Этапы проведения практического занятия.
Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты).
Задания для СРС во внеучебное время
Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.
1. Филогенез и морфофункциональная характеристика Членистоногих (примеры ароморфозов, идиоадаптаций, дегенерации).
2. Медицинское значение класса Ракообразные.
3. Морфофизиологическая характеристика класса Паукообразные.
4. Характеристика отряда клещей, медицинское значение
5. Морфология, экология развития и медицинское значение семейства иксодовых клещей.
6. Морфология, экология и медицинское значение семейства аргазовых клещей (Поселковый клещ).
7. Особенности строения и патогенное действие представителей тромбидииформных и саркоптиформных клещей (железница-угревая, краснотелковые клещи и чесоточный зудень).
8. Семейство Пироглифиты как «аллергенные клещи»
9. Медицинское значение семейства Гамазовые клещи (переносчики вирусных забочеваний, возбудители дерматита)
10. Роль отечественных ученых в развитии ландшафтной эпидемиологии.
11. Морфологическая характеристика класса Насекомые (примеры идиоадаптации)
12. Отряд Тараканы (Blattoidea). Биология. Механические переносчики возбудителей инфекций и инвазий.
13. Отряд Вши (Anoplura) Возбудители и специфические переносчики возбудителей трансмиссивных заболеваний.
14. Отряд Блохи (Aphamptera) Медицинское значение (переносчики чумы, крысиного сыпного тифа и эпидемической сыпнотифозной лихорадки).
15. Отряд Клопы (Heteroptera). Медицинское значение.
16.Морфофизиологические особенности комаров (Anopheles, Culex, Aedes). Эпидемиологическое значение. Профилактика и меры борьбы.
17. Биология и медицинское значение комнатной мухи (Musca domestica), вольфартовой мухи (Wmagnifica), желудочного, овечьего и русского оводов, мухи Це-Це и осенней жигалки.
18. Биологические особенности и медицинское значение москитов. Профилактика и меры борьбы. Компоненты гнуса.
1. Подготовка рефератов и кратких сообщений по темам: Клещи обитатели человеческого жилья. Клещи – постоянные паразиты человека. Синантропные насекомые, не являющимися паразитами. Насекомые – тканевые и полостные эндопаразиты. Насекомые - постоянные кровососущие паразиты.
2. Подготовить тему: Рубежный контроль по разделу: «Медицинская паразитология».
1. Характерные признаки членистоногих: а) гомономная сегментация, псевдоцель; б) гетерономная сегментация, миксоцель; в) замкнутая кровеносная система, наличие сердца; г) незамкнутая кровеносная система, наличие сердца; д) билатеральная симметрия.
2. Пищеварительная система членистоногих представлена: а) ротовым отверстием, передней и средней кишкой, слепо замкнутой; б) ротовым отверстием, передней и средней и слепой кишкой; в) ротовым отверстием, передней, средней и задней кишкой, слепо замкнутой; г) ротовым отверстием, передней, средней и задней кишкой, анальным отверстием.
3. Тип Членистоногие включает классы: а) Ciliata; б) Crustacea; в) Arachnoidea; г) Sporosoa; д) Insecta.
4. Характерные признаки иксодовых клещей: а) наличие дорсального щитка и краевого ранта; б) отсутствие дорсального щитка и краевого ранта; в) наличие дорсального щитка и отсутствие краевого ранта; г) ротовой аппарат не виден со спинной стороны; д) ротовой аппарат хорошо виден со спинной стороны.
5. Медицинское значение Ornithadorus papillipes: а) специфический переносчик возбудителя клещевого сыпного тифа; б) механический переносчик цист простейших и яиц гельминтов; в) переносчик возбудителя таежного энцефалита; г) специфический переносчик возбудителя клещевого возвратного тифа.
6. Морфологические особенности Sarcoptes scabiei: а) тело округлой формы; б) тело червеобразной формы; в) конечности укорочены и имеют присоски; г) конечности длинные и хорошо развиты; д) ротовой аппарат колюще-сосущий; е) ротовой аппарат грызущего типа.
7. К типу Arthropoda, классу Arochnoidea относятся: а) Wohlfartia magnifica, Musca domestica; б) Toxoplazma gondii, Plasmodium malaria; в) Demodex folliculorum, Dermacentor pictus; г) Мetagonimus yokogawai, Nanophyetes salmincola.
8. Подтип Chelicerata включает класс: а) Chordata; б) Insecta; в) Branchiata; г) Arachnoidea; д) Crustacea.
9. Для личинки клещей характерно: а) три пары ходильных ног; б) четыре пары ходильных ног; в) наличие трахей; г) отсутствие стигм; д) наличие полового отверстия; е) отсутствие полового отверстия.
10. Клещи - возбудители заболеваний человека: а) поселковый клещ; б) собачий клещ; в) железница угревая; г) дермацентор; д) таежный клещ.
11.Особенности строения личинки малярийного комара все, кроме: а) располагается параллельно к поверхности воды; б) имеются дыхательные отверстия – стигмы; в) хорошо выражены отделы тела - голова, грудь, брюшко; г) располагается под углом к поверхности воды.
12. Особенности строения куколки обыкновенного комара: а) дыхательные сифоны в виде трубочки; б) дыхательные сифоны в виде воронки; в) дыхательные сифоны отсутствуют; г) имеются дыхательные отверстия - стигмы.
13. К типу Arthropoda, классу Insecta относятся: а) Wohlfartia magnifica, Musca domestica; б) Toxoplazma gondii, Plasmodium malaria; в) Demodex folliculorum, Dermacentor pictus; г) Мetagonimus yokogawai, Nanophyetes salmincola.
14. Морфологические особенности клопов: а) тело сплющено с боков, размеры до 8 см; б) тело сплющено в дорсовентральном направлении и покрыто растяжимым хитиновым покровом; в) тонкое тело и редуцированные конечности; г) тело сплющено в дорсовентральном направлении, грызущий ротовой аппарат.
15. Признаки платяной вши все, кроме: а) неглубокие вырезки на брюшке; б) длинные изогнутые сяжки; в) пигментации слабо выражена; г) глубокие вырезки на брюшке.
16. Медицинское значение Pulex irritans: а) переносят возбудителей холеры; б) переносят возбудителей токсоплазмоза; в) переносят возбудителей чумы; г) переносят возбудителей южноамериканского трипаносомоза; д) вызывают педикулез.
17. Тараканы механические переносчики возбудителей: а) малярии; токсоплазмоза; б) лейшманиоза, трипаносомоза; в) амебиаза, холеры; г) сыпного и возвратного тифов.
18. Характерные признаки насекомых все, кроме: а) тело состоит из головы, груди и брюшка; б) тело состоит из головогруди и брюшка; в) гетерономная сегментация, миксоцель; г) незамкнутая кровеносная система, наличие сердца; д) билатеральная симметрия.
19. Медицинское значение Wohlfartia magnifica: а) механический переносчик цист простейших; б) специфический переносчик возбудителей африканского трипаносомоза; в) личинки вызывают миазы; г) специфический переносчик филяриатозов.
20. Москиты являются переносчиками возбудителей: а) дракункулеза; б) трипаносомоза; в) чумы; г) возвратного тифа; д) лейшманиоза.
№ п/п | Название этапа | Цель этапа | Время |
I. Вводная часть занятия | 5-10 % | ||
1. | Организация занятия | Мобилизовать внимание студентов на данное занятие | 5 мин |
2. | Определение темы, мотивации, цели, задач занятия | Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов | 5 мин |
II. Основная часть занятия | 80-90 % | ||
3. | Контроль исходных знаний, умений и навыков | Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков | 65 мин |
4. | Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время | Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе | 10 мин |
5. | Демонстрация методики | Показать ориентировочную основу действия (ООД) | 5 мин |
6. | Управляемая СРС в учебное время | Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия | 50 мин |
7. | Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др.) | Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов | 10 мин |
8. | Итоговый контроль | Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка | 15 мин |
III. Заключительная часть занятия | 5-10 % | ||
9. | Подведение итогов занятия | Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия | 10 мин |
10. | Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время | Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер | 5 мин |