Россия во второй половине XVIII веке.Реформы Екатерины II 1 страница


Вторая половина XVIII века была связана с периодом правления Екатерины II и ходом выполнения ее реформ. В стране утвердился абсолютизм, явившийся высшим этапом эволюции государственной надстройки феодального общества. Россия в XVIII веке благодаря усилиям Петра I превратилась в мощную европейскую державу, где утверждался капиталистический уклад экономического развития государства. Но развиваться в полной мере ему мешали абсолютистский строй, крепостничество, расширение прав и привилегий господствующих сословий. Абсолютизм препятствовал прогрессивному развитию страны, что в свою очередь обостряло социальные противоречия. С одной стороны, рост капиталистических отношений усиливал значение купечества, с другой - самодержавие лишало его рынка свободной рабочей силы, тормозило развитие городов и торговли. Результатом являлось обострение противоречий между купечеством и дворянством. Втягивание последнего в товарно-денежные отношения, укрепление связей помещичьего хозяйства с рынком в зависимости от него заставляли помещика увеличивать повинности крепостных крестьян, что способствовало росту крестьянских волнений и протестов, вылившихся в последней трети XVIII века в самую мощную в истории России крестьянскую войну под предводительством Пугачева. Перед Россией вплотную вставал вопрос, по какому пути идти дальше: или сохранять незыблемым существующий строй, или каким-то образом, возможно путем реформ, приспособить его к новым развивающимся отношениям, либо вообще устранить самодержавие и крепостничество.В полной мере этот вопрос встал в период правления Екатерины II. Она взошла на престол в результате дворцового переворота 28 июля 1762 года и правила в течение 34 лет. Это была высокообразованная, умная, деловая, энергичная, честолюбивая и лицемерная женщина. Екатерина II еще со времен, когда она была Софьей Фредерикой Аугустой, принцессой заштатного Ангальт-Цербстского княжества в Германии, "одну лишь знала страсть". Ее всю жизнь сжигало властолюбие, и, достигнув власти, она любыми средствами старалась ее удержать.
Каково же было социально-экономическое состояние и развитие России в эпоху правления Екатерины II?

Территория. Во второй половине XVIII века территория России значительно расширилась и имела границы достаточно обеспеченные и простирающиеся и к северу, и к западу, и к югу до берегов четырех морей, прилегающих к равнине Европейской России, а также включала Белоруссию, Курляндию и Литву. Международное положение России было таково, что не только не могло возникнуть каких-либо опасений за неприкосновенность границ, но, пользуясь положением могущественной великой державы, эксплуатируя слабость своих соседей, Россия могла оказывать огромное влияние на международные отношения всего цивилизованного мира. Екатерина II во второй половине своего царствования строила вместе с Потемкиным величественные планы об изгнании турок из Европы и о восстановлении греческой империи, причем новая императорская корона должна была достаться внуку Екатерины Константину.

В экономическом отношении территориальные приобретения Екатерины II имели огромное, можно сказать, колоссальное значение для развития России в будущем. Приобретение новых черноземных пространств на юге и на юго-западе в связи с установлением полной безопасности южной границы и с усиленной колонизацией этих пространств внесло в экономический быт страны фактор огромнейшей важности.
Лишь с тех пор Россия становится не только земледельческой страной по названию, но и одной из житниц Европы. И действительно, уже в 1779 году вывоз пшеницы из главных портов (кроме остзейских) превышал вывоз 1766 года в девять с лишним раз. Несмотря на сильное распространение хлебопашества на юге России, цены на хлеб удерживались довольно прочно благодаря развитию хлебной торговли. А это обстоятельство, в свою очередь, поощряло дальнейшее развитие земледелия на юге, который теперь усиленно колонизировался.
Что касается путей сообщения, то в этом отношении в XVIII веке имели огромное значение водные пути сообщения и в особенности каналы, соединявшие речные системы. Из них Вышневолоцкий и Ладожский каналы построены были еще при Петре I. При Екатерине II значительно улучшена была вышневолоцкая система, соединявшая Волгу с Балтийским морем. Остальные каналы и частью начатые при Екатерине Сясский, Новгородский, Березинский, Огинский, Шлиссельбургский и Мариинский закончены были при Павле I и Александре I.

НаселениеРоссии во второй половине XVIII века непрерывно росло. В 1763 году (по третьей ревизии) население ее составляло 18 млн., а к концу царствования Екатерины оно достигло 36 млн. человек. Основную массу населения в это время составляли русские, хотя к иностранной колонизации Екатерина относилась весьма благоприятно, и при ней происходила значительная иммиграция немцев, западных и южных славян в Новороссийский край и в Саратовскую губернию. При ней же было подписано до 50 указов, направленные на возвращение так называемых беглых, т.е. русских, ушедших за границу в прежние времена от религиозных преследований и различных притеснений крепостного права. Обратное переселение беглых было обставлено различными льготами.
В основном в России эпохи Екатерины II преобладало сельское население (около 55% - частные помещичьи крестьяне, 40% - государственные, или казенные, около 6% - принадлежали дворцовому ведомству). Городских жителей насчитывалось менее 10% от всего населения страны.
Среди всего населения России господствующее положение занимало дворянство. Собственно, решительное раскрепощение дворянства началось еще до Екатерины II указом Петра III от 18 февраля 1762 года, освободившим дворян от обязательной службы. Жалованная грамота дворянству 1785 года, подведя итог всем ранее предоставленным дворянству льготам, дала самоуправление дворянству каждой губернии, освободила дворянство от телесных наказаний и предоставила ему право петиций по общественным делам и нуждам. За дворянством еще ранее признано было исключительное право владеть населенными имениями и иметь полную собственность не только на поверхность, но и на недра принадлежавших ему земель. Положение о губерниях 1775 года сделало дворянство правящим сословием на местах в провинции. Дворянство, освобожденное от обязательной службы, сохранило благодаря этому положению преимущественные права государственной службы и в особенности широкое право выбора должностных лиц в провинциальные государственные учреждения. По введении положения о губерниях более 100 тыс. лиц заняло выборные должности в губерниях и уездах. Таким образом, мало того, что каждый помещик был в сущности почти неограниченным государем в своем имении, дворянство, ставя своих выборных должностных лиц на важные места в провинциальном управлении и в суде, укрепило и возвысило после реформы Екатерины II надолго свое огромное социально-политическое значение в русской народной жизни.Для того чтобы сделаться могущественным политическим сословием и властно влиять на судьбы русского народа и Русского государства, дворянству не хватало лишь одного - ограничения прав самодержавной власти монарха и участия в законодательстве и верховном государственном управлении. Этого дворянству не удалось достичь и при Екатерине II.

Русское общество.Во второй половине XVIII века, в особенности после Семилетней войны, общество, в лице второго поколения интеллигенции, образовавшейся после Петра I, обнаруживает самостоятельное стремление к просвещению и к выработке собственной идеологии. Развитию подобных стремлений способствовало усилившееся общение с Западом, постоянное воздействие западных идей, которые в это время проникали в Россию по двум руслам: с одной стороны, это были идеи французских энциклопедистов - материалистов и таких всесветных просветителей, как Вольтер, Монтескье, Руссо и Мабли, а с другой стороны, это были идеи немецких идеалистов-масонов (розенкрейцеров). Их представителями у нас являлись Новиков и Шварц, которые образовали известное "Дружеское общество", имевшее огромные заслуги в деле распространения просвещения и пробуждения самосознания в русском обществе.
Екатерина II не ожидала такого быстрого и самостоятельного развития представителей русского общества. В начале своего царствования она еще считала, что, помимо распространения школьного образования, необходимо воспитывать в обществе гражданские чувства при помощи литературы и публицистики. В этих целях в 1769 году она предприняла издание журнала "Всякая всячина". Также при Екатерине было разрешено основать частные типографии и т.д.
Итак, мы видим, что развитие интеллигенции к концу XVIII века уже было довольно значительным, если принять во внимание то состояние русского общества, в каком оно находилось в начале века. Что же касается идеологии народных масс, в ней происходит раскол в религиозной сфере жизни, но ко времени Екатерины II раскол уже пережил период кровавых и жестоких преследований, с ее правления начинается время, можно сказать, некоторой религиозной терпимости.

Сельское хозяйство. В стране продолжали укрепляться, как никогда, крепостнические отношения, которые распространялись на новые территории и новые слои населения. В целом уже к 1785 году закрепощение крестьян произошло на Левобережной Украине, в 1796 году на юге Украины, в Крыму и Предкавказье. Используя малонаселенные и плодородные земли, помещик, расселяя на них крестьян, мог получить от государства в собственность от 1,5 до 12 тыс. десятин земли. По 60 десятин земли получал любой желающий (кроме частновладельческих крепостных), включая иностранных колонистов, которых Екатерина II стала расселять в России. Это были немцы, греки, армяне. Освоение плодородных земель центра и вновь освоенных территорий страны обусловило начало экспорта зерна России за границу через черноморские порты Херсон, Николаев, Одессу. В сельском хозяйстве господствовали барщина (отрабатываемая рента) и оброк (денежная или продуктовая рента). Барщина доходила до шести дней в неделю. В черноземных районах крестьяне в основном платили оброк. Одновременно здесь широкое распространение получили промысловые занятия и отход крестьян на заработки. Помещики нещадно эксплуатировали крестьян, отбирали у них земельные наделы, в барщинных хозяйствах переводили крестьян на месячины (стремясь увеличить производство и реализацию зерна), и они должны были за скудное месячное довольствие работать на помещика. Постоянно увеличивался (до 5 раз к концу века) денежный оброк. Заработать деньги можно было, либо занимаясь промыслом, либо уходя на заработки. А это приводило к тому, что крестьянин все больше терял связь с землей, что вело к разрушению крестьянских хозяйств, семей, сельскохозяйственных навыков и традиций.

При Екатерине II крепостное право достигло своего апогея. Крепостной уже мало отличался от раба, помещик по указу 1765 года мог сослать своих крестьян без суда и следствия в Сибирь на каторгу с зачетом этих крестьян как рекрутов. Процветала торговля крестьянами, их можно было проиграть в карты, безвинно наказывать, зачастую пользоваться "правом первой ночи". Крестьяне по указу 1767 года не имели права подавать жалобы на своих помещиков императрице.

Промышленность.В России в эпоху Екатерины II развивались города и промысловые села, где получили развитие мануфактуры - текстильное, металлургическое, деревообрабатывающее, керамическое, кажевническое, мыловаренное и другие производства. В результате к середине XVIII века в стране насчитывалось более 600, а к концу эпохи Екатерины - 1200 мануфактур, которые после 1762 года (основанные лицами недворянского происхождения) работали уже, как правило, на вольнонаемном труде. В 1767 году были отменены откупы и монополии в промышленности и торговле. Дальнейший толчок развитию ремесла и промышленности дал указ 1775 года, разрешивший крестьянскую промышленность. Это привело к росту числа заводчиков из купцов и крестьян, вкладывающих свои капиталы в промышленность.
Таким образом, в стране стремительно складывался капитализм, но его полноценное развитие тормозилось крепостническими отношениями, которые сказывались на формах, путях и темпах развития в екатерининской России.

Финансы. Что касается финансов в XVIII веке, то вообще надо отметить, что средства, которыми располагало правительство, были чрезвычайно скудны. Выше было сказано, какие последствия имело это при Петре I. В его царствование скудность средств, которые народ мог давать при всем нажиме на него, и несоответствие этих средств постоянно расширяющимся потребностям государства, реформированного Петром, привели к полному истощению страны, к разорению и убыли населения.Между тем бюджет рос неимоверно быстро. До начала правления Петра I, в 1680 году, доходы государства не превышали 1,5 млн. руб., в 1724 году они уже составляли 8,5 млн. руб., следовательно, в течение 44 лет номинально бюджет увеличился в шесть раз. Если же принять в расчет падение ценности рубля за это время и сравнить тот и другой бюджет, то все-таки окажется возрастание бюджета почти в 3,5 раза.
При ближайших преемниках Петра I, несмотря на расточительность двора, на его желание тратить как можно больше, бюджет не рос так сильно, так как не было таких изнурительных войн. В течение сорокалетия (между царствованием Петра I и Екатерины II) бюджет увеличился менее чем вдвое.
Когда Екатерина II вступила на престол, финансы страны были достаточно запутанными. В это время проходила Семилетняя война, в которой Россия принимала участие неизвестно для какой надобности, и оказалось, что солдаты не были за целый год удовлетворены жалованием. А когда императрица явилась в Сенат, то Сенат доложил ей, что нужно произвести на 15 млн. руб. неотложных расходов, между тем как казна пуста. Екатерина весьма ловко этим воспользовалась и в высшей степени уместно проявила большое великодушие, тотчас же отпустив из средств императорского кабинета, предназначавшихся на личные нужды царствующего императора, значительную сумму на ближайшие государственные нужды, чем сразу приобрела популярность.
Затем она провела очень удачную реформу - уменьшение налога на соль. Этот налог имел свою историю. Соль - продукт, без которого никто не может обходиться, и налог на нее был чрезвычайно тяжел для населения... Екатерина II решила, чтобы привлечь к себе народное сочувствие, которое было для нее так необходимо ввиду шаткости ее положения в начале царствования, значительно уменьшить этот соляной налог, ассигновав из кабинетских средств 300 тыс. руб. на покрытие возможного дефицита. Но уменьшение налога привело к увеличению потребления соли, в результате чего доход от казенной соляной монополии даже увеличился.
Однако, несмотря на удачные первые шаги, в конце концов все-таки Екатерина II никакой правильной финансовой системы не вела, при ней состояние финансов оставалось таким же плачевным, как и прежде. Впрочем, такого напряжения народных средств, как при Петре I, при Екатерине II все-таки не было. В экстренных случаях, когда встречалась необходимость в крупных чрезвычайных расходах (начиная с первой турецкой войны), она пользовалась основанным еще до ее вступления на престол ассигнационным банком. Государственного кредита до тех пор не существовало. Во время Семилетней войны Елизавета пыталась прибегнуть к внешнему займу всего в 2 млн. руб., но попытка потерпела полное фиаско. Екатерина при помощи ассигнационного банка получила возможность делать крупные внутренние займы. Сначала эта операция сошла довольно удачно. В 1769 году было уже выпущено ассигнаций на 17 млн. 841 тыс. руб., и курс ассигнаций стоял al pari, т.е. бумажный рубль был равен серебряному. Последующие, сравнительно небольшие выпуски также сходили благополучно. Даже когда вслед за объявлением войны сразу начался огромный выпуск ассигнаций на 53 млн. руб., - почти равный тогдашнему годовому бюджету, то и этот выпуск не повлиял сколько-нибудь заметно на падение курса ассигнаций: общее количество выпущенных ассигнаций достигло в это время 100 млн. руб., и курс их упал лишь на 97 коп. серебром за рубль ассигнаций. Но следовавшие затем выпуски ассигнаций влекли уже постоянное дальнейшее падение курса. За все царствование Екатерины II ассигнаций было выпущено на 157 млн. руб., и курс их к концу ее царствования упал ниже 70 коп. Такое положение вещей грозило в будущем государственным банкротством. Между тем расходы росли с огромной быстротой. За царствование Екатерины II государственные расходы возросли (номинально) почти в пять раз: в начале ее царствования они равнялись 16,5 млн. руб., а в конце - уже 78 млн. руб.Таково было положение финансов при Екатерине II. Это положение ухудшалось благодаря страшному воровству высших чиновников. (Позднее это вызовет у молодого великого князя Александра Павловича вопль в письме к Лагарпу: "Непостижимо, что происходит, все грабят, почти не встретишь честного человека".)

Внешняя политика. Во внешних отношениях и столкновениях Екатерина II не стремилась подражать своим предшественникам, но в то же время умела понять исконные задачи российской политики.
Из трех вопросов, стоявших еще при Петре I - шведского, польского и турецкого, Петр разрешил только первый. Два других решила Екатерина II, хотя и с лишними жертвами и отклонениями с прямого пути. При Екатерине Россия завоевала Крым и берега Черного моря от Днестра до Кубани, возвратила от Польши все русские области (кроме Галиции). Южнорусские степи вошли в сельскохозяйственный оборот, открылись для оседлой колонизации и культуры.

К экономическим выгодам прибавилась и новая политическая сила: возникший с присоединением Крыма военный флот в Севастополе обеспечивал приморские владения и служил опорой русского протектората над восточными христианами. В 1791 году Ушаков успешно дрался с турецким флотом ввиду Босфора, и в голове Екатерины II засветилась мысль идти прямо на Константинополь. С другой стороны, была воссоединена почти вся Западная Русь, и титулярная форма всея Руси получила значение, соприкасающееся с действительностью.Дипломатическая победа России на Тешенском конгрессе 1779 года способствовала установлению дипломатических связей с Венгрией, Генуей, Мальтой, торговых отношений с Австрией, Францией, Османской империей, Данией, Португалией.За внешнеполитическими успехами России стояла деятельность самой Екатерины II и ее советчиков - Панина, Румянцева, Обрескова, Потемкина, Орлова, Репнина... Помощников и проводников своего внешнеполитического курса Екатерина выбрала умело. Основной его опорой был Никита Иванович Панин. Отношения Панина с императрицей складывались следующим образом: из дипломатической почты он выбирал наиболее важные бумаги и отправлял их с замечаниями на полях к императрице, которая обычно с ними соглашалась. Затем в Коллегии составлялся рескрипт, который Екатерина, как правило, утверждала.Прекратив приготовление для войны с Данией и сохранив нейтралитет в Семилетней войне, Екатерина II уничтожила прусское влияние при русском дворе и постаралась поставить себя вне всяких союзов и дипломатических обязательств. Она хотела мира, чтобы упрочить свое положение, и избегала обязательств, чтобы развязать себе руки в отношении Польши. "Со всеми государствами Европы я веду себя как искусная кокетка"10, - говорила Екатерина. Она стремилась быть l'arbitre de l'Europe - третейским судьей Европы. Но в Европе того времени было трудно разыгрывать такую роль. За 34 года своего царствования Екатерина умудрилась перессорить Россию почти со всеми крупными государствами Западной Европы. Она заключила союз с Пруссией, вела войну с Польшей, была вынуждена принять войну с Турцией. Однако политический мир признавал за Екатериной II "великое имя в Европе и силу, принадлежащую ей исключительно"11.
Екатерина II не руководствовалась лишь случайностями и мимолетными соображениями. С первых же лет правления у нее выработалась определенная политическая система. Она родилась в голове у русского немца - дипломата Корфа, разработана была Паниным и принята Екатериной. Она известна под названием "Северного аккорда" и являлась весьма утопической. При постоянном воздействии западных держав, очень сложных политических затруднениях дипломатия России не всегда могла достигнуть того, к чему стремилась. Простейшее общее впечатление от внешней политики Екатерины II выразил Безбородко, самый видный дипломат того времени после Панина. Уже в конце своей карьеры он говорил, наставляя молодых дипломатов: "Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела". Сословия. Становясь привилегированным сословием, дворянство до правления Екатерины II не имело еще сословной организации. Дворянство каждого уезда становилось целым сплоченным обществом и управляло всеми делами уезда. В руках дворян находились и полиция, и администрация. С упадком старой аристократии дворяне стали ближайшими помощниками верховной власти. Таким образом, с 1775 года вся Россия - от высших до низших ступеней управления - оказалась под руководством дворянства. Реформы 1775 года дали дворянству сословную организацию и главенствующее административное положение в стране.В 1785 году была принята "Жалованная грамота". Основным новшеством в этой грамоте было то, что целым обществом с характером юридического лица признавалось дворянство не одного уезда, но и целой губернии. Этой грамотой был закончен процесс сложения и возвышения дворянского сословия, наблюдавшийся на протяжении всего XVIII века.
Политика Екатерины II привела к тому, что дворянское сословие получило исключительные личные права, широкое право сословного самоуправления и сильное влияние на местное управление.
При Екатерине II, взошедшей на престол с помощью дворянства и его поддерживавшей, крепостное право росло. Но вместе с тем росли и думы о его уничтожении в самой императрице и в людях, шедших за течением века. Во время правления Екатерины крестьяне практически не имели никаких прав и считались полной собственностью дворянства. Но в глазах закона крестьянин одновременно оставался и частным рабом, и гражданином. Такая двойственность законодательства указывала на отсутствие твердого взгляда на эту проблему у правительства. В правительстве существовало два вопроса о крестьянстве: Екатерина хотела освобождения крестьян, а правительство было за усиление помещичьих прав.Исследователи отмечают, что в эпоху Екатерины II крепостное право достигло своего расцвета и в то же время общественная мысль обратилась к яростному осуждению крепостного права.
Екатерина II хотела создать в России "среднего рода людей", подобно среднему сословию на Западе. Этот класс также называли мещанами. В него, согласно Наказу, входили люди, занимающиеся художествами, науками, мореплаванием, торговлей и ремеслами, а также дети приказных людей."Наказ" и "Комиссия Уложения" (1767-1768).В 1762 году советник Екатерины II граф Никита Панин подал на рассмотрение императрицы обстоятельно мотивированный проект утверждения императорского Совета. Но он предлагал старые средства - "верховные места" (Верховный Тайный совет и Кабинет), которые не предохраняли от фаворитов и не охраняли законности. С другой стороны, "верховное место" стесняло бы верховную власть, для защиты которой его предназначал Панин. Подписав этот проект, Екатерина заколебалась и, опросив государственных людей, не увидела к нему большого сочувствия. Ей высказали (Вильбуа) мнение, что Панин таким образом склоняется к более аристократическому правлению. Обязательный и государственным законом установленный императорский совет и влиятельные его члены могут с течением времени подняться до значения соправителей13. Таким образом, Екатерине указали, что, приняв этот проект, она может превратить Россию из самодержавной монархии в монархию, управляемую олигархическим советом чиновной аристократии. Екатерина не могла пойти на такой шаг и отклонила проект Панина.
Но, отклонив проект Панина, Екатерина II приняла весьма оригинальное решение. Она стремилась создать новые законодательные нормы, которые содействовали бы установлению законности и порядка в государстве. Екатерина желала создать новое законодательство, а не приводить старое в систему.Уже с 1765 года Екатерина II принялась за изложение законодательных принципов и работала, не говоря о том полтора года ни слова (как сообщает сама императрица). "Преуспев, по мнению моему, довольно в сей работе, я начала казать по частям статьи, мною заготовленные, людям разным, всякому по его способностям"14. Эти статьи были ее известным "Наказом". Большая часть статей "Наказа" является пересказом сочинения Монтескье "О духе законов".
Наряду с общим либерализмом Екатерина II поставила и мотивировала в "Наказе" ясное утверждение, что единственной возможной для России формой власти является самодержавие - как по обширности страны, так и потому, что одной власти лучше повиноваться, чем разным господам. Она писала: "Россия есть Европейская держава. Доказательство сему следующее: перемены, которые в России предпринял Петр Великий, тем удобнее успех получили, что нравы, бывшие в то время, совсем не сходствовали с климатом и принесены к нам смешением разных народов и завоеваниями чуждых областей. Петр I, вводя нравы и обычаи европейские в европейском народе, нашел тогда такие удобности, которых он и сам не ожидал".Издана была лишь четвертая часть "Наказа". Часть статей Екатерина II уничтожила сама в процессе работы над "Наказом". Когда же в Москву съехались депутаты Комиссии Уложения, она призвала "нескольких персон, вельми разномыслящих", для предварительного обсуждения "Наказа". "Тут при каждой статье родились прения, я дала им волю чернить и вымарывать все, что они хотели, они более половины того, что написано было мною, помарали, и остался "Наказ Уложения" яко напечатан"16.Более всего было уничтожено глав о крепостном состоянии, где было сказано об освобождении крестьян. Этого-то больше всего и боялись цензоры-депутаты из дворян. Екатерина, воспитанная на освободительных теориях XVIII века, не могла не желать освобождения крестьянам. В ее бумагах находили интересные проекты постепенного уничтожения крепостной зависимости. Но на полное освобождение крестьян Екатерина не имела ни смелости, ни желания. Она была как бы вынуждена изменить свои взгляды, уступая своим консервативным советникам. Но это "отступничество" не было искренним. Впрочем, "Наказ", даже рецензированный, вызвал сильнейшее волнение как в России, так и за границей. Во Франции он даже был запрещен для распространения."Наказ" содержит в себе двадцать глав (двадцать первую и двадцать вторую главы Екатерина приписала уже после 1768 года) и более пятисот параграфов. "Наказ", как того и желала Екатерина, есть только изложение принципов, коими должен руководствоваться государственный человек, пишущий законы.
По результатам исследования Академии наук (1907 год), "Наказ" - это компиляция, составленная по некоторым произведениям просветительской литературы того времени. Главные из них - "О духе законов" Монтескье и сочинения итальянского криминалиста Беккариа "О преступлениях и наказаниях" (1764 год). Всего в "Наказе" 655 статей, из них 294 заимствованы у Монтескье. Также некоторые статьи "Наказа" заимствованы из французской "Энциклопедии" и сочинений немецких публицистов того времени Бильфельда и Юсти.
Приступая к созданию "Наказа", Екатерина ставила перед собой две цели. Она хотела создать свод принципиально новых законодательных принципов (в общих чертах), а затем приступить к выработке "подробностей". Однако первую часть своего плана ей не удалось выполнить полностью из-за консерватизма ее советчиков, а вторую его часть - выработку подробностей - и вовсе постигла неудача: они так никогда и не были выработаны.
Первая Комиссия Уложения была составлена еще в 1700 году для пересмотра Уложения 1649 года. С тех пор над этой проблемой неудачно работали несколько комиссий, но она так и не была разрешена. Депутатов, выбранных специальными комиссиями 1754 и 1761 годов, в 1763 году распустили, но Комиссия просуществовала вплоть до созыва новых депутатов в 1767 году. Екатерине II предстояло закончить давнее дело. Во многих отношениях она поступала иначе, чем раньше. Начала она решение этой проблемы манифестом от 14 декабря 1766 года о созыве депутатов для сочинения проекта нового Уложения.Сенат, Синод, коллегии и главные канцелярии центрального управления посылали по одному представителю. От каждой провинции выдвигались четыре депутата из различных слоев населения. Число депутатов от казаков определялось их высшими командирами.Таким образом, в Комиссии были представлены центральные правительственные учреждения, некоторые сословия, инородческие племена и места жительства. Комиссия не захватывала всех слоев тогдашнего населения империи.
Пропорциональное соотношение представительств по классам

Класс %правительственные учреждения около 5

дворянство 30

города 39

сельские обыватели 14

казаки, инородцы, остальные классы 12

Депутатам было назначено жалованье. Они находились под "собственным охранением" императрицы, на всю жизнь освобождались от смертной казни, пытки и телесного наказания, имущества лишались только за долги. Никто из подданных в те времена не пользовался такими привилегиями. Самым важным новшеством Комиссии 1767 года были депутатские наказы. В них избиратели должны были внести свои "общественные нужды и отягощения"17. Депутат мог ходатайствовать и сверх наказа, не мог только противоречить ему. В случае несогласия с наказом он был обязан сложить с себя полномочия.В подробностях устройства Комиссии и порядка ведения дел образцом служили парламентские обычаи конституционных стран Западной Европы.