Лекция 12. СССР в 1945–1991 гг. 3 страница

В целом можно говорить о том, что «холодная война» с середины 70-х гг. сменилась «холодным миром». Несмотря на снижение уровня международной напряженности, противостояние сохранялось. Страны Запада надеялись получить легальную возможность для поддержки оппозиции в странах социализма, а СССР продолжал рассматривать разрядку как инструмент классовой борьбы, поддерживая национально-освободительное и революционное движение. Так, при активной поддержке Кубы и СССР в Анголе и Мозамбике пришли к власти марксистские режимы. Поражение США во Вьетнаме (1975), победу революции в Португалии (1974), крах диктаторского режима в Греции (1973) советское руководство восприняло как новый этап кризиса капитализма. Между тем, во внешнеполитической сфере деятельности СССР накапливалось все больше проблем:

1. В 70-е гг. советское руководство лишилось поддержки левой европейской интеллигенции, склонной рассматривать советский режим как консервативный и диктаторский. Такой образ во многом сложился после подавления «Пражской весны».

2. Разрядка, экономическое и культурное сотрудничество знакомили советскую общественность с достижениями стран Запада. Это осложняло идеологическую пропаганду, подрывало уверенность в преимуществах социализма.

3. Разрядка дала новый импульс диссидентскому движению.

4. Застой в экономике, негибкая политика по отношению к странам третьего мира подрывали возможность конкуренции с США в борьбе за влияние в странах Азии и Африки.

5. После подписания Хельсинских договоренностей, которые гарантировали нерушимость послевоенных границ, довольно трудно было обосновать пребывание советских воинских контингентов на территории восточноевропейских стран. Если ранее общественность этих стран еще могла рассматривать части Советской Армии как защиту от «западногерманских реваншистов», то теперь этот аргумент терял свою силу.

6. После Хельсинского совещания внутри коммунистического движения усилились позиции «еврокоммунистов», которые отказались от тезиса о диктатуре пролетариата, декларировали свою приверженность демократическим правам и свободам и осуждали подавление инакомыслия в СССР.

7. После смерти в 1976 г. Мао Цзэдуна новое китайское руководство взяло курс на проведение экономических реформ и сближение со странами Запада. Это означало, что Советский Союз мог оказаться в состоянии международной изоляции.

К началу 80-х гг. мир вновь вступил в стадию нарастания международной напряженности. В 1976 г. СССР начал замену устаревшего типа ракет среднего радиуса действия с ядерными боеголовками на новые комплексы. В ответ США с согласия своих союзников по НАТО начали в декабре 1979 г. размещать в Европе собственные ракетные комплексы, способные в течение 5–6 минут достигнуть территории СССР.

В 1978 г. в Афганистане был совершен государственный переворот. К власти пришли военные, ориентирующиеся на СССР. В результате борьбы внутри нового афганского руководства у руля государства встал Х. Амин, которого Москва подозревала в двойной игре и проамериканских симпатиях. В декабре 1979 г. при прямом участии советского спецназа Амин был свергнут, а в страну был введен советский воинский контингент. Операция ограниченного масштаба на деле втянула Советскую Армию в настояющую войну. Вторжение советских войск в Афганистан объединило непримиримых противников. Помощь афганским повстанцам оказывали США, Китай, Иран, Пакистан. Ввод войск в Афганистан ослабил позиции СССР в странах третьего мира. Присутствие советского воинского контингента рассматривалось как акт агрессии. На Сессии ГА ООН за резолюцию, осуждающую СССР, выступили 108 стран против 14.

Международное положение СССР еще больше обострилось из-за очередного кризиса в Польше. Впрочем, прямого военного вмешательства восточного соседа там не потребовалось. 10 декабря 1981 г. генерал В. Ярузельский объявил о введении в Польше военного положения. Было интернировано около 10 тыс. активных противников власти.

Неудача разрядки, экспансионистский курс советской внешней политики породили консервативную волну на Западе. В 1980 г. победу на президентских выборах в США одержал Р. Рейган, который объявил о программе Стратегической обороной инициативы (СОИ). Новый виток гонки вооружений был явно не по силам советской экономике, вступившей в стадию стагнации.

СССР в 1982–1985 гг.После смерти Л.И. Брежнева 10 ноября 1982 г. наступил переходный период, когда во главе страны на короткое время оказались Ю.В. Андропов (1982–1984) и К.У. Черненко (1984–1985).

Ю.В. Андропов, долгое время возглавлявший КГБ (1967–1982), как никто другой осознавал глубину кризисных явлений. При нем произошла частичная ротация кадров. Наиболее одиозные фигуры из числа ближайших сподвижников Брежнева были отправлены в отставку или даже подвергнуты уголовному преследованию. Был обновлен состав Политбюро. Выход из кризиса Андропов видел во всестороннем укреплении дисциплины и порядка. КГБ начал проводить рейды в магазинах, кинотеатрах и даже банях, выявляя тех, кто, числясь на работе, использует служебное время в личных целях. Эти меры дали краткосрочный эффект. По официальным данным, темпы роста экономики составили в 1983 г. 4,2% против 3,1% в 1982 г.

Идеологический курс нового руководства был противоречивым. Андропов поставил под сомнение тезис о построении развитого социализма. С другой стороны, был ужесточен контроль над литературой и искусством, резко усилилось преследование инакомыслия. К концу 1983 г. Андропову удалось окончательно разгромить диссидентское движение.

Новый советский руководитель попытался добиться некоторого смягчения международной напряженности. Он согласился начать переговоры с США по ракетам среднего радиуса действия, пытался привлечь Пакистан для переговоров об урегулировании конфликта в Афганистане. Ситуацию резко ухудшил инцидент со сбитым 1 сентября 1983 г. в воздушном пространстве СССР южнокорейским пассажирским самолетом. В глазах мировой общественности Советский Союз, который некоторое время скрывал факт уничтожения самолета, выглядел единственной виновной стороной. Президент США Р. Рейган назвал СССР «империей зла». Советско-американское противостояние резко обострилось.

Меры по усилению дисциплины и порядка, преследование руководителей высшего и среднего звена, жестокие уголовные наказания (вплоть до расстрела) хозяйственных руководителей нашли одобрение у большей части населения, хотя подобный курс вряд ли мог увенчаться успехом. Проводился он недолго, поскольку в феврале 1984 г. Андропов, страдавший тяжелым заболеванием, скончался.

К.У. Черненко был известен как ближайший соратник Брежнева. Человек, всю жизнь занимавшийся партийной работой, не имевший, в сущности, полноценного высшего образования, он рассматривался партаппаратом как лицо, которое может свернуть «кадровую революцию» Андропова. В качестве генерального секретаря Черненко пытался балансировать между выдвиженцами Андропова и «старцами» Политбюро. При нем не происходило значительных кадровых изменений, однако уголовные преследования коррупционеров продолжались.

Перестройка в СССР.После Черненко генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. Он заручился голосами выдвиженцев Ю.В. Андропова в Политбюро, а также той части «старой гвардии», которая понимала необходимость реформ и надеялась, поддержав Горбачева, сохранить свое политическое влияние. В течение 1985–1988 гг. Горбачев объединял вокруг себя команду единомышленников, одновременно вытесняя в отставку бывших соратников Л.И. Брежнева.

В выступлении на апрельском Пленуме ЦК КПСС 1985 г. Горбачев впервые озвучил свою концепцию реформ. Он предложил программу «ускорения экономического развития», которая включала модернизацию промышленности и преимущественное финансирование не нефтедобычи, а машиностроения. Горбачев также заявил о необходимости использования «человеческого фактора».

Уточненная концепция реформ была изложена в докладе генерального секретаря XXVII съезду КПСС. Глава партии говорил о необходимости коренных реформ, о «перестройке», а не о «совершенствовании» развитого социализма. Моделью экономической реформы для М.С. Горбачева был НЭП, при котором сосуществовали государственная и кооперативная формы собственности. В то же самое время Горбачев подчеркивал, что реформы должны базироваться на социальной справедливости, способствовать укреплению дисциплины и порядка. Эти внутренне противоречивые установки были реализованы в ряде мероприятий, довольно плохо согласованных между собой.

В мае 1985 г. в СССР началось проведение антиалкогольной кампании. Сама по себе борьба с повальным пьянством была необходима. Повышение цены на спиртные изделия, ограничения продажи алкоголя дали определенный эффект. В то же время административный запал, кампанейщина, когда в ходе борьбы с пьянством отдельные регионы объявлялись безалкогольными, дискредитировали саму идею. Бюджет в результате потерял с 1985 по 1988 г. около 67 млрд. руб. Резко возросло самогоноварение.

В мае 1986 г. началась кампания по борьбе с нетрудовыми доходами. По замыслам ее организаторов, она должна была нанести удар по теневой экономике. На деле ее жертвами оказывались лица, занимавшиеся «серым предпринимательством»: сдачей квартир, репетиторством и т.п. В отдельных регионах кампания свелась к уменьшению подсобных участков, разорению теплиц, в которых выращивались на продажу ранние овощи, и т.д.

Закон о госприемке 1986 г. попытался ужесточить требования к качеству выпускаемой продукции, но так как низкое качество зачастую зависело не столько от нерадивых исполнителей, сколько от того, что состояние технической базы предприятий оставляло желать лучшего, закон не дал ожидаемого эффекта.

Программа «ускорения» также вскоре забуксовала. Для технического перевооружения предприятий необходимо было повысить инвестиции в машиностроение, провести, в сущности, вторую индустриализацию, что государство не могло сделать без значительного понижения жизненного уровня населения. Сокращение доходов от продажи нефти и необходимость борьбы с последствиями Чернобыльской катастрофы 1986 г. увеличили нагрузку на бюджет. От амбициозных планов «ускорения» пришлось отказаться.

В рамках экономической реформы был принят закон о государственном предприятии, который значительно расширял возможности экономического маневра. Предприятия могли теперь устанавливать «горизонтальные» связи без посредства Госплана и Госснаба, распоряжаться прибылью и даже выходить на международные рынки. Были расширены возможности и для частнопредпринимательской деятельности. Законом от 19 ноября 1986 г. гражданам разрешалась индивидуальная трудовая деятельность без использования наемного труда в сфере производства товаров народного потребления и обслуживания.

В аграрной сфере, как и в области промышленности, первоначально реформы сводились к административным преобразованиям. 5 министерств, связанных с сельским хозяйством, были объединены в гигантское суперминистерство – Госагропром СССР. Когда работа этого гиганта оказалась неэффективной, он был упразднен. Ставка была сделана на арендный подряд. Закон, принятый в ноябре 1989 г., предоставлял право брать землю в аренду на срок до 50 лет со свободой распоряжения произведенной продукцией.

Но проведенные реформы не дали положительного эффекта. Радикальные преобразования нельзя было провести без закрытия убыточных предприятий, снижения численности работающих, что привело бы к безработице, без отказа от директивного ценообразования, что имело бы следствием рост цен. К таким тяжелым социальным последствиям не был готов ни реформатор, ни население страны.

Не дала ожидаемых результатов и аграрная реформа. За годы советской власти практически был уничтожен слой крестьян с предпринимательской жилкой. Крестьяне предпочитали гарантированную зарплату рискам самостоятельной предпринимательской деятельности. Помимо прочего, аренда не давала никаких гарантий устойчивой экономической деятельности фермера, т.к. договор легко мог быть расторгнут органами советской власти в одностороннем порядке. Но даже если крестьянин решался на самостоятельное хозяйствование, то, добившись выделения земельного пая в аренду, он не мог получить кредита для закупки оборудования.

В целом, половинчатые реформы М.С. Горбачева ускорили крах социалистической экономики. Как результат, с 1988 г. уровень жизни в стране начал резко снижаться. Дефицитом стали все ходовые товары народного потребления. В городах впервые с 1947 г. была восстановлена карточная система снабжения. С 1990 г. начинается падение объемов производства и резко возрастает инфляция, достигшая в конце 1991 г. 25% в неделю.

Осенью 1990 г. экономист Г.А. Явлинский, заместитель председателя Совета министров РСФСР, представил программу реформ, которая предусматривала поэтапный процесс перехода к рыночной экономике (программа «500 дней»). Этот документ, разработанный по инициативе российского и союзного руководства, впервые в качестве цели провозглашал создание частной собственности и рыночной капиталистической экономики. Однако программа Явлинского была отклонена Верховным Советом СССР.

М.С. Горбачев считал, что его реформы столкнулись с «механизмом торможения», т.е. с сопротивлением партийного и государственного аппарата в центре и на местах. Перестройка могла двинуться вперед лишь при поддержке народа, который должен был получить реальное влияние на механизмы политической власти. Горбачев вполне обоснованно полагал, что опорой преобразований может стать интеллигенция. Поэтому в 1987 г. он провозгласил целью реформ перестройку общественной системы и переход к гласности. Первоначально гласность означала расширение пределов свободы слова при сохранении цензуры (не допускались нападки на социализм, критика В.И. Ленина, обсуждение самой возможности многопартийной системы). Был также полностью демонтирован механизм политических репрессий, из лагерей выпущены диссиденты, возобновилась реабилитация лиц, репрессированных в сталинские годы.

В декабре 1988 г. была проведена важная реформа политической системы. Сессия Верховного Совета СССР внесла изменения в конституцию. Высшим органом власти становился Съезд народных депутатов из 2250 делегатов. 1500 делегатов избирались от избирательных округов, 750 – от зарегистрированных общественных организаций. К числу «общественных организаций» была отнесена и КПСС, посылавшая на съезд 100 делегатов. Сохранялась однопартийная система, но в округах могли баллотироваться несколько кандидатов. Съезд народных депутатов формировал двухпалатный Верховный Совет, который был постоянно действовавшим органом власти, имевшим, в отличие от предыдущих Верховных Советов, реальные полномочия.

Однако Съезд народных депутатов оказался громоздким и неработоспособным органом. Его заседания напоминали грандиозный митинг. Выступления делегатов продемонстрировали реальное многообразие советского общества. Несмотря на критику, консолидирующей фигурой был М.С. Горбачев, авторитет которого оставался высоким. Съезд избрал Горбачева председателем Верховного Совета СССР. Демократы, оказавшиеся на съезде в явном меньшинстве, создали Межрегиональную депутатскую группу. Она выступила против монополии КПСС и потребовала отменить 6-ю статью конституции.

Между тем, углубление национального кризиса и дальнейшее падение авторитета партии требовали усиления исполнительной власти. В марте 1990 г. был учрежден пост президента СССР. В выборах участвовали народные депутаты, а не все население. Такая система выборов уменьшала степень легитимности президента. Но Горбачев предпочел быть избранным съездом, контроль за которым он все еще сохранял, поскольку результат прямых выборов был абсолютно непредсказуем. Однако даже выборы на съезде продемонстрировали стремительную утрату Горбачевым популярности: он получил лишь 60% голосов депутатов.

Одновременно с введением поста президента СССР была отменена 6-я статья конституции. В стране начался процесс партийного строительства. Ранее других на политической арене выступил Демократический союз во главе с В.И. Новодворской. Эта организация, возникшая в 1988 г., занимала радикальные антикоммунистические позиции и подвергалась преследованиям властей. Одной из первых партий, получивших легальный статус, стала Либерально-демократическая партия во главе с В.В. Жириновским.

В годы перестройки произошли важные перемены во внешней политике Советского государства. М.С. Горбачев заявил о приверженности «новому политическому мышлению» и провозгласил приоритет общечеловеческих ценностей над идеями классовой борьбы. Генеральный секретарь сделал упор на необходимости сотрудничества с Западом для борьбы с бедностью и для предотвращения экологической катастрофы. Инструментом международного сотрудничества должна была стать ООН. Советское руководство пошло на ряд шагов по смягчению международной напряженности. С 1985 г. возобновились контакты на высшем уровне с США. СССР ликвидировал ракеты среднего радиуса действия в Европе. В одностороннем порядке были прекращены подземные испытания ядерного оружия. В 1991 г. между Советским Союзом и США было подписано соглашение о сокращении стратегических ядерных вооружений. В 1988–1989 гг. СССР вывел свои войска из Афганистана, способствовал прекращению гражданской войны в Анголе, Камбодже и Никарагуа.

В эти же годы СССР отказался от «доктрины Брежнева», заявив, что он не будет вмешиваться во внутренние дела своих союзников. В течение 1988–1989 гг. произошел демонтаж социализма в странах Восточной Европы. В Польше и Венгрии власть вступила в диалог с оппозицией и провела свободные выборы. В Чехословакии, Болгарии, ГДР свершились «бархатные революции», в ходе которых под давлением массовых народных выступлений коммунистические партии отказались от власти. В Румынии крушение режима Н. Чаушеску приняло характер кратковременной, но кровавой гражданской войны. Падение режима в ГДР привело к объединению Германии в 1990 г. В 1991 г. были ликвидированы СЭВ и ОВД.

Внешнеполитическая деятельность М.С. Горбачева сделала его имя популярным на Западе. В 1990 г. он был удостоен Нобелевской премии мира. Но в Советском Союзе оценка действий главы государства не была столь однозначной. Распад социалистического содружества воспринимался частью граждан СССР, как пересмотр итогов Второй Мировой войны и как приближение НАТО к советским границам.

Распад СССР.В течение 1989–1990 гг. кризис советской системы углублялся. Продолжался спад производства, дефицит приобрел тотальный характер, резко возросла внешняя задолженность. Летом 1989 г. начались крупные выступления рабочих в Кузбассе. Серьезной угрозой для единства страны стали межнациональные конфликты. Не менее опасным был и «парад суверенитетов». СССР формально представлял собой федерацию, хотя фактически это было унитарное государство, стержнем политической системы которого являлась власть КПСС. Ослабление партийного диктата позволило властям союзных республик воспользоваться своими суверенными правами, которые были декларированы конституцией СССР. Осенью 1988 г. Эстония заявила о приоритете республиканских законов над союзными. 12 июня 1990 г. Съезд народных депутатов РСФСР также провозгласил суверенитет. Так как власть центра без России обращалась в ничто, то де-факто именно с этого момента СССР перестал существовать как единое государство, став аморфным конгломератом республик. В январе 1991 г. Литва заявила о выходе из состава Союза. В ответ в Вильнюс были введены войска. «Умиротворение» сопровождалось человеческими жертвами.

В марте 1991 г. был проведен референдум о судьбе СССР. На первый взгляд, его результаты не оставляли сомнений в том, что большинство жителей страны желало сохранения союзного государства. Однако ряд республик проигнорировал референдум. А население России, одобрив сохранение союза, одновременно поддержало предложение учредить пост Президента РСФСР, что должно было еще больше ослабить союзную власть. В июне 1991 г. на всенародных выборах президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин. Российское руководство вступило в противоборство с союзным центром. Чтобы спасти хотя бы видимость единого государства, Горбачев инициировал переговоры с лидерами союзных республик. Так как переговоры проходили в подмосковной резиденции Горбачева Ново-Огарево, то они вошли в историю как новоогаревский процесс. Новый союзный договор, который резко ограничивал полномочия центральной власти, должен был покончить с монополией на власть КПСС. Подписание договора было намечено на 20 августа 1991 г. Но накануне этого события, 19 августа, ряд высших руководителей страны, в том числе премьер-министр СССР В.С. Павлов и вице-президент Г.И. Янаев, объявили о том, что перестройка зашла в тупик, а Горбачев серьезно болен. В стране было введено чрезвычайное положение, а высшим органом власти объявлен Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Горбачев, находившийся на отдыхе в Крыму, был изолирован в своей резиденции. Однако попытка переворота провалилась. К 21 августа ГКЧП потерпел полное поражение, и Горбачев вернулся в Москву. К этому времени ситуация в стране резко изменилась. Воспользовавшись путчем, Б.Н. Ельцин подчинил российскому руководству союзные органы власти. Его указом была запрещена коммунистическая партия. Союзные республики заявили о восстановлении своего полного суверенитета. Это окончательно подорвало позиции союзного центра. Горбачев попытался реанимировать новоогаревский процесс, однако постоянно сталкивался с противодействием российского руководства.

8 декабря 1991 г. на встрече в Беловежской пуще руководители трех союзных республик, которые основали СССР – Белоруссии, Украины и России – заявили о прекращении существования СССР и предложили создать конфедеративное объединение Союз независимых государств (СНГ). 21 декабря 11 союзных республик подписали в Алма-Ате декларацию в поддержку Беловежского соглашения. Вечером 25 декабря М.С. Горбачев в телевизионном обращении к нации заявил об уходе в отставку с поста президента СССР.

Российская Федерация. После распада СССР российское руководство, освободившись от тормозящего влияния союзных органов, смогло приступить к крупномасштабным реформам. Учитывая сложности переходного периода, Б.Н. Ельцин получил у Верховного Совета чрезвычайные полномочия и сам возглавил правительство. Его первым заместителем стал сторонник максимальной либерализации экономики Е.Т. Гайдар. В экономический блок правительства вошли также С.Ю. Глазьев, А.Н. Шохин, П.О. Авен, известные своими радикальными взглядами.

Со 2 января 1992 г. правительство отказалось от регулирования цен. Российский рынок сразу же наполнился товарами, но их цена была не по карману большинству граждан. Повышение цен и галопирующая инфляция свели на нет сбережения, хранившиеся на вкладах в сберегательных кассах. Таким образом, государство избавилось от значительного внутреннего долга, который отягощал бюджет.

С 1992 г. начала также осуществляться программа приватизации. Стоимость подлежавшей приватизации государственной собственности была разделена на число жителей. Каждый получал долю в 10 тыс. дореформенных рублей (примерная стоимость двух автомобилей «Волга») в виде приватизационного чека – ваучера. Ваучеры можно было обменять на акции государственных предприятий, подлежащих приватизации, или вложить в паевые инвестиционные фонды. Правительство надеялось, что приватизация отчасти улучшит материальное положение граждан, отчасти – самого государства, которое получит денежные доходы от передачи имущества в частные руки. Эти расчеты не оправдались. Из-за отсутствия законодательства, регулирующего финансовый рынок, ваучеры по большей части оказывались в руках спекулянтов или же директоров крупных предприятий. Паевые инвестиционные фонды один за другим заявляли о своем банкротстве. Большая часть населения не извлекла доходов из приватизации. Правда, смягчая широкое общественное недовольство, руководство страны допустило приватизацию жилья.

Не смогло извлечь доходов и само государство, т.к. собственность для ускорения приватизации часто продавалась по явно заниженной цене. Важным этапом перехода государственной собственности в частные руки стали так называемые залоговые аукционы, проводившиеся с 1995 г. Государство передавало в залог отдельным банкам часть своего имущества в обмен на денежный заем. Поскольку государство обычно не возвращало взятых сумм, собственность доставалась банкам, и их владельцы за малую цену получали контроль над нефтегазовой отраслью, никелем, алюминием и другими национальными богатствами.

Резкое повышение цен, нарушение производственных связей, отказ государства от поддержки предприятий оборонного комплекса привели к быстрому спаду промышленного производства, росту безработицы и невыплате зарплаты. Реформы вызвали стремительное падение уровня жизни и стали причиной растущей популярности коммунистов (в ноябре 1992 г. Конституционный суд отменил запрет коммунистической партии, которая в феврале 1993 г. провела свой восстановительный съезд). В итоге, в декабре 1992 г. Гайдар был отправлен в отставку, и главой правительства назначили хозяйственника В.С. Черномырдина, пообещавшего внести необходимые коррективы в экономический курс. Однако этого было недостаточно, чтобы успокоить недовольство.

Органом, объединявшим антиельцинскую оппозицию, стал Верховный Совет. Лишив президента чрезвычайных полномочий, Верховный Совет начал борьбу за власть. Во многом эта борьба была связана с несовершенством действовавшей конституции, которая нечетко разграничивала полномочия парламента и президента. 21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин подписал указ о прекращении полномочий Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. Указ объявлял о проведении референдума по проекту новой конституции, которая усиливала полномочия президента. Этим указом Ельцин нарушал действующую конституцию. В свою очередь, Съезд, не обладая необходимым кворумом, отправил Ельцина в отставку. Обе стороны вышли за рамки правового поля. Кризис теперь мог быть решен только силовым путем. В ночь с 3 на 4 октября сторонники съезда попытались захватить московскую мэрию и телестудию «Останкино». Для подавления выступлений Ельцин, как верховный главнокомандующий, привлек войска, которые начали штурм Дома Советов («Белого дома») и принудили депутатов к капитуляции. После этого президентским указом были распущены советы всех уровней.

12 декабря 1993 г. прошли выборы в новые представительные органы, а также референдум по проекту новой конституции, которая получила одобрение большинства голосовавших. По новой конституции высшим органом власти являлось Федеральное Собрание, состоявшее из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации. В Совет Федерации входили представители всех субъектов РФ. Депутаты Государственной Думы избирались в округах по мажоритарной системе и от политических партий по пропорциональной системе. Правительство формировалось президентом, а его глава утверждался Федеральным Собранием по представлению президента. В случае, если президентская кандидатура будет трижды отклонена, президент имел право распустить Думу. Сам президент избирался на 4 года всеобщим прямым голосованием и мог занимать пост не более двух сроков подряд. Таким образом, новая конституция создавала сильную президентскую власть.

На выборах в Первую Думу значительное число голосов получила не проправительственная гайдаровская партия «Демократический выбор России», а партия Жириновского и коммунисты из КПРФ. Выборы 1995 г. также принесли большинство мандатов коммунистам. И только в 1999 г. проправительственному блоку «Единство» удалось достичь на выборах значительных успехов.

В 1996 г. прошли очередные выборы президента. Б.Н. Ельцин, к тому времени утративший значительную долю своей былой популярности, с трудом выиграл второй тур выборов, опередив своего главного соперника – лидера коммунистов Г.А. Зюганова.

На протяжении всех 90-х гг. в России происходил спад промышленного производства. Правительство Черномырдина, стремясь обуздать инфляцию, начало выпуск государственных краткосрочных обязательств (ГКО). ГКО обеспечивали высокий доход и охотно покупались банками. Вырученные от продажи обязательств деньги государство использовало для покрытия бюджетного дефицита. Задолженность по ГКО все время нарастала. В 1998 г. резко упала выручка от продажи нефти, что стало причиной серьезного финансового кризиса (дефолта). Государство ввело трехмесячный мораторий по исполнению собственных финансовых обязательств. Это привело к резкому расстройству финансового рынка. Курс доллара вырос примерно в три раза. Население вновь потеряло все свои сбережения. Цены резко пошли вверх, что ударило по работникам бюджетной сферы. Однако падение курса рубля повысило конкурентоспособность отечественных товаров. С 1999 г. начался устойчивый рост промышленного производства. Оздоровило ситуацию и то, что правительство Е.М. Примакова, сформированное после дефолта на основе широкой межпартийной коалиции (в его состав впервые были включены представители КПРФ), сумело провести через Думу бездефицитный бюджет.

Одной из болезненных проблем новой России был национальный вопрос. Некоторые крупные субъекты РФ (Татарстан, Якутия) потребовали себе дополнительных полномочий. Тува заявила о том, что сохраняет за собой право выхода из состава федерации. Но наиболее радикальное решение приняло руководство Чечни, которое после путча заявило о выходе из состава РФ. Мятежная территория стала центром нелегальных сделок, всякого рода спекуляций и т.п. Осенью 1994 г. российское руководство ввело войска в Чечню. Плохо продуманная и плохо подготовленная операция привела к значительным потерям. Отчаявшись разрешить конфликт силовым путем, осенью 1996 г. Москва подписала с боевиками соглашение о выводе армии из Чечни. Вопрос о статусе Чеченской республики был отложен до 2000 г. Новые чеченские лидеры во главе с А. Масхадовым не смогли взять ситуацию под свой контроль: продолжались похищения и убийства людей. В 1999 г. боевик Ш. Басаев попытался вовлечь в войну с Россией Дагестан. Это спровоцировало начало Второй Чеченской войны, в ходе которой на территории республики была восстановлена российская власть.