Практична робота № 3
Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.
Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время (курация, выполнение лабораторной работы и т.д.).
1. Ответить на контрольные вопросы.
2. Ответить на вопросы текущего тестового контроля.
3. Составить схемы: цепи питания в пресноводном водоеме, круговорот воды в биосфере.
(тесты, задачи и т.д.).
1. Одной из особенностей организма как среды обитания является: а) высокая пищевая конкуренция; б) недостаток свободной влаги; в) высокое осмотическое давление; г) сложность снабжения кислородом.
2. К экологической группе фильтраторов относят: а) планарию молочно-белую; б) перловицу обыкновенную; в) форель ручьевую; г) тритона обыкновенного.
3. Неоднородность экологических условий в почве контрастней всего проявляется: а) в горизонтальном направлении; б) при смене дня и ночи; в) в вертикальном направлении; г) при смене сезона.
4. Более чувствительны и уязвимы к антропогенному воздействию экосистемы, расположенные: а) на континентах в умеренных широтах; б) севернее пояса тайги и южнее степей; в) в акваториях умеренных широт; г) только на экваторе.
5. При антропогенной деградации лесные экосистемы проходят стадии: а) появления большого количества видов травянистых растений; б) последовательного исчезновения мхов, лишайников, трав и древесных растений; в) последовательного исчезновения сначала самых крупных, а затем старых деревьев и кустарников; г) появления разнообразных насекомых-вредителей.
6. Сокращение ВДОС, которое полнилось и 1972 г. после XXVII сессии Генеральной Ассамблеи ООН и связано о международным праздником, ежегодно отмечаемым 5 июня» означает: а) Всероссийский день охраны среды; б) Всероссийский день окружающей среды; в) Всемирный день оздоровления семьи; г) Всемирный день окружающей среды.
7. Локальные изменения климата, которые складываются около поверхности почвы, называют; а) средой; б) фактором; в) погодой; г) микроклиматом.
8. Процесс восстановления утраченного плодородия почв называют: а) интродукцией; б) рекультивацией; в) мелиорацией; г) репарацией.
9. Положительные аэроионы в большой концентрации вызывают у людей: а) головокружение, удушье, отрицательно влияют на деятельность сердца и процессы дыхания, на обмен веществ; б) общее улучшение состояния организма, увеличивают тонус; в) ослабление зрения и слуха; г) не вызывают негативных реакций в организме человека.
10. Геологическую оболочку Земли, населенную живыми организмами, называют: а) стратосферой; б) атмосферой; в) биосферой; г) гидросферой.
11. Структуру популяции характеризует: а) распределение особей а пространстве; б) соотношение размеров тел мужских и женских особей; в) характер отношений особей с симбионтами; г) скорость регенерации отдельных особей.
12. Экологическая роль снегового покрова в жизни растений заключается в: а) улучшении дыхания листьев; б) защите зимующих зеленых частей растений; в) предохранении растений от излишнего испарения; г) сохранении созревших семян от поедания.
13. Для того чтобы замедлить антропогенное старение озер, необходимо: а) развести макрофитов; б) устранить хищных рыб; в) развести травоядных и хищных рыб; г) устранить травоядных рыб.
14. Первый экологический кризис в истории человечества произошел в: а) неолите; б) меловом периоде; в) палеолите; г) мезолите.
15. Для большинства гидробионтов основным способом поддержания солевого баланса является: а) активное выделение излишков соли из организма; б) избегание неблагоприятных местообитаний; в) разбавление излишков соли в организме; г) погружение в состояние оцепенения.
16. При наступлении неблагоприятных условий образованию новой оболочки бактерий предшествует: а) ускорение синтетических процессов; б) замедление процессов деления; в) отращивание жгутиков; г) отхождение цитоплазмы от оболочки.
17. В Южной Америке было одомашнено такое животное, как: а) курица; б) овца; в) лама; г) индейка.
18. В соответствии с современными воззрениями развитие экологических связей и расселение человечества шло от центра происхождения человека, расположенного в: а) Северо-Восточной Африке; б) Южной Африке; в) Европе; г) Северной Америке.
19. Основным источником поступления в атмосферу газа метана считают: а) лесные массивы; б) луговые и степные районы; в) болотистые районы; г) горные отрасли.
20. В лесах умеренного климата может быть до: а) 1—2 ярусов растений; б) 5—6 ярусов растений; в) 10—12 ярусов растений; г) 15—16 ярусов растений.
9. Учебно-материальное обеспечение:
9.1 Литература:
а) обязательная:
1. Слюсарев А. А., Жукова С. В. Биология. Киев: «Вища школа», 2012.
2. Ярыгин В. Н. с соавтор. Биология в 2-х томах. М.: Гэотар-медиа, 2011.
3. Чебышев Н. В. Биология. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2011.
б) дополнительная
1. Каредина и др. Эволюция систем органов. Пороки развития у человека. Учебное пособие. Владивосток, 2008 г.
2. Иванов В. П. Биология /Учебно-методическое пособие для мед. вузов. Курск, 2003.
3. Грин Н., Стаут У., Жейлор Д. Биология: в 3 томах. – М.: Мир, 1990.
4. Балахонов А.В. Ошибки развития. Изд-во Ленинградского ун-та, 1990г.
10. Материальное обеспечение:
а) Таблицы.
Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе.