Источники

Тесты

Казусы

1. Птолемей приказал своему рабу почистить вазы у соседа. Раб, выполняя работу, уронил одну из ваз и разбил ее. Сосед был вне себя и потребовал наказать раба и возместить ущерб.

Как разрешится этот вопрос.

2. Трое афинских граждан: Эзоп, Эсхил и Персей решили снарядить корабль в дальние страны для закупки товара. Они подписали договор товарищества, по которому всю прибыль и убытки будут делить пополам. Эзоп арендовал корабль и дал рабов в команду. Эсхил дал деньги для закупки товара. Персей должен был заниматься привезенным товаром. В пути корабль утонул. Эзоп и Эсхил призвали Персея покрыть часть убытков. Персей отказался, сказав, что он пока ничего не вложил и поэтому убытков не понес.

Разрешите спор.

3. Фидий, стратег, умер, не оставив завещания. При жизни он лишил старшего сына наследства. Из его семьи остались следующие родственники: старший сын, младший сын, замужняя дочь, двое внебрачных сыновей и брат Фидия.

Кто и в каких долях наследует имущество умершего?

4. В семье спартиата Феба родился глухой ребенок (мальчик). Отец принес его по обычаю на Совет старейшин.

Как сложится дальнейшая судьба ребенка?

5. Тимократ поздно вечером проходил мимо общественного здания. Повернув за угол здания он увидел как два человека напали на пожилого мужчину и пытаются вырвать из его рук какой-то предмет. Тимократ поспешил на помощь, завязалась драка. Увидев в руках нападавшего на него человека нож, Тимократ поднял с земли камень и бросил в противника. Тот упал замертво. Как можно охарактеризовать действия Тимократа? Подлежит ли он суду?

6. Лакрит – вор. Он был задержан стражами днем на базарной площади, когда залезал в очередной карман. В его карманах стражи нашли 56 драхм. Какая судебная коллегия в Афинах должна рассматривать это преступление? Какое наказание ожидает Лакрита? Как может измениться наказание, если бы кража была совершена Лакритом ночью?

 

Контрольные вопросы и практические задания

1. Какие реформы Солона связаны с образованием государства в Афинах?

2. Какие новые органы государственной власти были учреждены Клисфеном?

3. Какие органы, должностные лица в Афинах были наделены судебными полномочиями?

4. Проведите сравнительный анализ государственного строя греческих полисов – Афин и Спарты.

5. Какие категории населения можно выделить в Древней Спарте? Различия между ними в правовом статусе?

6. Какие способы обеспечения исполнения обязательств использовались в Древней Греции? Какие правила относительно форм договора закрепляет право Древней Греции?

7. Какие формы договора в Древней Греции были достаточно распространены и разработаны?

8. Какие формы наследования известны праву Древней Греции?

9. Какие условия действительности брака в Древней Греции вы можете назвать?

10. Расскажите о процедуре расторжения брака в Древней Греции.

11. Какие категории, группы преступлений вы можете выделить?

12. Назовите наказания известные праву Древней Греции. Какие из названных наказаний применялись только к рабам?

13. Назовите стадии рассмотрения споров в Древней Греции.

14. Какие виды доказательств допускались при рассмотрении споров в Древней Греции?

15. Расположите реформаторов в порядке их прихода к власти: Перикл, Эфиальт, Клисфен, Солон.

16. Распределите по разрядам представителей афинского населения, согласно цензовой реформе Солона:

а) метэк, имеющий годовой доход 5000 литров красного вина; б) демиург, служивший в афинском войске в качестве тяжеловооруженного пехотинца; в) архонт, имеющий годовой доход в 700 медимнов; г) ремесленник, участвующий в народном собрании и имеющий доход в 120 медимнов; д) всадник афинского войска, имеющий годовой доход в 380 медимнов.

17. Кто провел следующие реформы в Афинах: территориальное деление на 10 фил; создание Совета 50; создание коллегии стратегов; введение процедуры остракизма.

18. Перечислите этапы жизни спартанского мужчины-воина (с 7 до 60 лет).

19. Дополните условия для получения гражданских прав населением Спарты: а) достигшие 30 лет; б) ? в) ?

 

1. Каким фактором определялись особенности процесса становления государственности в античном мире:

а) религиозным;

б) национальным;

в) природно-географическим.

2. В какой период возникает Афинский полис:

а) гомеровский;

б) архаический;

в) классический.

3. Кого считают основателем Афинского города-государства:

а) Писистрата;

б) Тесея;

в) Солона.

4. Как назывались представители социальной группы в Афинах, не имеющие политических и некоторых экономических прав:

а) метэки;

б) демиурги;

в) геоморы.

5.Сколько архонтов входило в ареопаг:

а) 10 человек;

б) 9 человек;

в) 8 человек.

6.Кто отменил долговое рабство в Афинах:

а) Эфиальт;

б) Клисфен;

в) Солон;

г) Перикл.

7.На сколько разрядов были разделены граждане Афин в результате цензовой реформы Солона:

а) 4;

б) 3;

в) 5.

8.Как назывался судебный орган в Афинах:

а) народное собрание;

б) коллегия эфоров;

в) гелиэя.

9.Кто ввел процедуру остракизма:

а) Солон;

б) Клисфен;

в) Эфиальт;

г) Ликург.

10.Какой новый орган появляется в результате реформ Клисфена:

а) гелиэя;

б) ареопаг;

в) коллегия стратегов.

11.Кто вводит вознаграждение для малоимущих граждан за исполнение государственных должностей:

а) Перикл;

б) Эфиальт;

в) Солон;

г) Клисфен.

12.В каком возрасте спартиаты становились совершеннолетними:

а) в 20 лет;

б) в 25 лет;

в) в 30 лет.

13.Основное занятие периэков в Спарте:

а) земледелие;

б) ремесло и торговля;

в) военное дело.

14.Какой оброк платили илоты господину:

а) 30 % урожая;

б) 40 % урожая;

в) 50% урожая.

15.Граждане какого возраста избирались в геруссию:

а) от 50 лет;

б) от 60 лет;

в) от 65 лет.

16.В чьем владении и распоряжении в Афинах находилась отданная в залог земля:

а) должника;

б) кредитора.

17.Брачный возраст жениха наступал:

а) с 15 лет;

б) с 16 лет;

в) с 18 лет.

18.В какой форме осуществлялось наследование в Афинах:

а) по закону;

б) по завещанию;

в) по закону и завещанию.

19.Кто не имел право на наследство в Афинах:

а) дочери;

б) внебрачные дети;

в) племянники.

20.Какое наказание применялось только к рабам в Афинах:

а) тюремное заключение;

б) смертная казнь;

в) телесные наказания.

21. Какая часть населения Афин была лишена следующих прав:

право гражданства, приобретение недвижимости, заключение брака с афинскими гражданами.

а) рабы; б) геоморы; в) демиурги; г) метэки; д) эвпатриды.

 

Тема 4. Законы Двенадцати Таблиц

(4 часа)

 

1. История создания Законов Двенадцати Таблиц. Их общая характеристика.

2. Правовое положение основных групп населения в Древнем Риме по Законам Двенадцати Таблиц.

3. Регулирование имущественных отношений по законам Двенадцати таблиц.

4. Правовое регулирование брачно-семейных отношений и наследования по законам Двенадцати таблиц.

5. Преступления, наказания и организация судебного процесса в Законах Двенадцати таблиц.

 

Цель семинарского занятия

Основной целью данного занятия является изучение уникального памятника древнейшего периода римского права. Вплоть до VI в. н.э. Законы Двенадцати Таблиц занимали исключительное положение в римской юриспруденции, являясь основой всего римского цивильного права.

Оригинальный текст Законов не сохранился. Он был по крупицам восстановлен западными юристами XVI-XIX вв. на основе трудов различных античных авторов. Однако и сегодня в нашем распоряжении находится не более трети от общего объема Законов Двенадцати Таблиц.

Изучение Законов Двенадцати Таблиц является необходимой ступенью в процессе познания классического римского права.

 

 

Литература

1. Законы XII таблиц /Перевод Л.Л. Кофанова. М., 1996.

2. Цицерон. Диалоги: О государстве. О законах. М., 1994. С. 50-51.

3. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1994. С. 112-113.

4. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М.: Гардарика, 1966.