Этапы проведения практического занятия.

Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты).

Задания для СРС во внеучебное время

Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.

1. Определения понятий "эволюция", "макроэволюция", «микроэволюция».

2. История становления эволюционной идеи. Борьба материализма и идеализма во взглядах на природу:

- Представление древних натуралистов о природе, их вклад в развитие эволюционной мысли;

- Сущность креоционизма. К. Линней - яркий выразитель метафизических воззрений о неизменности и изначальности в природе, значения его работ. Значения работ Кювье и Ш.. Бонне. Критика их философских взглядов;

- Сущность трансформизма. Взгляды Д. Дидро, К. Гельвеция, 3, Дарвина и К. Сент-Илера на развитие живой природы;

- Вклад русских ученых в развитие первых эволюционных представлений (М.В. Ломоносов, А.А. Радищев, К.Ф.Вольф, А.А. Каверзнев и др.).

- Первая аргументированная теория эволюции Ж.Б. Ламарка, её значение.

3. Социально-экономические и научные предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.

4. Сущность представлений Ч.Дарвина о движущих силах органической эволюции:

- изменчивость;

- наследственность;

- борьба за существование, естественный отбор.

5. Вид и видообразование по Ч. Дарвину.

6. Возражения против теории Ч. Дарвина.

7. Антидарвиновские концепции эволюции и их причина.

8. Понятие о макро - и микроэволюции.

9. Биологический вид - качественный этап эволюции.

10. Популяционная структура вида. Понятие о популяциях и чистых линиях.

11. Понятие об идеальных популяциях, правило Харди-Вайнберга.

12.Действие элементарных эволюционных факторов в природных популяциях (мутационного процесса, популяционных волн, изоляции, естественного отбора и генетико-автоматических процессов).

13. Аллопатрическое и симпатраческое видообразование.

14. Адаптивный характер эволюционного процесса.

15. Главные направления эволюционного процесса: ароморфоз, идиоадаптация и общая дегенерация.

16. Морфофизиологический и биологический прогресс.

17. Биогенетический закон и учение Северцова о филэмбриогенезе.

18. Популяционная структура человечества. Демы. Изоляты.

19. Влияние мутационного процесса, миграции, изоляции на генети­ческую структуру людей.

20. Дрейф генов и особенности генофондов изолятов.

21. Специфика действия отбора в человеческих популяциях.

22. Генетический полиморфизм. Генетические аспекты предрасполо­женности к болезням.

1. Подготовка рефератов и кратких сообщений по темам: Доказательства эволюции. Развитие сравнительной анатомии; Учение Ч. Дарвина о механизмах органической эволюции; Учение А.Н. Северцева о филэмбриогенезах.

2. Подготовить тему: " Происхождение жизни. Антропогенез".

Вариант 1

1. Процессы, протекающие внутри вида, в пределах обособленных популяций и завершающиеся видообразованием, названы: а) мегаэволюция; б) микроэволюция; в) макроэволюция; г) дрейф генов

2. Совокупность особей одного вида, длительно населяющих определенную территорию и свободно скрещивающихся, называется: а) чистая линия; б) популяция; в) порода; г) генофонд

3. Идеальная популяция характеризуется: а) большой численностью; б) малой численностью; в) свободным скрещиванием; г) ограничением скрещивания

4. Используя закон Гарди-Вайнберга, определите частоту встречаемости доминантного аллеля, если q=0,24: а) р=0,64; б) р=0,66; в) р=0,74; г) р=0,76

5. Изменение численности популяции называется: а) панмиксия; б) индридинг; в) дрейф генов; г) популяционные волны

6. Виды изоляции: а) географическая; б) аллопатрическая; в) генетическая; г) экологическая

7. Формы видообразования: а) симпатрическое; б) дизруптивное ; в) аллопатрическое; г) стабилизирующее

8. Естественный отбор, приводящий к смене нормы реакции или ее расширению, называется: а) стабилизирующий; б) движущий; в) дизруптивный; г) генетический

9. Изменение структуры организма и общей энергии жизнедеятельности, лежащее в основе эволюции форм жизни от простого к сложному называется: а) морфофизиологический регресс; б) биологический прогресс; в) морфофизиологический прогресс; г) биологический регресс

10. Снижение приспособленности организмов к среде, уменьшение численности особей и сокращение ареала обитания, называется: а) морфофизиологический регресс; б) биологический прогресс; в) морфофизиологический прогресс ; г) биологический регресс

11. Используя закон Гарди-Вайнберга, определите частоту встречаемости гетерозигот в популяции, если р=0,36: а) 2рq= 46%; б) 2рq= 64%; в) 2рq=34%; г) 2рq=54%

12. Изменения, приобретаемые в процессе эмбрионального развития и сохраняющиеся во взрослом состоянии, называются: а) палингенезы; б) филэмбриогенезы; в) ценогенезы; г) ароморфозы

13. Анаболия – это: а) закладка нового признака в эмбриональном периоде на поздней стадии развития; б) закладка нового признака в эмбриональном периоде на средней стадии развития; в) закладка нового признака в эмбриональном периоде на ранней стадии развития

14. Биогенетический закон - «Онтогенез есть краткое повторение филогенеза» сформулировал: а) Бэр; б) Ковалевский; в) Геккель; г) Северцов

15. Элементарной эволюционной единицей является: а) вид; б) класс; в) тип; г) популяция

16. Функции естественного отбора в человеческой популяции: а) стабилизация генофонда; б) поддержание наследственного разнообразия; в) видообразования; г) изменение численности населения

17. Изолятами называются: а) популяции до 1500 людей; б) популяции от 1500 до 4000 людей; в) популяции от 4000 до 6000 людей; г) популяции от 6000 до 10000 людей

18. Для демов и изолятов частота внутригрупповых браков составляет: а) 30% - 40%; б) 50% - 60%; в) 60% - 70%; г) 80% - 90%

19. Формы филогенеза: а) филетическая; б) дивергентная; в) конвергентная; г) биологическая

20. Приспособительные образования у зародыша, не сохраняющиеся во взрослом состоянии, называются: а) ценогенезы; б) ароморфозы; в) палингенезы; г) идиоадаптации

Вариант 2

1. Процессы, приводящие к формированию надвидовых систематических категорий, названы: а) мегаэволюция; б) микроэволюция; в) макроэволюция; г) дрейф генов

2. Группы организмов, совершенно одинаковые по генотипу, называются: а) чистая линия; б) популяция; в) порода; г) генофонд

3. Идеальная популяция характеризуется: а) отсутствием мутаций по данному гену; б) наличием мутаций; в) отсутствие естественного отбора; г) присутствие естественного отбора

4. Используя закон Гарди-Вайнберга, определите частоту встречаемости рецессивного аллеля в популяции, если р=0,31: а) q=0,67; б) q=0,69; в) q=0,79; г) q=0,89

5. Процессы, приводящие к уменьшению гетерозиготности и возрастанию генетической однородности популяции, называются: а) дрейф генов; б) панмиксия; в) имбридинг; г) популяционные волны

6. Формы естественного отбора: а) движущий; б) экологический; в) стабилизирующий; г) симпатрический

7. Элементарным эволюционным материалом являются: а) изоляция; б) популяционные волны; в) мутации; г) естественный отбор

8. Естественный отбор, направленный на сохранение средних вариантов признаков, называется: а) стабилизирующий; б) движущий; в) дизруптивный; г) генетический

9. Возрастание приспособленности организмов к окружающей среде, сопровождающееся увеличением численности особей и расширением занимаемого ареала, называется: а) морфофизиологический регресс; б) биологический прогресс; в) морфофизиологический прогресс; г) биологический регресс

10. Упрощение организации, выражающееся в редукции ряда органов называется: а) морфофизиологический регресс; б) биологический прогресс; в) морфофизиологический прогресс; г) биологический регресс

11. Используя закон Гарди-Вайнберга, определите частоту встречаемости гетерозигот в популяции, если q=0,06: а) 2рq= 14%; б) 2рq= 11%; в) 2рq=26%; г) 2рq=35%

12. Изменения организма, не повышающие уровень организации, но делающие данный вид приспособленным к конкретным условиям жизни, называются: а) дегенерация; б) ароморфоз; в) идиоадаптация; г) анаболия

13. Девиация – это: а) закладка нового признака в эмбриональном периоде на поздней стадии развития; б) закладка нового признака в эмбриональном периоде на средней стадии развития; в) закладка нового признака в эмбриональном периоде на ранней стадии развития

14. Демами называются: а) популяции до 1500 людей; б) популяции от 1500 до 4000 людей; в) популяции от 4000 до 6000 людей; г) популяции от 6000 до 10000 людей

15. Для демов и изолятов характерен естественный прост: а) 50% - 55% за поколение; б) 40% - 45%; в) 30% - 35%; г) 20% - 25%

16. Экологические характеристики популяции - это: а) размер ареала; б) численность особей; в) генетическая гетерогенность; г) половой состав

17. Генетические характеристики популяции – это: а) наследственное разнообразие; б) численность особей; в) возрастная структура; г) генетическое единство

18. Наличие в популяции нескольких равновесно сосуществующих генотипов в концентрации, превышающей по наиболее редкой форме 1%, называется: а) полиморфизм; б) дрейф генов; в) целесообразность; г) популяционной волной

19. Признаки зародыша, повторяющие признаки предков, называются: а) ценогенезы; б) ароморфозы; в) палингенезы; г) идиоадаптации

20. Учение о филэмбриогенезах сформулировал: а) Геккель; б) Ковалевский; в) Дарвин; г) Северцов

№ п/п Название этапа Цель этапа Время
I. Вводная часть занятия 5-10 %
1. Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 5 мин
2. Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 5 мин
II. Основная часть занятия 80-90 %
3. Контроль исходных знаний, умений и навыков Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков 65 мин
4. Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе 10 мин
5. Демонстрация методики Показать ориентировочную основу действия (ООД) 5 мин
6. Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 50 мин
7. Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др.) Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов 10 мин
8. Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка 15 мин
III. Заключительная часть занятия 5-10 %
9. Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия 10 мин
10. Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер 5 мин