Этапы проведения практического занятия.

Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты).

Задания для СРС во внеучебное время

Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.

1. Предмет и задачи медицинской паразитологии.

2. Формы межвидовых биотических связей в биоценозах

3. Классификация паразитизма и паразитов (истинный, ложный, облигатный, факультативный, эктопаразиты, эндопаразиты, временные, постоянные, сверхпаразиты).

4. Происхождение паразитизма.

5. Адаптации к паразитизму.

6. Цикл развития паразитов.

7. Действия хозяина на паразита.

8. Сопротивление паразитов реакция иммунитета хозяина.

9. Природно-очаговые, трансмиссивные заболевания.

10. Морфофизиологическая характеристика и классификация типа Protozoa.

11. Морфофизиологическая характеристика класса Жгутиковые.

12. Жизненный цикл лейшманий (Leischmania donovani, Leischmania tropica).

13. Жизненный цикл трипаносомы (Trypanosoma gambiense).

14. Жизненный цикл лямблии (Lamblia intestinalis).

15. Жизненный цикл трихомонад (Trichomonas hominis, Trichomonas vaginalis).

16. Морфофизиологическая характеристика класса Саркодовые. Жизненный цикл дизентерийной амебы (Entamoeba histolytica).

17. Морфофизиологическая характеристика классов Infuzoria, Sporozoa. Представители.

18. Жизненный цикл балантидия (Balantidium coli).

19.Жизненй цикл малярийного плазмодия (Plasmodium malaria, Pl. ovale, Pl. falciparum, Pl. vivax).

20. Жизненный цикл токсоплазмы (Toxoplazma gondii).

1. Подготовка рефератов и кратких сообщений по темам: Учение Павловского Е.Н. о природно-очаговых заболеваниях; Роль отечественных ученых в развитии паразитологии;

Принцип взаимодействия паразита и хозяина; Патогенное действие и диагностика токсоплазмоза; Природно-очаговые заболевания.

2. Подготовить тему: «Экологические основы паразитизма в типе Плоские черви. Класс Сосальщики».

Вариант 1.

1. Перечислите жгутиковых паразитирующих в кишечнике человека: а, б.

2. Назовите переносчика висцерального лейшманиоза: а.

3. Какие виды лейшмании паразитируют у человека: а, б.

4.Назовите резервуар кожного лейшманиоза: а, б.

5.Какие органы поражаются при висцеральном лейшманиозе. а, б.

6. Назовите переносчиков африканских трипаносомозов: а.

7. Назовите формы лейшмании: а, б.

8. Где распространен африканский трипаносомоз: а.

9. Методы лабораторной диагностики лямблиоза: а, б.

10. Назовите виды трихомонад человека: а, б.

11. Назовите формы лейшманиоза: а, б.

Вариант 2.

1. К каким морфологическим структурам кишечника человека прикрепляются лямблии: а.

2. Какая жизненная форма лямблий используется в диагностике лямблиозов: а.

3. Назовите органоиды движения трипаносом: а, б.

4. В каких органах человека паразитирует трипаносома: а, б, в.

5.Назовите заболевание, которое можно диагностировать при исследовании цереброспинальной жидкости: а.

6. Назовите представителя жгутиковых, у которого имеется 4 пары жгутиков: а.

7. Какие заболевания, вызываемые жгутиковыми, относятся к природно-очаговым: а, б, в.

8. В пунктате из каких органов можно найти возбудителя висцерального лейшманиоза: а, б.

9. Назовите переносчика кожного лейшманиоза: а.

10. Назовите системы и органы, где могут паразитировать жгутиковые: а, б, в, г, д, е.

Вариант 3

1. Каким путем проникает в организм человека возбудитель африканского трипаносомоза:

а) трансмиссивными, б) активным внедрением в кожу, в) пищевым, г) воздушно – капельным.

2. Каким путем проникает в организм человека возбудитель кожного лейшманиоза: а) контактно-бытовым, б) воздушно-капельным, в) трансмиссивным.

3. Какой материал используется для диагностики лямблиоза: а) фекалии, б) дуоденальное содержимое, в) отделяемое влагалища, г) мокрота.

4. Назовите природный резервуар висцерального лейшманиоза: а) рыбы, б) собаки, в) птицы, г) лягушки.

5. К каким заболеваниям относится африканский трипаносомоз: а) природно-очаговым, б) трансмиссивным, в) сезонным, г) климатическим.

Вариант 4

1. Какой материал используется для диагностики влагалищного трихомонодоза: а) мокрота, б) дуоденальное содержимое, в) пункта из печени, г) отделяемое влагалища и уретры.

2. Каким путем проникает в организм человека возбудитель лямблиоза: а) пищевым, б) трансмиссивным, в) контактно - бытовым, г) активным внедрением через кожу.

3. Какой материал используется для диагностики кожного лейшманиоза: а) фекалии, б) отделяемое из кожных язв, в) дуоденальное содержимое, г) мокрота.

4. В каких органах паразитирует кишечная трихомонада: а) тонкий кишечник, б) толстый кишечник, в) печень, г) легкие.

5. Какой материал используется для диагностики африканского трипаносомоза: а) сыворотка крови, б) мокрота, в) цереброспинальная жидкость, г) фекалии, д) периферическая кровь.

№ п/п Название этапа Цель этапа Время
I. Вводная часть занятия 5-10 %
1. Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 5 мин
2. Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 5 мин
II. Основная часть занятия 80-90 %
3. Контроль исходных знаний, умений и навыков Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков 65 мин
4. Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе 10 мин
5. Демонстрация методики Показать ориентировочную основу действия (ООД) 5 мин
6. Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 50 мин
7. Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др.) Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов 10 мин
8. Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка 15 мин
III. Заключительная часть занятия 5-10 %
9. Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия 10 мин
10. Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер 5 мин