Занятие-развлечение.

Планы-конспекты логопедических досугов.

Тема «Звук Л»

 

Цель: автоматизировать звук Л в слогах, словах, предложениях,

спонтанной речи.

 

План занятия:

1. "Доскажи словечко".

2. Слоговой аукцион.

3. "Угадай-ка".

4. Узнай слово.

5. Отгадай загадку.

6. "Ромашка".

7. "Чей улов больше?"

8. Узнай пословицу.

9. Конкурс скороговорок.

10. Объясни выражения.

11. "Кто получит приз?"

12. Конкурс загадок и стихов.

 

Ход занятия.

1. "Доскажи словечко ".

Логопед читает стихотворный текст, дети хором договаривают

слова.

2. "Слоговой аукцион ".

Чья команда последней называет слово с предложенным слогом,

та и выигрывает.

3. "Угадай-ка".

По словам, произнесенным вразбивку, узнать слово: дыш, лан —

ландыш; па, лам — лампа; па, ло, та — лопата; ло, мо, ток — молоток;

ва, го, ло — голова.

4. "Узнай слово ".

По первым звукам названных слов определить задуманное слово.

5. "Отгадайзагадку".

Чья команда больше отгадает загадок. Добавляются очки, если

кто — то из детей загадает загадку, в которой есть звук Л.

6. "Ромашка".

Сорвать только лепестки с изображением предметов, в названии

которых есть звук Л.

7. "Чей улов больше? "

Кто больше выловит слов — картинок со звуком Л, пока играет

музыка.

8. "Узнай пословицу".

В каждом из нескольких конвертов по 2 картинки. Нужно их на-

звать, вспомнить пословицу, в которой они встречаются вместе.

9. Конкурс скороговорок.

Кто больше и без ошибок произнесет предложенную скорого-

ворку.

10. "Объясни выражение".

Кто лучше объяснит, почему мы так говорим.

//. "Кто получит приз?"

Проводится в виде эстафеты. Из обручей, расположенных на по-?

лу друг за другом, выбрать:

а) игрушку, в названии которой есть звук Л;

б) картинку, в названии которой есть звук Л;

в) вбежать в последний круг, назвать слово со звуком Л, взять

приз (игрушку, конфету).

12. Конкурс чтецов.

Чтение стихотворений, загадывание загадок со звуком Л.

Подведение итогов, назвать лучшую команду и лучших игроков.

 

Речевой материал к занятию.

Доскажи словечко.

Гладко, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих.

Ждет он и вздыхает

Слова не хватает!

Чтобы снова в добрый путь

Стих потек, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,

Подскажи словечко! (Е. Серова).

1. Наш огород в образцовом порядке,

Как на параде построились грядки.

Словно живая ограда вокруг —

Пики зеленые выставил... (лук)

2. Сшил себе котенок тапки,

Чтоб зимой не мерзли... (лапки)

3. Ну, давай играть в футбол!

Забивай скорее... (гол)

4. Нам темно. Мы просим маму

Нам включить поярче... (лампу)

5. Руки мыть пошла Людмила,

Ей понадобилось... (мыло)

6. Молодчина эта Лина,

Лепит все из... (пластилина)

7. Заглянула в дверь коза,

Очень грустные... (глаза)

8. Тихо-тихо снег идет,

Белый снег мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе... (лопатой)

9. Елочка, елочка, колкая... (иголочка)

10. А возле этой елки

Бродили злые... (волки)

11. Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно, скучно мне одной,

А зовут меня... (луной)

12. На ветке не птичка —

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Кто же это?., (белка)

13. Он соло пел среди ветвей,

Его назвали... (соловей)

14. Лейся, дождик, веселей,

Мы с тобою дружим!

Хорошо нам бегать

Босиком по ... (лужам)

15. Заставил плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а ... (лук)

16. Хоть я и сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус.

Узнали вы? Я... (свекла)

17. Крошка-сын к отцу пришел. .

И спросила кроха:

— Что такое хорошо

И что такое... (плохо)

18. На одной ноге кружится,

Беззаботна, весела.

В пестрой юбке танцовщица,

Музыкальная... (юла)

 

Слоговой аукцион.

.ла — лапа, лампа, лайка, лавка, лакомка, ладонь, ландыш, лас-

точка, ластик, ласты, лак.

ло — лоб, локоть, лось, ложка, лодка, лом, лошадь, лов, Лора.

лу — лук, луна, лупа, лужа, луч, Луша, луковица, Лука.

Отгадай пословицу по двум словам.

1. Шило, мешок: шила в мешке не утаишь.

2. Иголка, нитка: куда иголка, туда и нитка.

3. Волки, лес: волков бояться — в лес не ходить.

4. Камень, вода: под лежачий камень и вода не течет.

5. Пчела, мед: одна пчела много меду не наносит.

Скороговорки.

Говори, торопись, но смотри не ошибись.

1. Кол около стола, стол около кола.

2. Колпак под колпаком,

Под колпаком колпак.

3. Дятел дуб долбил, да не додолбил.

4. Не жалела мама мыла.

Мама Милу с мылом мыла.

5. Петя пилил пилой пень.

6. В зимний холод всякий молод.

7. Были галчата в гостях у волчат,

Были волчата в гостях у галчат.

Ныне волчата галдят как галчата

И, как волчата, галчата молчат.

8. Павка на лавке плетет лапти Клавке.

9. Ладушки, ладушки,

С мылом моем лапушки,

Чистые ладошки,

Вот Вам хлеб да ложка.

10. Свекла у Феклы

Мокла и сохла.

Сохла и мокла

Пока не поблекла.

Объясни выражение.

Лакомый кусочек — что-нибудь заманчивое, привлекательное,

соблазнительное.

Медвежья услуга — неумелая, неловкая услуга, которая вместо

помощи приносит вред.

Бить баклуши — праздно проводить время, бездельничать. Пер-

воначально означало: раскалывать, разбивать осиновый чурбан на

баклуши (чурки) для изготовления мелких щепок, т. е. делать очень

несложное дело.

Блоху подковать — проявить необыкновенную выдумку в каком-

либо деле, умение, тонкое мастерство.

Как белка в колесе — беспрерывно суетиться, хлопотать без ре-

зультатов.

Волк в овечьей шкуре— нехороший, лживый человек, который

всячески пытается скрыть свои дурные намерения и показать себя

добрым.

Искать иголку в стоге сена — о том, что нельзя найти, обнаружить.

Отгадай загадки.

1. Я землю копала

Ничуть не устала.

А кто мной копал —

Тот и устал. (Лопата)

 

2. Сидит дед, во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук)

3. Над домами у дорожки

Висит кусок лепешки. (Луна)

4.В тихую погоду

Нет нас нигде.

Ветер подует —

Бежим по воде. (Волны)

 

5. Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый Год я — главная. (Елка)

 

 

6. Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)

7. Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)

8. Раскаленная стрела

Дуб свалила у села. (Молния)

 

9. Под крышей четыре ножки,

А на крыше — суп да ложки. (Стол)

 

10. Этот конь не ест овса,

Вместо ног два колеса. (Велосипед)

 

11. В нашей кухне целый год

Дед Мороз в шкафу живет. (Холодильник)

12. Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло)

13. Белый камешек растаял,

На доске свой след оставил. (Мел)

 

 

14. Круглое, красное,

Я расту на ветке. (Яблоко)

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

15. Жидко, а не вода.

Бело, а не снег. (Молоко)

 

16. В раздевалке я служу,

На весу пальто держу. (Вешалка)

 

17. Кто в беретке ярко-красной,.

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

 

18. Все время стучим,

Деревья долбим.

Но их не калечим,

А только лечим. (Дятлы)

 

19. Кто зимой холодной

В лесу бродит злой, голодный? (Волк)

 

20. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко, (Лось)

Рога раскинув широко.

 

21. С ветки на ветку,

Быстрый, как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал. Кто это? (Белка)

 

22. Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком —

Он поделится медком. (Пчела)

23. Маленького роста я,

Тонкая и острая,

Носом путь себе ищу.

За собою хвост тащу. (Иголка)

24. Ползун ползет, иголки везет. (Ежик)

 

2. Занятие-досуг "Путешествие в страну знаний".

Тема «Звук и буква Т»

 

Цели:

 

1. Развивать фонематическое восприятие.

2. Продолжать учить делить слова на части (одно-, двух-, трех-

сложные слова).

3. Закреплять умение производить звукобуквенный анализ и син-

тез слов.

4. Развивать связную речь.

1. Развивать мышление и память.

 

Методические приемы:

 

1. Игра "Телеграфист".

2. Игра "Новоселы".

3. Подвижная игра "Самый ловкий".

4. Игра "Отгадай слово".

5. Подвижная игра "Самый аккуратный".

6. Игра "Волшебные часы".

7. Подвижная игра "Мышеловка".

8. Игра "Наборщик".

9. Игра "Умники и умницы".

10. Игра "Не знаешь — научим".

11. Игра "Пазлы".

 

Оборудование.

 

Дидактический материал (предметные картинки), ребусы, часо-

вой циферблат, трехэтажный дом из картона и предметные картинки с

изображением животных, пословицы и поговорки в картинках, буквы

на кубах, гимнастические палки, стойки, обручи, картонные ступни,

стулья для детей, эмблемы, сувениры, конверты, пазлы, 2 корзины, 2

деревянные ложки, шары для пинг-понга (по количеству детей), иг-

рушки и предметы на звуки Т, Д, К.

 

Ход занятия.

 

Дети поделены на 2 команды, "Утята" и "Котята", на футболках

эмблемы, сидят полукругом.

Ведущая (В):

— Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие — в страну зна-

ний, где нас ожидают необычные встречи и приключения. Но чтобы наше

путешествие удалось, надо как можно больше знать о звуке и букве Т.

Входит Незнайка.

Незнайка (Н):

— Кто здесь в путешествие собрался? Я тоже очень люблю пу-

тешествовать. Я даже На Луну летал. Вот как-то раз...

В: — Подожди, Незнайка, ты ведь даже забыл поздороваться с

ребятами. Ты что, не знаешь, что нужно быть вежливым?

Н: — Знаю. А разве я не поздоровался? Здравствуйте, ребята!

В: — Здравствуй, Незнайка. Но мы сегодня с ребятами собрались

в путешествие не на Луну, а в страну знаний.

Н: — Да, да, я слышал. Нужно все знать о звуке и букве Т. Я не-

давно читал очень интересную книгу, из которой узнал много слов со

звуком Т, эта книга о тропическом лесе, по-другому он называется

джунгЛи, и о его обитателях: пантерах, питонах, удавах. А вот как

книга называется, я забыл. У меня даже картинки были с героями

этой книги. Но на них упал Лунный камень и картинки рассыпались

на кусочки.

В: — Не переживай, Незнайка! Мы поможем тебе сложить кар-

тинки и вспомнить название книги. Для этого мы должны правильно

выполнить все задания. За каждое правильно выполненное задание

команды будут получать по одной части этой картинки. Для каждой

команды картинки помещены в конверты. Когда вы выполните все

задания правильно, вы соберете все части в одно целое и вспомните

название книги, которую прочитал Незнайка. А чтобы мы не устали в

путешествии, Незнайка приготовил нам разные игры и задания.

 

1. Игра "Телеграфист". (Деление слов на слоги). Дети перепрыги-

вают через гимнастические палки столько раз, сколько слов в слоге.

Слова-картинки: кот, тапочки, танк, бегемот, туча, конфеты, кит, фут-

болист, тарелка, табуретка, петух, автобус.

 

2. Игра "Новоселы". (Трехэтажный дом с окнами — карманами, в

которые помещаются картинки, в названии которых есть звук Т).

1 этаж — звук Т в начале слова: тур, тапир, тушканчик.

2 этаж — звук Т в середине слова: утка, петух, питон.

3 этаж — звук Т в конце слова: кот, енот, бегемот.

 

3. Подвижная игра "Самый ловкий".

По кругу стоят стулья, меньше на один, чем детей. Дети ходят

вокруг, по сигналу занимают стульчик. Ведущая произносит звуки.

Стульчик надо занять, если услышишь звук Т. Звуки для анализа: а, у,

м, ж, т, п, к, т, д, ть, ль, мь, пь, кь, т, у, с, э, т и т. п.

 

4. Игра "Отгадай слово".

Ребусы слова-загадки. Отгадай слова:

— по первым звукам в названии каждой картинки (кошка, игла,

топор — кит);

— расставь буквы по росту и прочти (утка);

— замени букву в слове (салат);

— добавь к слогу название картинки (куст).

 

5. Подвижная игра "Самый аккуратный".

Игра-эстафета. Вынести из "курятника" все яйца в ложке, не уро-

нив ни одно.

 

6. Игра "Волшебные часы".

Одна команда читает слог, другая придумывает слова с данным

слогом.

В: — Тик-так, тик-так.

Все часы идут вот так.

Ну-ка, посмотри сейчас

И ответь, который час?

Ведущая крутит стрелку на циферблате и останавливает на сло-

гах: та, ту, то, ты.

 

7. Подвижная игра "Мышеловка".

Одна команда — мышеловка, вторая команда — мыши и на-

оборот.

 

8. Игра "Наборщики". Проводится в виде эстафеты.

На кубиках буквы к, л, и, у, по 2 буквы с, т. Одна команда составля-

ет слово "лист", другая — "куст". Преодолевая препятствия, дети пере-

носят по одному кубику. Препятствия — дуги для подлезания, имита-

ция следов (пройти через ручей, не замочив ног), продеть через голову

обручи. Когда все кубики перенесены, из них составляется слово.

 

9. Игра "Умники и умницы". Отгадывание пословиц и поговорок

о труде по опорным картинкам:

— иголка, нитка (Куда иголка, туда и нитка);

— пруд, рыба (Без труда не вытянешь и рыбку из пруда);

— голова, руки (Голова научит, руки сделают);

— яблоня, человек (Яблоню любят плодовитую, а человека —

деловитого);

— птица, человек (Птицу узнают в полете, а человека в работе);

— линейка, ножницы (Семь раз отмерь, один отрежь);

— камень, вода (Под лежачий камень вода не течет).

 

10. Игра "Не знаешь — научим, не умеешь — покажем".

2 корзинки на стульях, предметы и игрушки на столе.

Из предметов, в названии которых есть звуки Т, Д, К, брать по

одному и переносить в корзинки те, в которых есть звук Т.

 

11,Игра"Пазлы".

Из восьми частей собрать картинку ("Маугли").

В: — Вот видишь, Незнайка, какие у нас умные дети. Они столь-

ко всего знают о звуке и букве Т, что им не составило труда выпол-

нить все задания и помочь тебе вспомнить название книги Киплинга

"Маугли".

Н: — Спасибо, ребята, вы все молодцы! Вы такие умные, ловкие,

умелые. Победила дружба. (Вручение призов).