Тема 2. Этногенез восточных славян

 

План:

1. Понятие этногенеза, этноса, языковой общности

2. Древние предки восточных славян

А) индоевропейцы

Б) балтославянская этническая общности

В) славянская этническая общность

3. Этногенез восточного славянства

Понятие этногенеза, этноса, языковой общности

Этногенез – это процесс формирования этноса, его происхождение.

Вопрос о происхождении именно славян был поставлен наукой позже, нежели проблема образования Русского государства. Связано это с тем, что в XVIII в., когда начинается собственно наука, важнейшей формой человеческого общежития признавалось государство, а не этнос. С другой стороны, происхождением славистика обязана политическим обстоятельствам, а именно: ущемлению национального достоинства славянских народов в составе Австро-Венгрии в конце XVIII –первой половины XIX в. Возможность объединения славян воспринималась австрийскими немцами и венграми как самая большая угроза. В среде славянской интеллигенции (чешской, хорватской, сербской) возникает «панславизм», целью которого являлось сперва воссоздание единого славянского языка, а затем – создание единой общеславянской федерации. Только в 1918 г. с распадом Австро-Венгерской империи славянские народы частично получили государственность. Отцом проблемы этногенеза славян считается чешский ученый Павел Шафарик (первая половина XIX в.), а основные методики установления этногенеза – разработаны сравнительным языкознанием и археологией.

Этнос – это особый, исторически возникший вид социальной группировки людей, особая форма их коллективного существования, которая складывается естественным историческим путем и не зависит от воли входящих в нее людей. Она способна к устойчивому многовековому существованию за счет самовоспроизводства. Обладает определенным внутренним устройством и особыми специфическими чертами, отличающими его от всех других подобных образований. Обязательным условием для формирования любого этноса являются общность территории и общность языка.

Признаками этноса принято считать следующие явления:

Этническая территории – это территория, на которой складывается этнос, но она не есть то же, что территория проживания этноса.

Язык – границы распространения языка и границы этнической территории обычно совпадают.

Национальный характер – особые этнические и психологические черты.

Национальное самосознание – осознание членами этноса своей принадлежности к нему.

В связи с этим, необходимо посмотреть, как данные признаки находят свое отражение в истории восточного славянства.

Главнейший источник, на основании которого можно проследить этногенез того или иного народа – это его язык. Сравнениями языков – лингвистическими изысканиями ученых установлено, что, в целом, давным-давно первобытные люди говорили на одном языке: существовала единая языковая общность всего населения мира – т.н. ностратичесая макросемья, сформированная в верхнем палеолите на территории юго-восточной Азии. Но где-то 15 тыс. лет назад (XIII–XII тыс. до н.э.) в верхнем палеолите и начале мезолита активизируется расселение людей, этническая экспансия и начинается процесс изоляции групп друг от друга и, соответственно, распада этой макросемьи, т.е. их языки меняются и отличаются.. Это очень долгий процесс. И приблизительно в IV тыс. до н.э. формируется индоевропейская языковая семья и индоевропейская языковая общность, к которой относятся и славянские языки. Сегодня в мире насчитывается где-то 4–5 тысяч самостоятельных языков. Эти языки образуют 20 языковых семей и 9 крупных изолированных языков.

Такие выводы делаются на основании изучения языков.

Археология, палеогеология, палеозоология и палеоботаника рассказывают нам о бытии ностратический макросемьи. Родиной далеких предков народов нашей страны была Евразия. Во время последнего великого оледенения (так называемого валдайского) здесь сформировалась единая природная зона, т.е. климат от Атлантического океана до Уральского хребта был примерно одинаков. На бескрайних равнинах Европы паслись огромные стада мамонтов и северных оленей – основных источников пропитания человека эпохи верхнего палеолита. По всей территории и растительность была приблизительно одинаковой, поэтому животные свободно бродили в поисках пищи, а их регулярных сезонных миграций животных тогда не было. За ними столь же бессистемно передвигались первобытные охотники, вступая друг с другом в постоянные контакты. Таким образом, поддерживалась своеобразная этническая однородность общества позднепалеолитических людей.

Экологический кризис – Х– V тыс. до н.э. Однако 12–10 тыс. лет назад наступило последнее существенное похолодание, следствием которого стало “сползание” Скандинавского ледникового щита – до середины Европы и разделил прежде единую в природном отношении Европу на две части. Изменился характер растительности. В поисках пастбищ животные были вынуждены совершать регулярные сезонные миграции из приледниковых тундр (куда они уходили на лето, спасаясь от кровососущих насекомых) в южные леса (зимой), и обратно. Вслед за животными в наметившихся границах новых природных зон стали кочевать и охотившиеся на них племена. При этом прежде единая этническая общность оказалась разделенной на западную и восточную части Балтийским ледниковым “клином”.

В результате некоторого похолодания климата, наступившего в середине V тыс. до н.э., широколиственные леса отступили на юг и в северных районах распространились деревья хвойных пород. В свою очередь это повлекло за собой, с одной стороны, сокращение численности и разнообразия травоядных животных, а с другой - передвижение их в южные регионы. Экологический кризис заставил человека перейти от потребляющих форм ведения хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) к производящим (земледелие, скотоводство). В археологии такой период принято называть неолитической революцией.

В поисках благоприятных условий для зарождающегося скотоводства и земледелия племена осваивали все новые и новые территории, но при этом постепенно отдалялись друг от друга. На смену единому укладу жизни бродячих или полубродячих охотничьих племен приходили обособление и все большая дифференциация новых этнических общностей.

Одним из обособившихся конгломератов стали индоевропейцы. Наиболее полная информация о наших древнейших предках сохранилась в самом эфемерном порождении человека – языке. Еще в прошлом веке ученые-лингвисты обратили внимание на то, что лексика, фонетика и грамматика языков значительного числа народов, населяющих Евразию, имеют много общих черт. Вот лишь два примера такого рода (А.А. Реформаторский):

Русское слово “мать” имеет параллели не только в славянских, но также в литовском (motina), латышском (mate), древнепрусском (muti), древнеиндийском (mata), авестийском (matar-), новоперсидском (madar), армянском (mair), албанском (motrё - сестра), латинском (mater), ирландском (mathir), древневерхненемецком (mouter) и других современных и мертвых языках.

Не меньше однокоренных “собратьев” и у слова “искать” - от серебохорватского искати и литовского ieskoti (искать) до древнеиндийского icchati (искать, спрашивать) и английского to ask (спрашивать).

На основе подобных совпадений было установлено, что все эти языки имели общую основу. Они восходили к языку, который условно (по месту обитания этносов, говоривших на языках - “потомках”) назвали праиндоевропейским, а носителей этого языка - индоевропейцами.

Древние предки восточных славян

Индоевропейская общность

К числу индоевропейцев относятся индийские, иранские, италийские, кельтские, германские, балтийские, славянские, а также армянский, греческий, албанский и некоторые мертвые (хетто-лувийские, тохарские, фригийский, фракийский, иллирийский и венетский) языки.

Время существования индоевропейской общности и территория, на которой жили индоевропейцы, восстанавливаются на основании анализа индоевропейского языка и сопоставления результатов такого исследования и археологическими находками.

Время существования праиндоевропейской общности, т.е. общности людей с похожим языком и бытом, относят к V-IV тыс. до н.э. Около 3000 г. до н.э. начинается процесс распадения праиндоевропейского языка на языки-“потомки”.

Более сложным оказалось решение вопроса о прародине индоевропейцев. Единой, общепризнанной точки зрения по поводу того, где исконно обитали носители праиндоевропейского языка, пока не существует:

Наиболее обоснованной считается восточно-анатолийская. Тщательный анализ лингвистических материалов, мифологии праиндоевропейцев (точнее следов мифов, сохранившихся у их потомков) и сопоставление этих данных с результатами исследований палеобиологов позволили им определить в качестве наиболее вероятной прародины индоевропейцев район современной Восточной Анатолии вокруг озер Ван и Урмия (верховья Тигра, северный Загрос, восточная граница Турции и Ирана). (Месопотамия, Урарту)

Основным занятием индоевропейцев было пашенное земледелие. В то же время им, видимо, было известно садоводство. Существенное место в хозяйстве индоевропейских племен занимало скотоводство. Скот использовали в качестве основной тягловой силы.

Толчком для изменений (миграции и изоляция групп людей) послужил экологический кризис. На рубеже IV-III тыс. до н.э. жизнь индоевропейских племен стала преображаться. Начались глобальные климатические изменения: понизилась температура, повысилась континентальность - более жаркие, чем прежде, летние месяцы чередовались со все более суровыми зимами. В результате снизились урожаи зерновых культур, земледелие перестало давать гарантированные средства для обеспечения жизни людей в зимние месяцы, а также дополнительные корма для животных. Постепенно усилилась роль скотоводства. Увеличение стад, связанное с этими процессами, потребовало расширения пастбищ и поиска новых территорий, где могли бы прокормиться и люди, и животные. Взоры индоевропейцев обратились к бескрайним степям Евразии. Наступил период освоения соседних земель.

С начала III тыс. до н.э. открытие и колонизация новых территорий (что нередко сопровождалось столкновениями с коренным населением) стали нормой жизни индоевропейских племен, что нашло отражение в мифах, сказках и легендах индоевропейских народов - иранцев, древних индийцев, древних греков. Особые масштабы миграция племен приобрела с изобретением колесного транспорта, а также приручением и использованием для верховой езды лошадей. Это позволило скотоводам перейти от оседлого образа жизни к кочевому или полукочевому. Следствием изменения хозяйственно-культурного уклада стал распад индоевропейской общности на самостоятельные этносы.

Итак, приспособление к изменившимся природно-климатическим условиям заставило протогреков, лувийцев, хеттов, индоиранцев, индоариев и другие племенные объединения, сформировавшиеся в рамках праиндоевропейских племен, отправиться на поиски новых, более подходящих в хозяйственном отношении территорий. А продолжавшееся дробление этнических объединений вело к колонизации новых земель. Эти миграционные процессы заняли все III тыс. до н.э. Итак, индоевропейская общность распалась.

Балтославяне и “великое переселение народов”

В числе последних крупных миграционных волн индоевропейцев были носители древнеевропейских диалектов, откочевавших в Европу. По мере продвижения на запад из них выделялись племенные объединения, оседавшие на новых территориях. Одновременно с обретением новой родины происходило разделение племен по роду их основной деятельности: земледельцы отделялись от скотоводов.

Приблизительно в 2500–2000 гг. до н.э. от носителей германских языков отделились и осели “на постоянное место жительства” племена, говорившие на близких балтославянских диалектах. Они заселили огромную территорию, включавшую южное побережье Балтийского моря, значительную часть Центральной и Восточной Европы. Судя по всему, земли, на которых осели балтославяне, на западе ограничивали реки Днестр и Висла, на востоке - верховья Западной Двины и Оки. Южные территории, освоенные балтославянами, включали Верхнее Поднепровье.

Периодизацию истории славянства можно представить следующим образом:

Раннеобщеславянский период (второе тысячелетие до н.э. – начало I тыс. до н.э.) – существование славянства в рамках балтославянской общности;

Среднеобщеславянский период (VIII в. до н.э. – V вв. до н.э.) – разделение балтов и славян.

Позднеобщеславянский период (IV вв. до н.э. – X вв.) – становление славянства как этнической общности и дальнейшее его размывание.

Историческая лингвистика свидетельствует, что балтославянская культурно-языковая общность сохранялась на протяжении почти полутора тысяч лет – второе тысячелетие до н.э. – середина I тыс. до н.э. Лишь около 500 г. до н.э. из единого балтославянского языка выделились собственно славянские и балтийские племенные союзы, что нашло отражение в диалектах. Причем балты разделились на три крупные группы - западную (предки пруссов, ятвягов, галиндов, куршей и скалвов); срединную, или летто-литовскую (предки литвы, жемайтов, аукштайтов, латгалов, земгалов и селов), и днепровскую (предков летописной голяди и других племен, названия которых неизвестны). В свою очередь славяне в IV-X вв. также разделились на три главных диалектных ареала: южный (предки современных болгар, словен, македонцев, сербов и хорватов), западный (предки чехов, словаков и поляков) и восточный (предки русских, украинцев и белорусов).

Все перечисленные диалектно-племенные группировки постоянно контактировали между собой, что и было основой сохранения балтославянской общности. Зону особенно активных культурных и языковых связей балтов и славян составляли области верхнего Поднепровья, Западно-Двинского и Окского бассейнов, населенные племенами днепровских балтов и постепенно осваиваемые славяноязычным населением.

Таким образом, время зарождения, начало истории славянства обычно датируется от II тыс. до н.э. до середины I тыс. до н.э.