Расцвет империи Габсбургов

 

После окончания Тридцатилетней войны, принесшей огромный урон Европе, и в первую очередь, Чехии, Прага стала совсем другой. Город утратил положение одной из ведущих европейских столиц. Важнейшую роль в истории города на протяжении последующих столетий стала играть немецкая культура.

Государственным языком в Чехии стал немецкий, на котором велось все делопроизводство. Чешская аристократия тоже стала пользоваться немецким, а национальный язык остался языком только низших слоев городского и сельского населения.

Немалое влияние немецкая культура оказала и на появление стиля барокко. Главную роль в этом сыграли католические священнослужители, воспользовавшиеся тем, что после длительной войны в стране возникла всеобщая неуверенность в будущем. Католическая пропаганда стала более агрессивной, основой ее стала вера в божественное провидение. Искусство барокко по своему эмоциональному воздействию во многом соответствовало целям католиков, поэтому широко применялось, прежде всего в строительстве новых храмов. Однако, несмотря на это, было бы ошибочно считать, что культура барокко была только одним из средств Контрреформации. Вначале этот стиль был чужеродным для Праги и других чешских городов, однако к концу XVII в. он занял главенствующее место и даже приобрел характерные черты чешского национального искусства.

Барокко отличала монументальность, пышность, большое внимание к деталям. Интерьеры барочных зданий выделялись некоторой театральностью оформления, затейливым декором. Прямые линии, свойственные искусству Ренессанса, уступили место округлым, сложным переплетениям узоров, обладающим некоторой напряженностью и в то же время изяществом. Задачей художников и зодчих барокко было поразить зрителя необычностью пространственных решений и яркостью образов, что отвечало абсолютистским устремлениям государства и церкви. Широкое использование позолоты и превращение потолка, украшенного фресками, в большое иллюзионное пространство, не подавляло человека, как готическое искусство, но восхищало его величественностью и красотой.

Возобновившееся с середины XVII в. строительство в Праге постепенно возвращалось к прежним масштабам. До конца XVII в. в городе были построены новые монастыри, костелы, дворцы, а также обновлены старые здания, например костелы Св. Якова, Св. Гавела, Св. Иуды и Св. Симеона. Период барокко отмечен деятельностью в Праге видных архитекторов – таких, как Килиан Игнац Динценгофер, Жан Баттист Матей, Джованни Баттисте Аллипранди, Карло Лураго, Ян Блажей Сантини‑Айхль, Иоган Бернард Фишер из Эрлаха, Франтишек Максимилиан Канька.

Чешское барокко примечательно тем, что все элементы в нем существуют в органичной взаимосвязи друг с другом и окружающим пространством. Городские постройки периода барокко обязательно сочетались с окружающими их зданиями, улицами, площадями, образуя гармоничные ансамбли.

В период господства барокко огромное значение приобрели скульптура и живописное оформление зданий. В Праге творили выдающиеся живописцы и скульпторы: Матей Вацлав Йекл, Матиаш Бернард Браун, Ян Йиржи Бендл, Вацлав Варжинец Райтер, Игнац Франтишек Платцер. Мастера Брокоф, Браун и Платцер создали замечательные пластичные скульптуры, которые и поныне украшают многие здания в городе.

На рубеже XVII–XVIII вв. в Чехию и прежде всего в Прагу стали постепенно проникать идеи западно‑европейского Просвещения. В XVIII в. появились три основных течения просветительской мысли – немецкое, общеавстрийское и национальное чешское, которое позднее легло в основу идей национального возрождения чешского народа.

Расцвет Австрийской империи, в состав которой входила в тот период Чехия, связывают прежде всего с именами австрийской императрицы Марии‑Терезии и ее сына Иосифа II. Мария‑Терезия, вошедшая в историю как первая австрийская государыня, разделявшая идеи просвещенного абсолютизма, взошла на престол в 1740 г. Эта великая во всех отношениях женщина прославилась как искусный дипломат и покровительница наук и искусств.

В 1741 г. в Европе началась война за Австрийское наследство, и значение Праги как одного из важнейших центров империи значительно возросло, особенно после того, как перед Габсбургской монархией встала реальная угроза отторжения Чехии. Мария‑Терезия завершила войну, отказавшись от большей части Силезии в пользу Пруссии, но сохранив в составе империи остальные владения, в том числе и Чехию.

Несмотря на то что в середине XVIII в. Чехия была лишь одной из отдаленных областей Австрии, а Прага оставалась провинциальным городом, именно во время правления Марии‑Терезии в стране началась новая эпоха, продолжившаяся при ее сыне, который с 1770‑х гг. был соправителем матери.

В 1773 г. на территории Чехии Габсбурги запретили деятельность ордена иезуитов – одной из самых одиозных католических организаций. В 1775 г. было отменено крепостное право, а в 1791 г. – введено всеобщее начальное образование и отменены привилегии церкви.

Иосиф II (1780–1790 гг.), продолжавший дело матери, обращал большое внимание на внутреннюю политику империи. Устранение безоговорочной власти католической церкви способствовало развитию науки и культуры. После издания закона о веротерпимости Иосиф II ликвидировал более 20 монастырей и 35 храмов и часовен, имущество которых перешло в распоряжение государства. Некоторые монастыри были разрушены, часть стала использоваться под казармы.

 

 

 

Мария‑Терезия

 

 

Церковная реформа создала предпосылки для реформ в сфере образования – в Праге были открыты новые начальные школы, реорганизована система гимназического образования, открыта средняя женская школа.

Вторая половина XVIII в. ознаменовалась экономическим ростом и быстрым развитием промышленности в Чехии. В связи с увеличением количества новых промышленных предприятий в Праге появились новые районы – Карлин и Смихов.

Среди отрицательных последствий реформ Марии Терезии и Иосифа II можно назвать начавшуюся германизацию высшей чешской аристократии и интеллигенции, которые постепенно привыкли считать немецкий язык и немецкие традиции более приличествующими их положению в обществе, чем чешские.

Однако следует отметить, что, несмотря на подавление национальной культуры, данный период стал временем появления в Праге первых национальных деятелей культуры и просвещения, которые со временем сформировали первое национальное патриотическое движение. В числе этих деятелей были К. Р. Игнар, Г. Добнер, Й. Домбровский, которые стали основоположниками возрождения чешской культуры.

Несмотря на то что в Австрии и большей части Западной Европы в этот период широко распространился новый архитектурный стиль – рококо, поклонницей которого была Мария‑Терезия, значительных изменений в облике Праги не произошло. В городе появилось очень немного зданий, выполненных в этом стиле, среди которых можно отметить прежде всего дворец Гольц‑Кинских.

Помимо многих преобразований в области внутренней политики, во время правления Марии Терезии и Иосифа II произошло несколько не менее значительных для Праги событий. Прежде всего это реформа 1783 г., объединившая систему судопроизводства на всей территории Чешского королевства, а также реформы 1784 г., которые внесли некоторые существенные изменения в систему городского самоуправления, в частности, объединили прежде самостоятельные пражские города Старе Място, Нове Място, Малу Страну и Градчаны и один большой город.

В Праге после этих реформ были ликвидированы независимые судебные органы европейского города и университета, все пражские города были объединены, а самоуправление Праги стало осуществляться инстанциями, полномочия которых были значительно ограничены государством.