеличить в будущем году МРОТ на 120 рублей и тем самым достичь цифры 720 рублей, а во‑вторых, соответствующую норму Трудового кодекса следует читать в контексте с ее наименованием «установление минимального размера заработной платы». Таким образом, увеличению подлежит не минимальный размер оплаты труда в том его классическом понимании, который сформулирован в тексте Закона о минимальном размере оплаты труда и который положен в основу расчета заработной платы и иных обязательных социальных платежей, а гарантированный минимум заработной платы.

Интересным остается тот факт, что если придерживаться сформулированного вывода, то возникает следующий законодательный пробел. С одной стороны, минимальный размер заработной платы не должен быть ниже 2588 рублей (величина прожиточного минимума для трудоспособного населения), а с другой – не менее размера оклада по первому разряду Единой тарифной сетки (600 рублей)[6].

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

1) в учреждениях, финансируемых из федерального бюджета, – за счет средств федерального бюджета, в учреждениях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, – за счет средств бюджетов субъектов РФ; в учреждениях, финансируемых из местных бюджетов, – за счет средств местных бюджетов;

2) в других организациях – за счет собственных средств. Студенты и учащиеся федеральных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, обучающиеся по очной форме и получающие образование за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются стипендиями в размере 140 рублей.

Размеры и условия выплаты стипендий студентам и учащимся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях, находящихся в ведении субъекта РФ, определяются органами государственной власти субъекта РФ.