Гносеология - учение о познании.

Лекция № 13. Познание как предмет философского анализа.

1. Гносеология - учение о познании.

2. Структура и сущность познавательной деятельности.

 

Учение о способности человека познавать мир, сознательно воздействовать на окружающую действительность, на процессы природы и общества является одним из важнейших в философии, поскольку оно связано с решением основного вопроса философии.

Познание - специфическая деятельность, обусловленная общественно-исторической практикой, направленной на приобретение и развитие знания, его углубление и совершенствование.

По своей специфике познание ориентировано на открытие законов природы и общества, тайн бытия человека и мира вообще, обнаружение возможных способов действия с предметами и явлениями.

Знание - объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности идеально воспроизводит объективные закономерные связки реального мира.

Термин «знание» в философской литературе употребляется в нескольких смыслах:

• знание как гносеологическая форма отношения человека к действительности;

• знание как способности, умения, навыки;

• знание как проверенный практикой результат познания.

Теория познания (или гносеология) - это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания.

Термин «гносеология» происходит от греческих слова gnosis - знание и logos - понятие, учение, т.е. «учение о знании». И хотя cам термин «теория познания» введен в философию сравнительно недавно шотландским философом Дж. Феррером (1854).

Вопрос о познаваемости мира, о путях и способах его познания является предметом дискуссий между представителями гносеологического оптимизма, с одной стороны, и скептицизма, агностицизма - с другой.

Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира.

Гегель: «У скрытой и замкнутой вначале сущности Вселенной нет силы, которая могла бы противостоять дерзанию познания; она должна раскрыться перед ним, показать ему богатства и свои глубины и дать ему наслаждаться ими»[21].

Агностицизм есть философское учение, отрицающее возможность получения человеком достоверного знания о сущности вещей. Агностицизм можно обнаружить в смягченном варианте уже в античной философии, в частности у Протагора, софистов, скептиков.

Наиболее же последовательно в истории философии агностицизм проведен в системе Д. Юма, которому во многом последовал Им. Кант. Обнаруживаются две разновидности агностицизма:

• учение о непознаваемости всего, что выходит за пределы чувственно воспринимаемого бытия (непознаваемы законы природы и общества, сущности вещей и т.д.);

• учения о непознаваемости вещей даже на уровне чувств, т.е. как явления, феномена. Такие учения для обозначения конечных результатов нашего познания используют понятия «видимость», «кажимость».

Агностицизм вырастает из сложности процесса познания и исполнен тревоги перед лицом этой сложности.

Генетически связан с агностицизмом скептицизм (от греч. skeptikos — размышляющий, исследующий) - позиция сомнения в истинности положений, уже давно ставших общепризнанными постулатами, даже аксиомами.