Лекция 5. Россия и Европа в XVII в. 2 страница

Черносошенные крестьяне были лично свободны, жили общиной с мирским сходом и выборными должностными лицами: старостой и сотскими. Однако они не могли покидать свои земли, если не находили себе замены. Черносошенные крестьяне платили подати государству, а кроме того должны были выполнять различные повинности (мостовую, дорожную и т.д.). Наблюдался процесс сокращения числа черносошенных крестьян. Но вместе с тем, в стране продолжали существовать районы, где практически не было крепостных: Поморье, области проживания казаков, Сибирь.

В XVII в. в России по-прежнему существовал институт холопов (дворовая челядь, приказные люди, управлявшие хозяйством феодала, военные слуги, задворные и деловые люди, работавшие на хозяйской пашне), однако в целом холопство уже изживало себя, и наблюдалось стирание границ между холопами и крепостными крестьянами.

Своеобразной прослойкой общества являлись «гулящие люди», т.е. те, кто находился вне крестьянских и городских общин и не нес «государева тягла» – скоморохи, дети священников, служилых и посадских людей, наемные рабочие, бродяги, нищие и т.п.

Особым сословием в России было казачество. В XVII в. наблюдается постепенное превращение казаков в своеобразную категорию служилых людей, несущих пограничную службу. Отношение московского правительства к казакам было двойственным. С одной стороны, оно нуждалось в казаках, поскольку с их помощью можно было эффективно защищать южные рубежи, и поэтому правительство признавало за казаками право на владение землей, снабжало провиантом, деньгами и оружием. С другой стороны, правительство стремилось поставить казаков под свой контроль и отношения с казаками в XVII в. периодически обострялись.

Сельское хозяйство. Основой экономики страны было сельское хозяйство, развитие которого носило экстенсивный характер. В XVII в. шло дальнейшее освоение земель Дикого Поля, Среднего Поволжья и Сибири. Все это способствовало увеличению сбора зерна, тем более, что на южном черноземе средняя урожайность была в два раза выше.

Развивалось и скотоводство. В нечерноземной зоне – мясомолочное, там, в основном, выращивали коров и коз. В большинстве своем домашний скот не отличался высокой продуктивностью, но уже появляется и породистый скот. На юге и на юго-востоке, в основном в районе Поволжья, развивалось кочевое скотоводство, там население занималось овцеводством и коневодством.

Занимались также садоводством и пчеловодством. Не утратила своего значения и охота, особенно на пушного зверя. В Поморье охотились и на морского зверя.

Ремесло и мануфактуры. В XVII в. происходит перерастание ремесла (т.е. производства на заказ) в мелкотоварное производство (изготовление продукции для рынка). Как и в сельском хозяйстве, в ремесленном производстве идет процесс специализации производства: выделяются районы кузнечного, кожевенного, полотняного, поташного дела, а также районы соледобычи и солеварения.

Важным новшеством для России стало появление мануфактур. Мануфактура – это крупное предприятие, на котором происходит разделение труда и применяется ручной труд. Большинство авторов относит начало мануфактурного производства в России к 1636 г., когда голландец Андрей Виниус в Тульско-Каширинском районе открыл металлургический завод. В XVII в. в России действовало примерно 30 мануфактур. Они принадлежали русским и иностранным купцам, феодалам и государству. На них применялся как наемный, так и принудительный труд. Поскольку в России в тот период не сложился из-за крепостнических отношений устойчивый рынок свободной рабочей силы, государство стало приписывать к мануфактурам крестьян. Особенностью мануфактур в России являлось и то, что эта форма производства не развилась самостоятельно, а была в готовом виде перенесена из Западной Европы, прежде всего по инициативе государства.

Торговля. В XVII в. Россия вступила в новый этап своего экономического развития, – в стране началось формирование всероссийского рынка, что свидетельствовало о развитии внутренней торговли и товарно-денежных отношений. Многие города превратились в крупные торговые центры, самым крупным из которых была Москва.

Новым явлением в развитии внутренней торговли стала организация ярмарок, которые играли роль региональных центров торговли. Наиболее крупные ярмарки, такие как Макарьевская (недалеко от Нижнего Новгорода), Свенская близ Брянска, Ирбитская в Сибири и ряд других, имели значение всероссийских и связывали отдельные регионы, способствуя тем самым складыванию единой экономической системы. Развитию внутренней торговли мешало отсутствие разветвленной сети хороших дорог. Поэтому летом товары перевозили в основном водными путями, а зимой на санях по речному льду.

Активно развивалась и торговля России с другими странами. Однако ее развитию мешало отсутствие у России выхода к морям. На Балтийском море господствовали шведы, а на Черном – турки. Морская торговля с Западной Европой шла через Архангельск, где находились Английский и Голландский торговые дворы. Торговля с западными странами осуществлялась также сухопутным путем через Новгород, Псков, Смоленск, однако ее удельный был незначителен. Структура внешнеторгового оборота со странами Западной Европы наглядно демонстрировала экономическое отставание России. На Запад вывозили сырье и полуфабрикаты (лес, пеньку, пушнину, полотно, кожи и т.д.), а оттуда ввозили в основном промышленные изделия (оружие, сукно и др.) и предметы роскоши.

Торговля с Востоком шла преимущественно через Астрахань, где находились Индийский и Персидский торговые дворы. Из восточных стран в Россию ввозили пряности, драгоценности, шелковые и бумажные материи, ковры и др. Через Россию осуществлялась и транзитная торговля Запада с Востоком, например, в Астрахань везли шелк-сырец, предназначавшийся для западноевропейских стран.

В рассматриваемый период русские купцы еще не могли на равных торговать с западноевропейскими купцами, и большую часть внешней торговли России контролировали иностранцы. Это объясняется рядом причин. Русские купцы не обладали такими капиталами, как западные, и были хуже организованы. Россия не имела своего торгового флота. К тому же казенная монополия на экспорт пушнины, поташа, черной икры и ряда других товаров в значительной степени ограничивала возможности отечественных купцов.

Не имея возможности экономически справиться с западными конкурентами, русские купцы постоянно обращались к правительству, требуя изгнания иностранцев с внутреннего рынка. Идя навстречу отечественным купцам, государство провело в XVII в. ряд протекционистских мер: в 1649 г. англичан лишили права вести торговлю внутри России; в 1667 г. вышел Новоторговый устав, который подробно регламентировал условия торговли для русских и иностранных купцов, и предоставлял первым значительные преимущества.

Политическое развитие России в XVII в.Государственный строй Московского царства эволюционировал от сословно-представительной монархии к абсолютной, т.е. такой форме монархии, при которой монарху принадлежала вся полнота власти, неограниченной и бесконтрольной. Такая власть могла существовать, лишь опираясь на развитый бюрократический аппарат и регулярную армию.

В отличие от Западной Европы, где абсолютные монархии складывались в условиях кризиса феодальных и развития капиталистических отношений, при наличии экономически сильной и политически активной буржуазии, в России абсолютизм складывался без социально-экономических предпосылок. Формирование российского абсолютизма было связано прежде всего с существованием постоянной внешней опасности.

Вооруженные силы. В XVII в. претерпевают качественное изменение вооруженные силы Российского государства. Боевые качества дворянского ополчения, составлявшего основу вооруженных сил Руси, уже не соответствовали требованиям времени. К тому же по мере расширения прав дворян на поместья уменьшалась их заинтересованность в военной службе. Не обладали высокими боевыми качествами и стрелецкие полки. Поэтому в XVII в. в России предпринимаются серьезные попытки создания регулярной армии. Уже при первом Романове, Михаиле Федоровиче, стали создаваться полки «нового строя». Они состояли из пеших солдатских полков, конных рейтарских, а также драгунских, которые воевали как в пешем, так и в конном строю. Создаваемые полки формировались из «охочих людей» (добровольцев) и так называемых «даточных людей», набираемых принудительно из крестьян и посадского населения (1 человек со 100 дворов на пожизненную службу). Фактически набор «даточных» являлся прообразом рекрутских наборов Петра I. Было улучшено вооружение армии и ее обучение. С этой целью правительство закупало новое вооружение за границей, а также налаживало его выпуск в стране, нанимало на службу офицеров-иностранцев. Появились в России также первые военные уставы и наставления по военному делу. Наконец, были предприняты попытки создания флота. На Каспийском море в 1668 г. был построен военный корабль «Орел». Русское правительство пыталось завести флот и на Балтике, и с этой целью велись переговоры с герцогом Курляндии.

Внешняя политика России в первой половине XVII в. В XVII в. перед Россией стояли важные внешнеполитические задачи: 1) возвращение русских земель, отошедших в период Смутного времени к Швеции, а в перспективе необходимость добиться удобного выхода к Балтийскому морю; 2) возвращение земель, захваченных в Смутное время Речью Посполитой, а в перспективе присоединение к России всех украинских и белорусских земель; 3) борьба с Крымским ханством и Турцией, поскольку крымские татары продолжали набеги на русские земли, а Россия, в свою очередь, стремилась получить доступ к берегам Азовского и Черного морей; 4) дальнейшее продвижение в Сибирь.

Возможностей для быстрого решения основных внешнеполитических задач у России в рассматриваемый период не было: страна очень долго не могла оправиться от последствий Смуты. Ситуация осложнялось еще и тем, что внешнеполитические задачи были взаимосвязаны, и как только Россия активизировала свою политику на западе, усиливались набеги крымских орд на юге.

Смоленская война 1632–1634 гг. В начале 1630-х гг. сложилась благоприятная обстановка для борьбы с Речью Посполитой. Весной 1632 г. умер польский король Сигизмунд III, и в стране началось «бескоролевье». Русское правительство решило использовать эту ситуацию для реванша. Специально созванный Земский собор высказался за начало военных действий. Однако в ходе войны обстановка стала меняться не в пользу России. Хотя русские войска под командованием боярина М. Шеина, героя обороны Смоленска в период Смутного времени, сумели добиться определенных успехов, в целом их продвижение шло медленно, начатая осада Смоленска затягивалась. Тем временем в Речи Посполитой утвердился на престоле сын Сигизмунда III Владислав IV. Он начал активные действия против русских войск и сумел блокировать армию Шеина под Смоленском. Воевода вынужден был капитулировать в феврале 1634 г., после чего поляки пошли на Москву. Однако этот поход не увенчался успехом, и в июне 1634 г. был подписан Поляновский мир. По условиям этого договора полякам возвращались все земли, захваченные русскими в начале войны, и подтверждались условия Деулинского перемирия 1618 г., но при этом Владислав официально отказывался от каких-либо притязаний на русский престол.

Укрепление южных границ. Азовское сидение 1637–1642 гг. В течение всего XVII в. русское правительство стремилось укрепить степные границы. В 1630–50-х гг. на юге велись грандиозные работы по созданию оборонительных сооружений. Все это в значительной степени уменьшило угрозу нападения кочевников, хотя и не ликвидировало ее совсем.

Большую роль в борьбе с крымско-турецкой агрессией на юге России играли донские казаки. В 1637 г. донцы захватили турецкую крепость Азов, находившуюся у устья Дона и закрывавшую выход в Азовское море. Турки, придававшие большое значение Азову, осадили его, стремясь выбить оттуда казаков. Однако все турецкие атаки заканчивались безрезультатно. Осада Азова продолжалась пять лет и вошла в историю как «Азовское сидение». Турки понесли очень большие потери, но велик был урон и у казаков – погибло до половины защитников крепости. Понимая, что им не удержать Азов, донцы обратились к царю с просьбой взять город под свою власть и ввести туда московский гарнизон. Выполнение этой просьбы означало бы для России войну с Турцией, поэтому русское правительство колебалось. Для решения вопроса в 1642 г. был созван Земский собор. На соборе сословия не высказали единства по данному вопросу и жаловались на свое тяжелое положение. Начинать войну в таких условиях правительство побоялось. Казаки, не получив помощи, вынуждены были оставить Азов, предварительно разрушив его укрепления.

Социальные движения в России в XVII в.XVII в. вошел в историю России как «бунташный», поскольку начался он со Смутного времени, продолжился городскими восстаниями середины столетия, расколом русской православной церкви, восстанием Степана Разина, а закончился стрелецкими бунтами в Москве.

Соляной бунт. Стремясь пополнить казну, московское правительство решило заменить некоторые прямые налоги косвенными и в 1646 г. обложило дополнительными пошлинами соль. В результате цены на соль увеличились в 4 раза. Предполагалось, что косвенный налог равномерно «ляжет» на все население, и казна получит дополнительные деньги. Однако платежеспособность населения была очень низка, и значительная его часть просто перестала покупать соль, а также продукты, для приготовления которых соль требовалась. Это больно ударило по экономике: без соли сгнили громадные запасы выловленной рыбы, было заготовлено намного меньше солонины и т.д. Возникла обширная контрабанда соли, которую продавали нелегально на «черном рынке».

Налог на соль был столь непопулярен, что уже в декабре 1647 г. его отменили и вернулись к прежней налоговой системе. Началось жесткое выколачивание недоимок по прямым налогам, что сказалось прежде всего на населении «черных слобод», так как «белые слободы» было освобождены от государственного тягла. Также в целях экономии правительство уменьшило жалованье служилым людям. Недовольство городского населения нарастало. Ситуация для правительства усугублялась и тем, что в оппозиции к нему оказалось мелкое служилое дворянство, страдавшее от боярского произвола и стремившееся к расширению владельческих прав на свои поместья. Кроме того, дворяне требовали введения неограниченного срока сыска беглых крестьян.

1 июня 1648 г. толпа москвичей попыталась подать царю Алексею Михайловичу челобитную, содержащую жалобы на притеснения. Однако стрельцы разогнали толпу. 2 июня в Москве начались погромы дворов некоторых представителей высшей власти. Одновременно с этим толпа ворвалась в Кремль и попыталась вновь подать челобитную. Боярин Б.И. Морозов приказал стрельцам стрелять по челобитчикам, но те отказались. Столица оказалась в руках восставших. Царь был напуган и согласился созвать Земский собор для рассмотрения всех предъявленных требований. Кроме того, восставшие потребовали выдачи наиболее ненавистных им лиц из правительства: Л.С. Плещеева, П.Т. Траханиотова и боярина Морозова. Царь сумел спасти Морозова, который был выслан в Белозерский монастырь, другими пришлось пожертвовать. Также специальным указом было прекращено взыскание недоимок. Таким образом, фактически все требования восставших были выполнены, и волнения прекратились.

Хлебные бунты. В 1650 г. крупные восстания произошли в Новгороде и в Пскове. Причиной их явилось резкое повышение цен на хлеб, поэтому в исторической литературе эти выступления называют «хлебными бунтами». Русское правительство, выполняя обязательства перед Швецией, стало поставлять ей зерно. Закупки хлеба для поставок в Швецию привели к его дефициту в регионе и взвинчиванию цен. Это значительно ухудшило положение городского населения Северо-Запада и вызвало восстания. В обоих городах воеводы были изгнаны, и власть перешла к горожанам. Волнения в Новгороде продолжались недолго – с марта по апрель. Восставшие не проявили должной стойкости и открыли ворота правительственным войскам князя И. Хованского. В Пскове восстание носило гораздо более организованный и упорный характер и длилось с конца апреля по август. В отличие от новгородцев, псковичи не впустили войска князя Хованского в город и оказали им серьезное сопротивление. Правительство было очень обеспокоено событиями в Пскове. Для решения этого вопроса в Москве даже был созван экстренный Земский собор, на котором утвердили состав делегации для переговоров с псковичами. Обещание правительства даровать прощение всем участникам бунта, в том числе и его руководителям, а также раздоры в среде восставших, привели к прекращению восстания.

Медный бунт. В 1662 г. в Москве произошло еще одно восстание, вошедшее в историю под названием Медного бунта. Проведение активной внешней политики (в 1654 г. началась затяжная война с Речью Посполитой) потребовало огромных финансовых затрат. Стремясь пополнить казну, правительство в 1656 г. перешло к выпуску медных денег, приравняв их по курсу к серебряным. Сначала казалось, что реформа удалась, однако вскоре по целому ряду причин ситуация стала ухудшаться. Во-первых, правительство платило жалованье служилым людям медными деньгами, а налоги собирало серебряными, стремясь сосредоточить все серебро в своих руках. Во-вторых, русские купцы покупали товары у иностранцев, не признававших медной монеты, за серебро, а перепродавать вынуждены были за медь. В-третьих, было выпущено слишком много медных денег, и началась инфляция. В-четвертых, медные деньги было легче подделать, и появилось большое количество фальшивой монеты, что еще больше усилило инфляцию. Стала стремительно расти диспропорция между реальной стоимостью медных и серебряных денег. За серебряный рубль в конце 1660 г. давали 2 медных, а в начале 60-х гг. – уже 12 и даже 15. В соответствии с этим дорожали все товары. Положение населения резко ухудшилось, что неизбежно усилило недовольство властью.

25 июля 1662 г. в Москве на людных местах были расклеены воззвания, в которых были перечислены имена «изменников», повинных в злоупотреблениях при проведении денежной реформы. В собравшейся толпе раздались призывы к расправе над виновными. Так началось восстание. Часть восставших отправилась громить дворы знати, другая двинулась в село Коломенское, где находился царь, и потребовала у него выдачи бояр и купцов, повинных в злоупотреблениях. Царь был напуган и вступил в переговоры с бунтовщиками, обещая им лично разобраться во всем. После этого толпа стала возвращаться в Москву, но по дороге встретилась с другой толпой, шедшей из города. Обе толпы объединились и вернулись в Коломенское. Однако туда уже прибыли стрелецкие полки, встретившие бунтовщиков огнем. В результате жестокой расправы многие были убиты, других схватили. Был учрежден сыск, после чего зачинщиков казнили, прочих же участников восстания сослали. Однако от чеканки медных денег правительству пришлось отказаться. Их даже стали обменивать на серебро из расчета две серебряные деньги за медный рубль (1%, так как деньга являлась полукопейкой).

Восстание под предводительством Степана Разина. Непросто складывались и отношения Москвы с Доном. В первой половине XVII в. численность донского казачества значительно возросла за счет населения, бежавшего от крепостного гнета. На Дону действовал принцип казацкой вольности: «с Дона выдачи нет».

В XVII в. донское казачество стало именоваться войском Донским. Во главе его стоял выборный атаман, обладавший исполнительной властью. Выборной была и казацкая старшина: атаманы, есаулы, сотники. Высшим органом войска Донского был войсковой круг. Казаки занимались охотой, рыболовством, скотоводством. Земледелием не занимались, поскольку считали, что «там, где зелено пашут, там и баре появляются». Важным источником существования казаков были так называемые «походы за зипунами» – по сути, грабительские набеги за добычей. Основными объектами этих набегов были побережье Азовского и Черного морей, т.е. территории Крымского ханства и Турции.

Фактически казаки жили в условиях своеобразной военной демократии, хотя уже в первой половине XVII в. они все больше стали превращаться в служилое сословие, несущее пограничную службу на рубежах России. При Михаиле Федоровиче правительство, понимая, что с помощью казаков можно с наименьшими затратами укрепить южную границу, пошло на признание автономии Дона и стало выплачивать казакам хлебное и денежное довольствие, а также снабжать их боеприпасами.

Среди казаков отчетливо проявлялось социальное расслоение. В низовьях Дона жили старожилы, зажиточная часть казачества – «домовитые» или «низовые» казаки. Им принадлежали наиболее плодородные пастбища и богатые рыбные промыслы, занимались они и торговлей. Именно низовые казаки составляли большую часть войсковой старшины. В верховьях обитала беднейшая часть донцов – так называемое «голутвенное» или «верховое» казачество. В основном это были люди, недавно прибывшие на Дон.

К середине XVII в. положение донцов осложнилось, так как после «Азовского сидения» турки перетянули Дон цепями, и проникать в Азовское море становилось все труднее. В поисках добычи казаки стали чаще выходить на Волгу и грабить там купеческие суда, что привело к ухудшению отношений с Москвой. Вместе с тем приток беглых на Дон не прекращался, а, наоборот, усилился. В этих условиях и началось восстание под предводительством Степана Тимофеевича Разина.

В мае 1667 г. отряд атамана Разина примерно в тысячу человек двинулся с Дона в «поход за зипунами». Сам Разин родился в станице Зимовейская и принадлежал к числу домовитых казаков, но большинство его отряда составляли голутвенные казаки. Вначале разинцы попытались прорваться в Азовское море, а когда сделать это не удалось, двинулись на Волгу, где начали грабить караваны судов. Против разгулявшейся вольницы был направлен отряд царских войск, но казаки сумели разгромить его. Затем Разин спустился по Волге и вышел в Каспийское море. Имея уже около тридцати судов, он морским путем двинулся на Яик и захватил Яицкий городок. В марте 1668 г. со своим отрядом, увеличившимся до двух тысяч, атаман стал грабить западное побережье Каспийского моря, принадлежавшее Персии. Персидский шах направил против казаков большой флот, но они уничтожили его. В августе 1669 г. с богатой добычей Разин вернулся в Астрахань, а оттуда на Дон, где начал готовиться к новому походу, теперь уже против «изменников-бояр».

В апреле 1670 г. Разин во главе 7-тысячного войска подошел к Царицыну, жители которого сами открыли ему ворота. В городе было введено новое правление по казацкому образцу. Затем разинцы двинулись в низовья Волги. Им без боя удалось овладеть Черным Яром, а в июне простой люд открыл перед казаками ворота Астрахани. Обеспечив себе тылы, Разин во главе разросшегося войска двинулся вверх по Волге. Саратов и Самара добровольно перешли на сторону восставших, но в Симбирске воевода князь И. Милославский оказал разинцам серьезное сопротивление. Осада крепости продолжалась около месяца, ее защитники сумели отбить четыре яростных штурма.

Правительство было встревожено восстанием, и уже в августе 1670 г. был объявлен сбор дворянского ополчения. Царь лично напутствовал войско, двинувшееся на подавление бунта. В начале октября царская армия под командованием князя Ю. Барятинского разгромила под Симбирском войско повстанцев. Раненый в бою С. Разин вместе с уцелевшими соратниками ушел на Дон, намереваясь собрать новое войско и продолжить борьбу. Однако домовитые казаки во главе с войсковым атаманом К. Яковлевым схватили Разина и выдали правительству. Руководителя восстания доставили в Москву, где после жестоких пыток он был четвертован на Красной площади в июне 1671 г. После разгрома основных сил разинцев восстание пошло на убыль, хотя отдельные его очаги наблюдались вплоть до осени 1671 г.

Раскол в русской православной церкви. В первой половине XVII в. положение церкви в России укрепилось. Это было связано с целым рядом причин. Во время Смуты церковь сыграла очень важную роль в борьбе с интервенцией и в воссоздании национального государства. Усилению позиций церкви способствовала и деятельность Филарета Романова, который после возвращения из польского плена в 1619 г. был избран патриархом и фактически стал соправителем царя Михаила, сосредоточив в своих руках духовную и светскую власть. Хотя по Соборному Уложению 1649 г. ограничивался рост церковного землевладения, церковь в экономическом отношении по-прежнему оставалась очень могущественной.

Вместе с тем, в самой церкви существовали серьезные проблемы, требовавшие скорейшего разрешения. В XVII в. все острее стала ощущаться изоляция русского православия от других православных церквей. После подписания греками в 1439 г. Флорентийской церковной унии с католической церковью, на Руси их стали считать отступниками от истинной веры. И даже тогда, когда греки отказались от этой унии, отношение к ним на Руси оставалось негативным. А все изменения в богослужении, происходящие в греческой и западно-русской церквях, считались отходом от истинной православной веры и проявлением «латинянства» (т.е. католицизма).

Среди проблем русской церкви следует отметить и низкий образовательный уровень духовенства (многие сельские священники вообще были неграмотными), и подрывающее авторитет церкви поведение служителей культа (пьянство, «нерадение к службе»), и отсутствие единства в церковных обрядах, разночтения в богослужебных книгах, порядке проведении служб, а также в списках почитаемых святых.

Естественно, такое положение дел в церкви не могло не вызвать недовольство как среди паствы, так и среди самого духовенства. Одним из проявлений недовольства стало появление в Москве в 1640-е гг. кружка ревнителей древнего благочестия или «боголюбцев». В этот кружок входили как духовные, так и светские лица: дьяк Благовещенского собора Федор Иванов, протопоп московского Казанского собора Иван Неронов, костромской протопоп Даниил, царский постельничий Ф.М. Ртищев. Среди членов кружка были также и будущие непримиримые враги – Никон и Аввакум Петров. Руководителем «боголюбцев» был протопоп Благовещенского собора, царский духовник Стефан Вонифатьев. Деятельность кружка получила поддержку от самого царя. Ревнители стремились решить три основные проблемы: упорядочить богослужение; повысить нравственный уровень духовенства; противодействовать проникновению светских начал в духовную жизнь населения.

Однако, когда встал вопрос о том, что взять за образцы при исправлении богослужебных книг, возникли серьезные расхождения. Одни члены кружка (И. Неронов, Аввакум) ратовали за возврат к «старине» и считали, что за основу нужно взять древнерусские рукописные книги. Другие же (С. Вонифатьев, Ф.М. Ртищев) отказались от оценки греческой церкви как изменившей истинной вере. Они полагали, что необходимо ликвидировать расхождения между греческой и русской православной церквями и за основу взять греческие оригиналы. Никон, поначалу ратовавший за русскую старину, вскоре присоединился к сторонникам второй точки зрения. Подобные взгляды разделял и царь Алексей Михайлович, что объяснялось внешнеполитическими соображениями. Царь и его окружение полагали, что ликвидация религиозно-обрядовых различий между русской и греческой церквями будет способствовать решению вопроса о воссоединении Украины с Россией, поскольку на Украине в то время уже утвердились греческие обряды.

Вначале расхождения не выходили за рамки богословских споров в ограниченном кругу духовенства. Но как только Никон в 1652 г. при поддержке царя был избран патриархом, он сразу же начал проводить церковную реформу. Больше всего реформа коснулась церковных обрядов. Крещение двумя перстами было заменено на троеперстие, во время крестного хода двигаться следовало не по солнцу, а против солнца, произносить слово «аллилуйя» не два, а три раза и т.д. Все иконы и богослужебные книги стали переписываться по греческим образцам, неисправленные уничтожались. Церковную реформу не удалось провести безболезненно для русского религиозного сознания. Значительная часть населения восприняла ее как катастрофу.

Состоявшийся в 1654 г. церковный собор утвердил реформы, проводимые Никоном. Однако против реформ Никона выступили его бывшие соратники во главе с протопопом Аввакумом. Так начался раскол в русской православной церкви, имевший весьма печальные последствия. Споры о вере вышли за рамки церковной среды, в них были вовлечены широкие слои населения, значительная часть которого оказалась среди «старообрядцев». Государство жестоко боролось с противниками реформ. Многие видные старообрядцы, в том числе Аввакум, были сосланы, а впоследствии и казнены. Реформы «раскололи» не только саму церковь, но и русское общество. Постепенно раскол стал принимать форму социального протеста против существующей действительности. Хотя среди раскольников были и представители феодальных кругов, например, боярыня Морозова и княгиня Урусова, но все же основную массу «староверов» составляли простые люди: горожане, крестьяне, низовое духовенство. Спасаясь от преследований и не желая принимать «новую веру», сторонники раскола бежали на окраины – на Север, в Поволжье, в Сибирь.

Несмотря на жесткие меры, старообрядчество так и не удалось искоренить. Староверы объявили существующие власти служителями Антихриста и отказались от общения с «никонианцами». Они создали свою церковь, где богослужение вели исключительно по старым богослужебным книгам. Однако эта церковь не стала единой. Уже в конце XVII в. произошел раскол в среде самих старообрядцев на поповцев и беспоповцев. Первые считали необходимым наличие священников для проведения богослужения, вторые же отрицали это, полагая, что «истинное духовенство» истреблено Антихристом. Впоследствии эти два направления разбились на различные течения (толки). Старообрядчество сохранилось в России и доныне. Сейчас в стране действует ряд самостоятельных старообрядческих церквей.