Этапы проведения практического занятия.

Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты).

Задания для СРС во внеучебное время

Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.

1. Происхождение многоклеточных животных.

2. Морфофизиологическая характеристика типа Плоские черви.

3. Морфофизиологическая характеристика класса Сосальщики. Адаптации к паразитизму.

4. Особенности строения и жизненного цикла кошачьего сосальщика (Opisthorchis felmeus). Лабораторная диагностика и профилактика описторхоза.

5. Особенности строения и жизненного цикла ланцетовидного сосальщика (Dicrocoelium lanceatum). Лабораторная диагностика и профилактика дикроцелиоза.

6. Особенности строения и жизненного цикла печеночного сосальщика (Fasciola hepatica). Лабораторная диагностика и профилактика фасциолеза.

7. Особенности строения и жизненного цикла легочного сосальщика (Paragonimus westermam). Лабораторная диагностика и профилактика парагонимоза в Приморье.

8. Особенности строения и жизненного цикла дальневосточных видов трематод (китайского сосальщика, нанофиста, метагонима).

9. Особенности строения и жизненного цикла кровяных сосальщиков. Лабораторная диагностика и профилактика шистосомозов.

1. Подготовка рефератов и кратких сообщений по темам: Заболевания, вызываемые дальневосточными трематодами. Кровяные сосальщики.

2. Подготовить тему: «Экологические основы паразитизма в типе Плоские черви. Класс Ленточные черви».

Вариант 1

1. Лабораторная диагностика фасциолеза основана на: а) обнаружении яиц в мокроте и моче; б) обнаружении яиц в дуоденальном содержимом и фекалиях; в) иммунологических методах; г) рентгенологическом обследовании печени и поджелудочной железы; д) обнаружении марит в фекалиях и дуоденальном содержимом.

2. Сосальщик, обитающий в желчных протоках печени: а) Clonorchis sinensis; б) Schistosoma mansoni; в) Paragonimus ringer; г) Schistosoma haematobium.

3. Человек заражается клонорхозом через: а) воду; б) му­равьев; в) грязные руки; г) рыбу; д) раков и крабов; е) грязные овощи.

4. Инвазионная стадия печеночного сосальщика: а) мирацидий; б) спороциста; в) редия; г) церкария; д) метацеркария; е) адолескария.

5. Личная профилактика при парагонимозе: а) мыть руки и овощи; б) термическая обработка крабов и раков; в) тер­мическая обработка рыбы; г) кипячение воды.

6. Заболевание клонорхоз вызывает сосальщик: а) печеночный; б) ле­гочной; в) ланцетовидный; г) кошачий; д) китайский.

7. К типу Plathelminthes, классу Trematoda относятся: а) Enterobius vermicularis, Ascaris lumbricoides; б) Hymenolepis nana, Taeniarhynchus saginatus; в) Diphyllobothrium latum, Echinococcus granulosus; г) Schistosoma haematobium, Opisthorchis felineus.

8. Орган, в котором откладывает яйца кошачий сосальщик: а) бронхи; б) сердце; в) желчные протоки печени; г) мочевой пузырь.

9. Назовите инвазионную стадию при дикроцелиозе: а) метацеркария; б) мирацидий; в) редия; г) церкария; д) адолескария.

10. Заболевание парагонимоз вызывает сосальщик: а) печеночный; б) легочный; в) ки­тайский; г) кошачий; д) ланцетовидный.

Вариант 2

1. К типу Plathelminthes, классу Trematoda относятся: а) Trypanosoma brucei gambiense; Entamoeba histolytica; б) Alveococcus multilocularis; Ascaris lumbricoides; в) Clonorchis sinensis, Fasciola hepatica; г) Sarcoptes scabiei, Ixodes ricinus.

2. Орган, в котором откладывает яйца Paragonimus westermani: а) желчные протоки печени; б) кишечник; в) кровеносные сосуды; г) кожа; д) легкие.

3. Общественная профилактика при метагонимозе: а) термическая обработка раков и крабов; б) соблюдение технологии засолки рыбы, охрана водоемов от стоков каловых масс; в) санитарно-просветительная работа, выявление и лечение больных; г) зашита от укусов насекомых, д) мыть руки и ово­щи, употребляемые в сыром виде.

4. Человек заражается шистосоматозом: а) при несоблюдении правил личной гигиены; б) через плохо прожаренное мясо; в) через плохо прожаренную рыбу; г) при купании в стоячем водоеме.

5. Заболевание описторхоз вызывает сосальщик: а) печеночный; б) метагонимус; в) кошачий; г) китайский; д) нанофиет; е) ле­гочной.

6. К дальневосточным видам трематод не относится: а) Мetagonimus yokogawai; б) Nanophyetes salmincola; в) Clonorchis sinensis; г) Paragonimus ringeri; д) Opisthorchis felineus.

7. Пищеварительная система Плоских червей имеет отделы: а) передний, средний; б) передний, средний, задний; в) передний, задний.

8. Инвазионная стадия при клонорхозе: а) мирацидий; б) спороциста; в) редия; г) церкария; д) адолескария; е) метацеркария.

9. Лабораторная диагностика дикроцелиоза основана на: а) обнаружении яиц в мокроте и моче; б) обнаружении яиц в дуоденальном содержимом и фекалиях; в) иммунологических методах; г) рентгенологическом обследовании печени и поджелудочной железы; д) обнаружении марит в фекалиях и дуоденальном содержимом.

10. Личная профилактика при фасциолёзе: а) защита от укусов насекомых; б) мыть руки; в) термическая обработка рыбы; г) мыть ово­щи, употребляемые в сыром виде.

№ п/п Название этапа Цель этапа Время
I. Вводная часть занятия 5-10 %
1. Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 5 мин
2. Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 5 мин
II. Основная часть занятия 80-90 %
3. Контроль исходных знаний, умений и навыков Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков 65 мин
4. Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе 10 мин
5. Демонстрация методики Показать ориентировочную основу действия (ООД) 5 мин
6. Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 50 мин
7. Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др.) Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов 10 мин
8. Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка 15 мин
III. Заключительная часть занятия 5-10 %
9. Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия 10 мин
10. Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер 5 мин