Перевод выполнен по изданию: Titi Livi ab urbe condita libri. Pars VI. Lipsiae, 1882. 7 страница

 

[607]79.Так как в компетенцию трибунов с консульской властью не входило совершение ауспиций, они не имели права назначать диктатора и праздновать триумф.

 

[608]80.См.: IV, 24, 7–9.

 

[609]81.Победа у Номента была одержана диктатором Сервилием (см.: IV,22,2)

 

[610]82.См. выше: IV, 19, 1–5; 10, 20; см. также: примеч. 59–61.

 

[611]83.Т.е. от фиденского акрополя.

 

[612]84.«Общественное поле» (ager publicus) – земли, находившиеся во власти римской общины и пополнявшиеся завоеваниями. Использовались по‑разному. Здесь речь идет о той их немалой части, которая попадала в распоряжение отдельных лиц. «Право заимки» позволяло занимать участки «общественного поля» всякому, кто мог обеспечить их использование (он должен был только вносить небольшую плату). Идея раздела «общественного поля» между малоимущими стала популярна во II в. до н.э.

 

[613]85.Обещания, которые здесь у Ливия дают претенденты на должность трибуна с консульской властью, несут на себе отпечаток аграрного законодательства времен Поздней республики. Жалованье воинам, однако, было установлено сенатом в 406 г. до н.э. (см.: IV, 59, 11 и далее).

 

[614]86.Самниты – древнеиталийские племена умбро‑оскско‑сабелльской ветви, включавшие гирпинов, кавдинов, караценов, пентров. Некоторые античные авторы включают в состав самнитской конфедерации френтанов и сабеллов. В V в. до н.э. началось вторжение самнитов из северных районов в западные и юго‑западные области Апеннинского полуострова, где они смешивались с местным населением.

 

[615]87.Капуя – крупный город в Кампании; был основан около 600 г. до н.э. предположительно – этрусками. Возможно, что его первоначальное название действительно было Вультурн. Около 440 г. Капуя была захвачена сабеллами.

 

[616]88.Декурион – командир декурии – десятки всадников (три декурии составляли турму, десять турм придавались легиону).

 

[617]89.Небольшой круглый щит (parma) входил в вооружение конника.

 

[618]90.Собств. vexillum – это флажок, служивший знаменем соединению конников или небольшому отряду.

 

[619]91.О храме Спокойствия (но за Коллинскими воротами) упоминает так же Августин (О граде Божием, IV, 16). Другими сведениями об этом культе мы не располагаем.

 

[620]92.«Тяжелый», или «фунтовой», асс весом около 273 г (это «легкий» римско‑оскский фунт в отличие от более позднего 327‑граммового римского) – литая медная монета, выпускавшаяся не ранее третьей четверти IV в. до н.э. (т.е. примерно через 100 лет после описываемого здесь времени). А раньше платежным средством служили медные слитки (печатная и весовая медь). Позднейший асс – мелкая монета.

 

[621]93.Тит Квинкций Капитолин Бородатый – консул 471, 468, 465, 446, 443 и 439 гг. до н.э.

 

[622]94.Речь идет о скорой встрече на том свете.

 

[623]95.Так делалось, когда всадники воевали в пешем строю (в коннице центурионов не было).

 

[624]96.На грязную и изорванную, т.е. траурную.

 

[625]97.Об овации см.: примеч. 20 к кн. III.

 

[626]98.Во времена царей и ранней Республики квестором назывался судья (или следователь) по уголовным делам. С течением времени институт квестуры приобрел иное назначение: квесторы ведали государственной казной.

 

[627]99.Отсрочка в рассмотрении дела происходила в случае, если судьями принималось решение: “non liquet” («не ясно»), т.е. обстоятельства дела недостаточно прояснялись в ходе разбирательства и появлялась необходимость в получении дополнительной информации. (Впрочем, первые достоверные сведения об этой процедуре относятся ко II в. до н.э.). О весталках см.: примеч. 23 к кн. I.

 

[628]100.О Кумах см.: примеч. 28 к кн. II.

 

[629]101.О Лабиках см.: примеч. 87 к кн. II.

 

[630]102.Всего в этот период в Риме насчитывалась 21 триба. С 387 г. число триб постепенно увеличивалось; в 241 г. триб стало 35, и далее это число уже никогда не изменялось.

 

[631]103.Видимо, Ливий имеет в виду эдилов и квесторов.

 

[632]104.Ср.: III, 70, 10. См. также: Фротин, II, 8, 8.

 

[633]105.Колония, выведенная в Лабики, была колонией латинского права (колонии римских граждан были в те времена только приморские), поэтому большое число поселенцев не удивляет, но наделы в таких колониях были значительно больше. Для колоний же римского права (т.е. таких, где поселенцы не переходили в латинское гражданство) было характерно малое число поселенцев и крошечные наделы. Исследователи твердо считают, что двухъюгерный надел (цифра, встречающаяся в источниках) не обеспечивал прожиточного минимума. Поэтому существует мнение, что он и не имел такой цели, а только обеспечивал переселенцу возможность записи в ценз, т.е., так сказать регистрацию его как римского гражданина. Конечно, при такой гипотезе ряд вопросов остается открытым.

 

[634]106.См.: примеч. 90 и 92 к кн. III.

 

[635]107.Судя по контексту, речь здесь идет о возвращении государству (для распределения между плебеями) всех земель, «захваченных у неприятеля» и находившихся во владении «знатных людей» (nobiles). И содержание, и лексика этого «предложения», как и тенденциозность рассказа, говорят о его позднем происхождении.

 

[636]108.Видимо, анахронизм (первый случай продажи земельных участков засвидетельствован для 205 г. до н.э.).

 

[637]109.Точнее – прапрадед.

 

[638]110.Собств. «нового человека» (homo novus), т.е. человека, который своими усилиями (а не благодаря славе предков) достиг заметного места в политической жизни. В более узком смысле слова – это тот, кто первым в своем семействе достиг консульства или хотя бы других курульных должностей (в число которых должность народного трибуна отнюдь не входила).

 

[639]111.Наряду с прочими природными явлениями, наводнения воспринимались как знамения.

 

[640]112.Боланцы – жители Бол, древнего поселения, расположенного в Лации. Город был членом Альбанского союза (Плиний. Естественная история, III. 69), находился недалеко от Лабик и Толерия. В 389 г. до н.э. Волы были взяты Марком Фурием Камиллом (см.: VI, 2, 14) и разрушены.

 

[641]113.Т.е. накрыть корзиной и завалить камнями. Ср.: I, 51, 9.

 

[642]114.Ферентин – город герников в Лации; был разрушен римлянами во время II Пунической войны (218–201 гг. до н.э.). Не путать с рощей Ферентины (см. примеч. 148 к кн. I).

 

[643]115.На протяжении V в. до н.э. из рода Ицилиев вышло несколько трибунов. См.: II, 58, 1; III, 63, 8.

 

[644]116.Т.е. Тирренского.

 

[645]117.В это время в Сицилии не было тиранов. Агригентский тиран Ферон и сиракузский Гиерон умерли без преемников соответственно в 472 и 467 гг. до н.э. Новый тиран, Дионисий, пришел к власти в Сиракузах лишь в 406–405 гг. Однако для античных историков само слово «Сицилия» связывалось с тиранией. Сообщение же о поставках хлеба из Сицилии в конце V в. (410‑е годы до н.э.), видимо, достоверно: именно в этот период отношения между Сицилией, с одной стороны, и Карфагеном и Афинами, с другой, сильно обострились. Таким образом, в интересах Сицилии было поддерживать дружественные отношения с Римом или, по крайней мере, обеспечивать его нейтралитет.

 

[646]118.Этрускам было выгодно обострение отношений Рима с самнитами; их интересам соответствовало также сохранение и поддержание торговли между Римом и Сицилией.

 

[647]119.Точное расположение Карвента (Касвента? – ср.: Плиний. Естественная история, III, 69) неизвестно.

 

[648]120.См.: примеч. 17 к кн. II.

 

[649]121.См. выше примеч. 110.

 

[650]122.См.: примеч. 71 и 73 к кн. I.

 

[651]123.Т.е. должность военного трибуна с консульской властью.

 

[652]124.См.: IV, 1, 4. О том, что Верругина тем временем переходила к вольскам, Ливий не упоминает.

 

[653]125.Город Антий в конце V–IV в. до н.э. действительно не раз выступал против Рима (лишь в 338 г. он потерпел окончательное поражение и туда была выведена колония). Непонятно, однако, каким образом, например, победа при Антии могла повлечь за собой захват крепости у Фуцинского озера (см. ниже: IV, 57, 6–7 и след. примеч.). Видимо, правы те, кто считает, что речь здесь должна идти о другом городе, Антине, расположенном в 8 км от Фуцинского озера. Ошибку эту приписывают Валерию Антиату, всячески старавшемуся подчеркнуть роль его родного города и не слишком заботившемуся о достоверности изложения.

 

[654]126.Фуцинское озеро – большое озеро в Центральной Италии; в XIX в. было осушено.

 

[655]127.Мирный договор с вейянами на 20 лет был заключен в 426 г. до н.э. (см. выше: IV, 35, 2).

 

[656]128.О фециалах см.: примеч. 85 и 105 к кн. I.

 

[657]129.См. выше: IV, 17, 2.

 

[658]130.Город Анксур (название вольское), или Таррацина находился в Южном Лации на Аппиевой дороге (на берегу моря).

 

[659]131.Об этом сообщает и Диодор Сицилийский (XIV, 16, 5), который прямо говорит о ежегодных выплатах.

 

[660]132.Серебряную монету в Риме стали чеканить с 269 г. до н.э.

 

[661]133.Вблизи Ферентина и Эцетр не было обнаружено следов вольскского города Артены. Нет других сведений и об одноименном этрусском городе, расположенном между Цере и Вейями (см. ниже: 61, 11).

 

[662]134.Сервием он был назван, видимо, как бывший раб (servus), а Римским, так как получил свободу от римского государства.

 

[663]1.Видимо, Ливий включил в список военных трибунов 403 г. до н.э. также имена двоих цензоров: Марка Фурия Камилла и Марка Постумия Альбина (ср.: Валерий Максим, II, 9, 1, а также: Плутарх. Камилл, 2). Ниже мы сталкиваемся и с продолжением, и с молчаливым исправлением этой ошибки (ср.: 10, 1 и 14, 5, где оба раза говорится о вторичном избрании Камилла в военные трибуны – соответственно для 401 и для 398 гг. до н.э.). Видимо, речь должна была бы идти о первом и втором избрании. (Путаница может объясняться использованием разных источников или просто ошибкой, допущенной в первой главе.)

 

[664]2.Рассказывая о событиях 438 г. до н. э, (IV.17.1), Ливий упоминает царствовавшего тогда в Вейях Ларса Толумния. Никаких указаний на то, что на протяжении 35 лет (т.е. к 403 г. до н.э.) там происходили какие‑нибудь изменения государственного устройства, в тексте Ливия нет.

 

[665]3.Эти игры происходили при святилище Волтумны, религиозном и политическом центре двенадцатиградья (см.: примеч. 66 к кн. IV). Жрец для руководства играми избирался из 12 старейшин союзных государств.

 

[666]4.Настоящей причиной конфронтации Вей с остальными этрусскими государствами, видимо, было расхождение политических интересов. Вейи были расположены очень близко к Риму и вели с ним постоянные войны. Остальные этрусские города были достаточно удалены от Рима и заинтересованы в сохранении мирных отношений и в торговле с ним (в первую очередь, хлебом).

 

[667]5.Строительство «зимних квартир» (hibernacula) было новшеством, связанным с десятилетней осадой Вей – первой столь затяжной войной, предпринятой Римом. Это были деревянные и каменные строения (нечто вроде казарм), предназначенные для длительного проживания (ср.: XXIII, 46, 9; XXXVII, 79, 2); в палатках же, как правило, войска размещались во время летних кампаний.

 

[668]6.Представление о военных кампаниях как о сезонных (и ежегодных) имело глубокие корни в римском сознании. Оно было закреплено в соответствующих календарных праздниках. Ритуальная подготовка к предстоящему военному сезону начиналась в первый день марта (месяц Марса), когда «оружие и щиты приходят в движение» – жрецы‑салии в военной пляске проходили через город, ударяя мечами о щиты (см.: примеч. 73–74 к кн. I). На 9–23 марта приходилось еще несколько церемоний подобного рода. Завершался военный сезон осенью (19 октября) «очищением оружия», которое затем припрятывалось до следующего года. Потребность воина‑земледельца в какое‑то время года «возвращаться, чтобы повидать родной дом и свое хозяйство» тоже представлялась естественной римскому общественному мнению. Ср. предание о римском полководце Гае Атилии Регуле, который (во время I Пунической войны!) мотивировал просьбу об отставке смертью раба, управлявшего его хозяйством, что грозило оставить без пропитания жену и детей Регула (см.: Валерий Максим, IV, 4, 6).

 

[669]7.Слово «проконсульский», очевидно, относится тут не к позднейшим проконсулам, а к военным трибунам с консульской властью, которые ведь тоже выбирались «вместо консулов» (pro consulibus – см.: IV, 7, 1; 41, 10).

 

[670]8.В 416 г. до н. э. (см.: IV, 48, 6).

 

[671]9.Ср., например: Платон. Законы, 777.

 

[672]10.Имеется в виду Троянская война.

 

[673]11.См.: примеч. 45 к кн. I.

 

[674]12.Об охоте как одном из средств тренировки тела и духа, воспитания физической и моральной выносливости см., например: Ксенофонт. Киропедия, I, 2, 10; Цицерон. О природе богов, II, 161; Гораций. Послания, II, 18, 49.

 

[675]13.См.: II, 32, 2; 33, 3.

 

[676]14.Избиение палками до смерти – один из видов казни за преступления против воинской дисциплины (обычно к этой казни присуждали за воровство в лагере, лжесвидетельство, побег и серьезные нарушения караульной службы). См.: Полибий. VI, 37, I сл.

 

[677]15.Ср.: IV, 32, 2.

 

[678]16.Всадники, входившие в 18 центурий, получали от государства коня и средства на его содержание, служба же всадников «с собственным конем» была проявлением их гражданского энтузиазма в моменты критического положения дел на войне.

 

[679]17.Плата всадникам была втрое выше, чем пехотинцам (ср.: V, 12, 12 и примеч. 26).

 

[680]18.Капенцы – жители Капен, этрусского города, имевшего тесные культурные и экономические связи с соседними Фалериями (см.: примеч. 53 к кн. IV) и с Вейями. Падение Вей ослабляло и их позиции.

 

[681]19.См.: IV, 17, 11.

 

[682]20.Т.е. 1 октября.

 

[683]21.В действительности, видимо, в первый раз (см. выше, примеч. 1).

 

[684]22.Видимо, не тождествен упомянутому выше (V, 1, 2).

 

[685]23.Имеется в виду закон 448 г. до н.э. (Требониев закон), запрещавший кооптацию патрициев в народные (плебейские) трибуны (см.: III, 65, 4). Впрочем, историю, рассказанную здесь Ливием, можно рассматривать и как дублетную по отношению к III, 64–65 (если это так, то трудно определить достоверную дату Требониева закона).

 

[686]24.См.: примеч. 92 к кн. IV.

 

[687]25.Таким образом, первый плебей среди военных трибунов с консульской властью был братом патриция – такого же трибуна истекшего года. Они носили разные имена, т.е. принадлежали к разным родам. Возможно, они были сводными братьями или один из них был усыновлен в патрицианский род. Римское общество понемногу уже вступает на путь, приведший в конце концов к образованию «нобилитета» – знати, включившей в себя и патрицианскую, и плебейскую верхушку.

 

[688]26.См. выше: 7, 5 и примеч. 17. Следует, впрочем, отметить, что Гней Корнелий был военным трибуном 401 г. до н.э., а не в 403, когда, судя по изложению Ливия, были установлены размеры жалованья, выплачиваемого всадникам.

 

[689]27.Это были первые публичные лектистернии (от лат. lectus – «ложе» и sternere – «стлать»): в храмах выставлялись изображения богов на ложах, а перед ними столы с угощениями. Обращает на себя внимание, что все «угощаемые» боги были греческие или отождествленные с греческими. Все население Рима восемь дней праздновало, участвуя в культе этих богов. Обычай умилостивлять богов такими «пирами» при всенародных бедствиях прижился в Риме (ср.: VII, 2, 2 – 364 г. до н.э.; VII, 27, 1 – 399 г.; VIII, 25, 1 – 326 г. и т.д.).

 

[690]28.Латона почиталась как мать Аполлона и Дианы (Артемиды).

 

[691]29.Нептун (италийское водное божество, отождествленное с греческим Посейдоном) и Меркурий упомянуты вместе, видимо, как покровители морской торговли; Геркулес тоже считался покровителем торговли и к тому же был связан с сельскохозяйственными культами, так что эти боги могли умилостивляться как «кормильцы». Аполлон был богом‑целителем (в 431 г. до н.э. был освящен храм, поставленный ему по обету во время чумы). Латона и Диана почитались вместе с Аполлоном.

 

[692]30.Описание празднества, сопровождавшего лектистернии, заимствовано Ливием у Пизона (фрагм. 25 Р.). В нем сочетаются черты греческие и римские, как впрочем и в самом обряде. Насколько достоверны детали этого описания и случайны ли упоминания о последующих лектистерниях (см.: примеч. 27) не сопровождаются подобными описаниями, сказать трудно. Но о тяготении римлян к новым для них (хотя и не лишенным традиционных элементов) культам и обрядам Ливий не раз сообщает и в дальнейшем.

 

[693]31.О гаруспиках см.: примеч. 102 к кн. I.

 

[694]32.Ср.: Цицерон. О провидении, I, 100; II, 69; Плутарх. Камилл, 4.

 

[695]33.О спуске вод из Альбанского озера см.: примеч. 40.

 

[696]34.Тарквинии – один из древнейших городов Этрурии. Окончательно потерял независимость в III в. до н.э.

 

[697]35.Ср.: III, 10, 1.

 

[698]36.Должностные лица, при избрании которых были допущены какие‑либо погрешности в обрядах или не были приняты во внимание дурные знамения, считались «избранными огрешно». Все совершенные ими священнодействия считались не имеющими силы. Латинские торжества (feriae Latinae) проводились на Альбанской горе и были связаны с культом Юпитера Латиариса, покровителя Латинского союза. В них участвовали все города, входившие в союз. День Латинских торжеств объявлялся римскими консулами сразу же по вступлении в консульство. Они же руководили всей церемонией (эта роль была унаследована Римом от Альбы). Здесь собирались магистраты латинских городов, приносились жертвы (главная – белый бык), все участники вкушали жертвенное мясо и молились за римский народ (игры были добавлены к ритуалу в позднейшие времена).

 

[699]37.См.: примеч. 66 к кн. IV.

 

[700]38.Т.е. в Северной Этрурии.

 

[701]39.Прерогативные центурии – здесь, вероятно, шесть древнейших всаднических центурий (состоявших исключительно из патрициев), первыми приступавших к голосованию. В III в. до н.э., в связи с преобразованием комиции, т.е. слиянием центуриатных и трибутных комиции (между 241 и 218 г. до н.э.), подобная практика была изменена: из всех центурий первого класса избиралась одна – centuria praerogativa, – которая и получила право первого голоса. Для общих результатов голосования мнение голосующих первыми часто оказывалось решающим. Ср.: I, 43, 11.

 

[702]40.О спуске воды во время Вейской войны рассказывают многие авторы. Цицерон даже замечает (О провидении, II, 69), что это было сделано не для спасения Рима, а для использования воды на пригородных полях. Некоторые исследователи считают, что спуск воды имел целью осушение заболоченных верхних полей. Сток (очень древний) для отвода воды из Альбанского озера – более 1200 м в длину и 2–3 м в высоту – сохранился.

 

[703]41.В рассказах римских авторов о Марке Фурии Камилле историческая реальность, смешанная с позднейшими вымыслами, послужила материалом для создания полулегендарного образа героя‑полководца, спасителя и благодетеля Рима.

 

[704]42.О Великих играх см.: примеч. 119 к кн. I. Мать Матута (одного корня с maturus – «зрелый», «своевременный») – италийское божество, покровительница женщин и деторождения. В ее культе принимали участие свободные женщины, рабыни к нему не допускались. Культ Матери Матуты был очень архаичным и сопровождался не всегда понятными обрядами. Ее храм находился на Бычьем рынке близ храма Фортуны (оба они были освящены Сервием Туллием в один день). Раскопки храма подтвердили его традиционную датировку.

 

[705]43.Непет – этрусский город. Во время описываемой кампании держал сторону Вей, после их падения заключил с Римом союз (Диодор Сицилийский, XIV, 98), но впоследствии снова отпал от него. В 383 или 373 г. до н.э. см.: (Ливий, VI, 21, 4; Веллей Патеркул, I, 14) он был вновь захвачен Марком Фурием Камиллом и туда было выведено поселение.

 

[706]44.В окрестностях Вей археологами было обнаружено несколько подземных ходов, которые, возможно, использовались как дренажные стоки. Рассказ о взятии Вей (как и Фиден – ср.: IV, 22, 4) с помощью подкопа, таким образом, имеет под собой какие‑то реальные основания, но все же должен быть отнесен к легендарным.

 

[707]45.«Старик Публий Лициний» – это бывший военный трибун с консульской властью 399 г. до н.э., первый плебей на этой должности (см.: 12, 9), а его сын – такой же трибун 396 г. до н.э., избранный на эту должность по просьбе отца и вместо него (см.: 18, 1–6). Теперь он, со своей стороны, приглашает отца первым высказать свое мнение в сенате, минуя всех сенаторов‑патрициев (вряд ли такое нарушение порядка было возможно). Противником старшего Лициния в сенате оказывается Аппий Клавдий (20, 5), представитель рода, всегда враждебного плебсу; Лициний возражает ему (20, 7) и одерживает верх в сенате. В результате плебс оказывается благодарным (за доставшуюся ему долю добычи) исключительно семье Лициниев, отцу и сыну (22, 2). Таким образом, на протяжении нескольких глав история двух Лициниев складывается в целую новеллу, видимо, заимствованную Ливием у Лициния Макра (см.: примеч. 23 к кн. IV).

 

[708]46.Как это было принято.

 

[709]47.Ср.: Плутарх. Камилл, 5, 6.

 

[710]48.Ср.: Ливиево «Предисловие» ко всему труду (§ 6).

 

[711]49.Описание процедуры «эвокации» («вызывания») разделено Ливием на отдельные эпизоды, включаемые в общий контекст рассказа о взятии Вей (V, 21, 3; V, 22, 4–6). Тот же рассказ мы находим у Валерия Максима (I, 8, 3) и Плутарха (Камилл, 6). Эти авторы с большим почтением относятся к рассказу о чуде, а по Плутарху, лучшим доказательством его истинности служит сама судьба Рима. Храм по обету был выстроен на Авентине в 392 г. (см.: V, 31, 3). Подробней об эвокации см.: Макробий. Сатурналии, III, 9, 6–4.

 

[712]50.Культ Солнца Индигета (Родоначальника) в Риме и Италии был древним. Его святилище было в Лавинии (Плиний. Естественная история, 56). Культ этот, возможно, был связан с культом Юпитера. Колесо и колесница – традиционные атрибуты Солнца.

 

[713]51.Ливий приписывает высокомерию Камилла непопулярность его триумфа. Но облачение и колесница, уподобляющие триумфатора Юпитеру, были традиционпы. Недовольны были тем, как Камилл распорядился военной добычей (ср., например: V, 25, 11).

 

[714]52.Колония была выведена в 393 г. (см.: Диодор Сицилийский, XIV, 102, 4) в Цирцеи (см.: примеч. 158 к кн. I). Названное Ливием число переселенцев характерно для колоний латинского права.

 

[715]53.См. ниже: V, 49, 8 и др.

 

[716]54.Собств. «оптиматы»; см. об этом: примеч. 73 к кн. III.

 

[717]55.Ср. дублетный вариант: V, 50, 7.

 

[718]56.Речь идет о проекте закона о переселении части римского народа в Вейи (см. выше: V, 24, 7).

 

[719]57.В третий раз (см. выше, примеч. 1).

 

[720]58.Это мог быть Корнелий Сципион или Корнелий Косс (ср.: V, 24, 1); или Корнелий Малугинский (ср.: V, 14, 1).

 

[721]59.В Риме первая общественная школа была открыта в III в. до н.э. Фалиски – народ этрусского происхождения – были ближе знакомы с греческой культурой и могли достаточно рано перенять греческую систему воспитания. Сама история о фалискском учителе явно литературного происхождения, передается многими авторами.

 

[722]60.Липары (Липарские острова) – семь островов вулканического происхождения, в Тирренском море (к северо‑востоку от Сицилии). Главный из них – Липара.

 

[723]61.О договоре гостеприимства см.: примеч. 57 к кн. II. Рассказ о римском посольстве в Дельфы, пиратах. Тимасифее и договоре, с ним заключенном, см. также у Диодора Сицилийского (XIV, 93, 3–5), который заканчивает его сообщением об освобождении от налогов, дарованном потомкам Тимасифея, когда Липара была захвачена римлянами (252 г. до н.э.).

 

[724]62.Т.е. к четвертому часу после полуночи.

 

[725]63.См.: примеч. 56.

 

[726]64.Т.е. на выборах народных трибунов.

 

[727]65.Высказывалось предположение о том, что Вергиний и Помпоний были не народными трибунами, а военными трибунами с консульской властью (в качестве косвенного аргумента указывалось на параллели – IV, 40, 4 и V, 11, 4). Однако военные трибуны с такими именами Ливием для соответствующих годов не упомянуты.

 

[728]66.В триумфальных процессиях несли изображения покоренных стран и городов. Впрочем, обычай этот, видимо, более поздний.

 

[729]67.Ср.: Диодор Сицилийский, XIV, 102, 4.

 

[730]68.Ливий отождествляет консула 392 г. до н.э. со знаменитым Марком Манлием Капитолийским, чье прозвище – в соответствии с традицией – объясняет спасением Капитолия (в 390 г. до н.э. – см. ниже, гл. 47). Но еще в IV, 42, 2 был упомянут Луций Манлий Капитолийский – один из военных трибунов с консульской властью 422 г. до н.э. (Может быть, прозвище это первоначально значило просто Капитолиец, т.е. живущий на Капитолии.)

 

[731]69.Об овации см.: примеч. 20 к кн. III.

 

[732]70.Это единственное дошедшее до нас упоминание о саппинатах. Возможно, имеются в виду жители небольшого этрусского поселения, расположенного в 4 км к югу от Вольсиний (прекратило существование как раз в 390‑е годы), следы которого были обнаружены археологами.

 

[733]71.Впоследствии в подобных случаях цензор, оставшийся без коллеги, отказывался от власти и избирались два новых.

 

[734]72.Т.е. 1 июля.

 

[735]73.См. также ниже: V, 50, 5 и примеч. 130.

 

[736]74.Другие версии истории об осуждении Камилла находим у Плиния (Естественная история, 34, 13), где Камилл обвиняется квестором в растрате или хищении государственных денег) и у Диодора Сицилийского (XIV, 117, 6, где Камилл призван к суду за нечестивый, «кощунственный» триумфальный въезд в Рим на белых лошадях – эта версия перекликается с рассказом Ливия – см. выше, V, 23, 6). Ср. также: Дионисий Галикарнасский, XIII, 5, 1.