Перевод выполнен по изданию: Titi Livi ab urbe condita libri. Pars VI. Lipsiae, 1882. 27 страница

 

[3620]68.Консулы 218 г. до н.э., т.е. первого года Второй Пунической войны.

 

[3621]69.Сценические представления давались в Риме с 214 г. до н.э. См.: XXIV, 43, 7.

 

[3622]70.Ср. ниже, гл. 42, 10. Такое использование денег, взысканных в виде штрафов было традиционным. Плебейские эдилы ведали, в частности, и казной храма Цереры, куда эти деньги поступали.

 

[3623]71.Она была продлена на срок до прибытия преемника, какого назначит сенат. См.: XXXII, 28, 9. Теперь сам он и получил это назначение.

 

[3624]72.Ферония – древнеиталийское божество, видимо, сельскохозяйственное (подробней см. примеч. 22 к кн. XXII). О ее храме близ Капены см.: XXVI, 11, 8.

 

[3625]73.Храм Юноны Монеты находился на северной вершине Капитолия.

 

[3626]74.Волк считался священным животным Марса. Недалеко от Капенских ворот стоял на Аппиевой дороге храм этого бога со статуями самого Марса и несколькими – волков.

 

[3627]75.Ср.: XXXI, 50, 11, где он по ошибке назван Гнеем Корнелием Лентулом.

 

[3628]76.Ср.: там же.

 

[3629]77.Мать Матута – древнее италийское божество, покровительница женщин и деторождения. Ее храм находился рядом с храмом Фортуны, и оба они были, по преданию, освящены Сервием Туллием в один день.

 

[3630]78.Речь идет о беотийцах, воевавших у Филиппа и оказавшихся в изгнании. Квинкций, видимо, передал Филиппу просьбу беотийских послов, сопроводив ее собственной просьбой за них. Без Квинкциева посредничества это дело не прошло бы так легко.

 

[3631]79.Беотархи – высшие должностные лица Беотийского союза (число их колебалось от 11 до 7). Выбирались (на год, но повторное – год за годом – избрание не возбранялось) каждый в своем городе, где осуществляли исполнительную власть, представительствуя в то же время и в союзной коллегии. В функции беотархов входило и военное командование.

 

[3632]80.Полибий (XVIII, 43, 10 сл.) пишет о причастности Квинкция к этому убийству – тот «объявил, что не станет лично участвовать в предлагаемом деле, но не помешает исполнить его другому охотнику, и вообще посоветовал... обратиться с этим делом к Алексамену, союзному стратегу этолийцев». Ливий опускает эту деталь.

 

[3633]81.Ср. у Полибия (там же, 13): «Нет свидетеля более страшного, нет обвинителя более грозного, как совесть, обитающая в душе каждого из нас».

 

[3634]82.Антедон (Анфедон) – самый северный город Беотии (ср.: Гомер. Илиада, II, 508: «Анфедон предельный»).

 

[3635]83.Букв.: «в поясах» (так носили деньги).

 

[3636]84.Копаидское озеро в Беотии, разливавшееся при засорении подземных стоков и потому лежавшее среди болот (осушено в конце XIX в.). Акрефия и Коронея – беотийские города близ озера.

 

[3637]85.Формула из фециального права. Ср.: 1, 32, 12 там переведено: «чистой и честной войной»).

 

[3638]86.Ср. выше: XXXII, 34, 6.

 

[3639]87.Последние два условия опущены Полибием (ср. у него: XVIII, 44) и непохоже, чтобы они соблюдались, если даже и были.

 

[3640]88.Согласно гл. 21, 1, Аттал к этому времени уже умер.

 

[3641]89.Ср.: Полибий, XVIII, 45, 1–6.

 

[3642]90.Ф. Мищенко, комментируя это решение, пишет: «Акрокоринф, кремль Коринфа, оставался в руках римлян, что равнялось удержанию всей Коринфской области... Прочие два города удерживались римлянами как удобные пункты в войне с Антиохом» (коммент. к: Полибий, XVIII, 45, 12).

 

[3643]91.Истмийские игры – общегреческие праздничные состязания в честь бога морей Посейдона. Они проводились в сосновой роще на Истмийском перешейке с 581 г. до н.э. каждые два года, в первый и третий год каждой Олимпиады, весной. С 228 г. до н.э. в играх стали участвовать и римляне. Традицию объявления во время этих торжеств важных решений властей позже поддержал император Нерон (Плутарх. Тит Фламинин, 12; Светоний. Нерон, 22, 24).

 

[3644]92.Речь глашатая и весь последующий рассказ – по Полибию (XVIII, 46). Фокейцы – здесь: жители Фокиды, магнесийцы (магнеты) – фессалийской области Магнесии, фтиотийские ахейцы – Фтиотиды.

 

[3645]93.Валерий Максим (IV, 8, 5) уверяет, что от громкого и долгого крика образовались воздушные ямы, в которые упали летавшие над ареной птицы.

 

[3646]94.О пребывании послов Антиоха в Риме см. выше, гл. 20, 8–9. Подробного рассказа там нет, но понятно, что послы эти прибыли с оправданиями после сенатского предупреждения Антиоху, вызванного жалобами царя Аттала.

 

[3647]95.Оресты – эпирское племя иллирийского происхождения, обитавшее в Верхней Македонии (см. примеч. 142 к кн. XXXI). Долопы – фессалийское племя, обитавшее южней Пинда. На западе их область граничила с Эпиром, на востоке – со Фтиотидей.

 

95a 95a.Лихнид – город в Иллирии (см. примеч. 124 к кн. XXXI). Область обитания парфинов простиралась от окрестностей Диррахия до Лихнидского озера.

 

[3648]96.Гефестия – город на Лемносе, острове в Северной Эгеиде, знаменитом культом Гефеста («Лемносский бог»). Фасос – город на одноименном острове у северного (фракийского) побережья, близ устья Несса (совр. Несты) – одной из главных рек Болгарии. В древности славился своим мрамором.

 

[3649]97.См. примеч. 46 к кн. XXXII.

 

[3650]98.См: XXXI, 32, 3 и примеч. 133 к кн. XXXI.

 

[3651]99.В его прямые обязанности такое расследование не входило.

 

[3652]100.См. примеч. 11 к кн. XXXI.

 

[3653]101.Ком – город в Северной Италии у Ларинского озера (совр. город и озеро Комо на дороге между Турином и Брешией). Основан галлами, изгнавшими отсюда этрусков.

 

[3654]102.Марсы – воинственное племя, обитавшее в нагорьях Средней Италии близ Фуцинского озера (ныне осушенного).

 

[3655]103.См. примеч. 12 к кн. XXXI.

 

[3656]104.Левы – лигурийское племя, населявшее берега Тицина; основали на этой реке одноименный ей город (Плиний. Естественная история, III, 124), которым потом владели галлы‑инсубры. Либуев Ливий считает галлами (см.: V, 35, 2), но ряд исследователей относит и их к коренному лигурийскому населению.

 

[3657]105.Эолида – область вдоль северной части западного побережья Малой Азии с прилегающими сюда островами (Лесбос, Тенедос). Иония – область в средней части того же побережья с островами Хиос и Самос (среди ее городов были Эфес, Милет, Приена). Смирну (совр. Измир) – значительный портовый город побережья – относили то к Эолиде, то к Ионии. Геллеспонт (совр. Дарданеллы) – длинный узкий пролив, соединяющий Эгейское море с Мраморным (Пропонтидой). Лампсак (совр. Лапсехи) – город на восточном берегу Геллеспонта (в Троаде) близ выхода в Пропонтиду. Абидос – на том же берегу в середине пролива (напротив Сеста).

 

[3658]106.Херсонес Фракийский (совр. Галлиполи) – длинный узкий полуостров вдоль Геллеспонта на его западной (европейской) стороне.

 

[3659]107.Через три года (в 194–193 г. до н.э.) Птолемей V Эпифан женился на дочери Антиоха. См.: XXXV, 13, 4.

 

[3660]108.Лисимах – один из полководцев и преемников (диадохов) Александра Македонского. Ненадолго объединил под своей властью Фракию, Македонию и часть Малой Азии. В 281 г. до н.э. был разбит Селевком I Никатором, основателем династии, к которой принадлежал Антиох III (см.: XXXIX, 58, 5; Полибий, XVIII, 51, 4; Плутарх. Деметрий, 18).

 

[3661]109.Птолемей V Эпифан (204–180). Владения, о которых здесь идет речь, захвачены были его предшественниками (см.: Полибий, V, 34).

 

[3662]110.Ср.: XXXI, 16, 4.

 

[3663]111.Антиох настаивал на том, что он не захватывает чужое, но лишь восстанавливает свои права (ср. гл. 38, 1; Полибий, XVIII, 51, 3–9). Ливий (в оригинале) заставляет Антиоха воспользоваться здесь терминами римского права (понятными его читателю, но отнюдь не проясняющими аргументацию царя).

 

[3664]112.Коллегия жрецов‑эпулонов (от лат. «эпулум» – «пир») ведала устройством пира Юпитеру во время Плебейских и Великих игр, а позднее и проведением некоторых церемоний.

 

[3665]113.Квесторы – должностные лица, ведавшие казной (под контролем сената и консулов). В 421 г. до н.э. к двум «городским» квесторам прибавились еще двое для консульских войск (в I в. до н.э. число их достигло уже 20). Городские квесторы следили также за поступлением налогов и взысканием долгов граждан казне.

 

[3666]114.См. выше: XXXI, 13, 2–9 и примеч. 65 к кн. XXXI.

 

[3667]115.Комментируя это место, Сэйдж ограничивается предположением, что речь здесь идет просто о неаккуратной выплате налога жрецами в беспокойные военные годы.

 

[3668]116.Ср.: X, 23, 13; 47, 4 (там слово «пекуарии» переведено как «скотовладельцы»). Видимо, речь идет об арендаторах (или откупщиках) общественных пастбищ, допустивших какие‑то злоупотребления.

 

[3669]117.Священная весна – согласно Фесту (519 L.), чрезвычайный способ умилостивить богов, бытовавший в древнейшей Италии: обет о принесении в жертву всего живого, что родится ближайшей весной. По Фесту, некогда обет включал в себя и человеческие жертвоприношения, замененные затем изгнанием всех родившихся тою весной, когда они повзрослеют (что подтверждается и косвенными данными). В этой связи Сэйдж обращает внимание на срок исполнения обета (данного после поражения у Тразименского озера – XXII, 9, 10 – через 21 год, хотя в данном случае речь шла только о принесении в жертву животных, родившихся в последнюю перед исполнением обета весну. Других примеров такого обета, прямо засвидетельствованных в источниках, нет.

 

[3670]118.Имеются в виду, несомненно, так называемые «сто четыре» («совет ста четырех») – контрольный орган и высшая судебная инстанция в Карфагене, куда избирали по знатности рода (см.: Аристотель. Политика, 1273 б).

 

[3671]119.Опять‑таки, несомненно, суфетом. Это – высшая должность в Карфагене (и других пунийских городах). Их избирали по двое на год, они созывали «сенат», и Ливий сам сравнивает их власть с консульской (XXX, 7, 5). Не в первый раз упоминается тут и «квестор» как должностное лицо, состоящее при суфетах (ср.: XXVIII, 37, 2 – о властях Гадеса). Хотя пунийский термин «суфет» встречается у Ливия несколько раз, здесь он пользуется латинским «претор». Еще один римский персонаж, появляющийся тут как карфагенский – это «виатор» («вестовой» – посыльный с полицейскими функциями).

 

[3672]120.В 191 г. до н.э. Карфаген предложил уплатить сразу все оставшиеся взносы (см.: XXXVI, 4, 7), из чего можно заключить, что реформы Ганнибала оказались успешными.

 

[3673]121.Это слово употреблено здесь как технический термин.

 

[3674]122.Бизакий – область к югу и юго‑востоку от Карфагена. Упоминаемый «замок» (собств. «башня») – укрепленное имение.

 

[3675]123.Керкина (Керкена) – остров у восточного побережья Туниса (у Малого Сирта – совр. залив Габес). Тапс и Гадрумет – города на том же побережье севернее Керкины (и по обе стороны Малого Лептиса).

 

[3676]124.Карфаген был основан выходцами из Тира (см. примеч. 2 к кн. XXI).

 

[3677]125.Дафна – предместье Антиохии на Оронте (столицы державы Селевкидов), прославленная храмом Аполлона и священной рощей.

 

[3678]1.Тиберий Семпроний был консулом с Квинтом Фабием Максимом Кунктатором в 215 г. до н.э. и с его сыном, носившим то же имя, в 213 г. до н.э. Для закона первая дата более вероятна (ср. ниже, гл. 6, 9 и 8, 3).

 

[3679]2.Унция – 27,3 г.

 

[3680]3.Катон, возможно, имеет в виду историю Ипсипилы, спасшей своего отца Фоанта, царя Лемноса, когда все другие мужчины на этом острове были убиты женщинами (Геродот, VI, 138; Аполлодор. Библиотека, I, 9, 17).

 

[3681]4.Собств. «для разжигания трибунских мятежей» (или смут – “seditiones tribuniciae”) – общее место римской историографии (ср.: Флор, III, 1 (III, 13), 1: «Поводы для всех мятежей предоставляла трибунская власть»), идущее, несомненно, от анналистов позднереспубликанского времени.

 

[3682]5.Имеется в виду сецессия 494 г. до н.э. См.: II, 32, 2 сл.

 

[3683]6.В Риме женщина, даже если она не состояла под властью отца или мужа (о «власти братьев» нам ничего не известно), оставалась лицом с ограниченной дееспособностью. Одобрение опекуна было необходимо ей для составления завещания и вообще ответственных юридических действий.

 

[3684]7.См.: XXII, 60, 2; 61, 3.

 

[3685]8.Римские женщины встречали Идейскую Матерь, т.е. камень, символизировавший это малоазийское божество (подробней см. примеч. 22 к кн. XXIX), в 204 г. до н.э., когда перед последними битвами Второй Пунической войны здесь – по пророчеству, извлеченному из Сивиллиных книг, – был введен ее культ. Всю историю см.: XXIX, 10, 4–11, 8 и 14, 5–10.

 

[3686]9.См.: XXV, 40, 1–2.

 

[3687]10.Речь идет о скульптурных или рельефных украшениях на коньке кровли (или просто – у основания кровли на карнизе); в ранней римской архитектуре они были керамическими.

 

[3688]11.См.: Периохи, 13.

 

[3689]12.Второй из законов Лициния‑Секстия (предложены в 375, приняты в 367 г. до н.э.) запрещал иметь во владении сверх 500 югеров земли (см.: VI, 35, 4–5; 42, 9).

 

[3690]13.Закон 204 г. до н.э., проведенный народным трибуном Марком Цинцием Алиментом, запрещал судебным защитникам принимать плату или подарки от подзащитных и налагал ограничения на частные подарки вообще.

 

[3691]14.Этот знаменитый, но не дошедший до нашего времени, труд Катона к описываемому моменту еще не существовал (ср.: Корнелий Непот. Катон, 3, 3).

 

[3692]15.См.: I, 12, 5–13, 6.

 

[3693]16.См.: II, 39, 5–40, 12. «У пятого камня» – в пяти милях от Рима.

 

[3694]17.См.: V, 50, 7.

 

[3695]18.Ср.: XXIV, 18, 13 сл.

 

[3696]19.Неточность: осажденный Тарент отложился от римлян лишь в 213 или 212 г. до н.э. – ср.: XXV, 11, 20. См. также примеч. 47 к кн. XXV.

 

[3697]20.Рабы для службы в войске были куплены государством всего один раз вскоре после Каннской битвы. См.: XXII, 57, 11. Здесь ничего не говорится об отсрочке выплаты денег их господам, – видимо, ее и не было (ср.: XXX, 61, 2; «много денег ушло на покупку и вооружение рабов, взятых в солдаты»). Об откупщиках (подрядчиках), взявших на себя без платы в следующем году снабжение войска и флота в Испании, см.: XXIII, 48, 10–49, 4.

 

[3698]21.См.: XXIV, 11, 7–9. Ср. также: XXVI, 35, 2–36, 12. Разряд, упоминаемый здесь, – имущественный.

 

[3699]22.Ср.: XXVI, 36, 5–8.

 

[3700]23.В 216 г. до н.э. См.: XXII, 56, 4.

 

[3701]24.Как и полагалось в обычных условиях.

 

[3702]25.Формально они не имели такой привилегии, но беспрепятственно подражали римлянам.

 

[3703]26.Видимо, в случаях, связанных с организацией и проведением игр и празднеств.

 

[3704]27.Ср.: Светоний. Божественный Юлий, 84, 1.

 

[3705]28.Букв.: «твоей матери семейства» (почетное звание законной жены и порядочной женщины).

 

[3706]29.Жена, состоящая под властью мужа, не имела, по формуле римского права, «ничего своего». Ее имущество (кроме приданого) принадлежало мужу, так что золото, купленное для жены, оставалось в его собственности.

 

[3707]30.Собств. «мундус». Это латинское слово, как греческое «космос», может значить и «мир», «мироздание», и «убор», «украшение». Ср. также наше «косметика».

 

[3708]31.Римская женщина не была юридически самостоятельна – она относилась к лицам подвластным (см. выше, примеч. 6), однако здесь в оригинале сказано еще сильнее: “servitus muliebris” («женское рабство»). Это не юридическое выражение (что и подчеркивается советом мужу держать жену не на положении рабыни, а «под рукой»), но и не красное словцо (к подвластным лицам принадлежал, оставаясь при этом «вещью», и раб).

 

[3709]32.Две речи по одному делу, отстаивающие противоположные точки зрения, представляли собой «контроверсию» – один из любимых жанров античной риторики (и публики). Такие пары речей, мастерски разработанные, мы встречаем у Ливия достаточно часто. В данном случае речь, вложенная в уста Катону, дает его психологический портрет, но, видимо, не воспроизводит подлинную (из чего, конечно, еще не следует, что вся она придумана самим Ливием).

 

[3710]33.Луна (совр. Специя) – прибрежный город в Северо‑Западной Этрурии на границе с Лигурией (см.: Страбон, V, 222). Галльский залив – Генуэзский. Рода (совр. Росас) и Эмпории (совр. Ампуриас) – греческие приморские города в Северо‑Восточной Испании (ср.: Страбон, III, 160). Эмпории всегда держали сторону римлян, не раз высаживавших там отправленные в Испанию войска.

 

[3711]34.Т.е. после битвы при Мунде (45 г. до н.э.).

 

[3712]35.Ср.: Страбон, III, 160: «С течением времени обе народности объединились в одну общину с одинаковым государственным устройством, которое представляло некоторое смешение из варварских и греческих установлений...» (пер. Г.А. Стратановского).

 

[3713]36.Марк Гельвий управлял этой провинцией в 197 г. до н.э. как претор, после этого задержался там из‑за болезни. Аппий Клавдий Нерон – претор 195 г. до н.э., получивший в управление Дальнюю Испанию (см.: XXXIII, 43, 5).

 

[3714]37.Илитургис – город в Испании в верхнем течении Бетиса (совр. р. Гвадалквивир) на левом его берегу недалеко от совр. г. Андухар.

 

[3715]38.Т.е. монет Оски (совр. Уэска), испанского города в бассейне Ибера (совр. р. Эбро).

 

[3716]39.Гельвий покидал Испанию как частное лицо, сопровождавшее его войско было ему дано для охраны, а сам он не имел ни военной власти (т.е. собственного командования), ни связанного с нею права ауспиций (т.е. права птицегаданием определять, благоприятствуют ли боги задуманным действиям), а потому не мог и претендовать на триумф.

 

[3717]40.Неточность. Квинт Минуций Терм, претор 196 г. до н.э., не мог быть преемником Гельвия, так как получил в управление Испанию Ближнюю (см.: XXXIII, 26, 1). О победе, одержанной им в 195 г. до н.э. (до прибытия преемника), за которую ему был присужден триумф, см.: XXXIII, 44, 4 сл.

 

[3718]41.Илергеты – иберийское племя (их городом была Илерда – ныне Лерида), обитавшее на территории совр. провинции Уэски. После окончательного подчинения Риму в 205 г. до н.э. (см.: XXIX, 1, 19–3, 5) илергеты были его союзниками.

 

[3719]42.См. примеч. 11 к кн. XXXI.

 

[3720]43.Соглашение это было заключено в 226 г. до н.э. между римлянами и карфагенянами (см.: XXI, 2, 7). Формулировка соглашения у Полибия несколько иная: карфагеняне не должны переходить через Ибер с военными целями. (Видимо, владения обеих сторон были еще далеки от Ибера.)

 

[3721]44.См. примеч. 2 к кн. XXXIII.

 

[3722]45.Область в низовьях Бетиса и вдоль юго‑западного побережья, т.е. за пределами территории, подвластной Катону. Слухи о готовящемся походе против турдетанов были отнюдь не беспочвенны (см. ниже, гл. 17, 1).

 

[3723]46.Бергистаны – племя в Тарраконской Испании, упоминаемое только в этой книге Тита Ливия. Его название (толкуемое то как кельтское, то как лигурийское), видимо, сохранилось в современном топониме «Берга» (город в Каталонии севернее Барселоны).

 

[3724]47.Публий Манлий как претор 195 г. до н.э. получил Ближнюю Испанию, но, кроме того, был придан помощником консулу Катону (см.: XXXIII, 43, 5–8). С этим, быть может, и были связаны его действия за пределами своей провинции (трудно сказать, насколько законные).

 

[3725]48.См. выше, примеч. 40.

 

[3726]49.Таким образом Манлий присоединяет к войску, полученному от предшественника, войско своего коллеги из соседней провинции (см. примеч. 36).

 

[3727]50.Турдулов Полибий и Птолемей не отождествляли с турдетанами, но считали их соседями.

 

[3728]51.Букв.: «восстановить их в рабском состоянии».

 

[3729]52.Сагунтия (не путать с Сагунтом) – город на западе Бетики (Южной Испании) – совр. Хигонца.

 

[3730]53.Жалованье войскам обычно платили один раз в кампанию – ближе к ее окончанию.

 

[3731]54.Все эти племена обитали севернее Ибера, лацетаны – у подножия Пиренеев, авсетаны – севернее совр. Барселоны.

 

[3732]55.Литанский лес находился в Апеннинах, в Предальпийской Галлии, видимо, между Мутиной и Бононией (совр. Болонья). Здесь в 216 г. до н.э. был разбит галлами консул Луций Постумий. См.: XXIII, 24, 6.

 

[3733]56.В рассказе об испанской кампании Ливий опирался на римских анналистов и, возможно, на самого Катона. Далее Ливиев рассказ следует, в основном, Полибию.

 

[3734]57.Ср.: XXXIII, 13, 10–12 и примеч. 25 к кн. XXXIII. Эхин – город на северном берегу Малийского залива.

 

[3735]58.Аргос был древнейшим центром почитания Геры, и римское Юнона Царица звучало вполне естественно применительно к Гере Аргосской (или Гере Акрее). Юпитер – конечно, Зевс.

 

[3736]59.См.: XXXIII, 27, 5, командный пункт армии в зимний период.

 

[3737]60.Клеоны – город в горной местности юго‑западнее Коринфа. Здесь сходились дороги, ведшие от Коринфа на юг Пелопоннеса (см. также примеч. 28 к кн. XXXIII).

 

[3738]61.О ней см.: XXXII, 40, 10; Полибий, XVIII, 17.

 

[3739]62.Парфений – самая низкая часть горной цепи на аргосско‑аркадской границе, через нее проходил путь в Аркадию. Тегея – самый значительный город Юго‑Восточной Аркадии. Карии – местность на спартанско‑аркадской границе (принадлежали Тегее).

 

[3740]63.Киклады – группа островов в Эгейском море (вокруг Делоса).

 

[3741]64.Агесиполид принадлежал к роду Агиадов – одному из двух царских родов Лакедемона.

 

[3742]65.Клеомен III, спартанский царь (235–221 гг. до н.э.) зимой 227–226 гг. до н.э. совершил переворот, отстранив от власти эфоров («блюстителей» – эта коллегия из пяти человек была, по существу, высшей властью в государстве), и установил свое единоличное правление. Он провел ряд реформ и успешно воевал с Ахейским союзом, но, потерпев в 222 г. до н.э. поражение от призванных ахейцами македонян, вскоре бежал в Египет, где в 219 г. до н.э. и погиб.

 

[3743]66.Илоты – местное население Лаконии и Мессении, покоренное и порабощенное спартанцами, которые «считали илотов чем‑то вроде государственных рабов» (Страбон, VIII, 365, пер. Г.А. Стратановского). Государство предоставляло илотов отдельным своим гражданам вместе с земельным участком, долю которого они возделывали, половину всего отдавая владельцу.

 

[3744]67.Селласия – окраинный городок Лаконии к северо‑востоку от Спарты (по дороге в Аргос); здесь и потерпел свое поражение Клеомен (см. примеч. 65). Энунт (совр. Келефина) – приток Еврота, главной реки Лаконии.

 

[3745]68.Т.е. Лакедемона (Спарты).

 

[3746]69.Амиклы – селение в 5 км к югу от Спарты, славилось обилием деревьев, плодородием земли и знаменитым святилищем Аполлона. Тайгет – высокая (свыше 2 тыс. м) обрывистая горная цепь, разделявшая Лаконию и Мессению (юго‑западная область Пелопоннеса).

 

[3747]70.С флотом.

 

[3748]71.Гитий – приморский городок в глубине Лаконского залива – главная гавань Спарты.

 

[3749]72.Подвижные прикрытия для стенобитных таранов.

 

[3750]73.В римско‑этолийском договоре 211 г. до н.э. о военном союзе были упомянуты как его потенциальные участники (среди прочих) и лакедемоняне (XXVI, 24, 9). Видимо, в том же году был заключен (с Пелопом – см. ниже, гл. 32, 1–2 и примеч. 78) и договор о дружбе и союзе между Римом и Спартой. Подписью Набиса как союзника римлян был скреплен (наряду с другими) их договор 205 г. до н.э. с Филиппом о мире (XXIX, 12, 8). В 197 г. до н.э. Набис перешел было на сторону Филиппа, но вскоре вступил в переговоры с Титом Квинкцием и возобновил союз с римлянами (XXXII, 38 сл.).

 

[3751]74.Набис был сыном Демарата, последнего спартанского царя из рода Еврипонтидов. См. также предыд. примеч.

 

[3752]75.Имеется в виду порядок, установленный Сервием Туллием.

 

[3753]76.Т.е. Ликург.

 

[3754]77.Краткость и сжатость речи лаконцев («лаконизм») вошла в поговорку.

 

[3755]78.Пелоп – малолетний сын Ликурга, случайного человека на спартанском престоле (220 – ок. 212), «процарствовавший» не больше четырех лет под опекой тирана Маханида (211–207 гг. до н.э. – о нем: XXVII, 29, 9; XXVIII, 5, 5; 7, 14 и 17) и устраненный Набисом.

 

[3756]79.В 201 г. до н.э. (Полибий, XVI, 13, 3; 16–17, 7). Мессена, основанная в 369 г. до н.э. на горе Ифоме, возвышавшейся над всей областью, – главный город тогда же возникшего (после нескольких веков спартанского господства) Мессенского государства.

 

[3757]80.Подпись мессенцев (как римских союзников) стояла рядом с подписью Набиса под договором 205 г. до н.э. (см. примеч. 73).

 

[3758]81.Вряд ли под царскими рабами можно понимать здесь рабов самого Набиса, титулованного так «по простой оплошности Ливия или Фламина» (Сэйдж). Скорее речь здесь идет о захваченных или беглых рабах Эвмена, братьев его или других царей. Тут с римской тщательностью просто перечислены по порядку все возможные категории рабов: царские, общественные и частновладельческие.

 

[3759]82.Диктинна – критская богиня, впоследствии отождествленная с Артемидой. Почиталась и в Пелопоннесе.

 

[3760]83.Ср. выше, гл. 30, 4.

 

[3761]84.Немейские игры учреждены в VI в. до н.э. в честь Зевса как общегреческие. Проводились в Немейской долине во 2‑й и 4‑й год каждой Олимпиады. Подробней см. примеч. 139 к кн. XXVII.

 

[3762]85.См. выше, гл. 25, 7–12.

 

[3763]86.Аргос попал под власть Филиппа лишь в 198 г. до н.э. (см.: XXXII, 25, 11).