Перевод выполнен по изданию: Titi Livi ab urbe condita libri. Pars VI. Lipsiae, 1882. 37 страница

 

[5280]54.И теплыми проводами, и дарами, и обещаньями дать ему Энос и Маронею Аттал был обязан сенатской интриге против Эвмена. Разочарованные сенаторы поспешили объявить оба города свободными, но посольство к галлам все‑таки послали (Полибий, XXX, 3, 3–8), однако без видимого успеха (см. ниже, гл. 34, 10–13). Морализующая концовка § 3 – конструкция Ливия.

 

[5281]55.Формально родосцы и не были союзниками Рима – ср. ниже, гл. 25, 9; см. подробней: Полибий, XXX, 5, 6–10.

 

[5282]56.По рассказу Полибия, они это сделали после враждебного выступления одного из преторов, т.е. Ювентия (Полибий, XXX, 4, 5).

 

[5283]57.Предварительное обсуждение законопроектов в сенате было правовым обычаем, вместе с тем юридически суверенитетом обладал римский народ, и нам известны примеры действий магистратов в обход сената, непосредственно через народное собрание – ср.: XXI, 63, 3; XXXVIII, 36, 8. Объявление войны входило в компетенцию народного собрания по центуриям, но мог ли претор созывать такое собрание по такому вопросу, минуя консулов?

 

[5284]58.А также и магистраты – ср.: XXXIV, 1, 7; XLIII, 16, 8.

 

[5285]59.Лакуна в тексте: утрачен лист, где, видимо, сообщалось о противодействии народных трибунов Ювентию и о том, что один из них, Марк Антоний, затем представил сенату родосских послов (ср.: Полибий, XXX, 4, 6). Речь одного из послов (вероятно, Астимеда) занимает у Ливия следующие три главы.

 

[5286]60.О македонянах в карфагенской армии ср.: XXX, 26, 3–4; 33, 5; 42, 4 сл., а также: XXXI, 1, 10. Однако Полибий о македонской помощи карфагенянам не сообщает и можно сомневаться, оказывалась ли она на государственном уровне. Возможно, что все македоняне, служившие в карфагенском войске, были наемниками.

 

[5287]61.См.: XLII, 13 и 40.

 

[5288]62.Ср.: XXXVI, 2, 14 и 42 – о Ливии, XXXVII, 2, 1 и 10; 14, 1–3 сл. – об Эмилии.

 

[5289]63.Об этих битвах см.: XXXVII, 10–11; 23–24.

 

[5290]64.См.: XXXIII, 30, 11; XXXVIII, 39, 13.

 

[5291]65.Ср.: Полибий, XXVII, 7 (6), а также у Ливия (XLII, 45; 56, 6).

 

[5292]66.Имеются в виду так называемые сецессии плебеев – см.: II, 32; III, 52.

 

[5293]67.Ср.: Полибий, XXVII, 7, 4 и далее (особенно § 11–12).

 

[5294]68.О Попилии в этой связи ср. выше, гл. 12, 4–6.

 

[5295]69.Видимо, прямая цитата из Фукидида (История» I, 70–71).

 

[5296]70.Здесь имеется в виду «азиатский» стиль красноречия, который Цицерон критиковал как «надутый», делая, впрочем, исключение как раз для родосцев, отделенных от их соседей «лишь узким проливом» (см.: Цицерон. Оратор, VIII, 25).

 

[5297]71.Оценка причиненного ущерба была важным элементом всякого судебного разбирательства (пеня устанавливалась в зависимости от суммы оценки).

 

[5298]72.Возможно, намек на эпизод из ранней истории Рима – обращение жителей Тускула к римлянам. См.: VIII, 37, 9.

 

[5299]73.Полибий, знакомый с записанной и изданной речью оратора (Астимеда), не излагает ее подробно, но характеризует как недостойную, ибо «защита его состояла не столько из доводов в пользу родосцев, сколько из обвинений против всех прочих народов», которым ставились в вину, как непростительные и тяжкие, дела уже позабытого прошлого (ср.: Полибий, XXX, 4, 10–17). Ливий, чье восприятие описываемых здесь событий не могло быть столь острым и эмоциональным, влагает в уста родосцу красивую и убедительную речь, построенную совсем по‑другому, с несомненным использованием произнесенной в прениях речи Катона (и даже с глухой ссылкой на нее – ср. ниже, гл. 25, 2–3 и след. примеч.).

 

[5300]74.Ливий (возможно, по примеру Полибия, не изложившего речь Астимеда) заменяет пересказ Катоновой речи ссылкой на ее текст, включенный Катоном в его собственное историческое сочинение. Фрагменты речи Катона сохранены Авлом Геллием (в VI (VII), 3 – рус. пер. см.: Трухина Н.Н. Политика и политики «золотого века» Римской республики. М., 1986, с. 177–178). Одна фраза из этой речи достаточно хорошо известна (хотя вне контекста): развивая уже знакомый читателю тезис о несправедливости кары за невысказанное желанье, Катон поясняет: «Но мы всего хотим иметь больше, и это сходит нам безнаказанно».

 

[5301]75.Феодот, по Полибию, Феэдет (в пер. Ф. Мищенко – Феэтет) – один из лидеров проримской группировки на Родосе. См. о нем: Полибий, XXII, 5, 2; XXVII, 14, 2; XXVIII, 2, 3 и 16, 3; XXIX, 11, 2; XXX, 5, 10 и 22, 1–2.

 

[5302]76.Согласно Полибию (История, XXX, 5, 6), около 140 лет. В сохранившихся книгах Ливия первое упоминание о дружественных контактах между Римом и Родосом относится к 201 г. до н.э. (выше, гл. 22, 4 – в речи родосских послов – в самом повествовании к 200 г. до н.э.: XXXI, 2, 1; 23, 9 и др.).

 

[5303]77.Ср.: Полибий, XXX, 5, 11. Все упомянутые здесь города – карийские.

 

[5304]78.О взятии Луцием Аницием Скодры и сдаче царя Гентия см.: XLIV, 31. Ольциний и Ризон – приморские города Иллирии: первый – юго‑западнее Скодры, второй – у совр. залива Которо (в Югославии); ср. также ниже, § 13.

 

[5305]79.Фанота – укрепленный город в Хаонии. Ср.: XLIII, 21, 4.

 

[5306]80.«Повязки молящих» (собств. «инфулы») – налобные повязки из белой или красной шерсти, надевавшиеся жрецами, а также молящими о защите или о мире.

 

[5307]81.См. примеч. 38 к кн. XXXII.

 

[5308]82.Пассарон (в 12 км от совр. Яннины в Греции) – религиозный центр молоссов – главного племени Эпира. Феодот (не путать с родосцем Феодотом – ср. выше, примеч. 75) – эпирец, пытавшийся в 170 г. до н.э. захватить и выдать Персею римского консула Авла Гостилия (см.: Полибий, XXXVII, 16, 3; XXX, 7, 2–4).

 

[5309]83.Об Иссе см. примеч. 148 к кн. XXXI; о дассаретиях см. примеч. 134 к той же книге. Тавлантии – иллирийское племя, обитавшее в Юго‑Западной Далмации. Пирусты обитали в горах совр. Северной Албании и совр. Черногории.

 

[5310]84.Даорсы обитали близ Ризона. Каравантий – брат царя Гентия.

 

[5311]85.Текст неисправен. Мадвиг предлагал конъектуру «за Иссой».

 

[5312]86.О лабеатах см. примеч. 95 к кн. XLIII.

 

[5313]87.Об Эгинии см. примеч. 43 к кн. XXXII; об Агассах – выше, XLIV, 7, 5.

 

[5314]88.Возможно, имеется в виду эпизод, упомянутый выше, XLIV, 46, 3.

 

[5315]89.Т.е. Энею – см. примеч. 9 к кн. XL

 

[5316]90.Ср.: Полибий, XXX, 10, 2 (14).

 

[5317]91.Лебадея – город в Беотии. Была знаменита храмом‑пещерой с оракулом Трофония – мифического героя, связываемого различными сказаниями то с Аполлоном, то с хтоническими божествами, то с Зевсом (в Лебадее был также храм Зевса‑Царя); со временем его имя превратилось в культовое прозвание Зевса (Юпитера, по Ливию; ср.: Страбон, IX, 414; Греческие надписи, VII, 3077).

 

[5318]92.С пещерой Трофония был как‑то связан и культ Герцинны (Геркины), божества местной реки и горячих источников.

 

[5319]93.Округленное (как и у Эсхила, Вергилия и др.) число – у Гомера (Илиада, II, 493) перечислено 1186 кораблей. Храм Артемиды («Дианы») – в Авлиде.

 

[5320]94.Древний прорицатель – Амфиарай, аргосский царь, участник похода Семерых против Фив, предсказывавший близкую гибель войска, с которым он шел. Поглощенный землей, стал бессмертным. Культ Амфиарая в Оропском храме (где был и его оракул) был впоследствии (в 73 г. до н.э.) признан римлянами, освободившими храм от налогов.

 

[5321]95.Т.е. Афине‑Градодержице (ср.: XXXI, 30, 9),

 

[5322]96.Коринф, ставший к тому времени последним центром сопротивления Риму, был разрушен римлянами в 146 г. до н.э. (после войны с Ахейским союзом) и лежал в развалинах целый век (до Цезаря, который вывел сюда колонию, после чего город быстро восстановился в прежнем значении).

 

[5323]97.Эпидавр – город в Арголиде (на южном берегу Саронического залива), знаменитый богатым храмом Асклепия (Эскулапа), почитавшегося здесь вместе с Аполлоном. Храмовые сокровища в I в. до н.э. были разграблены сперва римлянами, затем пиратами (см.: Плутарх. Сулла, 12; Помпей, 24, 5).

 

[5324]98.О Ликиске см. примеч. 96 к кн. XLII; Тисипп Этолийский – деятель того же толка (Полибий, XXX, 13, 4) и столь же одиозный.

 

[5325]99.Ср. выше, гл. 27, 6.

 

[5326]100.По Плутарху (Эмилий Павел, 28, 3), «сто талантов, т.е. вдвое меньше, нежели они платили своим царям» (пер. С. Маркиша).

 

[5327]101.Таким образом, границами установленных четырех регионов Македонии служили реки: Стримон (совр. Струма), Несс (Нест) (совр. Места), Аксий (совр. Вардар), Пеней (по мнению Шлесинджера, не фессалийский), а также гора Бора.

 

[5328]102.Речь шла о новых законах, рассчитанных на новое устройство (ср. гл. 32, 7).

 

[5329]103.Полибий в этой связи называет другие три категории, включавшие в себя только тех, что были обвинены в антиримской деятельности. Одна из них – те, кто был недоволен ходом событий, но ничем того не выказывал, ничего не предпринимал и, не пытаясь бежать от суда и следствия, не пренебрегал никакими средствами защиты, – была ему особенно близка – он ведь и сам как‑то чуть не оказался в таком положении (Полибий, XXVIII, 3, 7–9). В прочих, явно виновных, он осуждает главным образом страх, заставлявший их трусливо цепляться за жизнь. Ливий был более далек от этих событий, но беспристрастный тон его рассуждений заслуживает быть отмеченным.

 

[5330]104.Ср.: XLII, 30, 5.

 

[5331]105.Это было важно, ведь этот город был местом союзного собрания. Римляне брали контроль над побережьем в свои руки.

 

[5332]106.В каждом из четырех районов.

 

[5333]107.О том, что эти законы все еще в ходу, писал Юстин (История, XXXIII, 2, 7); это может относиться ко времени Помпея Трога (I в. н.э.), чью всемирную историю Юстин кратко излагает, или ко времени самого Юстина (II в. н.э.).

 

[5334]108.У греков существовал обычай направлять такие религиозные посольства для участия в празднествах и играх.

 

[5335]109.Собств. «игры». Ср.: Полибий, XXX, 15: «Кто может прекрасно устроить праздничные состязания, тот сумеет и приготовить великолепное пиршество и показать себя умелым вождем в сражении». Смысл Полибиевой сентенции у Ливия оказывается перевернут.

 

[5336]110.Матерь Луя (Луя Сатурна) – древнейшее божество с неясными функциями. У Ливия упоминается всего два раза – оба в связи с сожжением вражеского оружия, приносимого в жертву богам (ср.: VIII, 1, 6).

 

[5337]111.Ср. описание сиракузской добычи Марцелла, пронесенной во время овации (XXVI, 21, 7 сл.).

 

[5338]112.Плутарх (Эмилий Павел, 29, 3) пишет даже, что воины получили только по 11 драхм (драхма была примерно равна денарию).

 

[5339]113.Текст испорчен; перевод по конъектуре Мадвига, принятой Шлесинджером.

 

[5340]114.Глава посольства (см.: Полибий, XXX, 3, 7), бывший консул 171 г. до н.э. (XLII, 29, 1).

 

[5341]115.Ср.: Полибий, XXX, 9 – о Полиарате, который (вместе с Диноном) возглавлял антиримскую группировку на Родосе и укрылся было при дворе Птолемеев в Египте. Затребованный римлянами, но отправленный царем Птолемеем на Родос, он несколько раз пытался бежать, пока не был выдан родосцами римлянам.

 

[5342]116.Этот огромный и потому почти что неуправляемый корабль был оставлен Филиппу V по выдаче им всего флота (в 196 г. до н.э.) (см.: XXXIII, 30, 5).

 

[5343]117.В порядке исключения из правила. Ср.: XXXVI, 21, 5.

 

[5344]118.Впоследствии он успешно воевал в Испании с лузитанами (претором 151 г. до н.э.), был консулом 144 г. до н.э.

 

[5345]119.Кажется, это первый известный пример ораторской обструкции такого рода.

 

[5346]120.По Плутарху (Эмилий Павел, 31), сенаторы выступили уже после голосования первой трибы.

 

[5347]121.Гальба и стяжал славу выдающегося оратора (Цицерон, Брут, XXI, 82; XXII, 86; XXIV, 92 сл.).

 

[5348]122.Только должностные лица имели право созывать народные собрания.

 

[5349]123.См. примеч. 36 к кн. XXXI.

 

[5350]124.В действительности к немедленному сражению призывали солдаты, а Павел отказал им (XLIV, 36, 3).

 

[5351]125.О триумфах на Альбанской горе см.: XXVI, 21, 6 и примеч. 102 к кн. XXVI, XXXIII, 23, 3, 7–9 и примеч. 58 к кн. XXXIII.

 

[5352]126.Ср.: XXXVIII, 53, 8 и 56, 3; примеч. 163 к кн. XXXVIII.

 

[5353]127.См.: Периохи, 14 (победа Мания Курия), а также: XXX, 45, 2–5 (триумф Публия Корнелия Сципиона).

 

[5354]128.Это имена Филиппа II и Александра Македонского.

 

[5355]129.О таком же аргументе в сходных обстоятельствах см. также: XXVI, 21, 3; XXXI, 48, 12.

 

[5356]130.Здесь утрачен лист манускрипта – тут было окончание речи (см.: Плутарх, Эмилий Павел, 31, 6) и описание триумфальной процессии.

 

[5357]131.Плутарх сообщает о 750 сосудах, вмещавших по 3 таланта серебра в монетах (Плутарх. Эмилий Павел, 32).

 

[5358]132.См. также ниже, гл. 41, 1; ср.: XLIV, 35, 14; 44, 1–3 и примеч. 105 к кн. XLIV.

 

[5359]133.Ср.: XLIV, 32, 9.

 

[5360]134.Альба Фуцинская – город в горной местности, в 102 км на северо‑восток от Рима (по Валериевой дороге). Служила также местом заточения Сифака (XXX, 17, 2) и Битуита (Периохи, 61). Персей здесь и умер в 165 или 162 г. до н.э., по некоторым рассказам, уморив себя голодом или не выдержав издевательств «сторожей». Умерли и двое его детей, а третий, Александр, «выучился латинскому языку и грамоте и служил писцом у должностных лиц, считаясь прекрасным знатоком своего дела» (Плутарх. Эмилий Павел, 37, пер. С. Маркиша).

 

[5361]135.Римская тюрьма не была рассчитана на долгое содержание заключенных, а в нижнем ее помещении их попросту убивали.

 

[5362]136.Квириналии – праздник в честь бога Квирина (17 февраля).

 

[5363]137.Шлесинджер предполагает, что речь идет о викториатах (ср.: XLI, 13, 7).

 

[5364]138.Возвращение к практике мирного времени; во времена значительных войн один из двоих преторов, ведавших Испаниями, высвобождался (как и один из двоих, отправлявших свою должность в Риме) для других настоятельных дел.

 

[5365]139.См. примеч. 16 к кн. XXXVII.

 

[5366]140.О нем см.: XXXVII, 47, 8 и 51, 1–6 (ср. также примеч. 103 и 109 к кн. XXXVII).

 

[5367]141.См. примеч. 3 к кн. XLII.

 

[5368]142.Обозначение суммы утрачено.

 

[5369]143.Ср. выше, гл. 14, 6.

 

[5370]144.См.: Полибий, XXX, 19 (16), 1.

 

[5371]145.Прозвание «Спаситель» (Сотер) было в ходу у эллинистических царей.

 

[5372]146.Здесь утрачено всего несколько строк, оставшихся до конца книги.

 

[5373]1.Имеется в виду Контребия (см. ниже), один из главных городов Кельтиберии, крепость племени лузонов, активно сопротивлявшаяся римлянам во время первой и второй Кельтиберских войн. Локализация вызывает споры среди ученых. Одни помещают ее близ Дароки, другие – в Боторрите (см.: Spann Ph.O. Quintus Sertorius and the Legacy of Sulla. Fayetteville, 1987. P. 198. N. 106).

 

[5374]2.Слово virtus мы предпочитаем в данном случае оставить без перевода, поскольку в рамках одного предложения оно означает и воинскую доблесть, и милосердие, а потому вряд ли может быть передано одним словом. Любопытно, что в этом единственном во всем фрагменте риторическом пассаже Ливий отмечает добродетели Сертория.

 

[5375]3.Совр. Эбро.

 

[5376]4.Кастра Элиа – город, более в источниках не упоминающийся. Располагался, по‑видимому, недалеко от Контребии. Неясно, в чью честь он назван, поскольку среди наместников обеих Испаний, имена которых давались населенным пунктам (Граккурис, Брутобрига, Метеллин и др.), Элии неизвестны (Hübner E. Castra Aelia // RE. Bd III. 1899. Sp. 1767).

 

[5377]5.Это единственное сообщение о том, что Серторий возобновил в 70‑х гг. практику размещения войск на зимние квартиры вне городов, которая имела место еще в 82–81 гг. (Plut. Sert., 6, 4).

 

[5378]6.По мнению Ж. Армана, это сообщение может указывать на намерение Сертория создать конницу на профессиональной основе (Harmand J. L'armée et le soldat à Rome de 107 à 50 av. n.e. P., 1967. P. 51. N. 184).

 

[5379]7.Т.е., по‑видимому, подвластных Серторию общин Ближней Испании.

 

[5380]8.Если датировать описываемые события концом 76 г. (как это делаем мы вслед за В. Друманом и Б. Мауренбрехером, см. Приложение 3), то подобная речь приобретает особое звучание, если иметь в виду, что теперь приходилось сражаться не только с Метеллом, но и Помпеем.

 

[5381]9.Весьма любопытное свидетельство того, что Серторий давал сколь широкие, столь и туманные обещания туземной верхушке: с одной стороны, говорится о выгоде, которая для «провинции Испании» очевидна в случае его победы над сулланцами, с другой – не конкретизируется, в чем эта выгода может состоять. Более того, об этом говорится кратко (paucis) – несомненно, в силу щекотливости сей темы для Сертория.

 

[5382]10.Илеркаоны (илеркавоны) – племя в нижнем течении Ибера. В другом месте своего труда Ливий называет их илергавонцами (ilergavonenses – XXII, 21, 6). Ср. также: Plin. NH, III, 21 (ilergaones); Caes. BC, I, 60, 2 (illurgavonenses).

 

[5383]11.Примечательно, что Серторий по не вполне понятным причинам не пожелал взять на себя руководство на столь важном участке фронта и занялся второстепенной операцией, Перперна же либо из‑за своей нерасторопности, либо из‑за неточности инструкций не смог последовать указаниям главнокомандующего и допустил глубокий прорыв Помпея на восточное побережье Испании.

 

[5384]12.Несомненно, имеется в виду Гай Геренний (см. Приложение 1, №4). Искажение имени произошло, по всей вероятности, по вине переписчика из‑за близкого соседства в тексте с именем Гиртулея (Münzer F. Herennius (7) // RE. Bd. VIII. 1913. Sp. 664).

 

[5385]13.Очевидно, после прорыва Помпея в глубь побережья Перперна и Геренний соединились, поскольку Плутарх пишет об их совместных действиях под Валентией (Pomp., 18, 3).

 

[5386]14.Под союзными общинами подразумеваются, видимо, прежде всего Италика и Гиспалис, в направлении которых и нанес вскоре свой удар Метелл.

 

[5387]15.Очевидно, такую уверенность вселяла в Сертория его победа над Помпеем при Лавроне.

 

[5388]16.Вероятно, в это время активность пиратов была в этих районах ниже, чем в конце 75 г., когда Помпей, хотя и владевший уже частью побережья, из‑за их противодействия не мог наладить удовлетворительного снабжения войск по морю (Plut. Sert., 21, 5; Pomp., 19, 6).

 

[5389]17.Бероны – племя в среднем течении р. Ибер, жившее к северу от кельтиберов.

 

[5390]18.Автриконы, или автригоны, – племя, обитавшее между северным побережьем Испании и верхним течением Ибера.

 

[5391]19.Зимой 76/75 гг.

 

[5392]20.Эти пояснения указывают на то, что в предыдущем изложении об антисерторианских действиях беронов и автриконов речь, видимо, не шла.

 

[5393]21.Ареваки (также араваки, аруаки) – самое сильное из кельтиберских племен, обитавшее в низовьях р. Дурий (совр. Дуэро). Оказывали римлянам особенно долгое и упорное сопротивление, сражаясь с ними даже после смерти Сертория (см. гл. 3). Очевидно, агитация беронов и автриконов среди них особого успеха не имела.

 

[5394]22.Контестаны – племя, жившее, видимо, в восточной части совр. Мурсии, западнее Валенсии.

 

[5395]23.Бурсаоны – племя, обитавшее, возможно, в районе совр. Борхи.

 

[5396]24.Каскантины – жители города Касканта (совр. Касканте).

 

[5397]25.Граккуританы – жители города Граккуриса (Гракхуриса), основанного пропретором Ближней Испании Тиберием Семпронием Гракхом, завершившим в 179 г. 1‑ю Кельтиберскую войну, на месте туземного Илуркиса. Местоположение города неизвестно; возможно, это совр. Альфаро на р. Эбро (Galsterer H. Untersuchungen zu römischen Städtewesen auf der Iberischen Halbinsel. B., 1971. S. 13). Его население в значительной степени состояло из римлян и, вероятно, италийцев, что и обусловило его антисерторианскую позицию (Циркин Ю.Б. Древняя Испания. М., 2000. С. 174–175).

 

[5398]26.Совр. Калаорра.

 

[5399]27.Цериндоны – племя, в других источниках не упоминающееся; его земли находились предположительно в верховьях р. Дурий.

 

[5400]28.Контребия Левкада – город в землях беронов, предположительно между Логроньо и Пьяной. Не следует путать его с Контребией Лузонской, о которой шла речь в начале фрагмента.

 

[5401]29.Совр. Сеговия.

 

[5402]30.Ваккеи – сильное испанское племя, жившее по обоим берегам Дурия в её среднем течении. Южные ваккеи был покорены римлянами в середине II в., северные же продолжали сопротивление до сер. I в.

 

[5403]31.Васконы – племя, обитавшее между средним течением Ибера и предгорьями Пиренеев. Считаются предками современных басков.

 

[5404]32.Вероятно, имеется в виду граница беронов с автриконами.

 

[5405]33.Варея – город беронов на южном берегу верхнего Ибера, между ним и впадающей в него р. Ирегуа, восточнее совр. Логроньо. По сообщению Страбона (III, 4, 12), рядом с ним находилась переправа через Ибер.