Рекомендации по развитию ИТ
Недостатки в сфере ИТ, выявленные при проведении аудита
- В области применения ИТ
- В ходе проведения аудита в компании ХХХ выявлено оборудование и ПО, находящиеся вне зоны ответственности Службы ИТ, что противоречит концепции информационной безопасности компании. Это сервера с установленным ПО, находящиеся в ведении бизнес-подразделений.
- На данных серверах имеются случаи использования нелицензионного программного обеспечения
- Выбор, установка и поддержка ПО на этих серверах не является прямой обязанностью сотрудников бизнес-подразделений и ведет к отрыву от основной деятельности.
- Отсутствие на уровне компании развитых систем для хранения документов и проектной документации, специализированных средств разработки, а также отсутствие "базы знаний". Это привело к "локальным" установкам подобных систем.
- В области обслуживания
- Отсутствие регламентов взаимодействия с конечными пользователями, что приводит к неопределенности и конфликтным ситуациям.
- Обновление ПО и запуск программ антивирусов производится в рабочее время, что вызывает нарекания пользователей.
- Случаи закупки оборудования ненадлежащего качества для конечных пользователей приводило к отказу пользователей от работы на данном оборудовании.
- Отсутствие контроля обучения конечных пользователей со стороны Службы ИТ. Процесс обучение ограничен обучением ключевых сотрудников компании. Де-факто, основная часть сотрудников изучают ИС самостоятельно, что приводит к увеличению срока начала эффективного использования систем.
- В области бюджетирования и планирования
- Недофинансирование сферы ИТ. Как следствие – ожидание закупки необходимого оборудования и ПО и закупка оборудования ненадлежащего качества.
- Отсутствие долгосрочных планов развития Службы ИТ.
- В области применения ИТ
- Передача всего оборудования и ПО под контроль Службы ИТ. Установка, настройка и обслуживание оборудования и ПО должны проводиться исключительно сотрудниками Службы ИТ.
- Для повышения качества принятия решения в выборе средств ИТ, в качестве экспертов рекомендуется привлекать конечных пользователей.
- Внедрение системы управления знаниями для консолидации знаний и опыта, накопленных сотрудниками компании ("базы знаний").
- Установка ИС для хранения проектной документации.
- Установка лицензионных средств разработки
- В области обслуживания и обучения персонала
- В целях повышения качества обслуживания Службой ИТ персонала компании необходима разработка и ввод в действие регламентов взаимодействия Службы ИТ и пользователей.
- В перспективе, при увеличении штата сотрудников компании – установка ИС взаимодействия с пользователями, Service Desk.
- Контроль обучения конечных пользователей новым ИС.
- В области бюджетирования и планирования
- Увеличение ежегодного бюджета на ИТ.
- Планирование бюджета в тесном взамодействии с подразделениями компании.
- Разработка планов развития ИТ с перспективой до 5 лет.
- В области персонала
- Разработка критериев оценки и ввод систематизированного контроля качества работы.
- Установка уровней ответственности за обслуживание ПО и ИТ-инфраструктуры.
- Разработка и внедрение системы мотивации и вознаграждения сотрудников Службы ИТ.
Контрольные вопросы и упражнения
- Перечислите основные методы сбора информации.
- Перечислите и прокомментируйте разделы отчета по диагностике ИС.
- Какие разделы включает ТЗ на систему?
- Перечислите и охарактеризуйте наиболее распространенные подходы к управлению ИТ.
- Перечислите основные виды ИТ–аудита и их цели.
- В чем состоит цель стратегического ИТ – аудита?
- Каковы его основные результаты?
- Какая информация должна быть собрана в процессе его проведения?
- Какие вопросы должны быть заданы представителям высшего руководства организации и руководителям функциональных подразделений?
- Опишите типовое содержание итогового отчета.
- Что входит в раздел "Краткая характеристика текущего состояния ИТ"?
- Какова структура базовой анкеты, используемой для сбора информации?
- Какова структура реестра действующих информационных систем?
- Какие рекомендации хотело бы получить руководство организации по результатам стратегического ИТ – аудита?