История государства и права зарубежных стран

(практикум)

 

Иркутск

Издательство БГУЭП

 

УДК 340.12(100)(075.8)

ББК 67.3я7

Л38

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Байкальского государственного университета экономики и права

 

 

Левченко И.В.

Л 38 История государства и права зарубежных стран (практикум): Учеб. пособие для семинар. занятий. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004. – 497 с.

 

 

Содержит планы семинарских занятий, тексты первоисточников, практические задания, словарь терминов, контрольные вопросы, тесты по темам семинарских занятий и список литературы.

Предназначен для студентов юридических факультетов всех форм обучения.

ISBN

 

 

ББК: 67.3я7

 

 

©Левченко И.В., 2010

©Издательство БГУЭП, 2010

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Одной из наиболее эффективных форм обучения, системного усвоения студентами правовых знаний являются семинарские занятия. Потребность в них особенно велика в ходе преподавания такого учебного курса как «История государства и права зарубежных стран», представляющего собой неотъемлимую часть и необходимый элемент высшего юридического образования.

Изучение правовых памятников на семинарских занятиях призвано способствовать формированию у студентов первичных навыков юридического мышления, способности самостоятельного анализа правовых текстов, объяснения смысла и содержания их правовых принципов, институтов, толкования правовых норм. Все эти качества необходимы каждому квалифицированному юристу. Рассматривая тексты древних и средневековых юридических сборников, правовые акты Нового времени и современности, будущие юристы знакомятся с тем, как постепенно складывался и развивался юридический понятийный и терминологический аппарат.

Для изучения предлагаются, как правило, наиболее важные и значимые источники, даже если по объему они и не так велики. Как бы хорошо и полно не был изложен тот или иной вопрос в учебнике или учебном пособии, ничто не может заменить непосредственного обращения к источнику: судебнику, конституции, уголовному или процессуальному закону и т.д. Знакомство с ними способствует усвоению и закреплению сведений, сообщенных учебной литературой.

Учебно-методическое пособие предлагает целый ряд практических заданий, которые невозможно выполнить, если не иметь текста самого источника. Работа над текстом может вызвать у студента серьезные трудности. Во-первых, старые источники содержат немалое число терминов и понятий, давно утраченных в языке или непонятных по другим причинам. Во-вторых, в каждом собственно историческом сочинении следует иметь в виду политические позиции автора. В-третьих, даже разобравшись с основными положениями источника, студент не всегда умеет их применять.

Письменные работы имеют одной из своих целей ориентировать студента на изучение источников. Практическое задание, которое сдается для проверки преподавателю, должно быть оформлено по определенным правилам. Важно не только как передано содержание актов, но и то, что может быть названо формальной стороной: ссылки на закон, на соответствующий его параграф, точность формулировки и т. д. Все это важно для приучения студента к юридической «технике» составления документа.

Учебно-методическое пособие предлагает определенный путь познания той или иной темы или проблемы. Оно может быть полезно студентам и в процессе подготовки к экзаменам по курсу истории государства и права зарубежных стран.

Ко всем темам семинарских занятий, рассматриваемым в учебно-методическом пособии, прилагаются словарь терминов, практические задания, контрольные вопросы и тесты. Учебно-методическое пособие содержит списки рекомендуемых изданий правовых памятников, а также учебников, учебных пособий и дополнительной литературы, предназначенной для более углубленного изучения курса.