Этапы проведения практического занятия.

Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты).

Задания для СРС во внеучебное время

Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

Цели занятия.

Мотивация изучения темы.

Тема занятия.

Основы экологии

Организмы находятся в состоянии постоянного обмена с окружающей средой. Вне среды организмы не существуют. Деятельность человека по преобразованию природы влекла и влечет за собой изменение ареалов многих болезней, связанных с природными факторами. Нежелательные последствия неконтролируемой человеческой деятельности привели к нарушению биологического равновесия в некоторых сообществах и даже к их истощению и гибели, а также создали предпосылки возникновения экологического кризиса. Знания основ экологии необходимы для разумного регулирования отношений человека и природы. Знания по данному разделу биологии необходимы врачам любой специальности.

3.1.Общая цель: изучения темы направлено на формирование компетенций по ФГОС специальности – Лечебное дело. В результате освоения данной темы формируются общекультурные и профессиональные компетенции: ОК–1, ПК–2, ПК-5, ПК-12, ПК-32.

3.2.Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» - закономерности популяционной экологии, процессы развития и функционирования экосистем и биосферы в целом для планирования стратегии существования человека в биосфере, а также для организации профилактических мероприятий и медицинской помощи населению

«Уметь» - предполагается способность выпускника применять полученные знания для решения типовых задач соответствующей сферы профессиональной деятельности с возможным использованием справочной литературы: пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет, работать с увеличительной техникой. «Владеть» - предполагается обязательное наличие опыта (навыков) в проведении определенных практических действий: базовыми технологиями преобразования информации, навыками микроскопированиями и анализа гистологических препаратов и электронных микрофотографий.

1. Экологические факторы и среды организма (курс школьной биологии).

2.Биоценозы. Экосистемы (курс школьной биологии).

5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

1. Экология как наука, ее место среди других наук, разделы экологии.

2. Экологические факторы и среды жизни.

3. Биотические отношения.

4. Разнообразие и классификация популяций.

5. Структура и характеристика биоценозов.

6. Понятие о биосфере. Современные концепции биосферы.

7. Ноосфера.

8. Пути воздействия человечества на природу. Экологический кризис.

9. Международная биологическая программа.

10. Медицинская экология. Экологически зависимые болезни человека. Лекарственные растения.

11. Медицинские аспекты экологии человека Здоровье человека как интегрированный показатель его адаптированности к природной и социальной среде.

1. Подготовка рефератов и кратких сообщений по темам: Концепции биосферы. Абиотические факторы среды. Фотопериодизм. Биотические факторы среды. Влияние внешней среды на развитие организма. Мутагенные факторы. Тератогенные факторы. Антимутагены. Критические периоды развития. Нарушения эмбриогенеза. Пороки развития сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, мочеполовой систем. Наследственные болезни, основные принципы их печения и предупреждения. Филогенез провизорных органов. Провизорные органы человека. Рост и конституция человека. Взаимодействие социального и биологического в периоды детства, молодости и зрелости. Биологические аспекты старения. Продолжительность жизни. Проблемы долголетия гериатрии. Регенерация органов и тканей. Способы репаративной регенерации. Трансплантация. Проблемы трансплантации. Биологические ритмы. Гомеостаз. Закономерности гомеостаза. Валеология

1. Фактор, уровень которого приближается к преде­лам выносливости организма, называют: а) фатальным, б) оптимальным; в) лимитирующим.

2. Плотность грунта влияет на распределение назем­ных животных, которые используют почву: а) в качестве убежища от хищников; б) для испарения излишков влаги; в) для внутрипопуляционных контактов;

3.Самыми опасными с точки зрения влияния на эко­логическую обстановку производствами являются: а) столярные цеха, кирпичные заводы; б) производства фарфора и керамики; в) химические и целлюлозно-бумажные комбинаты;

4. Правило Д. Аллена говорит о закономерности, со­гласно которой: а) размеры животных севера крупнее их сородичей на юге; б) окраска животных к югу становится ярче; в) размеры выступающих частей тела теплокров­ных животных увеличиваются к югу.

5. Наибольшая доля загрязнений, особенно в горо­дах, приходится на: а) хлебозаводы; б) транспорт; в) производство карандашей.

6. Последовательные изменения видового состава экосистемы называют: а) демутацией; б) сукцессией; в) метаморфозом;

7. Непрерывно меняющееся состояние атмосферы у земной поверхности называют: а) средой; б) погодой; в) фактором.

8. Растения, которые уходят под снег, не сбрасывая листьев, имеют возможность: а) вегетировать под снежным покровом; б) переносить зиму в более комфортных условиях;

в) вегетировать сразу после снеготаяния.

9. Самую ярко выраженную форму симбиоза, при ко­торой присутствие каждого из двух видов стано­вится для другого обязательным, называют: а) аменсализмом; б) промкооперацией; в) мутуализмом.

10. В. И. Вернадский назвал почву биокосным веще­ством, потому что она состоит из: а) разлагающихся остатков органики и подземных частей растений; б) частиц грунта и разложившейся органики; в) компонентов, созданных живыми организмами вместе с неживой (косной) природой (водой, атмо­сферой и т. д.).

11. Одним из основоположников экологии как науки о взаимоотношениях живых организмов и среды обитания считают: а) К. Линнея (XVIII в.); б) Э. Геккеля (XIX в.); в) Г. Ф. Гаузе (XX в.).

12. Вторичную биологическую продукцию в экосисте­мах создают: а) консументы и редуценты; б) хемотрофы; в) автотрофы.

13. При избытке гравитационной влаги условия в почве сходны с условиями жизни в: а) пустыне; б) водоеме; в) степи.

17. В крупных промышленных городах из-за загряз­нения среды наиболее быстро нарастает рост забо­леваний: а) желудочно-кишечного тракта; б) органов дыхания; в) кожи и среднего уха; г) суставов и костей.

18. Примеры взаимоотношений в природе, выгодные одному организму и безразличные другому: а) акула и рыба-прилипала; б) рак-отшельник и актиния; в) ель и береза; г) заяц и волк.

19. К экологическим выгодам пойкилотермии в усло­виях жаркого климата относят: а) водонепроницаемость покровов тела; б) способность сохранять влагу в организме; в) функционирование в узком диапазоне темпера­тур; г) размножение и развитие, приуроченные к тепло­му периоду.

20. Одной из особенностей Мирового океана как эко­системы является постоянная циркуляция, обус­ловленная: а) перемещением гидробионтов; б) сильными, постоянно дующими ветрами; в) разницей температур слоев воды; г) испарением с поверхности.

№ п/п Название этапа Цель этапа Время
I. Вводная часть занятия 5-10 %
1. Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 5 мин
2. Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 5 мин
II. Основная часть занятия 80-90 %
3. Контроль исходных знаний, умений и навыков Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков 20 мин
4. Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе 5 мин
5. Демонстрация методики Показать ориентировочную основу действия (ООД) 5 мин
6. Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 35 мин
7. Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др.) Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов 10 мин
8. Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка 5 мин
III. Заключительная часть занятия 5-10 %
9. Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия 5 мин
10. Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер 5 мин