ВВЕДЕНИЕ
ИСТОРИЯ
А.Б. Гуркин, В.В. Ведерников, К.Н. Скворцов
Учебное пособие
для студентов заочной формы обучения
Санкт-Петербург
2014
УДК 94(47)(075)
ББК 63.3
Гуркин, А.Б. История: Учебное пособие для студентов заочной формы обучения / А.Б. Гуркин, В.В. Ведерников, К.Н. Скворцов. – СПб.: СПбГТИ(ТУ), 2014. – 311 с.
Учебное пособие содержит систематизированное изложение основных событий отечественной и мировой истории от раннего средневековья до начала XXI в., контрольные задания, а также методические указания по написанию рефератов и подготовке к экзамену.
Учебное пособие предназначено для студентов заочной формы обучения СПбГТИ (ТУ), изучающих дисциплину «История». Разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), соответствует рабочей программе дисциплины и позволяет приобрести необходимые учащимся общекультурные компетенции (ОК–1, ОК–2, ОК–5).
Рецензенты:
Санкт-Петербургский государственный университет, исторический факультет; кандидат исторических наук, доцент кафедры истории для преподавания на естественных и гуманитарных факультетах Ю.А. Рачковский;
И.В. Кутыкова, кандидат философских наук, доцент кафедры социологии СПбГТИ(ТУ).
Утверждено на заседании методической комиссии факультета экономики и менеджмента 13 марта 2014 г.
Рекомендовано к изданию РИСо СПбГТИ(ТУ)
Настоящее учебное пособие предназначено для студентов заочной формы обучения СПбГТИ(ТУ), изучающих дисциплину «История». Преподавание данной дисциплины осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Курс рассчитан на рассмотрение основных проблем отечественной и зарубежной истории.
Знания, полученные во время аудиторных занятий, а их у студентов заочной формы обучения запланировано немного, должны закрепляться и углубляться в ходе самостоятельного изучения. Самостоятельная работа студентов представляет собой одну из важнейших форм учебно-воспитательного процесса в высшей школе. При этом ее значение имеет неуклонную тенденцию к возрастанию. Объясняется это тем, что в комплексе требований, предъявляемых к специалисту, все больший удельный вес приобретает умение самостоятельно ориентироваться в потоке информации и накопленных знаниях.
Данное учебное пособие призвано помочь студентам заочной формы обучения успешно освоить дисциплину «История». Оно включает в себя краткий курс лекций, контрольные задания, методические указания по написанию реферата и подготовке к экзамену, список учебной литературы, глоссарий, хронологию основных событий, а также ряд приложений.
Краткий курс лекций должен стать основой теоретической подготовки, так как дает систематизированные основы научных знаний по истории. Особое внимание в нем обращается на те проблемы, которые вызывают наибольшие трудности у студентов или неоднозначно трактуются в исторической литературе.
Контрольные задания состоят из вопросов, требующих развернутого ответа, и тестов. Задания систематизированы по тематическому и хронологическому принципу и разделены на две части. Первая часть охватывает теорию и методологию исторической науки и исторический материал от раннего средневековья до XVII в. включительно, вторая – события от вступления на русский престол Петра Великого до начала XXI в.
Тесты отличаются многообразием и вариантностью, включают в себя вопросы разного уровня сложности и содержат следующие виды заданий: 1. выбор одного или нескольких правильных ответов из предложенных вариантов; 2. установление соответствия между датами и событиями, историческими личностями и их деяниями, понятиями и их определениями; 3. восстановление хронологической последовательности событий; 4. краткий ответ на открытый вопрос.
Методические указания по написанию реферата содержат тематику реферативных работ и списки рекомендуемой литературы по отдельным темам. В них также описываются основные этапы работы над текстом и излагаются требования к его оформлению.
В рекомендациях для подготовки к экзамену приводится список экзаменационных вопросов и подробно раскрывается методика правильных ответов при сдаче экзамена.
Помещенные в конце сборника список литературы, словарь исторических терминов, перечень дат и информативные приложения дополняют курс лекций и призваны послужить подспорьем при подготовке к экзамену.