Оптимизация в реляционных СУБД.

ЛЕКЦИЯ 14. Оптимизация запросов

 

14.1 Оптимизация в реляционных СУБД.

14.2 Пример оптимизации реляционного выражения

14.3 Обзор процесса оптимизации

14.4 Преобразование выражений

 

Для реляционных систем оптимизация является как проблемой, так и возможностью повышения производительности. Проблема оптимизации состоит в том, что некоторые системы для достижения определенного уровня производительности требуют оптимизации. Оптимизация позволяет улучшить работу системы, так как одной из сильных сторон реляционного подхода является то, что первое применение оптимизации к реляционному выражению переводит это выражение на более эффективный семантический уровень. Общее назначение оптимизатора состоит в выборе эффективной стратегии для вычисления данного реляционного выражения.

Преимущество автоматической оптимизации заключается в том, что пользователь может не задумываться над наилучшим способом выражения своих запросов (т.е. над тем, как сформулировать запрос, чтобы система выполнила его с максимально возможной производительностью). Но это далеко не все. Существует реальная возможность, что оптимизатор сформулирует запрос лучше, чем программист-пользователь. Для подобного утверждения есть ряд причин. Ниже приведены только некоторые из них:

1. Хороший оптимизатор – обратите внимание на слово "хороший" – обладает достаточным количеством информации, которой пользователь может не иметь. Точнее, оптимизатор должен обладать некоторыми статистическими данными, такими как кардинальное число каждого базового отношения, количество различающихся значений для каждого атрибута в отношении, количество вхождений каждого значения в атрибутах и т.п. Благодаря наличию этих данных оптимизатор способен более точно оценивать эффективность любой стратегии реализации конкретного запроса. Поэтому оптимизатор сможет выбрать наилучшую стратегию реализации запроса.

2. Если с течением времени статистика базы данных значительно изменится (например, база данных будет физически реорганизована), то для реализации запроса может потребоваться совсем иная стратегия, чем до реорганизации. Другими словами, может понадобиться повторная оптимизация, или реоптимизация. В реляционных системах процесс реоптимизации достаточно тривиален – это просто повторная обработка исходного запроса системным оптимизатором. С другой стороны, в нереляционных системах реоптимизация требует переписывания программы, и, возможно, невыполнима вообще.

3. Оптимизатор – это программа, поэтому он более "настойчив" по сравнению с человеком. Оптимизатор вполне способен рассматривать буквально сотни различных стратегий реализации данного запроса, в то время как программист вряд ли изучает более трех-четырех стратегий (по крайней мере, достаточно глубоко).

4. В оптимизатор встроены знания и опыт "лучших из лучших" программистов, что делает эти знания и опыт доступными для всех. Естественно, в противном случае широкому кругу пользователей будет предоставлен явно недостаточный набор дешевых и неэффективных возможностей.