Введение 1 страница

"Детская Дианетика" опубликована потому, что она нужна читателям.

За исключением введения, эта книга была подготовлена и написана коллективно, что, конечно, потребовало времени. Между тем Дианетика сделала значительные успехи. Теория взаимодействия Духа (или Жизни) и физической вселенной, методика сознательного продвижения, методика глубокого продвижения и другие достижения создают новые возможности для детской Дианетики. Книга, таким образом, опубликована не потому, что она является последним словом Дианетики, а потому, что общество ее требует.

Главная трудность в работе с детьми состоит не в том, какими методами подвергать их дианетическому процессингу для возвращения им здоровья, а в том, чтобы им нормально, по-человечески, жилось. Камень преткновения тут не ребенок, а взрослый. Для взрослых существует "Наука выживания" и "Самоанализ". У взрослых есть определенная власть, хотя современные взрослые и предпочитают ее не употреблять, а дети этой власти не боятся. Для ребенка же лучшее средство от всех зол - добрые, терпимые и любящие взрослые.

Как выучить ребенка и при этом его не сломать? Это самая трудная проблема в воспитании. По системе иезуитов она вроде бы как-то решалась, но решение исчезло вместе с иезуитами. И вот уже Американская Медицинская Ассоциация, организация, предназначенная для управления врачебной практикой, недавно выступила с книжицей, шедевром бессмыслицы, под названием "Как управлять своим ребенком". Ну как это можно! Ведь ваша цель - вырастить ребенка самостоятельным, чтобы им не нужно было "управлять", чтобы он всегда мог сам распоряжаться собой. От этого зависит его жизнь, его душевное и физическое здоровье.

Мои уважаемые экс-цирюльники, дети вам не собаки. И их нельзя натаскивать, как натаскивают собак. Это не объекты для управления. Дети, заметьте себе, это мужчины и женщины. Ребенок - это не зверек, ничем не похожий на людей. Ребенок - это невзрослый мужчина или женщина.

Любой закон, регулирующий жизнь мужчин и женщин, точно также относится и к детям.

Как вам понравится, если вас будут тянуть, одергивать, распоряжаться вами и запрещать делать то, что вам хочется? Вы возмутитесь. Ребенок "не возмущается" только потому, что он мал. Да вы бы убили на месте того, кто бы вам, взрослому, стал приказывать, возражать на каждом шагу и обращался бы с вами так бесцеремонно, как обычно обращаются с ребенком. Ребенок не может отплатить тем же, потому что у него еще не хватает силенок. Вместо этого он пачкает пол, мешает вам раскладывать пасьянс и нарушает покой в доме. Если бы у него были равные с вами права, ему не нужна была бы такая "месть". Эта "месть" и есть поведение обычного ребенка.

У ребенка есть право на самоопределение. Вы скажете, что если его не удерживать от того, чтобы ронять на себя вещи, выбегать на дорогу и т.д. и т.п., с ним случится беда. Куда же вы годитесь как воспитатель, если ваш ребенок оказывается среди опасных для него предметов или там, где с ним может случиться беда? Если окружение опасно для него - вина не его, а ваша.

Ребенок может быть любящим, милым и ласковым, пока он имеет возможность осуществлять свое самоопределение. Насколько мы урезаем его самостоятельность, настолько мы ограничиваем, стесняем и его жизнь вообще.

Есть только две причины, по которым право ребенка решать за себя может быть нарушено - если он может серьезно навредить другим, или если ему самому и вам грозит опасность. Независимо от ваших благих намерений не надо взваливать на него задачи, предназначенные для вас.

В решении задачи о самоопределении ребенка есть два направления. Обеспечьте ребенку такое окружение, где он не сможет ничего поломать, безопасное для него и, по возможности, дающее ему простор для деятельности. А еще - вы можете убрать свои собственные аберрации, по крайней мере настолько, чтобы ваша терпимость перевешивала его неумение угодить вам.

Когда вы что-то даете ребенку - это уже его. Это больше не ваше. Одежда, игрушки, место в доме и что бы то ни было, будучи отдано, должно остаться в его полном распоряжении. Пусть даже он порвет рубашку, расшатает кроватку, исковеркает дорогую игрушку. Это не ваше дело. Как вам понравится, если кто-то сделает вам рождественский подарок, затем начнет день за днем втолковывать, что с этим подарком делать, да еще и накажет вас, если вы не сумеете обращаться с ним так, как считает нужным даритель? Уж вы покажете вашему доброхоту, да и подарку! И вы отлично это знаете. Вот и ребенок начинает трепать вам нервы, когда так поступают с ним. Это месть. Он плачет. Он ноет над ухом. Он портит ваши вещи. Он "случайно" разливает молоко. И он портит имущество нарочно, именно потому, что его "столько раз предупреждали". Почему? Он борется за свою самостоятельность, за право дать окружающим почувствовать свое влияние. Псевдоподарки, "его" имущество, которым распоряжается не он, на самом деле - еще одна ниточка, за которую его дергают, как куклу, и ребенок вступает в борьбу и со "своим" имуществом, и с "кукловодом".

Несомненно, что наших достопочтенных экс-цирюльников так воспитали самих, что они считают "управление" ne plus ultra воспитания детей. Если вы хотите управлять своим ребенком, просто забейте его до полной апатии, и он будет покорным, как и всякая полоумная жертва гипноза. Если хотите знать, как управлять им, возьмите книгу о дрессировке собак, назовите ребенка Рексом и сначала научите носить поноску, затем "сидеть" и подавать "голос" по команде. Вы сможете его натаскать, безусловно, сможете. Большая будет удача, если он станет свирепым бульдогом. Только не останавливайтесь на пол дороге. Командуйте смело: "Голос, Роджер!", "Лежать!", "Служи!".

Конечно, вам придется трудновато. Тут маленький недосмотр природы - это человеческое существо. Много сил придется положить, чтобы довести ребенка до апатии быстро. Тут лучше всего палка. Очень помогает на несколько дней запереть его в чулане без еды. Но самое лучшее - смирительная рубашка. Натяните ее и держите, пока он не станет послушным дебилом, годным только на то, чтобы стать профессиональным психологом. Я предупреждаю, что будет нелегко, и будет нелегко из-за того, что человек стал царем природы только потому, что его трудно подчинить, как животное. Он нелегко впадает в покорную апатию, как это бывает с собакой, именно потому, что является самостоятельной личностью, а собака - нет.

Причина, по которой детей стали путать с собаками и стали их пытаться натаскивать силой, лежит в области "психологии". Вот на каких "принципах" построена "психология":

"Человек зол".

"Человека можно приучить быть общественным животным".

"Человека нужно приспособить к его окружению".

А что, если эти постулаты неверны? Тогда вся "психология" никуда не годится. И если вы видите неудачника - перед вами дитя профессионального психолога. Внимательно взглянув на мир вокруг нас, а не в книги, которые кто-то понаписал, прочтя чьи-то книги, мы увидим всю ошибочность этих постулатов.

Возможности Дианетики основаны на других постулатах, пригодных для дальнейшей работы. (Психологам даже неведомо, что для создания науки нужны постулаты и аксиомы, они не осознают, что вышеизложенное кредо и есть основание их психологии, сформулированное нами после изучения обширных психологических фолиантов.)

Действительность являет нам нечто совершенно противоположное этим верованиям.

Вот где лежит истина:

"Человек изначально добр".

"Только тяжелые аберрации могут сделать человека злым. Жестокая "выучка" доводит его до асоциального состояния".

"Чтобы не сойти с ума, человек должен сохранять способность приспосабливать к себе свое окружение".

"Полностью самостоятельный человек полностью здоров душевно и физически".

Воспитывая ребенка, всячески избегайте приучать его быть общественным животным. Поначалу ваш ребенок открыт и дружелюбен, и даже в большей степени, чем вы, обладает чувством собственного достоинства. "Введением в рамки", "обузданием" в сравнительно короткое время его можно так задергать, что он взбунтуется. Бунт ребенка может достичь таких пределов, что жизнь в доме превратится в кошмар. Он будет вопить, пачкаться, бездумно портить все вокруг, словом будет допекать, как сможет. Прибегнув к жестокому контролю, к дрессировке, вы утратите его любовь. Вы потеряете ребенка навсегда, и именно потому, что пытались им управлять и владеть.

Позвольте ребенку забраться к вам на колени. Он будет сидеть там, весьма довольный. Теперь схватите его и удерживайте, пусть даже он и не пытается слезть. Вскоре он примется вертеться. Он попытается освободиться. Он рассердится. Он раскричится. А теперь вспомните, как он сидел у вас на руках с радостью, пока его не начали удерживать насильно. (Можно и на самом деле провести такой опыт.)

Ваши усилия дрессировать, формировать, надзирать за ребенком действуют на него, в общем, так же, как попытка насильно удерживать его у себя на коленях.

Конечно, вам придется трудно с ребенком, которым уже командовали, управляли, которому приказывали и лишали его собственных вещей. Вы меняете тактику на пол дороге. Вы пытаетесь вернуть ему свободу. Он уже настолько недоверчив, что ему будет трудно приспособиться к новому состоянию. Этот переход будет непростым, но, в конце концов, у вас будет сговорчивый, послушный и отзывчивый ребенок, который будет к вам прислушиваться и, что самое главное, будет вас любить.

У ребенка, которого принуждают, держат в руках, пасут и прогоняют, в душе возникает и разрастается тревога. Без родителей он не может жить. От них исходят еда, одежда, защита, любовь. Это значит, что ему хочется быть с ними. Он хочет любить их, быть их ребенком.

Но, с другой стороны, родители не дают ему жить. Его существование и самая жизнь зависят от права самому решать, куда двигаться, что делать со своим телом и имуществом. Родители лезут во все, исходя из ложного представления о ребенке, как об идиоте, который ничему не научится без "управления". И он вынужден добиваться свободы - бороться, раздражать и изводить врага.

Он в тревоге. "Я очень люблю их. Они мне нужны. Но они все время мешают, мешают моим делам, моим мыслям, всей моей будущей жизни. Ну что мне с ними делать? С ними невозможно жить. А без них я жить не могу. Господи!" Сидит он в своих коротких штанишках, а в головке у него вертятся все те же вопросы. И эти вопросы, эта тревога будут преследовать его лет до восемнадцати. Они изуродуют ему жизнь.

Свобода вашего ребенка означает свободу для вас. Предоставляя имущество ребенка на его усмотрение, мы, в конечном счете, обеспечиваем его сохранность.

Дикое напряжение воли требуется от родителей, чтобы не рваться постоянно к ребенку! Сердце кровью обливается смотреть, как он все ломает! Сил нет прекратить распоряжаться его временем и делами!

Но это необходимо, если вы хотите иметь хорошего, счастливого, заботливого, красивого, умного ребенка!

Другой важный вопрос - вопрос сотрудничества, внесения своего вклада. У вас нет права отказывать вашему ребенку в праве отплатить вам за заботы.

Человек чувствует себя нужным и полноправным, только пока он может отдать столько же или больше, чем дали ему.

Переплатив, человек чувствует себя безмятежно. Недоплатив, отдав меньше, чем получил, он чувствует, что его совесть не успокоится, пока он не возместит полученного. Если вы сомневаетесь в этом, вспомните вечеринку, на которую каждый что-то принес, а вы нет. Каково вам было?

Человеку свойственно чувствовать недоверие, даже возмущение по отношению к любому источнику, из которого он получил больше, чем может возместить.

Родители, естественно, вкладывают в ребенка больше, чем он может отдать. Как только ребенок начинает это понимать, он чувствует себя несчастным. Он силится увеличить свой вклад. Потерпев неудачу, начинает сердиться на благотворящий источник - на родителей. Они пытаются подавить его бунт, начиная давать ему еще больше. Ребенок возмущается еще больше. Перед нами скручивающаяся спираль, конец которой лежит в полной апатии ребенка.

Вы должны позволить ребенку отплатить за то, что вы делаете для него. Не надо требовать этого. Не надо, например, заставлять ребенка подстригать газон и считать это платой за ваши труды. Он сам должен решить, что будет его платой, и принести ее. Если не он выбирает, как и чем отплатить вам, то это будет для него не возвратом его долга, а всего лишь еще одной формой надзора.

Уже крошечный ребенок в ответ на ваши заботы пытается заставить вас улыбнуться. Он будет уморительно кокетничать, чтобы вы развеселились. Став чуть постарше, он будет танцевать для вас, приносить вам вещи, будет пытаться повторить ваши рабочие движения, желая помочь вам. И если вы не примите с радостью его улыбки, кокетство, протянутые вещицы и неуклюжую помощь, вы отвергнете тем самым попытки ответной заботы ребенка о вас. Он обидится. И начнет вытворять нечто невообразимое с вашими вещами, пытаясь "улучшить" их для вас. Вы приметесь его бранить. Это его прикончит.

Подумайте еще и о том, что ребенок так мало знает. Откуда могут быть у него сведения о том, как можно помочь вам и всей семье, о том, что нужно для дома, если он вообще не понимает, что такое дом, семья, зачем это, для чего и как устроено?

Семья - ячейка общества с общей целью выживания и развития. Ребенку не позволяют сотрудничать, не объясняют ни этой общей цели труда всех ее членов, ни того, как семья устроена - и он оказывается выброшен за борт семьи. Ему ясно показали, что он не член семьи - он не может вносить в нее свой вклад. И он перестает себя чувствовать членом семьи - первый шаг к тому, чтобы не чувствовать себя членом общества. Он разливает молоко, бесит гостей, вопит из окна - это он "играет". Его может даже стошнить - специально, чтобы вы еще потрудились. Ему дали понять, что он еще ничтожество, чтобы работать самому. Он чувствует себя пустым местом.

Самое большое, что можно сделать для малыша - это с радостью принять его улыбки, отплясывание, принесенные им пустяки. Как только он подрастет, обязательно начните ему объяснять, что такое семья.

Как зарабатывают на жизнь? Откуда взялась еда? Одежда? Машина? Кто убрал в доме?

Папа работает. Он шевелит мозгами, тратит время и силы, и за это ему платят деньги. Мы платим деньги в магазине за еду и вещи. Машину хотелось бы купить, но денег недостаточно. Если в доме будет спокойно, если мы будем заботиться о папе - он отдохнет и заработает еще денег на еду, одежду и машину.

Учиться нужно, потому что тот, кто лучше учится, зарабатывает потом больше.

Играть тоже надо - иначе какой смысл так тяжело трудиться?

Нарисуйте ему такую картину мира. Если она ему не нравится, видимо, на то есть причины. Но, в конце концов, он поймет суть дела. Если же мирные уговоры ни к чему не приводят, вам лучше найти для ребенка одитора, чтобы он с ним немного позанимался, вероятно дело зашло слишком далеко, если слова не действуют.

У ребенка не будет самого необходимого для него чувства - уверенности в прочности мира, чувства защищенности, если он не знает и не понимает, что происходит вокруг. Частью его знаний об окружающем мире должны стать неизменные правила поведения. То, что сегодня противозаконно, не должно назавтра стать пустяком.

Вы можете наказать ребенка, отстаивая свои права, только если с его правами все в порядке - он владеет своими вещами и участвует в совместном труде.

У взрослых есть права. Ребенку надо это усвоить. Его цель - стать взрослым. Если бы у взрослых не было больше прав, то зачем бы тогда было расти? Кто, черт возьми, согласился бы тогда стать взрослым? Уже в этом году ни одного бы не было.

У ребенка есть долг перед вами. Он должен быть в состоянии позаботиться о вас - не в мечтах, а на деле. А вам нужно иметь терпение и дать ему заботиться о вас, пусть пока это создает лишнее беспокойство, ничего - он учится, набирается опыта. Боитесь за ребенка? - Вздор! Дети, возможно, куда быстрее схватывают обстановку, чем мы, побитые жизнью взрослые. Ребенок может иметь склонность к несчастным случаям только если он уже заработал психоз с тяжелыми аберрациями воли.

Вы прекрасно себя чувствуете и наслаждаетесь жизнью, ибо вы не являетесь ничьей собственностью. Наши отцы сражались с рабством дважды: в 1776 и 1861 годах. Вы не могли бы наслаждаться жизнью в рабстве и под надзором. Вы бы подняли бунт, и если бы его подавили, это было бы губительно для вас. Это и происходит с ребенком, с которым обращаются как с собственностью, управляют им и надзирают за ним.

Родители! Душа вашего ребенка еще чиста и мир сияет для него ярче, чем для вас. У него острее чувство справедливости, он лучше понимает, что ценнее всего. Не притупляйте этих чувств, не закрашивайте мир серой краской, и ваш ребенок вырастет прекрасным, удачливым человеком с чувством собственного достоинства. Начните владеть, управлять, надзирать, и получите то, что заслужили - всеразрушающий бунт.

Вот и все, что я могу вам сказать. "Самоанализ" - прекрасная система, попробуйте ее с вашим ребенком. Задайте ему вопросы, приведенные в книге.

Ну что, хотим мы счастья в доме? Так начнем его строить!

L. Ron Hubbard. Wichita. 1951.

Глава 1.

Основные принципы Дианетики.

Столетиями ученых и философов занимал вопрос: "Как же человек думает?". Изучая эту проблему, они все тверже убеждались в том, что человек является обладателем сложного, уникального, вызывающего много споров прибора под названием разум, сознание.

Однако, описание свойств разума не делало менее сложной задачу - понять, как он устроен. Знание того, что происходит, когда мы думаем, продолжало оставаться, в лучшем случае, весьма приблизительным. Так было до появления Дианетики: множество вопросов без ответов, неизвестных стимулов, факторов, не поддающихся учету.

Как доказала Дианетика после двенадцати лет экспериментальных исследований, основополагающим следует считать тот факт, что, помимо аналитического сознания, мы владеем и другим видом сознания, реактивным, имеющим куда большую принудительную силу, чем аналитическое. Когда реактивное сознание выступает на сцену, оно фактически насилует и терзает человека, используя особые скрытые механизмы нашей внутренней жизни.

Подобно аналитическому, реактивное сознание является частью нашей психики и выполняет определенные задачи. Ему отведена примитивная роль в устаревшем и непроизвольно действующем механизме, предназначенном для выживания и присущем любому живому организму.

Но реактивное сознание не анализирует, для него подобие - это всегда тождество; в отличие от аналитического сознания, оно не способно видеть в подобном различия. Это именно буквальное мышление; и оно занимает оборонительную позицию всякий раз, когда что-нибудь напомнит ему какое-либо болезненное происшествие.

Хорошей иллюстрацией работы этого вида мышления является работа мышления животных, в основном реактивного. Представьте себе кролика, спокойно щиплющего травку под деревом, в уверенности, что поблизости нет никакой опасности. Неожиданно на него с ветки падает огромная змея, что приводит кролика в ужас (угроза выживанию). Ужас парализует кроличьи (и без того небольшие) аналитические способности, в то время как его неукротимое реактивное сознание принимает управление, направляя организм к выживанию, используя при этом прошлый опыт успешного выживания в моменты большой опасности. Впечатления, полученные в моменты опасности и страха, каждый раз запечатлеваются в сознании зверька, чтобы быть использованными для выживания в будущем. Поэтому впоследствии и дерево, и все, что его напоминает, будет ассоциироваться у кролика со змеей. Каждый раз, когда он увидит такое дерево, запись о страшном происшествии "заболит" и заставит его кинуться прочь от смерти, ибо для реактивного сознания боль означает смерть, а удовольствие - жизнь.

Однако для развитого современного человека реактивное сознание превратилось в пиявку, присасывающуюся к осмысленной деятельности. Это киста, перекрывающая пути мысли, это корень всех наших психосоматических болезней, стена, в которую мы упираемся и не можем достичь того, к чему стремимся, не можем раскрыться, реализовать заложенные в нас способности и таланты.

Поразительно, какое могущественное давление реактивное сознание может оказывать на личность человека, чтобы заставить его подчиниться своим командам. Задуманное природой в помощь выживанию, оно, однако, не способно к анализу и различению поступающих данных.

Так, если пятнистая корова больно лягнет вас при любительской попытке ее подоить, то отныне и вовеки все пятнистые коровы станут для вас ненавистными тварями, и даже залитые солнцем пастбища будут рестимулировать у вас бессознательность, и каждая рестимуляция бессознательности заставит вас снова почувствовать боль от того самого удара.

Это, конечно, абсурдный механизм, но именно так действует реактивное сознание. С помощью Дианетики было установлено, что именно таким абсурдным способом оно способно навязать телу сотни недугов психосоматической природы.

Как же устроено реактивное сознание? Оно представляет собой нечто вроде банка памяти, склада, основным содержанием которого являются неприятные ощущения, испытанные нами с самых первых моментов жизни, причем только те ощущения, которые были восприняты нами в бессознательном состоянии или когда мы испытывали сильную боль. Факт наличия в памяти такого отдела сильно изменяет прежние представления об ее устройстве и назначении.

Процесс вспоминания есть процесс повторного вызова из памяти записанных там ощущений, испытанных ранее нашими органами чувств, происходящий по нашей воле или в ответ на определенные стимулы. Повторный вызов является существенным в восприятии этих ощущений, в понимании их; это аналитический процесс.

Дианетика убедительно доказала существование еще одного способа записи и хранения воспринятых ощущений, который не был замечен другими учениями об устройстве сознания. При этом способе записи она происходит так, что повторный сознательный вызов ощущений из хранилища невозможен. Этим способом ведет запись реактивное сознание, и записанное хранится до тех пор, пока не наступит момент, который реактивное сознание сочтет подходящим для воспроизведения записи.

Реактивное сознание реагирует (воспроизведением записи) на определенные стимулы, но так, что эта реакция не поддается разумному объяснению, реагирует настолько неверно, наобум, что это приносит неисчислимый вред организму человека и его жизненно важным отправлениям.

Как было ранее отмечено, содержимое реактивного банка составляют ощущения, испытанные во время бессознательности или при сильной боли, такой, что воспринимающая способность аналитического сознания была значительно снижена по сравнению с той, которая присуща человеку в полном сознании. Поэтому, чтобы данные реактивного сознания смогли повлиять (и весьма неблагоприятно) на человека, нужно, чтобы они были активизированы, "включены" <"кий-ин">, а для этого нужно, чтобы с человеком случилось нечто внешне похожее на неприятное происшествие, запись о котором имеется в реактивном банке. После этого каждое происшествие, подобное тому, вторичному, которое "включило" <кий-ин> запись первоначального происшествия, будет служить рестимулятором для обращения к записи первоначального происшествия.

Следует подчеркнуть, что запись данных реактивным сознанием не подразумевает какой-либо их сортировки или обработки. Нечто подобное мы получили бы, записывая на магнитофон шум оживленной улицы. Все шумы, свист, грохот, гудки автомобилей, обрывки разговоров останутся на ленте и всякий раз будут слышны при проигрывании все разом, одновременно. Разделить их не сможет никакое селекторное устройство, мы всякий раз будем слышать только то, что было записано.

Так действует реактивное сознание: записывает и воспроизводит запись в ответ на рестимуляцию. Таким образом, когда что-то обуславливает воспроизведение определенной записи реактивного банка, человек отвечает буквальной интерпретацией содержимого этой записи, а буквальное истолкование может увести очень, очень далеко от подлинного смысла первоначального происшествия.

Вы можете оценить сами, какие смехотворные, пугающие, даже гибельные результаты могут быть при рестимуляции этого неаналитического, бессмысленно-буквального мышления. Скажем, будущая мама споткнулась и упала, ее не рожденный ребенок потерял сознание. В тревоге, в ужасе она рыдает: "Мой маленький! Я тебя ударила, я тебя повредила! Ты никогда не будешь, как другие дети!" И хотя ребенок впоследствии рождается и растет нормальным, без всяких физических отклонений, но вот стоит кому-то (желая похвалить ребенка) заметить: "Ты не как другие дети!", и пренатальное происшествие "включается", и отныне малыш бессознательно стремится быть "не как другие дети", дуясь в углу, отказываясь участвовать в детских играх и делать то, что делают нормальные дети.

Да, так бывает, как можно показать, и как не раз уже было показано!

Как истинная наука, Дианетика разработала метод для распознавания и решения такого рода человеческих проблем, ибо в наше время подлинная наука должна не только ставить вопрос, но и предлагать его решение. Этот метод известен, как дианетический процессинг, а решение проблемы состоит в стирании тех записей, рестимуляция которых вызывает у человека реактивное поведение.

Человек, в чьем реактивном банке уже не содержится записей о происшествиях, вызывающих аберрации, называется в Дианетике клиром (clear). Человека, еще продолжающего применять к себе дианетическую методику с целью облегчить психосоматические страдания или стать клиром, называют преклиром (preclear).

Дианетическая методика на удивление проста. Преклира просят устроиться поудобнее и закрыть глаза. Затем его просят вернуться мысленно к пережитому когда-то удовольствию и как можно подробнее рассказать о нем, а его слушатель (одитор) во время рассказа задает ему наводящие вопросы, чтобы извлечь наружу как можно больше подробностей о происшествии. Так человека знакомят с тем, как проходит сеанс, и с тем, как "идти назад в прошлое", "возвращаться".

Такое первое знакомство с дианетическим процессингом обостряет способность человека к повторному вызову ощущений и в то же время успокаивает его возможные сомнения и тревоги.

Затем рассказчика просят вернуться к самому раннему ощущению боли или потери сознания, которое он может вспомнить в данный момент. То впечатление, воспоминание, с которым он при этом войдет в контакт, называется в науке инграммой. И опять, искусно заданными вопросами, преклиру помогают вспомнить все детали происшествия. Неоднократный подробный рассказ о событии служит для удаления с события так называемого заряда, а это возвращает в распоряжение аналитического сознания жизненную энергию, ранее уходившую на то, чтобы как-то переносить деструктивное содержание инграммы, на то, чтобы, имея инграмму, все-таки жить.

Закончив этот этап, преклира ведут далее, к более глубоко скрытым в недрах памяти происшествиям, а конечной целью является нахождение и удаление из реактивного банка всех таких воспоминаний об аберрирующих событиях. Помощь одитора необходима, чтобы направить преклира по наиболее вероятному пути к данным банка и стереть их.

Удивительно, что данные банка, кажется, так и ждут, чтобы к ним нашли доступ и стерли, переписывая при этом в обычную память, хранясь в которой они уже не будут вызывать аберрации, так как с них в процессе пересказывания одитору снят заряд. Вот таким образом процесс выслушивания - одитинг (auditing) - высвобождает жизненную энергию, а она необходима для успешного функционирования аналитического сознания. Очевидно, что при каждой такой разрядке аналитическое сознание все более и более приближается к первоначальному, присущему ему от природы, высокому уровню рационального мышления.

Дети, конечно, особенно тяжело страдают от капризных выходок реактивного сознания. Многие становятся угрюмыми и замкнутыми, не хотят играть с другими, живыми и веселыми сверстниками.

Другие, "трудные" дети, визжат, дерутся, кусаются и царапаются по малейшему поводу. А некоторые отправляются в такие общественные заведения, как колония для малолетних преступников или жуткий исправительный интернат, и все потому, что они не могут не подчиняться скрытым приказам из банка реактивного сознания.

Детьми, из-за их недостаточной зрелости, должна заниматься особая отрасль Дианетики. Признавая существование специфически детских проблем, мы разработали специальную исследовательскую программу, чтобы выработать наилучший подход к работе именно с детьми. Наши исследования проводились в течение года, последовавшего за публикацией книги "Дианетика: современная наука о душевном здоровье". Их результаты нельзя игнорировать ни родителям, ни тем, кто делит с ними ответственность за воспитание детей и искренне хочет им счастливого детства.


Глава 2.

Величайшая проблема человека.

Как вы считаете, перед какой величайшей проблемой стоит каждый человек? Подумайте, может быть, это война? Голод? Болезни? А может, это любовь, ненависть, деньги, положение в обществе? Или все-таки это та задача, которую ежедневно и всю жизнь решает каждый из нас, выясняя, что же это значит - найти себя? Не кажется ли вам, что если это и не величайшая проблема в жизни каждого, то, по крайней мере, одна из самых величайших? В Дианетике она считается коренной проблемой.