Лекция 12. СССР в 1945–1991 гг. 2 страница

Не менее острым был Кубинский (Карибский) кризис. После того, как в 1959 г. на Кубе к власти пришел Фидель Кастро, отношения между Кубой и США резко ухудшились. Попытка Вашингтона в апреле 1961 г. организовать интервенцию на «Остров свободы» потерпела провал. Кубинский лидер, в свою очередь, заявил, что Куба будет строить социализм и взял курс на сотрудничество с СССР. Москва не отказала ему в поддержке и разместила на Кубе ракеты среднего радиуса действия. Свои действия советское руководство рассматривало как адекватный ответ на размещение НАТО таких же ракет на территории Турции. Для Вашингтона появление на Кубе советских ракетных установок означало вторжение СССР в зону американского влияния. После того, как руководство США в октябре 1962 г. получило неопровержимые доказательства развертывания на Кубе советской военной базы, была объявлена морская блокада острова. Мир оказался на грани ядерной войны. Надо отдать должное советскому и американскому лидерам – Н.С. Хрущеву и Дж. Кеннеди, которые в дни кризиса не прерывали неофициальных контактов и стремились к достижению договоренностей. В конце октября компромисс был достигнут. СССР отказывался от размещения на Кубе наступательного оружия, а США брали обязательства не предпринимать попыток свергнуть режим Кастро. США также отказывались от размещения в Турции ракет среднего радиуса действия.

Карибский кризис показал, насколько важно сохранить атмосферу доверия в противоборствующем мире. Вскоре между Кремлем и Белым Домом была установлена прямая телефонная связь. Важным фактором в уменьшении угрозы ядерной войны стало подписание в августе 1963 г. Московского договора о запрете испытания ядерного оружия в трех сферах – атмосфере, космическом пространстве и под водой. Действенность этого договора ослаблялась тем, что к нему не присоединилась Франция и КНР.

Так называемое социалистическое содружество – восточноевропейские страны, СССР рассматривал как своеобразный пояс собственной безопасности. В ответ на вступление ФРГ в НАТО в 1955 г. страны содружества и СССР подписали Варшавский пакт о создании своего военно-политического союза (организации Варшавского договора – ОВД). Вскоре новый союз подвергся серьезным испытаниям. Решения XX съезда КПСС вызвали живой отклик в Восточной Европе. Доклад Хрущева давал основания для того, чтобы поставить под сомнение универсальность советского опыта построения социализма. Вначале волнения охватили Польшу, где произошли крупные рабочие выступления в Познани. Народное движение было взято под контроль реформистским крылом Польской объединенной рабочей партии (так называлась партия коммунистов) во главе с В. Гомулкой. Советам пришлось примириться с новым польским руководством, которое в свою очередь обещало сохранить прежний внешнеполитический курс и не выходить из ОВД.

По-иному развернулись события в Венгрии. Осенью 1956 г. стихийное народное недовольство приняло ярко выраженный антикоммунистический характер. Новый лидер страны И. Надь под давлением народа заявил о выходе Венгрии из ОВД. В ответ советское руководство использовало военную силу для подавления революции. И все же сменивший И. Надя Я. Кадар продолжил курс осторожных рыночных реформ и расширил контакты Венгрии с западными соседями.

Если в странах Восточной Европы критика Хрущевым Сталина воспринималась как половинчатая и непоследовательная, то в КНР она рассматривалась как измена Советского Союза делу мировой пролетарской революции. В конечном счете, к 1963 г. две крупнейших коммунистических партии мира – КПК и КПСС – начали открытую полемику. В 1964 г. Мао Цзэдун заявил, что «в Советском Союзе осуществляется диктатура буржуазии, диктатура немецко-фашистского типа». Советская сторона, в свою очередь, обвиняла китайское руководство в догматизме и даже в неотроцкизме. Стали резко ухудшаться и межгосударственные отношения между СССР и Китаем.

Итоги хрущевского десятилетия выглядят довольно противоречиво. В эти годы резко повысился уровень материального благосостояния трудящихся, были прекращены массовые репрессии, мир отступил от черты ядерной войны. И в то же время авторитет Хрущева неуклонно снижался. После того, как в «железном занавесе» появились бреши, советские люди смогли убедиться, что уровень их благосостояния достаточно низок. Программа Хрущева по построению коммунизма стала давать сбои вскоре после своего провозглашения и воспринималась общественным мнением с изрядной долей иронии. Можно говорить и об определенных группах советской элиты, которые были недовольны Н.С. Хрущевым.

Прежде всего, это была партноменклатура. Хрущев прекратил массовые репрессии, но, тем не менее, постоянно тасовал кадры. Кроме того, стремление Хрущева приблизить партийных деятелей к производству, разделение партийных организаций на сельские и промышленные отрывало партийный актив от насиженных городских кресел. Таким образом, Хрущев лишался поддержки среднего и низшего звена партаппарата.

Критика, даже непоследовательная и ограниченная, массовых сталинских репрессий, обнародование документов о методах следствия, воспоминаний узников ГУЛага ставило под удар репрессивные органы, прежде всего КГБ. Резкое сокращение численности армии (Хрущев полагал, что ядерное оружие делает ненужным огромную сухопутную армию и военно-морской флот) было встречено с недовольством в генеральской и офицерской среде. И, наконец, некомпетентное вмешательство Хрущева в дела литературы и искусства лишили его поддержки творческой интеллигенции.

В результате, в октябре 1964 г. Пленум ЦК КПСС принял решение о смещении Хрущева. Главой партии был избран Л.И. Брежнев, правительство возглавил А.Н. Косыгин.

Развитие СССР в 1965–1982 гг. Перед новым руководством стояла достаточно сложная задача: отказаться от непродуманных преобразований, внести стабильность в жизнь общества, и в то же время сохранить и даже повысить сложившийся уровень жизни в стране, что требовало экономических реформ. Вначале новое партийное руководство упразднило разделение промышленных и сельскохозяйственных партийных организаций. Упразднению подверглись и совнархозы, вместо них снова были восстановлены министерства. Несомненной заслугой нового руководства был отказ от поиска универсального чудо-средства, с помощью которого можно решить проблемы как промышленного, так и аграрного развития.

К середине 60-х гг., когда стало очевидным, что темпы развития экономики не совпадают с наметками третьей партийной программы, были пересмотрены и некоторые идеологические установки. Выступая на торжественном заседании, посвященном 50-летию Октябрьской революции, Л.И. Брежнев провозгласил, что в СССР построен развитой социализм. Это означало, что построение коммунизма нельзя приурочить к какой-либо точной дате, он постепенно разовьется сам. Идеология развитого социализма абсолютизировала длящееся настоящее. Это настоящее не нуждалось более в коренных реформах, а только в совершенствовании.

Изменилось также отношение к сталинской эпохе. Критика культа личности постепенно была свернута. Вместе с тем, новое советское руководство, опасаясь негативной реакции, как советской интеллигенции, так и западноевропейских коммунистических партий, не решилось окончательно реабилитировать Сталина.

В 1965 г. начались реформы в области промышленности и сельского хозяйства. Для колхозов и совхозов устанавливались твердые плановые задания на пять лет, не подлежавшие пересмотру. Сами эти задания были ниже планов, устанавливаемых при Хрущеве, и исходили из реального уровня развития сельского хозяйства. Количество обязательных показателей снизилось, и колхозам была дана относительная экономическая свобода в пределах плановых заданий. Государственные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию были увеличены на 20% и затем неоднократно повышались при сохранении стабильных розничных цен. За сданную сверхплановую продукцию колхозы получали дополнительную 50% надбавку. Резко возрастали вклады государства в укрепление материально-технической базы, стимулировалось развитие энергетической системы села и мелиорации. Наконец, с колхозов были списаны государственные долги.

В основе реформ в промышленности лежали предложения харьковского экономиста Е.Г. Либермана, который считал возможным совместить плановую экономику с элементами рынка. Он, в частности, предлагал повысить роль хозрасчета и прибыли в определении эффективности работы предприятия. Но поскольку соответствующие преобразования осуществлялись под руководством председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина, они стали известны как косыгинская реформа.

Прежде всего, резко сокращалось количество обязательных показателей, которые устанавливали для предприятий центральные планирующие органы. Эффективность работы оценивалась не по валу (объему произведенной продукции), а по объему реализованной продукции, что ставило производителя в зависимость от спроса. Вводился такой показатель, как рентабельность (отношение прибыли к затратам). Предусматривались меры материального стимулирования работников. В целом косыгинская реформа дала определенный эффект в годы восьмой пятилетки (1966–1970). В это время промышленное производство ежегодно возрастало на 8,5%. Однако затем темпы роста стали снижаться. Причиной неудачи реформы было утопичное стремление совместить план и рынок, – с введением министерств директивные органы постепенно стали увеличивать количество плановых показателей, и относительная самостоятельность предприятий была сведена на нет. К 1970 г. реформа была свернута.

В начале 70-х гг. с отказом от реформ происходит консервация режима. Наступает эпоха «застоя». Советская экономика этого периода во многом представляла собой модернизированную модель сталинской системы. Она базировалась на всеобъемлющем планировании. Стремление выполнить план во что бы то ни стало вело к росту приписок, заведомому занижению плановых заданий, ухудшению качества продукции и т.д. Действующий нерыночный механизм постоянно воспроизводил дефицит с одной стороны и перепроизводство – с другой. Кроме того, централизованное планирование приводило к росту бюрократического аппарата.

Другой чертой, неразрывно связанной с распределительной сферой, стало формирование теневой экономики. В той или иной степени «теневые» виды деятельности использовались всеми без исключения советскими предприятиями. Большая часть теневых операций осуществлялась для решения критических проблем, к примеру, получения дефицитного сырья или оборудования, удержания ценных специалистов путем выплаты вознаграждения, не предусмотренного нормативами оплаты труда, и т.д. Подобная деятельность, очень часто находившаяся на грани закона, позволяла партноменклатуре сохранять контроль над директорским корпусом, ибо при желании любого хозяйственника можно было привлечь к уголовной ответственности за экономические преступления.

Еще одной характерной чертой экономики брежневской эпохи стало создание предприятий-гигантов. Обычно такие предприятия-гиганты, являясь монополистами, не стремились к обновлению ассортимента. Попытки государства усилить связь науки и производства путем создания научно-производственных объединений также оказались малоэффективными из-за нежелания предприятий внедрять новую технику. Развитие гражданских отраслей производства тормозил мощный военно-промышленный комплекс. Развитие военного производства, объективно связанное с ростом международной напряженности во второй половине 60-х гг., поглощало до 20% валового национального продукта. Производство продолжало носить экстенсивный, металлоемкий и энергоемкий характер, не учитывало необходимость экономии ресурсов и экологические требования.

Как результат, если в 60-х – середине 70-х гг. промышленности удавалось сохранять довольно высокие темпы экономического роста, то с середины 70-х темпы развития резко упали. Ежегодный прирост промышленной продукции в годы десятой пятилетки составил 4,4%., а в годы одиннадцатой – 3,7%. Стали очевидными симптомы системного кризиса.

Аналогичные тенденции наблюдались и в сельском хозяйстве. Происходило постепенное сокращение колхозов и преобразование их в совхозы с гарантированной оплатой труда, не зависящей от его результатов. При организации совхозов производство обычно переносилось в центральную усадьбу, а так называемые «неперспективные деревни» обрекались на вымирание. Игнорировалась многоотраслевая специализация сельского хозяйства, и совхозы-гиганты ориентировались на какую-либо одну отрасль. Возникали зерновые, картофелеводческие, хлопководческие и т.д. хозяйства. Для предприятий-гигантов строилась соответствующая техника. Сверхмощные трактора и комбайны, щедро оплачиваемые государством, наносили урон почве. Значительная часть урожая терялась при уборке и транспортировке. Выход государство видело в создании крупных агропромышленных объединений. Эта здравая идея при ее осуществлении выразилась в создании гигантской вертикальной структуры, венчаемой Госагропромом.

Угрожающий характер приобрел кризис сельского хозяйства в Нечерноземье, той зоне, которая была сердцем России. Упадок сельскохозяйственного производства, который начался еще до революции, был усугублен бурными потрясениями начала XX в. и войной. Проведя освоение целинных земель, государство не обращало внимания на проблемы нечерноземной деревни. В результате только за 1954–1959 гг. здесь выпало из сельскохозяйственного оборота более 13 млн. га. Довоенный уровень производства зерна был достигнут лишь к 1967 г. В 1974 г. было принято постановление «О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства в нечерноземной зоне РСФСР». Однако к существенным сдвигам это постановление не привело.

В итоге темпы роста производства сельскохозяйственной продукции сокращались от пятилетки к пятилетке. По официальным данным, прирост производства сельскохозяйственной продукции составил в годы восьмой пятилетки 3,8% в год, девятой – 2,3%, десятой – только 1,7%. Поэтому необходимое продовольствие приходилось ввозить из-за рубежа. Если в 1976–1980 гг. импорт сельскохозяйственной продукции составлял примерно 10% от произведенной в стране, то в 1981 г. уже свыше 28%. Неэффективность плановой модели проявлялась и в том, что затраты на сельское хозяйство росли, не давая необходимого экономического эффекта.

Экономические проблемы несколько сглаживались благоприятной ситуацией в нефтегазовом комплексе. В середине 60-х гг. начинается освоение богатейшего нефтеносного месторождения в Западной Сибири. Применение дешевых нефти и газа позволяло снижать себестоимость выпускаемой продукции. Подписание в 1970 г. соглашения между СССР и ФРГ об экспорте газа открыло западные рынки для поставки советской нефтегазовой продукции. После «нефтяного кризиса» 1973 г., когда арабские страны ввели эмбарго на торговлю с Западом, цены на нефть и газ резко выросли. Это делало торговлю энергоносителями особенно выгодной. В этой ситуации доля топлива и энергоносителей в структуре советского экспорта превысила 50%. Нефтедоллары позволяли вести закупку зерна за рубежом, импортировать новое оборудование и технологии, закупать товары широкого потребления. Таким образом острота экономического кризиса временно ослаблялась. Но подобная структура экспорта низводила СССР на уровень стран третьего мира, торгующих своими природными ресурсами. Постепенно наиболее нефтеносные пласты истощились, нефтедобыча потребовала новых капиталовложений, себестоимость продукции возросла. К тому же с середины 80-х гг., благодаря использованию странами Запада новых технологий, снизились их потребности в энергоносителях. Мировые цены на нефть и газ стали падать. Это нанесло тяжелый удар советской экономике.

Заметные сдвиги происходили в социальной сфере. На протяжении всего советского периода неуклонно росло население городов. К 1979 г., согласно данным переписи, в городах проживало около двух третей всех жителей СССР. Урбанизация страны была тесно связана с повышением образовательного уровня населения. В конце 60-х гг. было введено обязательное всеобщее среднее образование. Высшее образование стало необходимым условием для карьерного роста. В начале 80-х гг. высшее или специальное среднее образование было у 40% взрослого городского населения. В стране насчитывалось свыше 5 млн. студентов.

В соответствии с идеологической догмой, в СССР не было эксплуататорских классов, общество было социально однородным и состояло из рабочего класса, колхозного крестьянства и трудовой интеллигенции. На первый взгляд, это утверждение было близким к истине. Разрыв между самыми низкооплачиваемыми категориями работников и высокооплачиваемыми не был слишком значительным. Квартплата оставалась невысокой и не повышалась с 1928 г., стоимость проезда в городском транспорте носила символический характер, бесплатным было здравоохранение, широкодоступными – путевки в дома отдыха и санатории. С другой стороны, из-за нерасчлененности в стране власти и собственности, господства распределительной экономики серьезная социальная дифференциация существовала между теми, кто имел доступ к материальным благам и распределял дефицит, и теми, кто довольствовался минимумом, который обеспечивала советская система. Привилегированной частью общества была номенклатура– руководители партийных и советских организаций, директоры крупных промышленных предприятий, ректоры вузов и т.д. Относительно невысокий уровень оплаты труда компенсировался многочисленными привилегиями – возможностью купить дефицитные товары в закрытых распределителях, получить квалифицированную медицинскую помощь в специальных закрытых поликлиниках и т.д.

Численность номенклатуры составляла около 2,5% населения. Состав этой группы в 30–60-е гг., благодаря чисткам Сталина и реформам Хрущева, постоянно обновлялся, открывая возможности карьерного роста выходцам из низов. В эпоху Брежнева номенклатура приобрела замкнутый характер, доступ в нее случайным людям был закрыт. Руководители оставались на своих местах до последней возможности, так что западные социологи начали говорить о советской геронтократии –власти стариков. Действительно, к 1980 г. средний возраст членов Политбюро составлял 71 год.

К группе номенклатуры по уровню жизни близка и часть советских ученых, имевших академический статус. Достаточно высоким был уровень жизни у лиц, связанных со сферой обслуживания, которая смыкалась со сферой «серой» и теневой экономики. Статусный уровень интеллигенции заметно понизился. Это было связано, во-первых, с политикой выравнивания доходов, когда оплата низкоквалифицированного труда повышалась, опережая рост заработков квалифицированной рабочей силы. Во-вторых, можно говорить о таком явлении, как структурная безработица – в стране возникло перепроизводство технической интеллигенции, лишенной перспектив карьерного роста. Такие люди зачастую предпочитали работать не по специальности, занимая рабочие места, которые требовали известной квалификации и оплачивались выше, чем труд рядового инженера.

Среди рабочих достаточно высок был уровень лиц, выполнявших неквалифицированный труд (до 40% рабочих, занятых в промышленности). Стремительно сокращался удельный вес тружеников села. Тяжелый труд и отсутствие инфраструктуры, соответствующей городским стандартам, делали жизнь в селе непривлекательной в глазах молодежи. Тенденция к старению была наиболее заметна у сельского населения.

Уровень жизни населения в целом постоянно повышался. Ежегодно вводилось в строй примерно 10 млн. кв. м. жилья. Рост оплаты труда и высокий уровень социальных стандартов, на которые ориентировался потребитель, стали причиной появления дефицита и очередей. С другой стороны, демографическиетенденции были неблагоприятными. Рождаемость неуклонно снижалась. С начала 80-х гг. стала увеличиваться смертность и понизилась средняя продолжительность жизни. В условиях господства экстенсивной экономики это означало постоянную нехватку рабочей силы. К тому же снижение рождаемости было неравномерным. В Средней Азии и на Кавказе проблем с рождаемостью не существовало. Это приводило к тому, что доля славянского населения в СССР неуклонно снижалась и, следовательно, страна должна была в скором времени столкнуться с серьезными этническими проблемами.

В 1977 г. была принята новая конституция СССР. Она провозглашала построение в стране развитого социализма. Конституция гарантировала советским гражданам широкие социальные и политические права. Среди прочего, гражданам гарантировались свобода слова и свобода печати, но при условии, что этими правами они будут пользоваться в интересах социализма. Такая редакция статьи позволяла интерпретировать любые виды оппозиционной деятельности как противозаконные.

6-я статья новой конституции впервые в истории нашей страны закрепила роль КПСС как руководящей и направляющей силы советского общества. КПСС насчитывала в середине 80-х гг. около 19 млн. членов. В ней можно выделить «внешнюю» партию – рядовых граждан, и партию «внутреннюю», представленную номенклатурой. Официальной идеологией партии являлся марксизм-ленинизм. Однако революционный дух марксистского учения давно отлетел от партии. Марксизм превратился в мертвую догму, а заученные формулы стали своеобразной этикетной формой, которая демонстрировала лояльность. Хотя партия считалась авангардом рабочего класса, на деле вступить в ее ряды стремились не столько рабочие, сколько интеллигенция, поскольку только членство в КПСС открывало возможности для карьерного роста. Характерной чертой советского общества и партии стало двоемыслие и конформизм, когда на собраниях говорилось одно, а в домашнем кругу – другое.

В сфере общественной жизни важным явлением становится формирование зачатков гражданского общества в виде диссидентского движения. Во многом продолжая традиции освободительного движения в России, диссиденты отличались от него тем, что на первый план они выдвигали проблему реализации прав и свобод, гарантированных конституцией страны. Лозунги политической борьбы и изменение общественного строя принципиально исключались из арсенала диссидентов. Их деятельность носила открытый, публичный характер, воплощаясь в выставках нонконформистского искусства, подаче коллективных петиций, демонстрациях, распространении «самиздата» (неподцензурных текстов, обычно размножавшихся на пишущих машинках или фотоспособом).

Началом диссидентского движения считается демонстрация, проходившая в Москве у памятника Пушкину 5 декабря 1965 г. с требованием гласного суда над литераторами А.Д. Синявским и Ю.М. Даниэлем, которые были арестованы за публикацию своих сочинений на Западе. Первой неформальной правозащитной организацией стала «Инициативная группа защиты прав человека в СССР», созданная 20 мая 1969 г. После подписания Советским Союзом Хельсинских договоренностей, которые предусматривали соблюдение прав и свобод человека, в СССР в мае 1976 г. была сформирована «Московская хельсинская группа».

Участники диссидентского движения подвергались серьезным репрессиям. Обычно их преследовали за «клевету» на социалистический строй, либо признавали невменяемыми и посылали на принудительное лечение в психбольницы. Наиболее активные диссиденты под угрозой преследования отправлялись в эмиграцию, либо прямо высылались из страны.

Внешняя политика СССР при Брежневе. Во внешней политике СССР второй половины 60-х – начала 80-х гг. можно выделить три этапа. Первый этап (середина 60-х – начало 70-х гг.) характеризуется резким ухудшением отношений с США и Китаем, кризисными явлениями в странах социализма. Второй (70-е гг.) стал временем разрядки и роста международного влияния СССР. Третий этап (1980–1985 гг.) сопровождался новым витком гонки вооружений в противостоянии с США, кризисом отношений с социалистическими странами и странами третьего мира.

Летом 1964 г. Конгресс США принял так называемую Тонкинскую резолюцию, которая позволяла американскому правительству оказать широкомасштабную помощь Южному Вьетнаму. В ответ СССР начал поставки в Северный Вьетнам зенитной артиллерии, боеприпасов и медикаментов. В регион были отправлены советские военные советники. Все это резко осложнило советско-американские отношения.

СССР продолжал сохранять авторитет среди стран третьего мира. Благодаря советскому посредничеству в 1966 г. в Ташкенте были подписаны соглашения об урегулировании индо-пакистанского конфликта. В 1967 г. СССР выступил на стороне арабских стран во время «шестидневной войны» с Израилем.

Вместе с тем, ухудшение отношений Москвы с Пекином привело к кризису международного коммунистического движения. На стороне Китая открыто выступила Албания, которая в 1968 г. вышла из ОВД. Самостоятельный политический курс проводило руководство Румынии. Но наиболее острую форму принял кризис в Чехословакии. В 1968 г. Коммунистическую партию Чехословакии возглавил А. Дубчек, провозгласивший курс на строительство социализма «с человеческим лицом». Началась так называемая «Пражская весна»: в стране была отменена цензура, запущена экономическая реформа. Новый курс чехословацкого руководства вызывал недовольство, как в Москве, так и у ряда восточноевропейских лидеров. 21 августа 1968 г. страны Варшавского договора (за исключением Румынии) совершили военную интервенцию в Чехословакию. Уступая силе, чешское руководство вынуждено было подписать договор о размещении на территории страны советского воинского контингента. Вскоре руководство реформаторов было смещено, а в Чехословакии началась политика «нормализации». Реформаторы были исключены из партии, ряд политических деятелей, деятелей культуры и искусства отправились в эмиграцию.

Для обоснования законности интервенции была сформулирована «теория ограниченного суверенитета» или «доктрина Брежнева». В соответствии с этой доктриной, сохранение социализма объявлялось высшей ценностью. Поэтому в случае угрозы социалистическим завоеваниям, «братские страны» обязаны были оказать помощь союзнику, даже если он и не просил об этом. Интервенция в Чехословакии еще более обострила кризис коммунистического движения. Акцию Варшавского договора осудил ряд западноевропейских коммунистических партий.

Правительства западных стран также осудили действия СССР и его союзников, но не предприняли активных действий, считая Чехословакию зоной советского влияния. Все это позволяло советскому руководству продолжить курс на внешнеполитическую разрядку, начатый еще Хрущевым.

Со второй половины 50-х гг. окрепло экономическое могущество западноевропейских государств, наметился процесс европейской интеграции. Европейские союзники США начали дистанцироваться от наиболее одиозных внешнеполитических решений своего заокеанского партнера. В частности, Франция осудила Вьетнамскую войну. Оставаясь членом блока НАТО, французы вышли из его военной организации. Противоречиями США и Западной Европы стремилась воспользоваться советская дипломатия. В 1966 г. с триумфом проходит визит в СССР президента Франции генерала Ш. де Голля. В ходе визита была достигнута договоренность о расширении политических, экономических и культурных связей.

В результате выборов 1969 г. в ФРГ к власти пришло правительство социал-демократов. Его возглавил В. Брандт, убежденный антифашист, сторонник признания реалий послевоенного мира. В 1970 г. был подписан Московский договор, в соответствии с которым ФРГ признавала послевоенные границы Германии и существование ГДР. В 1971 г. была разрешена берлинская проблема. Страны-победительницы закрепили за Западным Берлином особый статус. Территория города не входила в состав ФРГ, хотя ФРГ могла представлять Западный Берлин на международной арене. СССР, в свою очередь, брал обязательства не препятствовать передвижению товаров и людей между Западным Берлином и ФРГ.

На протяжении 50–60-х гг. Советский Союз не раз выдвигал инициативы по достижению всеобщего и полного разоружения, которые носили пропагандистский характер. Важным шагом в смягчении ядерного противостояния стало подписание в 1968 г. договора о нераспространении ядерного оружия. Договор ограничивал «ядерный клуб» державами, которые произвели ядерные испытания до 1 января 1967 г. (СССР, США, Великобритания, Франция, КНР). Эти государства брали обязательства не передавать ядерные технологии кому-либо еще, а прочие государства обязывались не разрабатывать ядерного оружия. Договор разрешал использовать ядерную энергию в мирных целях. Для международного контроля над соблюдением договора создавалось Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Из ядерных держав к договору в то время не присоединились КНР и Франция, которые, однако, соблюдали основные его положения.

Обзаведясь своим ядерным оружием, КНР претендовала на место в числе сверхдержав. Отношения между СССР и Китаем во второй половине 60-х гг. продолжали ухудшаться и достигли в 1969 г. стадии локальных пограничных конфликтов. Советско-китайское противостояние создавало возможность для дипломатического маневра США, заинтересованных в улучшении отношений как с Китаем, так и с Советским Союзом (к началу 70-х гг. был достигнут ядерный паритет между СССР и США, и дальнейшая гонка вооружений становилась бессмысленной). В 1972 г. состоялся визит президента США Р. Никсона в Пекин, а затем и в Москву. Между двумя сверхдержавами был подписан важный пакет соглашений, в том числе договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1) и соглашение по системе противоракетной обороны (ПРО). Эти соглашения открыли путь к разрядке международной напряженности или, как ее называли на Западе, детанту.

В 1973 г. состоялся ответный визит Брежнева в США. В 1974 г. во время встречи советского лидера с президентом Дж. Фордом во Владивостоке была достигнута принципиальная договоренность о подписании договора ОСВ-2. Однако этот договор был подписан только в 1979 г. и не прошел ратификацию из-за интервенции СССР в Афганистан. Тем не менее, стороны соблюдали подписанное соглашение.

Кульминацией разрядки стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. в Хельсинки, участие в котором приняли все страны Европы (за исключением Албании), а также США и Канада. Главы государств подписали «Заключительный акт совещания», который по форме был скорее торжественной декларацией и не требовал ратификации. Стороны признавали нерушимость границ, отказывались от применения силы в разрешении межгосударственных конфликтов. Международно-правовое признание получила ГДР. Обеим германским государствам открывался доступ в ООН. Таким образом, СССР добился признания послевоенных реалий и закрепил их в международном соглашении. Запад, в свою очередь, зафиксировал ряд важных положений в гуманитарной области. Участники Совещания признавали нерушимость прав человека, брали обязательство способствовать обмену информацией, людьми и идеями. Таким образом, после подписания Хельсинских договоренностей нарушение прав и свобод граждан переставало быть «внутренним делом» того или иного государства. Этот третий раздел «Заключительного акта» стал правовой основой для создания в СССР хельсинских групп, которые сыграли важную роль в истории диссидентского движения.