Ситуационные задачи
Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.
(тесты, задачи и т.д.).
Задача 1.В одном из водоемов края жители выловили более 30 речных раков. Когда их сварили и стали есть, то один из участников заметил, что в теле некоторых раков есть тонкие, нитевые образования, напоминающие червей. Другой сказал, что это личинки глистов и если бы раки были сырыми, то можно было бы заразиться. Прав ли он? Назовите гельминтов, личинки которых могут развиться в организме ракообразных. Какие меры профилактики заражения этими гельминтами вам известны?
Задача 2.В поликлинику обратился мужчина, у которого на шее сзади и на правой лопатке находятся два присосавшихся клеща. Выяснилось, что накануне обращения к врачу, он выезжал из города в лес. Определите:
а) как снять клещей с кожи и к какому семейству они относятся?
б) какими заболеваниями они могут заразить человека?
в) как предупредить нападение клещей на человека?
Задача 3.В школе при осмотре 1000 учеников в разных классах обнаружено заболевание чесоткой у 5 школьников, обучающихся в разных классах. Как предупредить распространение болезни?
Задача 4.При лабораторном исследовании мокроты больного, страдающего хроническим астматоидным бронхитом, обнаружены клещи. Какие это могут быть клещи и как больной ими заразился?
Задача 5.Во время летних работ на зерноскладе у рабочих появились жалобы на воспаление кожи рук, шеи, с появлением зуда и волдырей. С чем это может быть связано?
Задача 6.Жильцов верхнего этажа одного из домов стали беспокоить укусы каких-то «мелких насекомых». Может ли это быть связано с тем, что в квартире имеется несколько клеток с певчими птицами, а на чердаке живет много диких голубей?
Задача 7.У больного, обратившегося на прием по поводу сильного зуда на коже кистей, живота, обнаружены мелкие, извилистые, беловато-грязного цвета полоски, чем-то напоминающие подживающие царапины; кое-где на них видны темные точки. Что это может быть?
Задача 8.У пациента, страдающего угрями и воспалительными изменениями кожи лица при микроскопировании материала из очагов поражения обнаружены живые организмы: форма тела вытянутая, червеобразная. Какой возбудитель и чем страдал пациент?
Задача 9. Школьники поехали отдыхать в пионерский лагерь «Океан» с июня по июль включительно. Перед отъездом все дети и воспитатели прошли медицинский осмотр, в том числе и на педикулез. При повторном осмотре через месяц у некоторых детей в волосистой части головы обнаружены личинки вшей. Объясните появление личинок, обосновать ответ с точки зрения их биологии.
Задача 10. При отсутствии канализации, выгребные ямы туалетов облицовываютбетоном. Может ли это помочь в борьбе с какими-либо видами мух?
Задача 11. В фекалиях больной, страдающей желудочно-кишечным расстройством, обнаружены мелкие личинки белого цвета с черными крючками на одном из концов тела. Под микроскопом на одной из сторон тела видны 3 ряда мелких зубчиков, а на расширенном заднем конце - мелкие желтоватые бугорки. Что обнаружил лаборант, и чем страдает пациентка?
Задача 12. Вспомните, личинки каких насекомых могут вызывать у человека миазы и каковы методы их обнаружения?
Задача 13. Студентов заселили в новое общежитие, в котором отсутствовал буфет. В начале тараканов не было в общежитии, но через 5 месяцев появились рыжие тараканы-прусаки. Через год численность их стала высокой. Обосновать ответ с точки зрения биологии прусаков.
9. Учебно-материальное обеспечение:
9.1 Литература:
а) обязательная:
1. Слюсарев А. А., Жукова С. В. Биология. Киев: «Вища школа», 2012.
2. Ярыгин В. Н. с соавтор. Биология в 2-х томах. М.: Гэотар-медиа, 2011.
3. Чебышев Н. В. Биология. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2011.
б) дополнительная
1. Каредина В.С. и др. Экологические основы паразитизма в типе Членистоногие. Учебное пособие. Владивосток, 2003г.
2. Заяц Р.Г. и др. Основы общей и медицинской паразитологии. – М., 2002 г.
3. Ильинский Н.Н. и др. Медицинская паразитология. – Томск, 2001 г.
10. Материальное обеспечение:
а) Таблицы: жизненный цикл клещей, строение вшей, строение клопов, строение блох, строение мух и тараканов.
б) Световые микроскопы.
в) Постоянные микропрепараты (головная вошь, платяная вошь, блоха человеческая, клоп постельный, личинка таежного клеща, нимфа таежного клеща, самка и самец таежного клеща).
Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе.