Перевод выполнен по изданию: Titi Livi ab urbe condita libri. Pars VI. Lipsiae, 1882. 6 страница

 

[498]82.По Дионисию Галикарнасскому (XI, 36), Аппий Клавдий выдвинул против Вергиния обвинение в краже ребенка (ср.: III, 44, 9).

 

[499]83.Венера – италийское божество. В Риме первоначально почиталась как богиня садов и всяческого произрастания. Позднее она была отождествлена с Афродитой, богиней красоты, любви и брака, матерью прародителя римлян Энея. Установление древнего культа Венеры Очистительницы (Venus Cloacina – от старолатинского cluere – «очищать», «чистить») приписывалось традицией Титу Тацию (Плиний. Естественная история, 15, 119).

 

[500]84.Лавки, находившиеся на северной стороне Форума, сгорели в 210 г. до н.э. Они были отстроены заново около 192 г. до н.э. (Фест, 258 L.) и получили название «Новые». Ко времени Ливия они были перенесены на другое место, но память о них сохранилась в названии того района, где они находились прежде («У новых») (см.: Варрон. О латинском языке, VI, 59).

 

[501]85.Это единственное упоминание о Вецилиевой горе. Вероятно – одна из вершин Альгидского массива.

 

[502]86.По римскому праву отец имел власть над жизнью и смертью своих детей (см.: примеч. 90 к кн. I), но юридически допустимое их убийство могло вызвать резкое осуждение. Так, при Августе некий римский всадник, засекший до смерти своего сына, едва не стал жертвой самосуда толпы и был спасен только императорским вмешательством (Сенека. О мягкосердечии, I, 15, 1). Однако применительно к Вергинии речь идет не об отцовской каре, а об убийстве вынужденном (по римским понятиям, для свободного человека позор хуже смерти).

 

[503]87.Военные трибуны – высшая в легионе (где их было шесть) командная должность. Здесь, однако, речь идет не о регулярной должности, а о выборных предводителях для войска, оставшегося (с крушением власти децемвиров) без командующего.

 

[504]88.Уже древние авторы, рассказывающие о втором – как и о первом (см. примеч. 73 к кн. II) – «уходе» плебеев, расходятся в мнениях о том, куда именно они удалились. По Диодору (XII, 24) и Саллюстию (Югуртинская война, 31, 17), плебеи оба раза уходили на Авентин; по Помпонию (Дигесты, 1, 2, 2, 20 и 21) и Фесту (422L.), в первый раз на Священную гору, во второй – на Авентин. Ливий, повествуя о втором «уходе», заставляет плебеев перейти с Авентина на Священную гору.

 

[505]89.Избрание (или надзор за избранием) должностных лиц не входило в компетенцию понтифика, поэтому Асконий (I в. н.э., комментатор Цицерона), упоминая этот эпизод, пояснял, что дело происходило в отсутствие каких‑либо должностных лиц. Современных комментаторов смущает то обстоятельство, что в рассказе Ливия этот эпизод относится к подготовительным этапам деятельности Валерия и Горация, хотя лишь после принятия их законов трибунат стал «частью конституционной системы». В любом случае, однако, речь идет о цепи взаимосвязанных мероприятий, связанных с именами консулов‑реформаторов.

 

[506]90.Решения (так называемые «плебисциты» – plebiscita), принятые собранием плебеев (concilium plebis, или comitia plebis tributa), – распространялись первоначально лишь на самих плебеев и не имели законодательной силы. См. также: примеч. 92.

 

[507]91.Фламиниев луг был расположен в южной части Марсова поля. На этом месте в 220 г. до н.э. цензором Гаем Фламинием был построен Фламиниев цирк, где с 216 г. до н.э. проводились Плебейские игры. Видимо, выбор римского историка, помещающего собрание плебеев на Фламиниев луг, не случаен.

 

[508]92.В сущности, «плебисциты», вероятно, прошли еще через несколько стадий, прежде чем обрели окончательно статус закона. Закон Валерия и Горация 449 г. до н.э. предусматривал обязательность плебисцитов для всего народа, в случае утверждения их сенатом. Публилиев и Гортензиев законы (339 и 287 гг. до н.э.) изменили эту процедуру. Теперь сенат должен был ратифицировать предложения, выносившиеся на обсуждение комиций; иными словами, сенатом утверждался не закон, как ранее, а его проект.

 

[509]93.Имеются в виду двое плебейских эдилов (первоначально – помощники трибунов).

 

[510]94.Судейская коллегия (decemviri stlitibus indicandis) рассматривала, в частности, дела о свободе и о гражданстве.

 

[511]95.Храм Цереры на Авентине, где она почиталась вместе с Либером и Либерой (см.: примеч. 93 к кн. II), был освящен в 493 г. до н.э. Храм стал центром плебейских интересов. Здесь обосновались плебейские эдилы. Здесь же находились их архив и казна.

 

[512]96.См.: примеч. 75 к кн. II.

 

[513]97.Речь идет о птицегадании.

 

[514]98.Это, конечно, попытка тенденциозного истолкования закона в интересах патрициев.

 

[515]99.Речь идет о предварительном третейском суде (см.: примеч. 48).

 

[516]100.Собств.: viator («хожалый»?) – прислужник при народном трибуне.

 

[517]101.Вся эта речь, вложенная в уста Аппию, – типичное риторическое упражнение по защите парадоксального тезиса.

 

[518]102.См.: примеч. 68 к кн. II.

 

[519]103.Ранее Ливий уже упоминал о предварительном обнародовании Законов (III, 34, 1–2 – первые десять таблиц и III, 37, 4 – еще две). Однако здесь он следует традиции, которая приписывала окончательное принятие и обнародование Законов XII таблиц консулам Валерию и Горацию (чьи имена связывались с проведением демократических преобразований), а не скомпрометировавшим себя децемвирам.

 

[520]104.Изображения (в древнейшие времена – восковые маски) прославленных предков хранились и почитались в знатных семьях.

 

[521]105.Тибур, один из древнейших городов Лация, был расположен примерно в 27 км к северо‑востоку от Рима, на обоих берегах реки Аниен. В течение долгого времени Тибур принимал римских изгнанников. Был одним вз ведущих членов Латинского союза. В IV в. до н.э. совместно с пренестинцами вел против Рима многочисленные войны.

 

[522]106.См.: III, 39, 3.

 

[523]107.О Фламиниевом луге см.: примеч. 91. Почитание Аполлона пришло в Рим очень рано (по‑видимому и через этрусков, и непосредственно от греков). Поскольку это был чужеземный культ, место для него было найдено вне померия (см.: примеч. 138 к кн. I) за Карментальскими воротами на Марсовом поле: здесь находилось древнейшее святилище. В храме, построенном тут позднее – в 431 г. до н.э. (или в расположенном неподалеку храме Беллоны – см. примеч. 71 к кн. X), впоследствии происходили те заседания сената, которые приходилось проводить за пределами померия (обычно такие заседания были нужны, чтобы принять решение о триумфе, так как полководец, притязавший на триумф, не имел права до торжества входить в город). Заседание, о котором рассказывает здесь Ливий, тоже происходило, как он считает, на традиционном месте.

 

[524]108.Они были консулами в 454 г. Обращает на себя внимание кооптация патрициев в коллегию народных трибунов, куда они выбраны быть не могли.

 

[525]109.Первое упоминание о квесторах как хранителях казначейства (эрария) при храме Сатурна; там хранились и знамена (как священные предметы).

 

[526]110.На Латинской дороге. О милевых камнях см.: примеч. 33 к кн. II.

 

[527]111.Мятежи против римской власти.

 

[528]112.Грозившего им, если бы знамена остались у врага.

 

[529]1.Закон Канулея (445 г. до н.э.) был реакцией плебса на запрет смешанных браков. Согласно традиции, закон, запрещающий браки между патрициями и плебеями, был записан на одной из двух добавочных таблиц, принятых второй коллегией децемвиров. См.: Цицерон. О государстве, II,63: «Ибо децемвиры, прибавив две таблицы несправедливых законов, бесчеловечным законом воспретили браки между плебеями и „отцами”, хотя обыкновенно разрешаются даже браки с иноземцами (закон этот впоследствии был отменен Канулеевым плебисцитом)» (пер. В.О. Горенштейна). Борьба плебеев за принятие Канулеева закона имела и более широкое значение: они и тут отстаивали свое достоинство римских граждан (ср.: IV, 4, 8, 12).

 

[530]2.Не совсем ясно, каким «родовым правам» могли угрожать такие смешанные браки. «Родовые права» детей, рожденных в законном браке, включая право наследования, определялись только родством по отцовской линии. Сын «следовал отцу», на что и указано в речи, вложенной Ливием в уста Канулея (см.: IV, 4, 11).

 

[531]3.Верругина – город в Южном Лации, расположенный на крутом холме. В предыдущих книгах не упоминалась.

 

[532]4.Только патриции могли отправлять главные жреческие должности, совершать некоторые обряды, участвовать в ряде культов. У отдельных родов и фамилий были и собственные культы.

 

[533]5.Судя по I, 1, 2, трибуны заводили речь о том, чтобы один из консулов мог (а не должен был) выбираться из плебеев.

 

[534]6.См., например: I, 49, 8, 9.

 

[535]7.См., например: I, 30, 1; I, 33, 5.

 

[536]8.Раб вообще не входил в гражданскую общину; отпущенник (несвободпорожденный) получал гражданство, но урезанное: он не мог ни служить в армии, ни занимать выборных должностей.

 

[537]9.Римские жрецы (понтифики) составляли роспись дням каждого года («фасты») и другие записи, куда заносились, в частности, имена должностных лиц, триумфы и важнейшие события каждого года. Записи эти не были доступны посторонним – даже роспись присутственным и неприсутственным (см.: примеч. 70 к кн. I) дням года была обнародована лишь в 304 г. до н.э. (см.: IX, 46, 5).

 

[538]10.Ливий здесь следует авторам, которые приписывали Нуме учреждение этих жреческих коллегий (Дионисий Галикарнасский, II, 63; Цицерон. О государстве, II, 26). В первой книге Ливий, рассказывая о Нуме, говорит лишь об одном понтифике (I, 20, 5–6), а об авгурах вообще не упоминает. Согласно Цицерону, какие‑то авгуры (очевидно, трое – по числу триб) были и до Нумы, который только к прежнему их числу прибавил еще двоих (ср.: X, 6, 6–7).

 

[539]11.См.: I, 42,4; 43,13.

 

[540]12.«Запятнанными» считались лица, промышляющие своим телом или сводничеством, занимающиеся сценическим ремеслом, осужденные за прелюбодеяние и т.п. Брак с ними был запрещен – в императорское время для сенаторов и членов их семейств, а в более раннее, вероятно, не только для них.

 

[541]13.По римскому праву, жену вводили в дом мужа («как бы в обиталище брака»), но не мужа в дом жены. (Поэтому женщина могла выйти замуж за отсутствующего, например, по его письму, перейдя в его дом, а мужчина не мог жениться на отсутствующей) (Дигесты, 23, 2, 5).

 

[542]14.В Риме дети, рожденные в законном браке, следовали положению отца, рожденные вне брака – положению матери.

 

[543]15.Речь идет о двух «уходах» плебеев – в 494 и в 449 гг. до н.э.

 

[544]16.Такое положение сохранялось до 300 г., когда с принятием Огульниева закона плебеям был открыт доступ в высшие жреческие коллегии и, соответственно, предоставлено право птицегадания.

 

[545]17.Правом «вмешательства», т.е. запрета, обладало в Риме любое выборное должностное лицо по отношению к другому равному ему или нижестоящему. «Вмешательство» трибунов друг против друга отвечало этому принципу. Но трибунское вмешательство в дела высших магистратов, наложение запрета на решения сената, на предложения, вносимые в народные собрания и т.п. основывалось на сакральной неприкосновенности трибунов, ставившей их в особое положение (см.: примеч. 75 к кн. II), закрепленное законом Горация и Валерия 449 г. до н.э.

 

[546]18.Эти трибуны отличались от консулов численностью коллегии (от трех до шести человек) и отсутствием права на триумф. С 445 по 367 г. до н.э. (пока существовала эта вновь учрежденная должность) такие трибуны избирались вместо консулов 51 раз, а консулы – 22 раза. Переходы от одних к другим объяснялись политической и военной ситуацией.

 

[547]19.См.: примеч. 3 к кн. II.

 

[548]20.Для птицегаданий ставился шатер с прорезанной для наблюдения за небом крышей. Любое упущение в обряде лишало силы последующие выборы. Поэтому всякое сомнение на этот счет расследовалось авгурами, которые и выносили свое решение.

 

[549]21.С ардеянами (см.: примеч. 163 к кн. I) возобновлен был договор о союзе (об ардеянах как римских союзниках см.: III, 71, 1–2; об их отпадении от римлян и его причинах см.: IV, 1, 4; III, 72, 7).

 

[550]22.Здесь речь, возможно, идет о так называемой «Большой летописи» («Больших анналах»), составленной на основе годичных записей жрецов‑понтификов и названной так за свой объем – 80 книг (не сохранились).

 

[551]23.Лициний Макр – римский историк I в. до н.э. Подробней о нем см. в заключительной статье.

 

[552]24.«Полотняные книги» – часть магистратских списков, восстановленных после гибели подлинников в пожаре 390 г. до н.э. (при взятии Рима галлами).

 

[553]25.Храм Юноны Монеты (Юноны Советчицы) в Крепости на Капитолии построен в 344 г. до н.э. (см.: VII, 28.). С 269 г. до н.э. при этом храме начали чеканить деньги (отсюда и слово «монета», утвердившееся в европейских языках). Вероятно, в храме находился и архив, где содержались различные официальные документы.

 

[554]26.Первоначально полномочия цензоров ограничивались проведением переписи (ценза) и составлением списка граждан но разрядам. Отсюда развились и другие их функции: составление и регулярные пересмотры списков сената, надзор за нравами (с правом наказания: исключения из сословия, перемещения в другую трибу, наложения штрафа), наконец, финансово‑администативная деятельность (постепенно в их ведение перешли все государственные доходы, откупы и т.д.). Цензоры – их было двое – избирались народным собранием по центуриям. Первоначально они избирались только из патрициев, но с 350 г. до н.э. эта должность стала доступна для плебеев, а с 339 г. до н.э. один из цензоров обязательно должен был быть из плебеев.

 

[555]27.Об их консульстве см. выше: IV, 7, 7–10. Как правило, цензорскую должность занимали бывшие консулы.

 

[556]28.Рассказ предполагает, что отца девушки не было в живых. У древних римлян (и, видимо, у других италийцев) женщины «собственного права», т.е. не состоявшие во власти отца или мужа, находились под опекой. Как правило, опекунами становились ближайшие родственники или члены рода (т.е. возможные наследники). Задачей опеки было сохранение фамильного имущества. Собственно, управление имуществом предоставлялось опекаемой, но в предусмотренных правом случаях – при заключении сделок, составлении завещания, отпуске рабов на волю и т.п. – требовалось обязательное участие (auctoritas) опекуна.

 

[557]29.Опека представляла отцовскую фамилию и отцовский род. Мать же сама должна была находиться под опекой родственников своего отца (а не мужа).

 

[558]30.Речь идет о плебеях Ардеи.

 

[559]31.Для охраны лагеря римляне делили ночь на определенные промежутки времени, в которые сменялся караул. Ночь делилась на четыре «стражи» (vigiliae; ср. лат. vigilo – «бодрствовать») (по три часа каждая). Римляне не вели счет часов от полуночи или полудня, а делили день или ночь на 12 «часов». Таким образом, продолжительность часа не была постоянной.

 

[560]32.Видимо, вольски не довели до конца строительство кругового вала вокруг Ардеи.

 

[561]33.См.: III, 71–72; IV, 1, 4; IV, 11.

 

[562]34.Речь идет, видимо, о Великих играх (см.: примеч. 119 к кн. I; ср. также: VI, 42,12).

 

[563]35.Эта должность (praefectus annonae) была учреждена лишь при Августе в 6 г. н.э. Во времена Республики забота о продовольственном (хлебном) снабжении лежала на магистратах (эдилах) и только в исключительных случаях поручалась специально назначенным людям (ср. также: II, 27,5).

 

[564]36.Древний обычай покрывать голову перед смертью известен по многим источникам. См., например: Светоний. Юлий, 82, 2; Гораций. Сатиры, II, 3, 37.

 

[565]37.Рассказ о Спурии Мелии восходит, судя по каким‑то сохранившимся фрагментам, к сочинениям римских историков догракховского времени, но на нем, как считают, сказались также мотивы и лексика, характерные для гракховского и послегракховского времени. На их фоне особый акцент приобретает указание на происхождение Мелия «из всаднического сословия» (которое именно со времени Гракхов стало самостоятельной политической силой).

 

[566]38.О «гостеприимцах» см.: примеч. 57 к кн. II.

 

[567]39.Сведения, сообщаемые Ливием о вторичном (после 458 г. до н.э.) избрании Цинцинната на должность диктатора, оспаривались исследователями.

 

[568]40.Здесь неточность: сыновья Брута, о которых идет речь (ср.: II, 5, 8) приходились не сыновьями, а внуками царской сестре Тарквинии, матери Брута (см.: I, 56, 7).

 

[569]41.См.: II, 41.

 

[570]42.Имеются в виду Аппий Клавдий (децемвир) и Спурий Кассий (консул).

 

[571]43.Т.е. зловещее, требующее умилостивить богов.

 

[572]44.Ср.: II, 41, 10 и примеч. 93 к кн. II.

 

[573]45.Эквимелий – пустырь в Риме, к юго‑востоку от Капитолия, близ Минуциева портика. Римские авторы производят это название от имени Спурия Мелия. Варрон (О латинском языке, V, 157) связывает это название со словом aequare – «сравнивать с землей», а Цицерон (О своем доме, 101) – с aequum est – «справедливо» (наказан был Мелий).

 

[574]46.«Тройные ворота» (названные так, видимо, по трехарочному проходу) в старой городской стене находились близ Тибра, напротив северной оконечности Авентина.

 

[575]47.Модий – римская мера сыпучих тел (8, 754 л.)

 

[576]48.Перевод здесь следует рукописной традиции. Издатели считают текст неисправным и дополняют: «...получил в награду золоченого быка и статую за Тройными воротами» (наиболее распространенная анонимная конъектура) или даже: «...быка, золотой венок и статую...», или: «...быка и золоченую статую...» (конъектура Конвея, принятая Б.О. Фостером). Эта последняя конъектура не кажется убедительной. Ср.: XXV, 12, 13: «...Аполлону быка золоченого (т.е. с вызолоченными для жертвоприношения рогами. – Ред.) и две козы белых золоченых, Латоне корову золоченую...». Статуя Минуция за Тройными воротами упоминается у Плиния Старшего (Естественная история, XVIII, 15; ср.: Дионисий Галикарнасский, XII, 4, 6).

 

[577]49.Переход патриция в сословие плебеев требовал его усыновления плебеем. Необходимость в этом возникала в случае, когда патриций добивался должности народного трибуна. О Минуции как «одиннадцатом народном трибуне» пишет и Плиний (см.: пред. прим.).

 

[578]50.Требониев закон – см.: III, 65, 4.

 

[579]51.Ларс Толумний и был царем вейян.

 

[580]52.Первые скульптурные изображения людей (а не богов), воздвигавшиеся, как правило, в память о славных деяниях того или иного лица, появились в Риме в середине V в. до н.э., так что 438 г. – правдоподобная дата для такого рода памятника. Упоминаемая Ливием скульптурная группа находилась на Форуме еще во времена Цицерона (см.: Цицерон. IX Филиппика, 4–5; ср. также: Плиний. Естественная история, 34, 23).

 

[581]53.Фалиски – народ, родственный как этрускам, так и латинам (в их языке сочетались черты этрусского и латинского, специфика похоронных обрядов также свидетельствует об этническом родстве фалисков с двумя этими народами, черты сходства заметны и в культуре). Фалиски населяли местность, расположенную в окрестностях горы Соракт на юго‑востоке Этрурии (главный их город – Фалерии) и были неизменными союзниками вейян в борьбе против Рима.

 

[582]54.См.: примеч. 41 к кн. III.

 

[583]55.Римский лагерь имел четверо ворот. По концам продольной оси (по которой проходила «преторская улица») располагались «преторские» и «декуманские» (задние) ворота. По концам «главной улицы», проходившей поперек лагеря, – «левые главные» и «правые главные».

 

[584]56.Это так называемые «триарии». См.: примеч. 102 к кн. II; см. также: VIII, 8, 3–10.

 

[585]57.О «тучных доспехах» см.: I, 10, 5–7 и примеч. 47 и 48 к кн. I.

 

[586]58.Римский фунт – 327, 45 г.

 

[587]59.В Римской исторической традиции не было единодушия, о котором пишет Ливий. Ливий относит подвиг Косса к году, когда тот был военным трибуном в коннице, а Мамерк Эмилий диктатором, т.е. к 437 г. до н.э. Валерий Максим (III, 2, 4) относит это событие к году, когда Косс (сперва военный трибун с консульской властью) стал начальником конницы при диктаторе (том же Мамерке Эмилии), т.е. к 426 г. до н.э. (если следовать хронологии Ливия). Войну этого года с вейянами Ливий считает новой (см. ниже; IV, 32, 3–4). Диодор Сицилийский, рассказывая о событиях 426 г. (XII, 80, 6–8), относит к ним и убийство римских послов Ларсом Толумнием (хотя о подвиге Косса не упоминает). Искать или не искать удвоения событий в повествовании Ливия, «консульский ранг» должностей Косса в 426 г. выглядит более подходящим для посвящения «тучных доспехов».

 

[588]60.Т.е. императора Августа. «Свидетельство» высочайшего покровителя поставило Ливия в затруднительное положение (о чем выразительно свидетельствует вся эта Ливиева вставка в уже готовый текст, который в дальнейшем изложении остался нетронутым – ср.: IV, 30–32). Можно предполагать, что «свидетельство» Августа имело определенный политический смысл. Ведь в 29 г. до н.э. проконсулу Македонии Марку Лицинию Крассу было отказано в триумфе и в праве принести Юпитеру «тучные доспехи», причем основанием для отказа послужило именно отсутствие у него высшей власти (см.: Дион Кассий, 51, 24, 4).

 

[589]61.Т.е. в 428 г. до н.э. Некоторые современные исследователи все же принимают эту «Августову» датировку посвящения доспехов Коссом.

 

[590]62.По версии Цицерона (О своем доме, 86), Сервилий Агала был осужден народным собранием и отправился в изгнание. По Валерию Максиму (V, 3, 2), его изгнание было добровольным. Историчность народного трибуна Спурия Мелия, пытавшегося восстановить доброе имя своего тезки или родственника (убитого Сервилием Агалой – см. выше, гл. 14) подвергалась сомнению.

 

[591]63.О дуумвирах по священным делам см.: примеч. 22 к кн. III.

 

[592]64.Обет о постройке храма Квирива был дан в 325 г. до н.э., возведен и освящен этот храм был лишь в 293 г. до н.э. (Плиний. Естественная история, VII, 213). Однако вполне вероятно, что на этом месте находилось более древнее святилище Квирина (Плиний. Естественная история, XV, 120; Фест, 303L.). Совещания сената могли происходить в любом освященном авгурами здании. Выбор в данном случае храма Квирина может объясняться его местоположением – близостью к Квиринальским воротам и, соответственно, к театру военных действий.

 

[593]65.«Общественное здание» (Villa publica) было построено в 435 г. до н.э. на Марсовом поле, недалеко от Фламиниева цирка. Впоследствии Villa publica перестраивалась, ее размеры увеличивались (194 и 34 гг. до н.э.), она стала постоянным местом проведения ценза и набора войска. Здесь же помещались авгуры во время народных собраний.

 

[594]66.Об этрусском двенадцатиградье см.: примеч. 40 к кн. I. Собрания этого союза происходили у святилища Волтумны (видимо, на территории Вольсиний). В Волтумне принято видеть богиню – женский аналог бога Вортумна (Вертумна). Но существует и мнение, что это просто другая форма имени того же бога (у этрусков были мужские имена с окончанием ‑а). Варрон (О латинском языке, V, 46) называет Вортумна главным богом этрусков. Проперций (I в. до н.э.) говорит о вольсинийском происхождении Вертумна (Элегии, V, 2, 4) и связывая его имя с латинским “vertere” («поворачивать», «изменять»), считает его богом природного круговорота и превращений.

 

[595]67.Возможно, что первоначально цензоры действительно занимали свою должность в течение пяти лет, т.е. весь период от одного ценза до другого. Однако достаточно быстро срок их деятельности был ограничен 18 месяцами. Нет необходимости приписывать ограничение этого срока определенному государственному деятелю (в данном случае – Мамерку Эмилию).

 

[596]68.Эрарии – низшая категория римских граждан. Они не голосовали и не избирались на должности, не служили в легионах, и облагались не налогами по цензу, но подушной податью, устанавливаемой по произволу цензоров. Цензоры переводили граждан других категорий в эрарии в виде наказания.

 

[597]69.Храм Аполлона Врачевателя был построен и посвящен в 431 г. до н.э. по случаю чумной эпидемии. Он находился на месте прежнего святилища (см.: примеч. 107 к кн. III). До времени Августа он оставался единственным в Риме храмом Аполлона.

 

[598]70.Попытки борьбы со злоупотреблениями (в первую очередь – с подкупом избирателей) при соискании государственных должностей предпринимались в Риме регулярно, по крайней мере, с середины IV в. до н.э. Время, к которому Ливий относит здесь принятие такого закона, представляется слишком ранним. К тому же практика ношения кандидатами белой одежды никогда не прекращалась (само слово «кандидат», т.е. претендент на государственную должность, происходит от лат. candidus – «белый»). Впрочем, и впоследствии все попытки борьбы против злоупотреблений при выборах не только не увенчались успехом, но, напротив, косвенно способствовали развитию изощренной и сложной системы воздействия на избирателей в обход законов, грозивших нарушителям тяжелыми наказаниями.

 

[599]71.Такой закон обрекал ослушников в жертву подземным богам (т.е. всякий имел право их убить).

 

[600]72.См.: примеч. 119 к кн. I.

 

[601]73.Ланувий, отделенный от Тускула Альбанскими горами, не мог находиться рядом с местом сражения. Диктатор Постумий – лицо историческое, но сведения о нем оформлены в рассказ с помощью сомнительных и даже недостоверных деталей; римские историки нередко поступали так при нехватке материала.

 

[602]74.Тит Манлий Торкват, консул 374 г. до н.э., казнил своего сына за неповиновение на поле сражения (см.: VIII, 7, 8–22).

 

[603]75.Это неточно: карфагеняне давно уже боролись с греками за Сицилию. Попытка завладеть этим островом была предпринята ими еще в 480 г. до н.э. Что касается упомянутой Ливием высадки карфагенян в Сицилии, то других сведений о ней нет. Говоря о карфагенянах как о будущих врагах римлян, Ливий имеет в виду Пунические войны, которым посвящена значительная часть его труда.

 

[604]76.Этот закон (Папириев‑Юлиев 430 г.) устанавливал максимальные штрафы в денежном исчислении: 20 тяжелых ассов для бедных и 3000 для богатых.

 

[605]77.Вероятно, в связи с упомянутым инцидентом, для контроля над ситуацией, в Фидены были отправлены новые поселенцы из числа надежных людей. Говоря о «земле погибших на войне», Ливий, вероятно, имел в виду землю фиденян, погибших в 435 г. до н.э. при захвате города Римом.

 

[606]78.О фециалах см.: I, 24, 4–9; I, 32, 5–14; примеч. 85 и 104 к кн. I.