Этапы проведения практического занятия.
Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты).
Задания для СРС во внеучебное время
Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.
1. Определение понятий «онтогенез» и «филогенез». Взаимосвязь онто - и филогенеза.
2. Борьба материализма и идеализма и решение проблемы развития. Преформизм и эпигенез.
3. Типы онтогенеза: прямое (неличиночное и внутриутробное) и непрямое (личиночное и с полным и неполным метаморфозом) развитие.
4. Характеристика стадий эмбрионального периода развития:
а) стадия оплодотворения;
б) стадия зиготы;
в) стадия дробления (типы дробления, типы бластул);
г) стадия гаструляции (этапы гаструляции, типы гаструляции, способы образования третьего зародышевого листика).
5. Основные этапы закладки осевых органов.
6. Производные зародышевых листков.
7. Провизорные органы зародышей позвоночных и их роль.
8. Детерминация, дифференциация и интеграция в развитии.
9. Эмбриональная индукция. Организаторы и мишени. Цепи последовательных индукций.
10. Изменение клеток и клеточных комплексов в эмбриональном развитии (пролиферация клеток, избирательная сортировка, дифференцировка, гибель клеток зародыша, морфогенез).
11. Периоды онтогенеза человека.
12. Дифференциация зародышевых листков человека.
13. Провизорные органы человека и их функции.
14. Типы плацент плацентарных млекопитающих и человека.
15. Критические периоды эмбрионального развития человека.
16. Тератогенные факторы. Отклонения от нормы, вызванные тератогенными факторами (аномалии, пороки развития, уродства).
17. Постэмбриональный период развития: 1) ювенильный (до полового созревания; 2) взрослый (половозрелое состояние) 3) период старости.
1.Подготовка рефератов и кратких сообщений по темам: Характеристика этапов оплодотворения. Современные теории онтогенеза. Тератогенные факторы и их роль в онтогенезе.
2. Подготовить тему: «Филогенез кровеносной, мочеполовой, нервной, пищеварительной и дыхательной систем. Пороки развития».
Вариант I.
1. Назовите тип яйцеклетки, свойственной человеку: а) изолецитальный; б) центролецитальный; в) мезолецитальный; г) телолецитальный.
2. Укажите, какие органоиды расположены в шейке сперматозоида: а) рибосомы; б) митохондрии; в) центриоли;г) лизосомы.
3. Какие органоиды расположены в средней части сперматозоида: а) рибосомы; б) митохондрии; в) центриоли; г) лизосомы.
4. Какой набор хромосом содержится в зиготе: а) гаплоидный; б) диплоидный; в) тетраплоидный; г) триплоидный.
5. Каким путем происходит деление половых клеток в период созревания: а) митоз; б) мейоз; в) амитоз; г) шизогония.
Вариант 2.
1. Какой набор хромосом содержится в половых клетках: а) гаплоидный; б) диплоидный; в) триплоидный; г) тетраплоидный.
2. Назовите органоид в результате преобразования которого образуется акросома: а) рибосома; б) митохондрии; в) лизосома; г) пластинчатый комплекс.
3. Для какого типа яйцеклеток характерно полное равномерное дробление: а) изолецитальных; б) телолецитальных; в) центролецитальных; г) мезолецитальных.
4. Типы гаструляции: а) иммиграция; б) нейруляция; в) эпиболия; г) деляминация; д) детерминация; е) инвагинация.
5. Чем отличаются бластомеры, расположенные на вегетативном полюсе от расположенных наанимальном полюсе: а) размерами; б) формой; в) содержанием ДНК; г) содержанием РНК.
Вариант 3.
1. Как называется стадия дробления взаимосвязанных бластомеров без полости: а) бластула; б) гаструла; в) морула; г) трофобласт.
2. Для какого типа яйцеклеток характерно дискоидальное дробление: а) изолецитальных; б) телолецитальных; в) центролецитальных; г) мезолецитальных.
3. В каком направлении проходит первая борозда дробления: а) меридиональном; б) экваториальном; в) радиальном; г) спиральном.
4. Как называется внутренний зародышевый листок: а) эктодерма; б) мезодерма; в) энтодерма; г) бластодерма.
5. От чего зависит тип дробления яйцеклеток: а) количества желтка; б) распределения желтка; в) формы яйцеклеток; г) жизнедеятельности яйцеклеток.
Вариант 4.
1. Для какого типа яйцеклеток характерно полное неравномерное дробление: а) изолецитальных; б) центролецитальных; в) мезолецитальных; г) телолецитальных.
2. Укажите, какие органоиды расположены в шейке сперматозоида: а) рибосомы; б) митохондрии; в) центриоли; г) лизосомы.
3. Какие органоиды расположены в средней части сперматозоида: а) рибосомы; б) митохондрии; в) центриоли; г) лизосомы.
4. Какой набор хромосом содержится в зиготе: а) гаплоидный; б) диплоидный; в) тетраплоидный; г) триплоидный.
5. Каким путем происходит деление половых клеток в период созревания: а) митоз; б) мейоз; в) амитоз; г) шизогония.
№ п/п | Название этапа | Цель этапа | Время |
I. Вводная часть занятия | 5-10 % | ||
1. | Организация занятия | Мобилизовать внимание студентов на данное занятие | 5 мин |
2. | Определение темы, мотивации, цели, задач занятия | Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов | 5 мин |
II. Основная часть занятия | 80-90 % | ||
3. | Контроль исходных знаний, умений и навыков | Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков | 65 мин |
4. | Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время | Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе | 10 мин |
5. | Демонстрация методики | Показать ориентировочную основу действия (ООД) | 5 мин |
6. | Управляемая СРС в учебное время | Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия | 50 мин |
7. | Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др.) | Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов | 10 мин |
8. | Итоговый контроль | Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка | 15 мин |
III. Заключительная часть занятия | 5-10 % | ||
9. | Подведение итогов занятия | Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия | 10 мин |
10. | Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время | Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер | 5 мин |