Лекция 8. Российская империя во второй половине XIX в.

Реформы 60–70-х гг. XIX в. Отмена крепостного права.60–70-е гг. XIX в. вошли в историю России как время Великих реформ, затронувших почти все сферы жизни общества и в значительной степени изменивших облик страны. Непосредственным толчком к их осуществлению стало поражение в Крымской войне. Военные неудачи отчетливо показали военно-техническую отсталость николаевской империи, продемонстрировали полнейшую несостоятельность ее экономической и политической системы. Всем, даже представителям консервативного лагеря, было ясно: либо в России будет отменено крепостное право и проведены буржуазные реформы, либо она рискует оказаться на обочине исторического развития.

Вступивший на престол Александр II (1855–1881) вначале не проявлял склонности к преобразованиям, однако вскоре он оценил положение дел в стране и осознал необходимость срочной модернизации. Преодолевая сопротивление большинства дворянства, император начал решительные действия по отмене крепостного права, результатом которых стал манифест от 19 февраля 1861 г., опубликованный 5 марта того же года. Согласно этому документу, крепостные крестьяне получали свободу. Россия вступила в новый этап своего развития, в период коренной модернизации.

Вместе с тем, если внимательно рассмотреть условия отмены крепостного права, то становится очевидным, что крестьяне по-прежнему во многом оставались в зависимости и от помещика, и от общины, и от государства, и являлись самой бесправной частью населения страны. Что касается зависимости крестьян от помещиков, то она в значительной степени сохраняла свой крепостнический характер. Крестьяне освобождались с землей, но за выкуп, осуществляемый по утвержденным государством правилам и расценкам. Они должны были заплатить помещику 20% стоимости предоставляемого им надела, а оставшуюся часть выкупа предоставляло государство в виде ссуды, которую необходимо было погасить с процентами в течение 49 лет. Если крестьяне соглашались выкупить землю, то они заключали с помещиком договор и переходили на выкуп. Условия договора определялись на основе добровольного соглашения между помещиком и бывшими крепостными с привлечением мирового посредника. Помещик подписывал договор не с каждым крестьянином в отдельности, а с общиной, которая и становилась юридическим собственником земли. Крестьяне же становились полными собственниками земли только после выплаты ссуды государству. До перехода на выкуп они получали статус «временнообязанных» и за пользование землей должны были нести фиксированные повинности в виде оброка или барщины. Лишь с января 1883 г. государство в обязательном порядке перевело всех оставшихся крестьян на выкуп.

Необходимость выплаты выкупных платежей и процентов за ссуду государству привела к сохранению экономической зависимости от него освобожденных помещичьих и удельных крестьян. Поскольку подавляющая часть помещиков была против освобождения крепостных, проведенную реформу можно назвать своеобразным компромиссом между помещиками, правительством и крестьянами. Но этот компромисс был осуществлен явно не в пользу последних. Русские крестьяне были фактически ограблены, ибо получили после освобождения на 20% земли меньше, чем было у них в пользовании до отмены крепостного права. Земля, «отрезанная» у крестьян в пользу помещиков и потому получившая название «отрезков», как правило, была лучшей по качеству. Выкупная стоимость надельной земли оказалась на 25% выше рыночной. Учитывая ежегодные выплаты крестьян по ссудам, крестьяне к началу XX в. выплатили около 300% предоставленной им ссуды.

Судебная реформа. За отменой крепостного права последовала целая серия буржуазных реформ. В 1864 г. была проведена судебная реформа. Согласно новым Судебным уставам, суд становился бессословным, гласным, независимым и состязательным. В стране вводилась адвокатура – институт присяжных поверенных, которые не являлись государственными служащими. Учреждались коронный (общий) суд и мировой. Первой инстанцией коронного суда являлся окружной суд, учреждаемый для нескольких уездов. Окружной суд рассматривал значительные гражданские иски и уголовные дела – последние с участием выборных присяжных заседателей, которые выносили вердикт. В зависимости от вердикта, судья (назначаемый царем) и два члена суда либо определяли меру наказания для подсудимого, либо немедленно освобождали его. Второй инстанцией коронного суда являлась судебная палата, объединявшая несколько судебных округов. В судебной палате рассматривались дела о государственных и должностных преступлениях, а также апелляции по решениям окружных судов, принятых без участия присяжных заседателей. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат, обладавший правом кассации, т.е. пересмотра и отмены судебных решений. Решения самого Сената обжалованию не подлежали.

Мировые суды разбирали мелкие уголовные и гражданские дела, иск по которым не превышал 500 руб. Эти суды создавались в уездах и городах, а судопроизводство в них было упрощено. Мировые судьи избирались на уездных земских собраниях и в городских думах, а утверждались Сенатом.

Пореформенная судебная система России также включала в себя духовный суд (консисторию) по духовным делам, а для военных существовали специальные военные суды. Вводились и сословные волостные суды – они создавались в деревне и судили исключительно крестьян за незначительные гражданские и уголовные преступления. Волостные суды выносили приговоры на основе обычного крестьянского права и в качестве наказания по приговору такого суда могли быть применены телесные наказания розгами. Такой же вид наказания применялся к штрафным солдатам и матросам, арестантам и ссыльным.

Земская реформа.В январе 1864 г. Александр II утвердил проект «Положения о губернских и уездных земских учреждениях», после чего он получил силу закона. По этому закону в России создавались органы местного самоуправления, которые состояли из распорядительных органов – уездных и земских собраний и исполнительных – уездных и губернских земских управ. Все они избирались на три года. Земские органы были всесословными, но порядок проведения выборов давал поместному дворянству заметные преимущества. Сфера деятельности земств касалась исключительно хозяйственных функций местного значения. Они должны были заниматься поддержанием в порядке дорог, больниц, тюрем, земской почты, учреждением школ, организацией ветеринарной службы, строительством церквей. Земства не могли выполнять никаких политических функций, и правительство строго следило за этим.

Городская реформа.16 июня 1870 г. Царем был утвержден проект «Городового положения». Согласно ему, в 509 городах России создавались новые бессословные органы городского самоуправления, избиравшиеся на четыре года и получившие название городских дум. К выборам допускались лишь те граждане, которые платили городские налоги, т.е. обладавшие определенным имущественным цензом – владельцы городской недвижимости, банков, торгово-промышленных заведений. Как и земства, органы городского самоуправления имели право заниматься только хозяйственными вопросами.

Финансовая реформа.Развитие капиталистических отношений в стране потребовало реорганизации финансовой системы, находившейся в тяжелом состоянии после Крымской войны. В 60-х гг. XIX в. был проведен ряд мероприятий, направленных на централизацию финансового дела и упорядочение аппарата финансового управления. В 1860 г. был учрежден Государственный банк, заменивший все имевшиеся ранее кредитные учреждения. Было упорядочено составление государственного бюджета. Ответственность за распределение доходов и расходов возлагалась на министра финансов. Сведения о доходах и расходах стали публиковаться. Была также отменена система откупов, которая заменялась акцизной системой.

Военная реформа.В начале 60-х гг. правительство приступило к военной реформе. Была реорганизована и централизована система военного управления, проведено реформирование военных учебных заведений, приняты новые военные уставы, началось перевооружение армии. Одним из ключевых элементов военной реформы стало введение нового принципа комплектования вооруженных сил. Согласно закону 1874 г., вместо рекрутской повинности вводилась всеобщая воинская повинность.

Политический кризис рубежа 1870–80-х гг. В конце 70-х гг. в России стали ощущаться явные признаки внутриполитического кризиса. С одной стороны, либерально настроенные круги выражали недовольство незавершенностью реформ, с другой стороны, консерваторы выражали недовольство самим проведением преобразований. Все это происходило на фоне усилившейся террористической деятельности радикалов, устроивших нестоящую «охоту на царя».

В создавшейся ситуации для стабилизации положения в стране указом от 12 февраля 1880 г. была создана «Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия». Во главе ее был поставлен харьковский генерал-губернатор М.Т. Лорис-Меликов, который вскоре был назначен и министром внутренних дел. Он проявлял изобретательность и беспощадность в борьбе с революционерами, но полагал, что только карательными мерами вывести Россию из кризиса нельзя. Лорис-Меликовым был выработан проект привлечения выборных представителей от земств с правом совещательного голоса в комиссию при Государственном Совете, которая могла бы участвовать в обсуждении общегосударственных вопросов. Этот план получил в обиходе название «конституции Лорис-Меликова», хотя, конечно же, таковой не являлся. Предложения Лорис-Меликова были одобрены царем, и на 4 марта 1881 г. было назначено их обсуждение в Государственном Совете. Однако 1 марта 1881 г. Александр II был убит народовольцами, что резко изменило направление правительственной политики по отношению к дальнейшим реформам.

Общественное движение в эпоху Великих реформ. В России с конца 50-х гг. XIX в. наблюдалось заметное оживление общественного движения. Именно в это время произошло размежевание между русскими либералами и революционными демократами, за чем последовало окончательное оформление трех течений в общественном движении: консервативного, либерального и революционного.

Консерватизм. Идеологической основой этого идейно-политического направления по-прежнему оставалась «теория официальной народности». Консерваторы выступали за незыблемость традиционных устоев русского общества и прежде всего самодержавия. Идеологами русского консерватизма являлись К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, В.П. Мещерский, М.Н. Катков.

Либерализм. Сторонники этого течения выступали за продолжение реформ, за введение конституционных начал и демократических свобод, за расширение капиталистических отношений. Либералы ратовали за эволюционный путь развития и осуществление своих целей связывали исключительно с реформами «сверху», стремясь предотвратить возможность революции. Идеологами либерализма являлись К.Д. Кавелин, М.М. Стасюлевич, Б.Н. Чичерин, Д.И. Шаховской, П.А. Долгоруков и др.

Революционно-демократическое направление. В отличие от либералов, представители этого направления призывали к коренному переустройству русского общества насильственным путем – через революцию. Они были самыми активными в общественном движении России, а их действия – самыми радикальными. Основные положения революционно-демократического направления были изложены в трудах А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского, написанных на рубеже 50–60-х гг. XIX в. Несколько позже, на рубеже 60–70-х гг., они получили развитие в работах М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева и оформились в идеологию народничества. В этой идеологии, при общей направленности, выделялись три течения – бунтарское, пропагандистское и заговорщическое.

Идеологом бунтарского течения в народничестве был М.А. Бакунин, являвшийся одним из видных идеологов международного анархизма. Бакунин полагал, что русский крестьянин по своей природе – бунтарь и готов к решительным действиям. Поэтому от революционеров требуется одно – идти в массы и поднимать крестьян на бунт.

Идеологом пропагандистского течения являлся П.Л. Лавров. Он также полагал, что преобразовать общество можно через революцию, которая выйдет «из деревни, а не из города». Однако Лавров считал, что крестьянство еще не готово к революции. Основной силой, преобразующей общество, ему виделась интеллигенция, которая должна вначале сама пройти подготовку, а затем начать планомерную пропагандистскую работу среди народа.

Идеологом заговорщического направления был П.Н. Ткачев. По его мнению, русский крестьянин не только не готов к революции, но и вообще не сможет подняться на восстание. Поэтому добиваться свержения самодержавия в России нужно не через крестьянскую революцию, а через захват власти революционерами-заговорщиками. Но для этого необходимо создать хорошо законспирированную сплоченную революционную организацию.

Наряду с разработкой теоретических положений в революционном лагере предпринимались и попытки организационного сплочения. В 1861 г. начала создаваться тайная организация «Земля и воля», делавшая ставку на крестьянскую революцию. Поскольку эти надежды не оправдались, а организация была ослаблена арестами, в 1864 г. она самораспустилась. Однако и после прекращения деятельности «Земли и воли» в стране продолжали существовать революционные организации. В целом, в революционном движении в России, начиная с 60-х гг., явно прослеживается усиление тенденций к радикализму и даже экстремизму.

Среди революционных организаций, действовавших на рубеже 60–70-х гг., особо выделяется «Народная расправа» (1869–1871). Ее основателем был С.Г. Нечаев (поэтому организацию часто называют «нечаевцами»), ставший прототипом главного героя романа Ф.М. Достоевского «Бесы». В созданной им организации Нечаев требовал слепого повиновения и беспрекословного выполнения его приказов. Когда один из членов организации студент И.И. Иванов выразил свое несогласие, Нечаев вынудил остальных членов кружка согласиться на убийство несогласного и застрелил его. Хотя большинство революционеров осуждало методы Нечаева, это осуждение не было безоговорочным.

В начале 70-х гг. народничество переживает новый подъем, – его идеи охватывают все большее число революционно настроенной молодежи. В 1873 г. началось, а в 1874 г. достигло наибольшего размаха «хождение в народ». Хотя перед его началом велась определенная организационная работа в революционной среде, в целом это движение носило стихийный характер. Несколько тысяч молодых пропагандистов из различных городов страны двинулись в деревню поднимать народ на революцию. Однако из этого ничего не вышло. Молодые пропагандисты оказались не готовы к работе в крестьянской среде. Крестьяне не воспринимали призывов к «всеобщему бунту», мало того, неединичными были случаи, когда они сами выдавали революционеров властям. Всего арестам подверглось более 4 тыс. человек.

Крушение пропагандистских кампаний подтолкнуло революционеров к созданию централизованной организации, имеющей четкую структуру и программу действий. В 1876 г. была организована новая «Земля и воля». Главным методом борьбы вновь была провозглашена пропаганда среди крестьян, а также других слоев населения. Но и на сей раз достичь сколько-нибудь заметных результатов агитаторам не удалось. Среди членов организации наметилась тяга к террору, который казался им более эффективным средством. Сторонники террора начали тайно объединяться. Все это привело в 1879 г. к расколу «Земли и воли» на две самостоятельные организации.

Одна из них получила название «Черный передел». Ее возглавили Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, П.Б. Аксельрод. Они остались на прежних позициях и продолжали проводить пропагандистскую работу. Но никаких ощутимых результатов не достигли. В начале 80-х гг. «Черный передел» перестал существовать, а его лидеры оказались в эмиграции.

Большая часть бывших землевольцев оказалась в другой партии, получившей название «Народная воля». Это была мощная, сплоченная и хорошо законспирированная организация. Ее руководящим центром стал исполнительный комитет, в который вошли А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская, Н.В. Морозов, В.Н. Фигнер и др. Главным методом борьбы с самодержавием «Народная воля» провозгласила террор против представителей власти и прежде всего царя. По мнению народовольцев, убийство царя должно было привести к политическому кризису в стране. Это позволило бы им захватить власть, после чего должно было вспыхнуть всенародное восстание. После целого ряда неудачных покушений террористам, наконец, удалось убить императора Александра II. Но, вопреки ожиданиям революционеров, власть выдержала этот удар, народного восстания не произошло, а их организация была разгромлена. Все это показало несостоятельность взглядов народников.

Российское общество после Великих реформ.В рассматриваемый период население Российской империи заметно выросло и, согласно переписи 1897 г., составило 128 млн. чел. Несмотря на значительное увеличение городского населения, к концу XIX в. оно составляло лишь 13% от общей численности жителей страны. Отмена крепостного права создала обширный рынок свободной рабочей силы, благоприятствующий эволюции капиталистических отношений. Однако сохранение многих пережитков крепостничества в деревне, существование крестьянской общины, сословные ограничения, а также самодержавная, т.е. феодальная по сути, политическая власть оказывали негативное влияние на экономические и социальные процессы, происходившие в империи. Поэтому пореформенное развитие страны носило весьма противоречивый характер.

Сельское хозяйство.Основу экономики России составлял аграрный сектор, но именно в нем развитие капиталистических отношений шло особенно медленно. Значительная часть пахотных земель, причем лучшего качества, после отмены крепостного права осталась в руках помещиков. Не все помещики смогли приспособиться к новым условиям, а это, как правило, вело их к разорению и необходимости продавать поместья. Поэтому в пореформенный период шел процесс перераспределения земли, которая переходила в руки буржуазии, а чисто помещичье землевладение неуклонно сокращалось.

Проникновение капиталистических отношений в крестьянские хозяйства в России шло очень медленно. Это являлось следствием того, что передел земли при отмене крепостного права был проведен в пользу помещиков и породил такое негативное явление как крестьянское малоземелье. Крестьяне получили на 20% земли меньше, чем у них было до освобождения, а резкое увеличение численности населения привело к дальнейшему уменьшению крестьянских наделов. Парадокс заключался в том, что в России было очень много неосвоенных земель, пригодных для землепользования. Однако правительство не предпринимало никаких серьезных мер по осуществлению переселенческой политики и ликвидации малоземелья.

Кроме того, сохранение общины и необходимость выплаты громадных выкупных платежей «привязывали» крестьян к своим наделам, мешали социальной дифференциации деревни, тормозили внедрение сельскохозяйственной техники и передовых методов ведения хозяйства. Положение крестьянства оставалось очень тяжелым. К тому же часто случались неурожаи, порождавшие голод. Так, громадным бедствием для России стал голод, разразившийся в 1891–1892 гг. и охвативший 29 губерний.

Промышленность.В отличие от сельского хозяйства, капиталистические отношения в промышленности внедрялись быстро и успешно. Именно во второй половине XIX в. (в 1880-х гг.) в России завершился промышленный переворот.

Развитие промышленности во второй половине XIX в. можно разделить на два этапа. Первый охватывает период 60–70-х гг. и характеризуется определенным замедлением темпов развития промышленного производства в традиционных промышленных районах, прежде всего на Урале. Это объясняется тем, что предпринимателям необходимо было приспособиться к новым капиталистическим условиям. В этот период основным видом промышленной продукции были предметы потребления. Быстрыми темпами развивалась легкая промышленность, прежде всего, текстильная.

Второй период приходится на 80–90-е гг. В это время наблюдается бурный подъем промышленности, растет удельный вес производства средств производства. Возникают новые отрасли – угольная, нефтедобывающая, химическая, машиностроение. Заметно расширяется и география расположения промышленных районов.

Темпы развития промышленности в России были очень высокими – за 40 пореформенных лет общий объем промышленного производства увеличился в 7 раз. Быстро росла концентрация производства. Уже в 90-е гг. XIX в. в России появились первые монополистические объединения. За последнее десятилетие века русская промышленность достигла очень больших успехов, выйдя по выплавке чугуна на третье место в мире, а по добыче нефти – на первое. Промышленный подъем продолжался до 1899 г., а затем общеевропейский промышленный кризис охватил и российскую экономику. Кризис продлился до 1903 г., и в его условиях в России заметно ускорился процесс создания монополистических объединений (преимущественно синдикатов и картелей). После окончания кризиса начался период депрессии, продолжавшийся до 1908 г., а затем вновь начался промышленный подъем, длившийся вплоть до 1913 г.

Транспорт, торговля, финансы. Огромное значение для развития капитализма играл транспорт, прежде всего железнодорожный. Для России с ее огромными территориями это было особенно важно. В рассматриваемый период происходит стремительное увеличение железнодорожной сети. К строительству железных дорог широко привлекался частный капитал, однако уже в середине 90-х гг. подавляющая их часть принадлежала государству. Железные дороги связали центр страны с Закавказьем, Средней Азией. В 1891 г. началось строительство Транссиба – Великой Сибирской магистрали, что имело не только экономическое, но и стратегическое значение. Всего за 1893–1902 гг. было простроено 27 тыс. км железных дорог. Однако по сравнению с развитыми европейскими державами и США, Россия заметно отставала по железнодорожному обеспечению.

Большое значение для России имел водный транспорт, поскольку внутри страны существовало множество судоходных артерий. К концу XIX в. в России имелось 2,5 тыс. речных пароходов. Во несколько раз выросло и количество морских судов.

Во второй половине XIX в. завершилось складывание всероссийского рынка, что имело громадное значение для развития экономики страны. Производство и потребление окончательно приобрели товарный характер – товарооборот в стране постоянно рос. Причем не только за счет увеличения продажи сельхозпродукции и предметов потребления, но и за счет продажи сырья и продукции машиностроения.

Заметно выросла внешняя торговля, что свидетельствовало о продвижении России на мировой рынок. Для российской внешней торговли был характерен положительный внешнеторговый баланс. Основой экспорта была сельскохозяйственная продукция, в основном зерно. Импорт состоял не только из предметов роскоши и колониальных товаров, как ранее, но также из машин и всевозможного оборудования.

Развитие капиталистических отношений серьезно повлияло на финансовую систему империи. Активизировалась деятельность Государственного банка, был проведен ряд мер по укреплению рубля. Возникли акционерные коммерческие банки. Заметную роль в финансовой системе России играл иностранный капитал.

Успехи, достигнутые Россией в промышленности и финансовой сфере, напрямую связаны с деятельностью С.Ю. Витте, который в 1892–1903 гг. занимал пост министра финансов. Стремясь к модернизации страны, он проводил политику форсированной индустриализации. С этой целью в конце XIX в. правительством был проведен ряд мероприятий, которые обычно именуются «реформами Витте» (к их числу относятся: протекционизм, привлечение иностранного капитала, введение золотого обеспечения рубля, увеличение косвенных налогов, введение винной монополии). Все они были взаимосвязаны и направлены на увеличение поступлений в казну, которые затем использовались для кредитования промышленности.

Социальная структура.В пореформенный период произошли заметные изменения в социальной структуре русского общества. Как и весь этот период в целом, они носили противоречивый характер. Это было связано с тем, что в России, несмотря на развитие капитализма и формирование его двух основных классов – буржуазии и пролетариата, по-прежнему сохранялось сословное деление общества с сословными привилегиями и ограничениями. Поэтому в социальной структуре переплетались черты старого и нового.

Россия при Александре III.После гибели Александра II на российский престол вступил его сын Александр III (1881–1894). Он отличался ярко выраженными консервативными взглядами. Потрясенный убийством отца и опасаясь дальнейших покушений, первые годы своего правления новый император провел в Гатчине под усиленной охраной.

Во внутренней политике Александр III выступал за сохранение и усиление самодержавной власти, за жесткое подавление не только революционного, но и либерально-оппозиционного движения. Во внешней политике он считал необходимым избегать войн, за что его стали именовать «царем-миротворцем».

Царствование Александра III вошло в историю как эпоха «контрреформ». Причину политического кризиса в России император видел не в государственном устройстве страны, а во влиянии вредных идей, пришедших с Запада. Реформы, проведенные Александром II, он оценивал чрезвычайно негативно. Но поскольку полностью отменить уже проведенные преобразования было практически невозможно, правительство Александра III стало издавать законы, которые ограничивали их характер и действие. Кроме того, были расширены полномочия полиции и центральных и местных органов власти, направленные на борьбу с нарушениями «государственного порядка».

В 1890 г. была проведена земская контрреформа, призванная усилить роль дворянства в органах местного самоуправления. В 1892 г. появилось новое «Городовое положение», дававшее преимущество при выборах крупной буржуазии и ставившее городское самоуправление под контроль правительства. В конце 80-х гг. были внесены серьезные изменения и в судебную систему, которые ограничили ее независимость, публичность и гласность. Заметно усилился контроль со стороны властей за образовательными учреждениями и органами печати. Фактически проводилась политика возврата к сословному образованию. Изданный в 1887 г. «Циркуляр о кухаркиных детях» запрещал принимать в гимназию «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей».

В аграрно-крестьянском вопросе политика Александра III сводилась преимущественно к стремлению сохранить патриархальные устои в деревне, т.е. укрепить крестьянскую общину, а также усилить роль помещиков, восстановить их права по отношению к крестьянам. В 1889 г. было издано «Положение о земских участковых начальниках», согласно которому в сельской местности вводился институт земских начальников, назначаемых министром внутренних дел из числа местных дворян. Их задачей являлось осуществление административно-полицейского контроля над крестьянами.

Тринадцатилетнее правление Александра III – это время упущенных возможностей. Казалось, в России наступил период стабильности, но это была лишь иллюзия, поскольку все проблемы страны, порождавшие революционные настроения не просто сохранялись, но и умножались. Противоречия как бы загонялись вглубь, и впоследствии они неминуемо должны были выйти наружу и дать о себе знать с еще большей силой. Ускоренная индустриализация России меняла ее социально-экономический облик, и на этом фоне средневековая политическая система самодержавия выглядела все большим анахронизмом, противоречила интересам развития страны.

Общественное спокойствие в период царствования Александра III было связано и с тем, что в его начале революционное движение было разгромлено, а общество пребывало в состоянии шока, вызванного убийством царя. Революционное народничество после уничтожения «Народной воли» трансформировалось в либеральное народничество, которое отказалось от революционной борьбы. Его сторонники призывали к эволюционным реформам, которые должны были постепенно улучшить положение народа и привести страну к социализму. Среди идеологов либерального народничества выделялись В.П. Воронцов и Н.К. Михайловский.

Однако в конце ХIХ в. настало время, когда либералы вновь заговорили о реформах, а в революционном движении произошла перегруппировка сил и на первый план стали выходить радикально настроенные марксисты. В 1883 г. в Женеве была организована первая русская марксистская группа «Освобождение труда». Ее членами стали бывшие участники «Черного передела» во главе с Г.В. Плехановым, разочаровавшиеся в народничестве и перешедшие на позиции марксизма. В самой России в это же время стали создаваться марксистские кружки Д.И. Благоева, М.И. Бруснева, Н.Е. Федосеева (в кружках последнего начинал свою марксистскую деятельность В.И. Ульянов (Ленин)).

Все более организованным становилось рабочее движение. Еще в 1875 г. возникла первая рабочая организация «Южнороссийский рабочий союз», который действовал в Одессе под руководством Е.О. Заславского. В 1878–1880 гг. в Петербурге существовал «Северный союз русских рабочих» под руководством С.Н. Халтурина и В.П. Обнорского.

Под влиянием растущего рабочего движения правительством было положено начало рабочему законодательству, упорядочивающему отношения между фабрикантами и пролетариями. В 1882 г. был издан закон об ограничении работы малолетних и об учреждении фабричных инспекций для контроля над условиями труда. В 1885 г. вышел закон о запрещении ночной работы для подростков и женщин. В 1886 г. появилось постановление о штрафах, размер которых отныне не должен был превышать трети заработной платы. В 1897 г. была ограничена длительность рабочего дня (максимальная продолжительность – 11,5 часов).

Внешняя политика России во второй половине XIX в.После поражения в Крымской войне Россия оказалась в чрезвычайно сложном положении – южные рубежи империи оставались незащищенными, упал ее международный авторитет, и фактически она очутилась в изоляции. Из-за военно-технической отсталости добиться пересмотра условий Парижского мира Россия могла только дипломатическим путем. Поэтому основная задача российской дипломатии, возглавляемой министром иностранных дел А.М. Горчаковым, заключалась в том, чтобы найти союзников и выйти из международной изоляции, ликвидировать ограничительные условия Парижского договора и получить возможность вновь проводить активную политику в своих интересах.

Осуществить эту задачу было непросто, поскольку сложившийся в 50-х гг. XIX в. англо-австро-французский блок стремился сохранить изоляцию России. Однако международная обстановка стремительно менялась. В 1870–1871 гг. в ходе франко-прусской войны Франция потерпела сокрушительное поражение. Россия во время этой войны заняла нейтральную позицию, выгодную Пруссии. После разгрома Франции, русская дипломатия заявила о невозможности считать себя обязанной соблюдать соглашения 1856 г. В 1871 г. в Лондоне состоялась конференция всех держав, участвовавших в заключении Парижского мира. На ней была подписана Лондонская конвенция, отменившая статьи Парижского трактата, что явилось огромной победой русской дипломатии.

В последующие годы продолжалось укрепление прусско-австрийско-русских связей, хотя Россия с тревогой следила за усилением возникшей в Европе Германской империи и укреплением позиций Австро-Венгрии на Балканах. В 1873 г. был подписан договор между Россией, Австро-Венгрией и Германией, подтвержденный в 1881 и в 1884 гг. Этот договор получил название «Союз трех императоров» – Александра II, Франца Иосифа и Вильгельма I. Союз не оправдал надежды ни одной из подписавших его сторон, но в то же время он объективно способствовал обеспечению мира в Европе.

Балканский кризис. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. В 70-х гг. XIX в. вновь обострилась обстановка на Балканах. Это было связано с ростом национально-освободительного движения южнославянских народов и с вмешательством европейских держав в дела этого региона. В 1875 г. начались восстания против турок в Боснии и Герцеговине, а в следующем году – в Болгарии. Турки жестоко подавили эти выступления, истребив при этом более 30 тыс. человек. Летом 1876 г. войну против Турции начали Сербия и Черногория. Однако военные действия складывались неблагоприятно для сербов. Россия вначале пыталась помочь Сербии мирным путем, избегая военного вмешательства, поскольку проводимые в империи реформы требовали больших средств, а перевооружение армии еще не было закончено. При активном участии российских дипломатов европейские страны пытались оказать давление на Турцию и заставить ее провести реформы в христианских районах на Балканах, но султан отказался сделать это.

В создавшихся условиях, чтобы не потерять влияние на Балканском полуострове, помочь братским славянским народам и угодить общественному мнению, Александр II 12 апреля 1877 г. подписал манифест об объявлении войны Турции. Военные действия развернулись на Балканах, где вместе с русской армией против турок сражались болгарские ополченцы и румынские войска (Румыния в мае 1877 г. провозгласила свою независимость и вступила в войну), и в Закавказье. Несмотря на многочисленные трудности, боевые операции развивались успешно для России. Под угрозой полного поражения Турция предложила провести мирные переговоры, которые закончились подписанием 19 февраля 1878 г. Сан-Стефанского мира. По его условиям Черногория, Сербия и Румыния обретали полную независимость, Босния и Герцеговина получали автономию. Также на правах автономии создавалось крупное Болгарское государство. Россия возвращала себе территорию Южной Бессарабии, утраченную после Крымской войны, на Кавказе к ней отходили Ардаган, Карс, Баязет и Батум. Кроме того, Турция должна была выплатить контрибуцию в 310 млн. руб.

Однако такие условия мира не устраивали Англию и Австро-Венгрию. Под их давлением Россия вынуждена была согласиться на созыв международного конгресса в Берлине в 1878 г. На этом конгрессе Россия снова оказалась в изоляции, и условия Сан-Стефанского мира были пересмотрены. Принятый на конгрессе Берлинский трактат явно ущемлял интересы России и славянских стран. По его условиям подтверждалась независимость Румынии, Сербии и Черногории. Болгария делилась на две части: одна из них получала автономию, а другая оставалась под властью Турции. Австро-Венгрия добилась права оккупировать Боснию и Герцеговину. Англия получала Кипр. В Закавказье за Россией оставались лишь Карс и Ардаган.

Политика России в Средней Азии.Во второй половине XIX в. Средняя Азия превратилась в арену политической и экономической борьбы между Российской и Британской империями. На территории Средней Азии в это время существовало три государства – Кокандское и Хивинское ханства и Бухарский эмират, а также обитали туркменские племена, не создавшие своей государственности. К началу 60-х гг. XIX в. в состав России вошел весь Казахстан, а затем большая часть киргизских племен добровольно признала власть царя. Все это вызвало войну с Кокандским ханством, в ходе которой началось проникновение России в Среднюю Азию. В 1865 г. русские войска взяли Ташкент, после чего было образовано Туркестанское генерал-губернаторство. В 1868 г. признал свою вассальную зависимость от России Бухарский эмират, а в 1873 г. – Хивинское ханство. В первой половине 80-х гг. были покорены туркменские племена. Таким образом, вся Средняя Азия оказалась под властью России.

Дальневосточная политика России. Продажа Аляски.У России долгое время не было официально признанной границы в Сибири и на Дальнем Востоке. Проблема требовала скорейшего решения. В результате подписания Айгунского (1858) и Пекинского (1860) договоров с Китаем, русско-китайская граница стала официально проходить по Амуру.

Сложно решался вопрос о границе с Японией, поскольку существовали спорные территории. В 1855 г. в Японии, в городе Симода, был подписан договор, по которому Курильские острова признавались территорией России, а остров Сахалин подпадал под совместное правление. В 1875 г. в Петербурге был подписан новый договор, согласно которому Курильские острова отходили Японии, а остров Сахалин – России.

Финансовые трудности, отдаленность территории и ее малая заселенность заставили царское правительство в 1867 г. продать Аляску и прилегающие к ней Алеутские острова США за 7,2 млн. долларов. Так Россия лишилась своих владений в Северной Америке.