Модель бизнеса

Модель бизнеса и структурный анализ

Основные достижения в сфере компьютерных ИТ

 

Отметим ряд наиболее важных достижений в сфере информационных технологий.

Сеть Интернет. Наверно, самым значимым для общества событием с момента создания персонального компьютера стало широкое распространение сети Интернет и службы World Wide Web (всемирной паутины). Принципиально отличаясь от понятия компьютерной сети, Интернет включает в себя не только средство передачи информации. Интернет – это хранилище знаний, средство общения, инструмент ведения бизнеса и многое другое. Глобальная сеть связывает множество людей, формируя «нервную систему» организма называемого человечество.

Локальные беспроводные сети. Границы современного офиса значительно расширились благодаря успехам в развитии беспроводных технологий. Подключаться к сети Интернет можно не привязываясь к дому или работе.

Мультимедиа.Технологии мультимедиа принесли в однообразный мир текста звук, видео и мультипликацию. Теперь основные чувства человека – зрение и слух – используются максимально эффективно.

Развитие электронного бизнеса. Активное подключение потребителей повлекло рождение новых электронных продуктов. Банки предлагают услуги управления счетом и платежами в режиме реального времени в любое время суток. Круглосуточно работают электронные магазины. В сети заключают сделки. Интернет стал простым и удобным способом связи между поставщиком и потребителем.

Постоянно функционирующие базы данных.Накопленные человечества знания практически по всем видам деятельности общества хранятся в постоянно функционирующих базах данных. Созданы технологии, которые обеспечивают интерактивный доступ массового пользователя к этим информационным ресурсам.

Сближение рынков бытовой и компьютерной техники. Благодаря смене формы записи видео и звука с аналоговой на цифровую, произошло сближение рынков бытовой и компьютерной техники. Используемый ранее только в компьютерах принцип обработки цифрового сигнала теперь применяется и в бытовых устройствах.

Расширение функциональных возможностей информационных систем.Современные информационные системы существенно расширили свою функциональность, и теперь могут обеспечить параллельную одновременную обработку баз данных с разнообразной структурой данных, мультиобъектных документов, гиперсред.

 


 

 

Практически в любой области деятельности люди используют тот или иной вид моделей (математических, физических или компьютерных). Существуют два основных способа описания моделей: статический и динамический.

Статическое описание рассматривает структуру модели, то есть такие ее аспекты, в которых можно пренебречь временем.

Динамическое описаниерассматривает поток событий, то есть изменение моделируемых явлений во времени, которым нельзя пренебречь с точки зрения решаемых задач. Для описания различных аспектов используют различные модели. Деятельность компании можно рассматривать с точки зрения различных людей: оператора процесса, лидера процесса, исполнительного директора, заказчика, акционера, партнера компании, продавца продукции компании и так далее. С точки зрения каждой из перечисленных выше категорий людей компания выглядит по-разному, поэтому каждой категории необходимы различные модели и в точности та информация, которая им необходима для их деятельности.

Одна и та же модель может использоваться несколькими участниками. Различные модели должны согласовываться.

Одна из наиболее важных моделей – модель бизнеса, с помощью которой определяются функции компании во внешнем мире.

Модель бизнеса – модель, которая показывает, что является окружающей средой компании и как компания взаимодействует с этой средой. Под окружающей средой понимают все, с чем компания взаимодействует в ходе осуществления своих бизнес-процессов. В качестве примера можно привести клиентов, партнеров, субподрядчиков и так далее.

Бизнес-процесс– это совокупность операций, преобразующих материальные и/или информационные потоки в соответствующие потоки с другими свойствами. Бизнес-процесс осуществляется в соответствии с управляющими директивами, выработанными на основе целей деятельности, с потреблением финансовых, энергетических, трудовых и материальных ресурсов и имеет ограничения со стороны других процессов внешней среды.

Модель бизнеса показывает функцию компании во внешнем мире, а именно: что она делает, когда и как. Модель должна представлять как статические, так и динамические свойства компании. Модель бизнеса показывает работникам всех уровней, что должно быть сделано, когда и как именно. В общем случае необходима не одна, а несколько интегрированных и согласованных бизнес-моделей, различной детализации.

Для удобства работы с моделью бизнеса необходимо ограничить представляемую ею информацию, отбросив массу деталей. Модель должна представлять только то, что хотят показать. Обычно модель бизнеса разрабатывается для тех отделов, которые осуществляют ключевые бизнес-процессы.

Ключевые бизнес-процессы – процессы, благодаря которым компания получает прибыль.

Одним из важнейших элементов модели бизнеса является описание архитектуры компании, то есть ее наиболее важных структур – отделений, отделов, процессов, продукции, человеческих и технических ресурсов. Структуры состоят из взаимосвязанных элементов. Элементы имеют ответственных за них владельцев – кого-либо из сотрудников компании. Элементы имеют содержание, им может быть присвоено значение, у них есть ограничения. Динамику – поток событий в компании – не рассматривают как часть архитектуры. Обычно при определении архитектуры не принимают в расчет совместное функционирование элементов и способы их взаимодействия. Указывается только наличие потоков событий, без описания способов протекания событий.

Модель описания компании, например, может выглядеть следующим образом:

 

Рисунок 3.1 Модель иерархически организованной компании

 

В следующем примере модели описания компании указаны различные реализуемые отделами функции, совместная работа которых обеспечивает выполнение процесса.

 

Рисунок 3.2 Модель отражающая, как различные функции обеспечивают выполнение процесса

В этой модели, располагающиеся за пределами компании покупатели, обслуживаются функциями, реализуемыми внутри компании.

Модель бизнеса необходима для систематического управления развитием компании. Она помогает избежать некоторых ошибок и увеличить вероятность успеха.